Культура и субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

В нашей республике, как и всем постсоветском пространстве, интерес к теории культуры сформировался в 50-е годы ХХ века, а уже в 60-е появились работы на эту тему.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая вся.docx

— 82.79 Кб (Скачать файл)

За последние годы возросли расходы на развитие культуры.

В настоящее время в  Беларуси работает свыше 13 тысяч различных  учреждений культуры и искусства. В  систему Министерства культуры входят детские школы искусств, средние  специальные и высшие  учебные  заведения. В области культуры работает более  40 тыс. человек.

Активно развивается белорусский  театр. В республике работают около 30 профессиональных театров, в том числе 8 театров республиканского подчинения. Принимаются меры по развитию белорусской кинематографии, продолжается планомерная работа по модернизации киносети,  развиваются локальные сети кабельного телевидения.

В профессиональном музыкальном  и хореографическом искусстве осуществляются целевые программы концертного  обслуживания населения, ведется пропаганда высоких образцов классического  искусства. В республике плодотворно  работают более 70 оркестров и ансамблей, 13 концертных организаций.

Особое внимание уделяется  вопросам развития библиотечного дела. В республике действуют более  пяти тысяч публичных библиотек, в фондах которых насчитывается  свыше 70 млн экземпляров книг. Выдающимся явлением культурной и социально-политической жизни стало строительство Национальной библиотеки Беларуси. Она оснащена самыми современными технологиями хранения и передачи информации. Библиотека является не только  украшением столицы, но стала символом современной просвещенной Беларуси.

Особое внимание уделяется  вопросам развития библиотечного дела. В республике действуют более  пяти тысяч публичных библиотек, в фондах которых насчитывается  свыше 70 млн экземпляров книг. Выдающимся явлением культурной и социально-политической жизни стало строительство Национальной библиотеки Беларуси. Она оснащена самыми современными технологиями хранения и передачи информации. Библиотека является не только  украшением столицы, но стала символом современной просвещенной Беларуси.

 

    1. Субкультура в Республике Беларусь

 

Как уже отмечалось,  субкультура – система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) – понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура).

Современное белорусское  общество, базирующееся на разделении труда и социальной стратификации, представляет собой систему многообразных  групп и субкультур, находящихся  в весьма различном отношении  друг к другу (например, молодежная субкультура, различные профессиональные субкультуры и др.). Под субкультурой понимают также – совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества. Особая форма организации людей (чаще всего молодежи) – автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами. Трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившая своеобразную мировоззренческую окраску [19]. 

Различают субкультуры, возникающие  как позитивная реакция на социальные и культурные потребности общества (профессиональные субкультуры). И субкультуры, являющиеся негативной реакцией на существующую социальную структуру и господствующую в обществе культуру (делинквентные  и некоторые молодежные субкультурные). В целом современные субкультуры  нашей республики представляют собой  специфический способ дифференциации развитых национальных и региональных культур, в которых наряду с основной классической тенденцией существует ряд  своеобразных культурных образований, как по форме, так и по содержанию отличающихся от ведущей культурной традиции, но являющихся в то же время прямым генетическим порождением последней. Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия и место жительства. 

Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения. Различают официальные  и неофициальные субкультуры. Субкультуры  характеризуются обязательными  попытками формирования собственных  мировоззрений, оппозиционных (не обязательно  враждебных) мировоззрениям других социальных групп или поколений, и своеобразными  манерами поведения, стилями одежды и прически, формами проведения досуга и т.д. Использование этого термина  не предполагает, что группа культур  непременно конфликтует с господствующей в обществе культурой.

Большое влияние на формирование  субкультуры в Беларуси в некоторых  регионах   оказывает  религия, особенно сильное влияние  католицизма в западных регионах.

Что касается  молодежных направлений в субкультуре, то они  мало  отличаются  от подобных течений  соседних стран, то есть современное белорусское общество интегрировано как в постсоветские, так и западноевропейские  социумы.

Отмечается, что в Беларуси субкультура анимешников становится достаточно популярной в последнее время. Основным событием аниме-мира Беларуси является ежегодный фестиваль аниме в Минске «Хиган», который существует с 2006 года. В Гродно у анимешников есть свое место встречи – клуб современной японской культуры «Геншикен», основанный в 2005 году. Среди активных участников насчитывается более 25 молодых людей. В нашем городе в феврале проводились соревнования по традиционной японской настольной игре Го, в марте – внутриклубный турнир по DDR, в августе будет проводится фестиваль «Воздушный Змей», а также «Всебелорусский слет анимешников». «Геншикен» уже дважды устраивали показы полнометражного аниме в кинотеатре «Октябрь» [13].

