Каноны древнегреческой красоты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 06:25, курсовая работа

Краткое описание

В античные времена существовал культ сильного, спортивного тела, потому эталоном красоты были подтянутые женщины с хорошо развитой мускулатурой и атлетической фигурой. Привлекательным считалось лицо с прямым носом и большими глазами, причем расстояние между глазами должно было быть не менее величины глаза, а рот — в полтора раза больше глаза. Цениласькрасота естественная и благородная, особенно привлекательными считались голубоглазые и светловолосые. Большое внимание эллины обращали на прическу. Женщины, как правило, волосы не обрезали, а укладывали их хитроумным узлом или перевязывали на затылке лентой. «Античный узел» вошел в историю прически и до сих пор находит почитательниц.
Типичная красавица: богиня Артемида

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирование канона женской красоты в древне - греческом обществе
1.1. Понимание красоты древними греками
1.2. Отношение древних греков к женщинам и к женской красоте
1.3. Возникновение канона женской красоты в Древней Греции
Выводы по первой главе
Глава 2. Образ идеальной женщины в искусстве Античной Греции
2.1. Представление о женской красоте в греческой мифологии
2.2. Идеал женской красоты в античной литературе
2.3. Канон женской красоты в изобразительном искусстве Древней Греции
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 125.15 Кб (Скачать файл)

Если вспомнить идеализирование греками их богов, то все они предстают в образе человеческом и наделены высшей телесной красотой, потому что нет более совершенной формы. Этим в какой-то мере можно объяснить культ тела в Древней Греции. Культ тела определялся и более прагматическими причинами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, ему приходилось защищать отечество от врагов. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой. Историки свидетельствуют, что культ тела был мощнейшим стимулом решения социально-политических задач. Агесилай, царь спартанский, чтобы ободрить своих воинов, велел раздеть пленных персов. Увидев их изнеженные тела, свидетельствуют историки, греки расхохотались и пошли вперед, полные уверенности в победе над презренным противником.

Наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таких видах искусства, как архитектура и скульптура. Математические расчеты сооружаемых храмов соотносились с человеческим телом. При всяких сооружениях основные меры древние заимствуют от человеческого тела: пальцы, ладони, стопы, локти и т. д. Мужественная дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины - физически сильного, твердо стоящего на земле, не требующего никаких украшений и прекрасного уже физическим совершенством, стройная ионическая колонна сравнивается с фигурой женщины, утонченной и нарядной. Колонна украшена орнаментом в виде листьев пальмы или лотоса с завитками-волютами, аккуратными и симметричными, как прическа гречанки. И углубления на ионической колонне тоньше и богаче, чем на дорической. Коринфская колонна создана, как полагает Витрувий, «в подражание девичьей грации». Следует, однако, подчеркнуть, что антропоцентризм имеет более глубокий смысл, нежели соответствие с человеческим телом, даже в архитектуре. Пропорции храма и его размеры соотносимы с человеком. Но не с реальным человеком - для этого составляющие храма слишком велики, здание «предполагало» героя, титанического человека, оно возвышает человека и приобщает его к миру высоких и могучих явлений. Такая архитектура становится важной силой в духовной культуре греческого общества, воспитывает в человеке гражданина.

 

1.2 Отношение древних  греков к женщинам и к женской  красоте

Древние греки верили в то, что Пандору (первую женщину) создал Гефест по повелению Зевса в наказание за использование людьми огня. Таким образом, Пандора явилась на землю как вечное напоминание о непреодолимой пропасти между смертными и бессмертными.

 Различные интерпретации мифа  о Пандоре повествуют о том, что Гефест сотворил ее из земли; или же смешал землю с водой и придал фигуре голос и человеческую силу; или же слепил ее из глины. Афина-Главкопида дала ей пояс, одела и покрыла голову «изящно сделанной» накидкой; Афина-Паллада увенчала ее цветочной гирляндой и золотым венцом, сделанным Гефестом; Афина-Эргане научила шитью и ткачеству. Златоволосая Афродита придала ей очарование и чувственное желание; хариты и пейто дали ей золотой венец; густоволосые горы — богини времен года — подарили ей цветочную корону. Гермес-предводитель вложил в нее хитрость и способность к обману. Наконец, Зевс назвал ее Пандорой.

Нужно сказать, что роль женщин была велика как в женских ритуалах, так и в общечеловеческих: они принимали деятельное участие в жизни общества, выполняя, конечно, свою основную биологическую функцию — воспроизведение потомства. Сравнение женщины с природой можно рассматривать как ее унижение, но только в том случае, если общество негативно относится к самой природе. Древние греки как боялись диких природных сил, так и восхищались ими; также двояко относились они и к женщине, способной и к рождению, и к разрушению цивилизации. Природные силы амбивалентны, их можно объявить чудовищными или божественными, но обойти никак нельзя. И древние греки прекрасно это понимали. [1,19]

Женщины Древней Греции официально занимали особое положение в обществе и делились на несколько категорий: приличные женщины, гетеры и проститутки. У всех этих женщин, по закону, были строго определенные роли относительно представителей сильного пола. Каждая из них была важной частью жизни мужчины. Но только избранные соответствовали идеалу красоты в понимании того времени.

