Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 06:25, курсовая работа
В античные времена существовал культ сильного, спортивного тела, потому эталоном красоты были подтянутые женщины с хорошо развитой мускулатурой и атлетической фигурой. Привлекательным считалось лицо с прямым носом и большими глазами, причем расстояние между глазами должно было быть не менее величины глаза, а рот — в полтора раза больше глаза. Цениласькрасота естественная и благородная, особенно привлекательными считались голубоглазые и светловолосые. Большое внимание эллины обращали на прическу. Женщины, как правило, волосы не обрезали, а укладывали их хитроумным узлом или перевязывали на затылке лентой. «Античный узел» вошел в историю прически и до сих пор находит почитательниц.
Типичная красавица: богиня Артемида
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирование канона женской красоты в древне - греческом обществе
1.1. Понимание красоты древними греками
1.2. Отношение древних греков к женщинам и к женской красоте
1.3. Возникновение канона женской красоты в Древней Греции
Выводы по первой главе
Глава 2. Образ идеальной женщины в искусстве Античной Греции
2.1. Представление о женской красоте в греческой мифологии
2.2. Идеал женской красоты в античной литературе
2.3. Канон женской красоты в изобразительном искусстве Древней Греции
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Если вспомнить идеализирование греками их богов, то все они предстают в образе человеческом и наделены высшей телесной красотой, потому что нет более совершенной формы. Этим в какой-то мере можно объяснить культ тела в Древней Греции. Культ тела определялся и более прагматическими причинами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, ему приходилось защищать отечество от врагов. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой. Историки свидетельствуют, что культ тела был мощнейшим стимулом решения социально-политических задач. Агесилай, царь спартанский, чтобы ободрить своих воинов, велел раздеть пленных персов. Увидев их изнеженные тела, свидетельствуют историки, греки расхохотались и пошли вперед, полные уверенности в победе над презренным противником.
Наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таких видах искусства, как архитектура и скульптура. Математические расчеты сооружаемых храмов соотносились с человеческим телом. При всяких сооружениях основные меры древние заимствуют от человеческого тела: пальцы, ладони, стопы, локти и т. д. Мужественная дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины - физически сильного, твердо стоящего на земле, не требующего никаких украшений и прекрасного уже физическим совершенством, стройная ионическая колонна сравнивается с фигурой женщины, утонченной и нарядной. Колонна украшена орнаментом в виде листьев пальмы или лотоса с завитками-волютами, аккуратными и симметричными, как прическа гречанки. И углубления на ионической колонне тоньше и богаче, чем на дорической. Коринфская колонна создана, как полагает Витрувий, «в подражание девичьей грации». Следует, однако, подчеркнуть, что антропоцентризм имеет более глубокий смысл, нежели соответствие с человеческим телом, даже в архитектуре. Пропорции храма и его размеры соотносимы с человеком. Но не с реальным человеком - для этого составляющие храма слишком велики, здание «предполагало» героя, титанического человека, оно возвышает человека и приобщает его к миру высоких и могучих явлений. Такая архитектура становится важной силой в духовной культуре греческого общества, воспитывает в человеке гражданина.
Древние греки верили в то, что Пандору (первую женщину) создал Гефест по повелению Зевса в наказание за использование людьми огня. Таким образом, Пандора явилась на землю как вечное напоминание о непреодолимой пропасти между смертными и бессмертными.
Различные интерпретации мифа о Пандоре повествуют о том, что Гефест сотворил ее из земли; или же смешал землю с водой и придал фигуре голос и человеческую силу; или же слепил ее из глины. Афина-Главкопида дала ей пояс, одела и покрыла голову «изящно сделанной» накидкой; Афина-Паллада увенчала ее цветочной гирляндой и золотым венцом, сделанным Гефестом; Афина-Эргане научила шитью и ткачеству. Златоволосая Афродита придала ей очарование и чувственное желание; хариты и пейто дали ей золотой венец; густоволосые горы — богини времен года — подарили ей цветочную корону. Гермес-предводитель вложил в нее хитрость и способность к обману. Наконец, Зевс назвал ее Пандорой.
