Культура и субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

В нашей республике, как и всем постсоветском пространстве, интерес к теории культуры сформировался в 50-е годы ХХ века, а уже в 60-е появились работы на эту тему.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая вся.docx

— 82.79 Кб (Скачать файл)

Как ни условно обозначение целых эпох в культурной жизни общества понятиями «классицизм» или «модернизм», оно позволяет увидеть, насколько прерывной во времени воспринимается культура в тот или иной период [16]. 

В начале XX века  в культуре утвердился стиль «модерн». Модернизм - стремление по-новому отразить действительность и особенно культуру как «не природу», как неестественное, искусственное, чистое, рафинированное явление – пронизал все сферы духовной жизни и в первую очередь искусство, гуманитарные науки. Нетривиальность, нетрадиционность и антитрадиционность рассматриваются в рамках данного стиля как тождественные понятия. Постепенно то, что было модернизмом, частично включилось в традицию, от которой старательно дистанцировался авангард культуры. Однако в поиске форм и значений, не соприкасающихся с тем, что уже имелось в культуре (и уже потому старым, ненужным), авангард завел себя в тупик абсурда – не мелодичной музыки, не изображающей живописи, не объясняющей науки, идеологии, служащей не самосохранению, а саморазрушению субъекта идеологии, порывающей с традицией мифологии. Естественная потребность творца культуры выразить абсурдность, дисгармонию мира удовлетворяется таким образом, что ведет к углублению абсурда. В культуре, наполненной какафонией, все отчетливее ощущается потребность в молчании, которое порой определяется как то единственное, чего еще не хватает "для пополнения золотого фонда культурных ценностей человечества". Постепенно «молчание» приводит к успокоенности, восстанавливаются сожженные некогда мосты к традиционной культуре, вновь возникают в обогащенном современностью виде ценности, добытые, развитые культурами прежних эпох. Распавшаяся связь времен восстанавливается, и в который уже раз выявляется, что "рукописи не горят".  
       Современная постмодернистская культура – это культуpa, мучительно, но неуклонно преодолевающая пропасть между старым и новым, созданным и создаваемым. Ее ткань насыщена "знаками", символами культуры, в ней вырабатывается "консенсус" стремлений сберечь традицию и не отстать от времени. 

Наконец, последняя из выделяемых тенденций эволюции культуры на современном этапе отражает процесс изменения личности как субъекта культуры. 

Многообразие культуры из внешнего личности становится внутренним, превращается в важнейшую характеристику ее внутренней жизни. Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

 

1.4 Понятие субкультуры

 

Созидание личностью современной культуры предполагает удаленность ее как от попыток отказаться от стремления к целостности, так и от фальшивой имитации цельности. Внутреннее противоречие и стремление его разрешать – естественное состояние духовной жизни личности как субъекта культуры. На смену одномерному человеку приходит личность, воспринимающая противоречие не как трагедию, но как стимул для разворачивания творческого процесса.

Таким  образом,  мы  вплотную подошли ко второму вопросу  рассматриваемой  темы – понятию «субкультуры».

Единой дефиниции субкультуры  современная культурология ещё  не выработала, поэтому наиболее распространённые определения могут быть сформулированы следующим образом:

- система норм и ценностей,  отличающих группу от большинства  общества;

- культура группы или класса, которая отличается от господствующей  культуры или же является ей  враждебной (контркультура);

- совокупность некоторых негативно  интерпретированных норм и ценностей  традиционной культуры, функционирующих  в качестве социокультурных ориентаций  преступного общества;

- особая форма организации людей  (чаще всего молодёжи) – автономное  целостное образование внутри  господствующей культуры, определяющие  стиль жизни и мышления её  носителей, отличающееся своими  обычаями, нормами, комплексами ценностей  и даже институтами [8, с.11].

Субкультура – это сегмент социокультурной системы, который актуализирует стратегии активности, определяющие стиль жизни и мышления его носителей, отличающихся своими обычаями, нормами, комплексами от соответствующих характеристик главенствующей культуры [11, с.11].