Искусствовед Д.Ю. Ермилова, пытаясь объяснить то, что вмещает в себя понятие «древнегреческая красавица», рассказывает о существовавших в начале VI века до нашей эры реформах Солона, среди которых  были очень строгие законы, защищающие честь жен, дочерей, сестер древних греков. За оскорбление женщины грозило суровое наказание.

Жены нужны были для того, чтобы рожать грекам законных детей вести домашнее хозяйство. Греки первыми из народов стали соблюдать принцип единобрачия, но женщин предпочитали держать на другой половине дома (в гинекее, куда не допускался никто из посторонних). Эта система воспитания (при всех недостатках) имела и очевидные преимущества. Никакая другая система не могла лучше бы поддерживать в дамах ту скромность и нежность, которые греки особенно ценили в женщине.

В ходу в то время была пословица: «Добрая жена – сокровище, а худая – худшая из пыток, которая будет лишь нахлебницей в доме и даже лучшего из мужей разорит и обессилит». На этот крайний случай у мужчин всегда есть некая «отдушина». Неудовлетворенные своим положением мужчины находили тогда отдушину у нимф. К услугам физически крепких, духовно и сексуально активных мужчин всегда были многочисленные рабыни, гетеры.

Большинство греков считало: чтобы найти доступ к сердцу женщины, не нужно ни серьезного образования, ни глубоких знаний. И все же умных влекли греческие гетеры (hetaira – подруга, любовница).

Многие гетеры были весьма образованны и могли потрафить любому вкусу. Такая женщина могла беседовать с вами на любые серьезные темы – поэзия, искусство, мода, нравы, политика. Однако большинство мужчин обычно довольствовались в компании дам иного рода общением.

Характерно, что все знаменитые гетеры не были уроженками Афин. Как правило, они были из колоний, потому что в колониях под влиянием восточных традиций все-таки положение женщины было несколько иным, и девочки получали образование. Потому что афинянки были совершенно невежественными. А гетера должна была быть образованной, она должна была быть интересной собеседницей, уметь разговаривать на философские темы, даже были гетеры, которые просто специализировались на взаимоотношениях именно с философами.

Она должна была уметь играть на музыкальных инструментах, сочинять стихи и пленять своей красотой, то есть это была своеобразная сверхженщина. Гетеры в Греции были жрицами богини Афродиты, богини любви. И практически у каждого знаменитого грека, философа или политика была возлюбленная гетера.

Нужно сказать, чем отличались на улице обычные, приличные женщины от гетер. Если мужская нагота в Греции – норма, то женская нагота – это аномалия. Увидеть обнаженную женщину можно было только во время каких-то религиозных празднеств, мистерий, например: элевскинских, повсейдонских, во время вакханалий. Но в обычной жизни (рабыня это, служанка или порядочная жена) женщина должна быть одетой. И гречанка, выходя на улицу, обязательно должна была надеть покрывало, покрыть голову покрывалом. Это был либо плащ-гиматий, либо край хитона она накидывала на голову, но обязательно должна быть закутанной в одежды. Если мужчина носил одну одежду, то женщина всегда несколько.

Солон это предусмотрел, он в своих законах предусмотрел, что проститутки должны носить пестрые, разноцветные одежды, что вообще-то не всегда соответствовало греческому вкусу. Как правило, греческие одежды были однотонными, пестрота им казалась не гармоничной и вообще восточной, а у проституток покрывала и хитоны были, например, полосатыми. Поэтому сразу можно было в толпе такую женщину выделить. И кроме того они носили дорогие ткани, например, крашенные пурпуром или алые, много золотых украшений и вообще представляли собой настоящее произведение искусства.

И красота как раз была главным условием для того, чтобы куртизанка сделала успешную карьеру. А карьера эта имела и материальное вознаграждение, потому что многие из них зарабатывали себе целое состояние.

По статуям мы также можем составить представление и об идеальных чертах лица древней гречанки: большие глаза с широким межвековым разрезом, маленький рот и классический "греческий" нос, прямой и фактически продолжающий линию лба. Несмотря на благородную белизну греческих статуй, гречанки, как и египтянки, вовсю пользовались косметикой: подкрашивали глаза и брови, румянили щеки. Самая популярная прическа тех времен нам тоже прекрасно знакома: это завязанный на затылке греческий узел "коримбос". (рис. 1) Волосы чернявые гречанки предпочитали обесцвечивать при помощи щелочного мыла и солнечных лучей.

Рисунок 1 Модные прически античных красавиц

Как уже мы с вами знаем, у греческой красавицы не было талии, и она должна была иметь, с нашей точки зрения, особенно с точки зрения модельного бизнеса, достаточно пышные формы. Но при этом огромное значение имели пропорции, то есть тело должно быть соразмерным, гармоничным.

