Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:56, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "История мировой культуры"
Еще одно произведение хеттского искусства – «Песнь об Улликумми» - схоже с греческим мифом об Антее, который был побежден, будучи оторванным от земли, дававшей ему силу.
В искусстве Ассирии доминирует образ могучего правителя, не связанный с представлением о Боге, но являющийся образцом для подражания. Преобладают темы восхваления воинской мощи страны, славятся подвиги царей, их облик, пышное убранство.
Ассирия прославилась в культурном отношении библиотекой царя Ашшурбанапала (669-630 гг. до н. э.). Это, по-видимому, первая в мире систематически подобранная библиотека, из которой получены основные представления о ближневосточной культуре.
НАУЧНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА. Большего развития в Междуречье достигло изучение звезд. Значительные успехи их в астрономии объясняются тем обстоятельством, что разливы Евфрата и Тигра отличались своими особенными характерными чертами и делали очевидной для всех тесную связь между явлениями на небе и переменами в уровне реки, а следовательно, и связь между небом и судьбами человека на Земле.
В основе изучения неба лежала вера в зависимость человека и государства от расположения светил. Результаты наблюдений, в течение тысячелетий осуществлявшихся жрецами с вершин зиккуратов, тщательно фиксировались и приводили к важным астрономическим открытиям. Предсказывались солнечные и лунные затмения, были известны знаки Зодиака и деление зодиакального круга на 360 градусов. День делился на 12 частей, дни складывались в семидневную неделю. Шумерам мы обязаны «изобретением» минуты. Существовали специальные школы «звездочетов» и «Руководство по астрономии».
Медицина в Месопотамии не достигла столь высокого развития, как в Египте, по-видимому, потому, что здесь не бальзамировали тела умерших. Но до наших дней дошла ваза с символическим изображением бога здоровья в виде змей, обвивающих жезл, известный нам в качестве эмблемы медицины.
Шумеры изобрели колесо. Известен шумерский «Календарь земледельца», в котором изложен весь цикл земледельческих работ, начиная с затопления полей и кончая молотьбой собранного зерна, а также вавилонские садоводческие книги. Одно из семи чудес света - висячие сады Семирамиды, жены ассирийского царя Нина (1Х в. до н. э.) .
На карте мира времен Саргона Аккадского изображен круг Земли, обвитый «Горькой рекой» и пересеченный рекой Евфрат; кружки обозначали местоположение крупных городов; треугольtоики - отдельные страны.
В Месопотамии выработана метрическая система и система мер и весов (максимальная мера - талант - 30,3 кг).
ПАЛЕСТИНА.
В XXII в. до н. э. в юго-западную часть Ханаана на восточном побережье Средиземного моря пришли филистимляне. Место их поселения названо в Библии Пелешет; позже вся земля Ханаан получила название Палестина. Около 1800 г. до н. э. в Ханаане появились евреи - западносемитские скотоводческие племена из окрестностей Ура. Через 200 лет они переселились в Египет, а около 1320 г. до н. э. на юго-востоке Палестины образовали племенной союз с общим культом бога Яхве, получивший название Израиль («бог сражается»). Союз состоял из 11 племен и одной специально посвященной культу Яхве родоплеменной группы - левитов («двенадцать колен Израиля»). В XIII-XII в. до н. э. эти племена вели войны с городами-государствами других жителей Палестины - ханаанеев (к ним принадлежали и финикийцы). Многие ханааннейские города, например, Иерихон, были разрушены.
Позже в ходе борьбы с филистимлянами образовалось Израильское царство. Прочная государственность на рабовладельческой основе была создана Давидом и его сыном Соломоном (конец Х1- первая половина Х в. до н. э.). Соломон впервые построил храм Яхве в Иерусалиме (до этого был лишь шатер – «скиния», содержавший особый ларец – «ковчег завета»).
При преемнике Соломона государство распалось на два царства - Израильское на севере Палестины и Иудейское на юге (жителей второго стали называть иудеями вне зависимости от происхождения). В 722 г. до н. э. Ассирия уничтожила государство Израиль: В 586 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор II завоевал Иудею и разрушил Иерусалим. В 537 г: до н. э. персидский царь Кир, покорив Вавилон, разрешил иудеям вернуться из вавилонского плена на родину и восстановить иерусалимский храм. В 63 г. до н. э. Иудея была захвачена Римом. Восстания против римского владычества (66-70 гг. и 132-135 гг.) привели к разрушению второй иерусалимский храм, построенный после возвращения евреев из вавилонского плена, и окончательному выселению иудеев из Иерусалима.,
Ханаанская мифология созвучна библейской, но кое в чем резко противоположна ей. Борьба бога плодородия Баала со своим главным врагом - богом смерти Мотом, стремящимся отнять у него царскую власть, заканчивается победой последнего, хотя потом его убивает, в свою очередь, мстящая за Баала богиня охоты и битвы Анат, а сам Баал воскресает, чтобы продолжить борьбу. Главное произведение еврейской культуры - Ветхий Завет. К IX-VIII вв. до н. э. восходят четыре книги Моисеевы - Бытие, Исход, Левит и Числа, излагающие мифологическую историю мира и израильских племен в духе концепции «завета» и включающие в себя основные моральные нормы, в том числе 10 заповедей, которые, впрочем, за исключением первых двух, присутствуют в египетской «Книге мертвых». Вместе с Второзаконием эти четыре книги составляют так называемое Пятикнижие Моисеево, или Тору - наиболее почитаемую часть иудейского Священного писания, основу иудаизма.