Также в нашей стране В  нашей стране эта сравнительно молодая  субкультура также набирает обороты. В некоторых городах Беларуси, в том числе Минске, уже существуют ассоциации паркура. Однако, к сожалению, в Гродно объединения паркурщиков  еще нет. Тем не менее, гродненские  команды, такие как «GTCAT», проводят различные соревнования между собой, последнее из которых прошло осенью 2010 года недалеко от областной больницы.

Нельзя не отметить футбольных болельщиков. Как более или менее  организованная субкультура они  начали появляться в конце 1970-х –  начале 1980-х. Специфика этой субкультуры  в том, что она не затрагивает  глубоко образ жизни. Она характеризуется  участием в футбольном хулиганстве. Основное средство отличия фанатов  – шарф ("розетка", "роза"). Обычный шарф выдержан в цветах футбольной команды и может иметь различные  надписи.

Патриархами белорусского фан-цеха являются болельщики минского “Динамо”, появившиеся в 1981 году, а также  поклонники могилевского “Днепра”. Впервые  противостояние двух “школ” стало  проявляться в сезонах 1996/97 годов. В настоящее время в рамках каждого футбольного клуба Беларуси существуют группировки футбольных фанатов. Так, Region Fans, Yellow-Green Front (YGF) являются фанатами “Немана” (Гродно); Blue-White Patriots, Capital Legion – минского “Динамо”. River Lions, Blue-White Fighters – это группировки в рамках футбольного клуба “Днепр” (Могилев). За БАТЭ (Борисов) яростно болеет группировка фанатов Buzoters, а за “Шахтер” (Солигорск) – Yellow-Black Warriors и т.д.

В Республике Беларусь насчитывается  большое количество байкеров – поклонников  и любителей мотоциклов. Байкерское движение в Беларуси зародилось в 1980-х  годах. В 90-х появилась Белорусская  федерация мотоспорта. В 1998 году в  составе федерации был создан первый белорусский байкерский клуб «Железные братья», в его состав входило всего около 10 человек. На сегодняшний день в Беларуси действует  десять байкерских клубов: «Железные  братья», «Ночные волки», «Псы дорог» и другие. В каждом крупном белорусском  городе (кроме Могилева) есть свой клуб. В Беларуси часто проводятся различные  байк-фестивали. Например, в Гродно в мае этого года проводился V рок-байк фестиваль “Хавайся ў бульбу”, в котором участвовало более 1500 мотоциклов – от спортивных до классических, и даже раритетных [13].

Но в нашей стране развитие субкультур развито слабо. Это обусловлено, в первую очередь, социальной и экономической  неустойчивостью белорусского общества на протяжении последних двух десятилетий  и обнищание основной части населения. Поэтому важно на опыте прошлых  лет изучить те проблемы, которые  встают перед молодыми людьми, а  именно:

- самореализации,

- самоактуализации,

- непонимания со стороны  взрослых,

- вхождения во взрослую  жизнь,

- выбора правильного пути  и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно утверждать, что  сегодня в мире сложилась  ситуация, когда существуют как бы два полюса культуры: на одном массовая, коммерческая, на другом – «высокая», интеллектуальная между ними существует как внешние, так и внутренние связи. Влияние обоих на все слои общества  очевидно.  Аналитики   отмечают, что массовая культура резко  отличается от прежних форм тем, что  она в большой степени, нежели элитарные формы, опирается на достижения самой передовой технологии. Кроме  того, в сфере массовой культуры активно используются потенциалы социологии, менеджмента, психологии, политологии.  Можно   сделать вывод: массовая культура уникальна как искусство  манипуляции элементарными  реакциями  и импульсами  большинства членов общества и особенно  молодежи с  использованием новейших достижений  науки и техники.

Особому влиянию массовой культуры подвержено подрастающее поколение.  Дома,  в начальной школе,  мы  слушаем  родителей, учителей которые  являются  них опорой в жизни, и «окном» в мир. Подростки  начинают более активно осваивать  мир вне семьи и школы. Главным  становится свободное общение и  совместная деятельность со сверстниками и более старшими людьми вне привычных  семейных, школьных ограничений и  правил. И это, с одной стороны, хорошо, так как является мощным фактором развития, адаптации к окружающей социальной действительности.

