Культура и субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

В нашей республике, как и всем постсоветском пространстве, интерес к теории культуры сформировался в 50-е годы ХХ века, а уже в 60-е появились работы на эту тему.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая вся.docx

— 82.79 Кб (Скачать файл)

Еще одно направление –  панки.  Для них нормально употреблять  дешевые спиртные напитки (плодово-ягодные  вина, пиво), курить, «зависать» на концертах любимой панк-рок-музыки. К слову одними из первых панков стали ребята из группы Sex Pistols. 
Но несмотря на бунтарский характер движения, таких ребят тоже можно увлечь. Они обожают мотоциклы — надо дать  возможность поучиться в автошколе и сдать на права. Они любят путешествовать автостопом — предложить им участвовать в различных походах, пеших или, например, велосипедных.

Готы — поклонники мрачной эстетики, мертвенной красоты и холодного тепла. Они носят изысканные кресты вместо стандартных церковных, предпочитают тотально черную одежду, используют яркий, иногда даже вульгарный макияж — черная тушь и помада, черный лак для ногтей. Нередко собираются на кладбищах либо в уединенных, тихих местах. Часто философствуют и размышляют о жизни и смерти, причем больше о смерти, но при этом не страдают суицидальными наклонностями.

Представители этого направления  нередко увлекаются такими музыкальными инструментами, как скрипка или  орган — можно предложить им более углубленно изучать музыку. Также они любят писать стихи, и у некоторых даже рождаются оригинальные  строки.

Поклонников  эмо можно  узнать по любимым цветам — чаще всего это розовый и черного во всевозможных сочетаниях. Они слушают эмоциональную, порой даже слишком эмоциональную рок-музыку, часто закрываются в комнате и плачут. Именно представители эмо наиболее всех остальных склонны к суициду, причем причины могут быть как серьезными так и совсем  и пустяковыми. Конечно, склонность к суициду — это крайне серьезно. Окружающим  придется быть очень внимательными к настроению  таких людей  и вовремя улавливать признаки депрессии. Такие подростки часто импульсивны, но очень чувствительны и чувственны. Пишут стихи, тексты песен, стараются придумать что-то экстравагантное — возможно, именно в творческой реализации находится их путь к счастью. 
       Хип-хоперы любят широкие штаны, длинные широкие футболки, кучу цепей и побрякушек, навешанных «для крутости» и многое другое. Кроме того, они слушают рэп, т. е. речитативные песни, в которых основа — текст, а не музыка. Также любят (правда, лишь часть из них) танцевать брейк-данс и рисовать граффити на стенах городов.

Многие такие ребята занимаются танцами в стиле хип-хоп, что отлично тренирует тело. Можно предложить им заниматься брейк-дансом в танцевальной студии. Другие приверженцы этого направления сочиняют рэп, таких можно увлечь изучением музыки. Третья часть таких подростков обожает рисовать граффити на стенах. Почему бы не предложить ему научиться «бомбить» (рисовать граффити) профессионально? Кстати, труд профессиональных «граффитчиков» неплохо оплачивается. А можно направить его художественные таланты и в сферу серьезной живописи.

Анимешники — заядлые поклонники японских рисованных мультиков, аниме и манги.  Любят одеваться, как их кумиры, так же краситься, менять цвет волос под стать понравившемуся персонажу. Многие  рисуют в стиле аниме и устраивают так называемые косплеи — сценки по мотивам любимых аниме-фильмов или по собственным адаптированным сюжетам.  Анимешники большое внимание уделяют одежде: возможно,  кто-то из них  будущий знаменитый модельер. Многие из них рисуют комиксы в своем любимом японском стиле — предложите им отослать свои работы в какую-нибудь мультипликационную студию. В конце концов, можно заняться изучением японского языка.

Разумеется, на самом деле  различных субкультур очень много, мы всего лишь выбрали наиболее распространенные в нашей стране. Тем не менее, к какой бы субкультуре не принадлежал человек,  отношение  к нему должно быть одно: если вы хотите наладить с ним контакт и понимание, в первую очередь нужно попытаться его понять [19].

Вместе с  тем,  пребывание внутри какой-либо субкультуры — это временный период в жизни человека. Даже сама субкультура — временное явление, она имеет свой ограниченный срок жизни, а потом она угасает. Как только у человека происходит переоценка ценностей, изменения в личной жизни, карьере, и ценности субкультуры перестают быть для него актуальными, тогда он выходит из нее. Субкультура помогает  человеку справиться с тревожностью, разобраться в себе и своих проблемах, найти свой круг общения и помочь в самореализации. Если все это помогает  конкретному человеку, то такая субкультура эффективна, и будет существовать, невзирая на негативные оценки и критику. Но есть субкультуры, принадлежность к которым вызывает вполне обоснованную   тревогу. Необходимо  сделать шаг навстречу, выразить желание понять и разобраться, отбросив страхи и стереотипы.

