Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:09, курсовая работа
В нашей республике, как и всем постсоветском пространстве, интерес к теории культуры сформировался в 50-е годы ХХ века, а уже в 60-е появились работы на эту тему.
Язык участвует также
в процессе приобретения организации
опыта у людей. Антрополог Бннджамин
Ли Уорф показал, что многие понятия
кажутся нам “само собой
Антропологи конца XIX в. были
склонны сравнивать культуру с огромной
коллекцией «обрезков и лоскутков», не
имеющих между собой особых связей и собранных
по воле случая. Бенедикт (1934) и другие
антропологи XX века утверждали, что
формирование различных моделей одной
культуры осуществляется на основе единых
принципов.
Истина, наверное, где-то посередине.
Культуры действительно имеют преобладающие
черты, но ими не исчерпывается ни одна
культура, есть еще и многообразие, и конфликты.
Можно выделить по крайней мере три вида конфликтов, связанных с развитием культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние.
Термин «аномия», обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы прошлого столетия. В то время аномия была вызвана ослаблением влияния религии и политики о повышением роли торгово-промышленных кругов. Эти перемены повлекли за собой распад системы нравственных ценностей, которая в прошлом отличалась устойчивостью. С тех пор обществоведы неоднократно отмечали, что рост преступности, увеличение числа разводов происходили в результате нарушения единства и культуры, особенно в связи с неустойчивостью религиозных и семейных ценностей.
В начале века Уильям Филдинг
Огборн ввел понятие культурного
запаздывания. Оно наблюдается, когда
перемены в материальной жизни общества
опережают трансформацию
Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чужой культуры, наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись колонизации со стороны народов Европы.
Согласно исследованиям
известного ученого Б.К. Малиновского,
множество противоположных
Социальная жизнь туземцев
до колонизации составляла единое целое.
На основе племенной организации
общества одновременно сформировались
система родственных связей, экономический
и политический уклад и даже приемы
ведения войны. Культура колониальных
держав, главным образом
В большинстве европейских обществ к началу XX в. сложились две формы культуры.
Высокая культура – изящное искусство, классическая музыка и литература – создавалась и воспринималась элитой.
Народная культура, включавшая сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между собой.
Следует отметить, что механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку».
Массовая культура может быть интернациональной
и национальной. Как правило, она
обладает меньшей художественной ценностью,
нежели элитарная или народная. Но
в отличие от элитарной массовая
культура обладает большей аудиторией,
а в сравнении с народной —
она всегда авторская. Она призвана
удовлетворять сиюминутные
Тем не менее, образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями народной и элитарной культуры такого не происходит.
Вместе с тем, современное состояние культуры вызывает обоснованное беспокойство. Одной из основных проблем развития общества является эрозия духовной культуры, возникающая в результате тотального распространения однообразной информации, изолирующей ее потребителей от работы по развитию представлений о смысле существования в социо-культурном процессе.
Преодоление кризиса, сохранение культуры опираются на основные тенденции ее саморазвития, эволюции.
1.3 Аспекты культуры
Культура – это, прежде всего, творчество смыслов. Под углом зрения гуманистической культуры личность первична, общество вторично; личность – цель, общество – средство. Соответственно, смысл первичен, ценность вторична, норма третична. Культурные ценности – это значения вещей, явлений, событий и самих индивидов, их группирований, формирующиеся и утверждающие себя под воздействием материальных и духовных потребностей, стремлений, интересов. Каждый предмет или конкретный человек имеет множество ценностных характеристик, которые складываются в подвижную иерархию. В целом, культурные ценности выдвигаются на первый план по сравнению с непосредственно жизненными, социальными, экономическими и другими, поскольку несут на себе печать меры, подвижного равновесия (гомеостаза), гармонии и в той или иной степени проявляют эстетические предпочтения индивидов [24, с.31].
От культурной ценности неотделим
момент красоты. В эстетических ценностях
художественной культуры этот момент
выражен наиболее рельефно и разнообразно.
Древние греки создали
Высокая культура, и в особенности художественная, является средоточием, великим историческим сводом необходимых для прогресса человеческих ценностей. Она позволяет выделить наиболее удачные и выразительные, эстетически значимые формы, образцы человеческого творчества. В основе разнообразия национальных культур, базирующихся на первоценностях, лежат в чём-то различные и в то же время в основе своей совпадающие представления о красоте и динамичной множественной гармонии. Интегральная культура человечества выражается в нескончаемом поиске новых и новых синергетических совершенств, воплощаемых в оригинальных стилях [24, с.32].