Подростка отличает от большинства  взрослых не развитое, слабое чувство  ответственности за свое поведение, за соблюдение различных норм, закона, за выполнение работы, в отношениях с людьми. Ученые считают, что подростковый период кончается тогда, когда человек  получил образование и работу, создал семью. Теперь он должен быть взрослым, то есть нести ответственность за свое поведение в разных социальных ситуациях.

Молодежь  во все времена  составляли особую социально-демографическую  группу, но в наше время сложилась  специфическая подростковая культура, которая наряду с другими социальными  факторами, играет большую роль в  развитии  молодого человека. Молодежная субкультура – система ценностей  и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая  жизнь подростков и  молодежи. Субкультура  молодежи получила заметное развитие в последнее время  в  силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, факторов социализации, играет противоречивую  роль.  Проблема в том, что ценности и интересы молодежи ограниченны  в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. К сожалению, необходимо признать, что молодежная субкультура носит более развлекательный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. 

Задача современного общества – помочь  человеку сделать переоценку ценностей,  разобраться в своих  проблемах, способствовать  воспитанию меры, гармонии и порядка формирования культурного человека, личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Викторов, В.В. Культурология: учебник / В.В. Викторов – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004. – 560 с.
  2.    Гуревич, П.С. Культурология: учеб. пособие / П.С. Гуревич – Москва: Знания, 1996. – 287 с.
  3. Драч, Г.В. Культурология: учеб. пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча – М.: Альфа – М, 2003. – 432 с.
  4. Ерасов, Б.С. Социальная культура: Пособие для студентов высших учебных заведений / Б.С. Ерасов – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 591 с.
  5. Ермишина, Н.Д. Культурология: учеб. пособие для вузов / Н.Д. Ермишина – Москва: Академический проект, 2006. – 430 с.
  6. Кармин, А.С. Культурология / А.С. Кармин, Е.С. Новикова – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 463 с.
  7. Каверин, Б.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. – Москва: Юриспруденция, 2001. – 224 с.
  8. Красавцева, И.Н. Субкультура. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грищанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. – 687 с.
  9. Лапина, С.В. Культурология: ответы на экзаменационные вопросы / С.В. Лапина. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 176 с.
  10. Левящ, И.Я. Культурология / И.Я. Левящ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 576 с.
  11. Мартысюк, Г.Г. Культурология: пособие для студентов вузов / Г.Г. Мартысюк, С.В. Масмиченко. – Минск: ТетраСистемс, 2011. – 272 с.
  12. Маслянченко, С.В. Субкультура хакеров / С.В. Маслянченко, Т.В. Рязанцева. – Минск: Толпик, 2005. – 55 с.
  13.   Молодёжные субкультуры в Республике Беларусь [Электоронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.twirpx.com / file / 501967. – Дата доступа: 05.12.2011.
  14. Неверова, З.А. Культурология: учебник / З.А. Неверова [и др.]; под науч. ред. А.С. Неверова. – Минск: Выш. шк., 2011. – 400 с.
  15. Полищук, В.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. – Москва: Гардарика, 1998. – 444 с.
  16. Понятие культуры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.linguistic.ru / index.php.  – Дата доступа: 03.12.2011.
  17. Сапронов, П.А. Культурология: курс лекций по теории и истории культуры. – СПБ: СОЮЗ, 1998. – 560 с.
  18. Солонин, Ю.Н. Культурология: учеб. для вузов / Ю.Н. Солонин, М.С. Коган. – Москва: Высшее образ-е, 2007. – 566 с.
  19. Сообщество «О нравственном воспитании молодёжи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.protiv-marazma / livejournal. – Дата досупа: 04.12.2011.
  20. Столяренко, Л.Д. Культурология: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко, С.Л. Самыгин, Л.Г. Сущенко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ИКЦ «Март», 2006. – 351 с.
  21. Радугин, А.А. Культурология: учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. – Москва: Центр, 1997. – 303 с.
  22. Хроменкова, Л.М. Культурология: учебно-методич. Комплекс / Л.М. Хроменкова. – Минск: БГАТУ, 2009. – 103 с.
  23. Шаповалов, А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов / А.И. Шаповалов, Л.И. Колясников, С.А. Гольванова [и др.]. – Москва: Владос, 2003. – 320 с.
  24. Ширшов, И.Е. Культурология: теория и история культуры: учеб. пособие для вузов / И.Е. Ширшов [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – Минск: Экоперспектива, 2010. – 543 с.
  25. Языкович, В.Р. Культурология: краткий курс лекций / В.Р. Языкович. – Мн.: РИВШ, 2005. – 152 с.

Информация о работе Культура и субкультура