Нужно сказать, что роль женщин была велика как в женских ритуалах, так и в общечеловеческих: они принимали деятельное участие в жизни общества, выполняя, конечно, свою основную биологическую функцию — воспроизведение потомства. Сравнение женщины с природой можно рассматривать как ее унижение, но только в том случае, если общество негативно относится к самой природе. Древние греки как боялись диких природных сил, так и восхищались ими; также двояко относились они и к женщине, способной и к рождению, и к разрушению цивилизации. Природные силы амбивалентны, их можно объявить чудовищными или божественными, но обойти никак нельзя. И древние греки прекрасно это понимали. [1,19]
Женщины Древней Греции официально занимали особое положение в обществе и делились на несколько категорий: приличные женщины, гетеры и проститутки. У всех этих женщин, по закону, были строго определенные роли относительно представителей сильного пола. Каждая из них была важной частью жизни мужчины. Но только избранные соответствовали идеалу красоты в понимании того времени.
Искусствовед Д.Ю. Ермилова, пытаясь объяснить то, что вмещает в себя понятие «древнегреческая красавица», рассказывает о существовавших в начале VI века до нашей эры реформах Солона, среди которых были очень строгие законы, защищающие честь жен, дочерей, сестер древних греков. За оскорбление женщины грозило суровое наказание.
Жены нужны были для того, чтобы рожать грекам законных детей вести домашнее хозяйство. Греки первыми из народов стали соблюдать принцип единобрачия, но женщин предпочитали держать на другой половине дома (в гинекее, куда не допускался никто из посторонних). Эта система воспитания (при всех недостатках) имела и очевидные преимущества. Никакая другая система не могла лучше бы поддерживать в дамах ту скромность и нежность, которые греки особенно ценили в женщине.
В ходу в то время была пословица: «Добрая жена – сокровище, а худая – худшая из пыток, которая будет лишь нахлебницей в доме и даже лучшего из мужей разорит и обессилит». На этот крайний случай у мужчин всегда есть некая «отдушина». Неудовлетворенные своим положением мужчины находили тогда отдушину у нимф. К услугам физически крепких, духовно и сексуально активных мужчин всегда были многочисленные рабыни, гетеры.
По статуям мы также можем составить представление и об идеальных чертах лица древней гречанки: большие глаза с широким межвековым разрезом, маленький рот и классический "греческий" нос, прямой и фактически продолжающий линию лба. Несмотря на благородную белизну греческих статуй, гречанки, как и египтянки, вовсю пользовались косметикой: подкрашивали глаза и брови, румянили щеки. Самая популярная прическа тех времен нам тоже прекрасно знакома: это завязанный на затылке греческий узел "коримбос". (рис. 1) Волосы чернявые гречанки предпочитали обесцвечивать при помощи щелочного мыла и солнечных лучей.
Рисунок 1 Модные прически античных красавиц
Дамы из разных мест имели свои особенности. Фиванки отличались высоким ростом, привлекательной походкой, манерой держаться. Их одежда, прически и обувь выделяли их среди прочих. Женщины Беотии и островов Эгейского моря славились своей утонченностью, образованностью, а также склонностью к поэзии.
Когда мы говорим о красоте человеческого тела, перед нашим взором тотчас возникают образы древнегреческих Венер. И неудивительно: в изображениях гармонически развитого человеческого тела греческие скульпторы до сих пор являются образцом совершенства. В Древней Греции, чуть ли не впервые в истории, попытались математически вычислить и определить каноны красоты человеческого тела. Изучая законы гармонии и пропорциональных соотношений, знаменитый математик Пифагор в VI в. до н.э. открыл принципы "золотого сечения" (сам термин был введен Леонардо да Винчи), в котором целое относилось к своей большей части, как большая к меньшей (если С -- целое, А -- большая часть, В -- меньшая, то "золотое сечение" выражается формулой -- С:А=А:В). Это послужило основой для расчета пропорциональных соотношений.
Доскональный расчет канонов красоты он произвел в V в. до н.э. (его сочинение на эту тему так и называется - "Канон"). По его мнению, идеальное тело должно быть таким: голова - 1/7 всего роста, кисть руки - 1/10, ступня - 1/6, а центр тела должен приходиться на уровень пупка.