Ценность, сдвинутая к субъекту
превращается в оценку. Оценка –
это ценность ценностей. Индивидуальные
личности, превосходя социальные личности,
наделяют дополнительными
Ценности образуют базовый материал
для норм. Нормы – это рассчитанные
на типичные ситуации запреты и предписания,
правила и установления, социальные
требования должного, своеобразные алгоритмы,
регулирующие формы «усреднённого»
поведения, стандартизированной
Идеалы представляют собой обобщённые ценностные представления о пределах, вырисовывающихся при достижении ключевых общественных и индивидуальных целей [24, с.35].
Новые смыслы обобщаются в ценностях, которые мотивируют социальное признание допущенных отклонений от прежних норм и тем самым способствуют ускоренному превращению данных обоснованных отклонений в институциональные нормы. Этот сложный процесс направляется соответствующими идеалами, которые сами при достижении искомых целей и результатов могут пересматриваться. Такова представленная в общем виде диалектика внутреннего развития культуры [24, с.36].
Культура – открытая система, то есть она не завершена, продолжает развиваться и взаимодействовать с другими составляющими общества. Поэтому для начала обратим внимание на внешнюю тенденцию развития культуры.
Культура – это «не природа», она возникла и развивается во взаимодействии с природой. Их отношения складывались непросто. Постепенно выходя из-под власти природных сил, человек – творец культуры – сделал из своего творения инструмент, орудие для завоевания, подчинения себе природы. Однако как только власть над земной природой стала сосредоточиваться в руках людей, так самые прозорливые из них пришли к выводу, что вместе с природой в рабство к силе человеческого труда попала и культура, внутри которой возникли негативные процессы. Сменив отношение к себе как к части природы на отношение к природе как к «чужому», человек оказался в сложной ситуации. Ведь он со своим организмом неотделим от природы, ставшей «чужой» для культуры. Поэтому человек сам вынуждал себя сделать выбор между природой и культурой. Начатая в XVIII в. Ж.- Ж. Руссо критика культуры в некоторых концепциях доводилась до полного ее отрицания, выдвигалась идея "природной антикультурности" человека, а сама культура трактовалась как средство его подавления и порабощения (Ф. Ницше). 3.Фрейд рассматривал культуру как механизм социального подавления и сублимации бессознательных психических процессов. И все это в то время, когда человечество активно создавало способы подавления природы.
Противостояние культуры и природы не исчезло и сегодня. Однако наметилась тенденция к его преодолению. Раскрытая в трудах В. И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена идея ноосферы - будущего царства Разума, Добра, Красоты - находит все более широкий отклик.
Закономерности внутреннего развития культуры тесно переплетаются с внешней тенденцией развития культуры, эволюцией ее отношений с природой. Одна из основных тенденций внутреннего развития культуры связана с изменением баланса физических и умственных затрат энергии человека в пользу последних. Начиная с середины XX века, благодаря использованию достижений НТР стала резко сокращаться потребность в тяжелом физическом труде. Физические усилия человека играют все меньшую роль в воспроизводстве социокультурного процесса. Культура, таким образом, все больше определяет себя как продукт творчества человеческого духа, ума, души. Ценность духовных усилий в связи с этим будет неуклонно возрастать. И если прежде естественнонаучное знание нередко рассматривалось как критерий прогрессивности культуры, то теперь паритет его с гуманитарным знанием будет постепенно восстанавливаться.
Другая внутренняя тенденция эволюции культуры – это переход от конфронтации «локальных», «групповых», «субъективных» культур к их диалогу. XX век внес в осмысление культурного процесса напряженный драматизм, трагическое ощущение невосполнимых утрат. Наиболее последовательно идея прерывности культуры, несопоставимости культур воплощена в концепции О. Шпенглера. Восприятие культур отдельных социальных субъектов основано на убеждении, что каждая из культур вырастает из своего собственного уникального «прафеномена» – способа "переживания жизни". Если в теории культурно-исторических типов, культурных кругов такой подход применяется при анализе отношений культур разных этносов, то в лево- и праворадикальных доктринах он используется при сопоставлении культур разных классов (теория «двух культур» в классовом обществе), а в учении «новых левых», а затем и «правых» - с этих же позиций характеризуются отношения «новой» контркультуры и «старой» культуры.
Таким образом, в рамках социологии экономического детерминизма носителями несоединимых, взаимоисключающих культур выступают классы, для «новых» – молодежь и старшее поколение.
Конфликт, взаимное непонимание и неприятие культур рассматриваются как абсолютная неизбежность. Однако современная ситуация в социокультурном процессе демонстрирует бесперспективность и даже гибельность позиции взаимного игнорирования культур. Необходимость целостности культуры постигается «от противного» - через осознание невозможности в дальнейшем ее существования в виде конгломерата культур.
Еще одна важная тенденция эволюции культуры может быть выражена как преодоление конфликта (при сохранении противоречия) между традиционной культурой и культурой новаторской. Эта тенденция находит воплощение в культуре постмодернизма.