В любом  обществе можно  проследить довольно много образов  жизни, связанных с профессиональными  группами, классами, сословиями, возрастными, этническими и географическими  категориями. Все эти образы жизни  соотнесены и закреплены внутри общей  культуры (культуры данного общества).  Также сложно проследить довольно много образов жизни, связанных с профессиональными группами, классами, сословиями, прорезанными в свою очередь половыми, возрастными, этническими и географическими категориями.  Но со временем  образ жизни различных групп, классов и т.д. начинает изменяться, терять одни и приобретать другие черты и направления. А это уже влияет на соотношения между культурными слоями в обществе в целом.

Протест против репрессивного  действия влпсти более всего начинают демонстрировать младшие поколения, что и получило выражение в  молодёжных субкультурах, а также  в конрткультуре. Постепенно настроение одной группы трансформируется в  универсальное настроение. В реальности возвращение к природе означает, что существующая форма солидарности начинает воспрниматься враждебной и реперессивной и, следовательно, общество должно вернуться к более  гармоничной форме солидарности или, как её называет В.Тернер, коммунитарности, общинности. Но эта общинная, племенная  форма есть наиболее архаическая  форма солидарности. Масса представляет самую архаическую форму солидарности, для которой характерно исключительное равенство и упразднение всякой иерархии. Следовательно, если рассматривать  массу в контексте отношений  между природой и культурой, то активизация  массы означает выход за пределы  культуры, возвращение к природе, а следовательно, к архаическому состоянию, предшествующему возникновению  социальной культуры в любой её форме  [11, с.12].

В современной науке  понятие конркультуры используется в  двух значениях: в первом –  для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным  принципам официальной культуры, а во втором случае – понятие  контркультуры отождествляется  с западной молодёжной субкультурой 60-х годов, которая проявила себя в бурном протесте против господствующих буржуазных ценностей [11, с.12].

Контркультура – это  та же субкультура, только её ценностные установки и ориентиры вступают на данный момент в противоречие с  позициями господствующейкультуры. В рамках этой субкультуры всё  больше будет нарастать неприятие  существующего порядка вещей, что  ведёт к возникновению ряда существующих поведенческих стратегий:

- переход в «подпольное»  существование, в котором страх перед реальностью соединяется со стремлением найти убежище в глубинах собственного подсознания;

- построение субъективно-иррациональной  картины «лучшей реальности» и агрессивно-волевое вмешательство в сетественный ход развития общества с целью приведения его в соответствие со своими собственными утопическими предствалениями;

- конструктивное культуротворчество, связанное с экспериментально-авангардистским  поиском мировоззренческих основателей  новой эпохи [11, с.13].

Отличительной особенностью субкультур является то, что ои не претендуют на доминирование в общей культуре. Субкультуры являются очень динамичными  элементами культуры и могут развиваться  независимо от ядра доминирующей культуры. В современной культуре спектр различныз субкультур столь широк, что становится всё более проблематичные выделение доминирующей культуры [9, с.24].

Молодежная культура, с одной стороны, является зеркалом культуры общества с присущими ему ценностями, мировосприятием, социокультурными установками, с другой – она всегда есть большее или меньшее отрицание общепринятых позиций, хотя бы в силу генерационных особенностей, и в этом смысле элементы контркультуры закономерно присутствуют в содержании культуры поколения в целом.

В современных условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов в  обществе культуру молодежи следует рассматривать в нескольких плоскостях, равно обуславливающих  уровень и направленность культурной самореализации, которая является содержательной стороной культурной деятельности молодого человека. Состояние молодежной культуры обусловлено следующими факторами. Системный кризис, затронувший социальную структуру с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести к состоянию социальной анемии  населения, непосредственным образом повлиявшему на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный. поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность – все это обусловило специфический характер культурной самореализации молодого человека.

Современная молодежная  культура находится  в состоянии  поиска путей развития, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения  для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой – коммерциализация культурного процесса, все более  заметный отход от норм и ценностей  «высокой» культуры к усредненным  образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющийся  в электронных средствах массовой информации, также не может не отразится  на системе установок, ориентаций и  культурных идеалов молодого человека [19].