 

  1. Культура и субкультура Республики Беларусь

 

2.1 Становление культуры в Республике Беларусь

 

Культура Республики Беларусь  представляет собой  наиболее хорошо сохранившийся среди восточноевропейских  славян набор древних языческих обычаев и традиций. Не смотря на многовековое господство христианства, как православного, так и католического, в Беларуси сохранились отголоски множества древних ритуалов, начиная с Масленицы и Купалы, «Громницы» и «Гуканне весны» (перелом года от зимы к лету), «Сороки» и «Деды», «Коляд» и «Дожинок» (праздник окончания жатвы), «талаки» и «сябрына» (обычай общинной взаимопомощи), и заканчивая множеством обрядов, связанных со свадьбой, рождением или смертью. Как и у соседей, здесь было множество ритуалов, связанных с сельским хозяйством, с заготовкой леса и баней, а вся природа почиталась как единое живое существо. Все эти обряды вплелись в позднейшие христианские ритуалы, образуя неповторимую и колоритную белорусскую культуру. Чрезвычайно богат и разнообразен песенный и устный фольклор [16].

Основной местного социума  всегда была семья, обычно небольшая. Мужчина  занимал и занимает здесь важнейшее место – это и «бацька» для детей и «дядьзька» для младших членов семьи, основной добытчик и защитник дома. Женщина - равноправная хозяйка и распорядительница домашних работ, мать и хранительница очага. Эта двухсоставная часть семьи отражалась и в быту - деревянные и металлические предметы обихода считались «мужскими», тканые и плетеные – «женскими». Причем всегда и везде предпочтение отдавалось предметам из природных материалов. Национальная одежда, обувь, музыкальные инструменты и даже тип жилищ близки к образцам других славянских культур, однако белорусский стиль виден во всем, и перепутать местную одежду и украшения, например, с образцами украинского или литовского платья невозможно – настолько самобытны местные мастера.

Тихая и величественная природа  страны наложила отпечаток и на облик  народа. Белорусы по большей части  очень приветливы и добродушны, многовековая  общность наложила отпечаток и на характер взаимоотношений между людьми. Здесь редко увидишь шумные сцены на людях, высока взаимопомощь между людьми и доминирует уважительное отношение к старшим и к собеседнику. Даже в деловой этикет вошли традиции доверия – здесь редко обвешивают на рынках, скрупулезно соблюдают договоренности и тщательно берегут репутацию (причем не только в бизнесе). Множество дел, причем не только общинных, решается на совете, даже праздники чаще всего проводятся либо всей семьей, либо всем населенным пунктом.

В отношении одежды строгих  норм нет – белорусы с удовольствием  носят как обычную повседневную одежду европейского фасона, так и  национальные наряды. В деловом этикете  приняты костюмы европейского стиля.

Белорусский народ за свое многовековое прошлое создал самобытную культуру, которая вошла в славянское и  общечеловеческое пространство культуры. Здесь всегда интенсивно давал о  себе знать процесс взаимовлияния  культур, что определяется, прежде всего, положением страны «на рубеже культур» — на пограничье Востока и Запада, если эти понятия трактовать в  широком культурологическом и историческом смысле. Местные традиции, налагаясь  на эти течения, обогащали традиционную культуру и содействовали развитию новых направлений.

Этот плодотворный синтез как нельзя лучше и рельефнее проявился  в архитектуре, скульптуре и живописи. В Х — ХIII веках Беларусь, будучи частью «империи Рюриковичей», стала  одним из очагов развития древнерусского искусства. История собственно белорусской  архитектуры, своеобразно преломившей  в себе художественный опыт и Киевской Руси, и Западной Европы, начинается в XIII веке. Средневековая белорусская  архитектура представлена в основном оборонными сооружениями. Города в  то время обычно располагались вокруг или вблизи укрепленного замка. Сохранились  оборонительная башня в Каменце, монументальные замки в Крево (ХIII—XIV вв.), Лиде (XIV в.), Новогрудке (XIV—XVI вв.), Гродно (ХIV—XVIII вв.), Мире, Несвиже (XVI—XVIII вв.). В XVI—ХVII веках появляются особые типы оборонных церквей (Мурованка, Сынковичи) и домов–крепостей (Гайтюнишки) [11, с.267].