Особое значение имел цвет кожи – красавица должна быть бледной. И еще важно, но это редко, конечно, было достижимо, – красавица должна быть златокудрой. Златокудрыми были боги, и златокудрой была якобы знаменитая, легендарная Елена – царица Микен, которая послужила причиной для троянской войны, ее похищение. На самом деле гречанки и греки не были златокудрыми. Может быть, там попадался небольшой процент людей со светлыми волосами – это были уроженцы гор, горных районов, но они были и есть представители средиземноморской расы, то есть они были черноволосыми.

Гречанки прилагали множество усилий для того, чтобы приукрасить свою внешность. О чем мы знаем из сочинений греческих комедиографов, потому что все это они высмеивали в комедиях. Чтобы иметь стройную фигуру, гречанка бинтовала торс специальной лентой, аподисмия она называлась. Ну, видимо, живот утягивала, бедра, приподнимала бюст с помощью этой ленты, чтобы ее фигура казалась более стройной, хитон подпоясывали выше талии, чтобы ноги казались более длинными, носили они сандалии на очень толстых подошвах, можно сказать, похожих на современные платформы, и кроме того уделяли огромное внимание косметике. В моде была красота строгая и благородная. Прежде всего ценились голубые глаза, златокудрые волосы и светлая, блестящая кожа. Для придания лицу белизны привилегированные гречанки использовали белила, легкие румяна наносили кармином – красной краской из кошенили, применяли пудру и губную помаду. Для подведения глаз – копоть от сгорания специальной эссенции.

Женщины из народа, для которых косметические средства были малодоступными, накладывали на ночь маску из ячменного теста с яйцами и приправами.

Конечно, первыми были гетеры, которые просто были идеальными красавицами, в частности знали всякие секреты удаления волос с тела, то есть они были гладкокожими, ухоженными, благоухающими. А Фрина к тому же умудрилась сохранить свою красоту до старости. Но по легенде, она дважды в день принимала ледяную ванну, и вот это средство позволяло ей сохранить красоту. Кроме того, греческие женщины очень любили украшения, если мужчинам практически было запрещено носить украшения, то это была привилегия женщин. Но при этом что нужно всегда иметь в виду, что греки не были свободны в выборе своего костюма, особенно мужчины.

То, что они могли выразить индивидуальность в костюме, все-таки является заблуждением. Потому что государство, полис все контролировал, в том числе и одежду. Выделяться было не принято, наоборот Афины гордились тем, что на их улицах нет ни бедняков, ни богачей, то есть все примерно были одеты одинаково, и все примерно жили на одном уровне, поэтому выделяться было не принято, все регламентировалось.

Женщинам было позволено больше, чем мужчинам. А гетерам позволено было больше, чем обычным женщинам. Поэтому именно они, наверное, являются для нас символами греческого представления о красоте, но все-таки надо иметь в виду, что это исключение из правил. Обычные женщины и выглядели иначе, и были не столь совершенными, как знаменитые гетеры.

 

Дамы из разных мест имели свои особенности. Фиванки отличались высоким ростом, привлекательной походкой, манерой держаться. Их одежда, прически и обувь выделяли их среди прочих. Женщины Беотии и островов Эгейского моря славились своей утонченностью, образованностью, а также склонностью к поэзии.

 

Подводя итог, следует сказать, что

 

 

 

1.3. Возникновение  канона женской красоты в Древней  Греции

Когда мы говорим о красоте человеческого тела, перед нашим взором тотчас возникают образы древнегреческих Венер. И неудивительно: в изображениях гармонически развитого человеческого тела греческие скульпторы до сих пор являются образцом совершенства. В Древней Греции, чуть ли не впервые в истории, попытались математически вычислить и определить каноны красоты человеческого тела. Изучая законы гармонии и пропорциональных соотношений, знаменитый математик Пифагор в VI в. до н.э. открыл принципы "золотого сечения" (сам термин был введен Леонардо да Винчи), в котором целое относилось к своей большей части, как большая к меньшей (если С -- целое, А -- большая часть, В -- меньшая, то "золотое сечение" выражается формулой -- С:А=А:В). Это послужило основой для расчета пропорциональных соотношений.

Уже тысячелетия люди пытаются найти математические закономерности в пропорциях тела человека. Долгое время отдельные части тела человека служили основой всех измерений, являлись естественными единицами длины. Так, у древних египтян было три единицы длины: локоть (466 мм), равнявшийся семи ладоням (66,5 мм), ладонь, в свою очередь, равнялась четырем пальцам. Мерой длины в Греции и Риме была ступня. Основными мерами длины в России были сажень и локоть. Кроме этого, применялся дюйм - длина сустава большого пальца, пядь - расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами (их копнами), ладонь - ширина кисти руки. Еще в Древнем Египте за единицу измерения тела принимали длину стопы, в более поздние времена - длину среднего пальца руки. В соответствии с эстетическим каноном греческого скульптора Поликлета единицей измерения тела служила голова; длина тела должна быть равной восьми размерам головы.

Доскональный расчет канонов красоты он произвел в V в. до н.э. (его сочинение на эту тему так и называется - "Канон"). По его мнению, идеальное тело должно быть таким: голова - 1/7 всего роста, кисть руки - 1/10, ступня - 1/6, а центр тела должен приходиться на уровень пупка. 

Информация о работе Каноны древнегреческой красоты