 Юношеский возраст,  а в какой-то мере и весь  период взросления отличают черты  порывистости, неустойчивости желаний,  нетерпимости, дерзости, усугубляемые  переживаниями амбивалентности  социального статуса (уже не  ребенок, еще не взрослый). именно  эта специфика приводит юношей  в однородные по возрасту и  социальной принадлежности группы  сверстников, которые удовлетворяют  типичные юношеские потребности  в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. группы  сверстников выполняют социально-психологическую   функцию – преодоления социального  отчуждения. естественно, в подобных  группах складываются собственные  культурные нормы и установки,  обусловленные в первую очередь  эмоционально-чувственным восприятием  действительности и юношеским  нонконформизмом. 

Как уже говорилось выше, во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные культурные ценности и традиции.  Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества,  как уже отмечалось выше,  называют субкультурой. 

 Субкультура формируется  под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое  происхождение, религия и место  жительства. Ценности субкультуры  воздействуют на формирование  личности членов группы.

Американские социологи, работавшие в сфере городской  социологии, столкнулись с этим явлением еще в 1930-е гг. Большие города-новостройки, которые в то время как грибы  росли по всей стране, всегда несут  в себе целый комплекс тяжелых  социальных проблем. Население, приехавшее из самых разных районов, часто из сельской местности, не знакомое между  собой, отсутствие общего прошлого и  прошлого и общих традиций,  не налаженность быта и досуговой сферы - все это препятствует установлению какого-то общепринятого порядка  и повышает уровень криминогенности. Соседские общины отсутствуют, семьи, как правило, неполные, поэтому дети лишены необходимого присмотра и  социального контроля. Подростки  же, для которых улица является естественной средой обитания, попадают в совершенно беспорядочную и  уж вовсе никем не контролируемую среду.

 Социологи обнаружили, что в подростковой и молодежной  сфере они имеют дело не  просто с незнанием и дикостью, а с определенного рода культурой, то есть с упорядоченными нормативными структурами, которую они и назвали субкультурой. Поскольку она, с одной стороны, явно имеет своим основанием нормальную общенациональную культуру, а с другой - в очень важных моментах от нее отличается. И наиболее яркое отличие - это явная установка на то, чтобы определенные культурные нормы не просто не выполнять, но целенаправленно нарушать, не считаться ни с какими табу. Поэтому сама субкультура этого подросткового типа  приобретает вид вывернутой наизнанку нормальной культуры.  Вы нам внушаете, что нельзя брать чужого, портить вещи, сорить и оскорблять людей, а мы будет делать все наоборот: красть, ломать, пачкать все кругом и т.д. Наличие именно такой негативистской и злонамеренной мотивации доказывают беспорядочные кражи предметов, совершенно не нужных нарушителям. Например, стащив корзинку с персиками, они надкусывают несколько плодов, а остальные бросают вместе с корзинкой. Украв вещь, ломают ее и тоже бросают. Прокалывают шины автомобилей совершенно не знакомых им людей. Упорно и целенаправленно изгоняют "хороших" детей с игровых площадок и из спортивных залов, которыми сами потом не пользуются, и т.п.

 Интересно, что именно  в это время начинают складываться  элементы молодежной культуры, а  именно - символизм моды. Для Европы  был характерен стиль, который  окрестили "плебейский дендизм", английским вариантом стала экстравагантность.  Поколение битников демонстрировало  отказ от ангажированности, беспочвенность  и отчуждение. Их интересы сосредоточились  на экзистенциализме, дзен-буддизме, кроме того, в оборот были введены  идеи пансенсуализма и употребление  марихуаны как молодежного наркотика [19].

Что касается  Республики Беларусь, то наиболее распространенными являются следующие направления субкультуры: это металлисты, панки, готы, эмо, хип-хоперы и анимешники [13]. 

Итак,  металлисты. Они  носят кожаную одежду, набивают татуировки и делают легкий пирсинг. Еще из  внешних характеристик — длинные волосы, хотя в последнее время  мода  на такие прически проходит.  Как понятно из названия, приверженцы этой субкультуры слушают музыку направления «металл». Приверженцы этой субкультуры нередко создают собственные музыкальные коллективы, порой очень и очень удачные. Если ваш знакомый, коллега  — металлист, попробуйте предложить ему пойти на уроки вокала или игры на гитаре, барабанах или другом инструменте по его выбору.

Информация о работе Культура и субкультура