Современная  культурная жизнь нашей республики  ярка и многогранна. В январе  проводятся Национальная Конвенция белорусских композиторов (Минск) и Международный фестиваль классической музыки "Январские музыкальные вечера" (Брест) в рамках которых проходит множество концертов. В конце апреля вся страна отмечает Радуницу – православный День поминовения предков, а в столице проходит Международный фестиваль языковедения «Эксполингва». В июне интересны Фестиваль поэзии на озере Свитязь и Национальный фестиваль «Беларусь – моя песня».

Особое значение в культурной жизни Республики Беларусь  имеет  Международный  фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске».  По традиции на фестиваль приезжают известные исполнители стран СНГ, а также дальнего зарубежья.  В конце июля  проводится  белорусский рок-фестиваль "Басовище" (Грудек, Польша). В октябре проходит Международный театральный фестиваль (Минск), а в ноябре – праздник Белорусская Музыкальная осень (Минск) – фестиваль народной и классической музыки и танца. В конце декабря в столице открывается Зимний фестиваль искусств "Рождественские забавы", а 21 декабря – знаменитые Коляды (Каляды).  

 

    1. Перспективы развития культуры в республике

 

Сегодня   общество  вступило  в новый этап своего развития –  стадию информационно-компьютерного  общества. На этом этапе резко возросла роль  образования и культуры в жизни каждого человека и  каждого государства. Образование  и культура являются  основой  современного общества. Их высокий  уровень – залог развития, показатель цивилизованности и международного авторитета страны. Развитие культуры обеспечивает необходимые предпосылки  для политического, социального, экономического и духовного воспитания граждан. 

В нашей стране  конституционная  защита прав человека в области культуры является основой государственной  культурной политики. Культурная политика является очень важной сферой деятельности государства, так как  на современном  этапе в этой сфере  существует очень много проблем, которые  не могут быть разрешены без участия  государства. Засилье массовой культуры, проявления бездуховности, культурной деградации части общества, падение  языковой культуры, распространение  вульгаризмов, мата к сожалению существуют и в нашей стране тоже.  Эти  явления  вызывают тревогу у многих граждан –  учителей, родителей, общественных деятелей, журналистов, писателей, парламентариев.  Поэтому политика в области культуры  также названа  в качестве основных приоритетов  развития страны в современных условиях [16].

        Государство   обязано   обеспечивать  развитие   культуры, так как оно   несет ответственность за  духовное, моральное  и  эстетическое  воспитание граждан.   Государство должно  создавать необходимые условия для приобщения граждан к национальному и  мировому культурному  наследию; формировать систему предприятий и  учреждений искусства и культуры; выделять необходимые материальные и  финансовые средства; обеспечивать проведение научных исследований и  разработку  научных  проектов  в  области  культуры, готовить  квалифицированные  кадры; создавать  гарантии и  стимулы художественного   творчества,   сохранять   традиционную   культуру (фольклор, народные  промыслы,  ремесла),   обеспечивать  формирование и  эстетизацию  среды  обитания человека, защиту интересов народа Белоруссии в области культуры.

Основными  принципами  культурной   политики в  Республике Беларусь являются:

- обеспечение свободы  творческой   деятельности,  плюрализма

направлений и  стилей в  культуре, отказ  от монополизма; защита интеллектуальной собственности; обеспечение  для всех граждан страны доступности  духовных ценностей; обеспечение гуманистической  направленности культуры,   ориентации ее на  общечеловеческие  ценности, соблюдение морально-нравственных принципов в развитии культуры;                

-обеспечение  связей   белорусской   национальной   культуры   с культурами других народов; соединение государственных  и общественных  начал в организации культурной деятельности;

Приоритетами в области  развития культуры являются:

- возрождение, сохранение, развитие и распространение белорусской национальной культуры;

- деятельность по сохранению и использованию историко-культурного наследия;

- создание и популяризация произведений  искусства и литературы для детей, их эстетическое образование и воспитание;

- популяризация классических   произведений   отечественного   и всемирного искусства и лучших образцов современной культуры;

- обеспечение развития  культуры в сельской местности, расширению культурной инфраструктуры деревни.

- создание   эстетической  и удобной жизненной среды для жителей страны. 

В стране идет процесс формирования нормативно-правовой базы для дальнейшего  развития и совершенствования культуры.  Создан Фонд Президента страны по поддержке  культуры и искусства. Была разработана  государственная программа «Функционирование  и развитие культуры Республики Беларусь до 2005 г.», которая  внесла большой  вклад в сохранение историко-культурного  наследия, развитие художественного  любительского и профессионального  творчества, возрождение и развитие народных промыслов и ремесел.

Информация о работе Культура и субкультура