В Книге Бытия есть потрясающий рассказ о том, как Бог потребовал у Авраама принести в жертву собственного сына Исаака, и Авраам, несмотря на любовь к сыну, готов был это сделать, но в последний момент Бог остановил его. Позже Бог сам пошлет на смерть своего сына, чтобы он принял на себя грехи людей. Хотя ветхозаветный Бог создает мир в отличие от многих других богов без использования жертвы, он затем принесет себя в жертву, искупая грехи людей. 3десь жертва перенесена во времени, но без нее не обходятся.
К VII-VI в. до н. э. относятся книги, описывающие историю Палестины с XIII в. по начало VI в. до н. э. К периоду царств относится культовая лирика (Псалтирь Давида), к вавилонскому пленению - собрание пословиц и афоризмов (Книга Притчей Соломона), нравоучительная поэма (Книга Иова), образец древнего философствования (Книга Екклесиаста или Проповедника), сборник любовной и свадебной лирики (Книга Песнь Песней Соломона). Книги Ветхого Завета написаны алфавитным письмом на папирусе или коже.
В I в. до н. э. окончательно формируется иудейский канон, состоящий из трех частей: Торы, Книг Пророков и Писания, куда относятся Псалтирь, Книга Притчей Соломона, Книга Иова, Книга Плач Иеремии, исторические книги и др. Они составили Ветхий Завет, который вошел в Библию (от греч. biblia - книги). Заметим; что Новый 3авет написан по-гречески.
Пророками называли неофициальных жрецов, составлявших особую касту. Они обличали социальную несправедливость, грозили грешникам божьим гневом и карами, были сторонниками признания Яхве единственным богом, который заключил договор («завет») с израильским племенным союзом и обязался вручить евреям «землю обетованную» в Палестине. Пророки были миролюбивы (призыв «перековать мечи на орала» принадлежит Исайе) и в то же время отличались религиозной нетерпимостью, противопоставляя Яхве другим богам. Это послужило впоследствие оправданием средневековых религиозных войн в христианском мире и образцом для учения о «священной войне» в исламе.
Главная отличительная черта иудаизма, ставшая впоследствии предпосылкой возникновения мировых религий, - монотеизм. Наблюдается связь иудаизма с иранским зороастризмом - идея мессианства (ожидания грядущего Спасителя), концепция борьбы доброго и злого начал (у евреев - Господа и Сатаны).
Достижением древнееврейской литературы явилось создание художественной прозы, которой не знала ни вавилонская, ни древнеегипетская (до середины 1 тыс. до н. э. ) культура. В искусстве поэтический способ выражения появляется раньше прозаического. Д. Вико объясняет это следующим образом: «Ибо Поэты раньше образовали Поэтическую Речь, составляя частные идеи... а появившиеся впоследствии народы образовывали прозаическую речь, соединяя в каждом, отдельном слове, как бы в одном родовом понятии, те части, которые уже составила поэтическая речь». Таким образом, и здесь можно говорить о тенденции рационализации: художественная проза более рациональна, чем поэзия, и потому возникает позже.
Неритмическую художественную прозу впервые создали авторы древнееврейских исторических повествований (Книга Судей Израилевых, книги Царств). Еще один вполне оригинальный жанр древнееврейской литературы - короткая сюжетная назидательная повесть (Книга Руфь, Книга Пророка Ионы). В Книге Песнь Песней Соломона встречаем изречение «любовь, как смерть, сильная» прочно вошедшее в мировую литературу.
В III-V вв. сформировалась книга, признаваемая священной в иудаизме - Талмуд (Учение), представляющая собрание догматических, религиозно-этических, правовых и бытовых предписаний, основанных на Ветхом Завете, приспосабливающая его к нуждам; повседневности.
Главной святыней и самым значительным архитектурным сооружением Израиля считают храм Соломона в Иерусалиме, который был построен в IX в. до н. э., разрушен, восстановлен, снова снесен, заменен новым и, нaконец, окончательно уничтожен римлянами. Место, на котором построен храм, считается святым в иудаизме и христианстве, так как именно здесь патриарх Авраам, которому явился бог Яхве и заключил с ним союз (в других землях бот также общались с царями, которые им поклонялись), должен был принести в жертву своего сына Исаака, а пророк Мухаммед вознесся на небо. Храм состоял из притвора, дома Божьего, где стоял жертвенник, или Золотой алтарь, и Святая Святых, в котором хранился - ковчег завета.
Жилые дома в Палестине были преимущественно одноэтажными, постройки располагались вокруг внутреннего двора. Как и в Египте, в жаркое время года крыши служили террасами.
Изобразительного искусства у евреев практически не существовало, так как по религиозным соображениям им запрещалось изображать живых существ. Большое значение имело обучение, прежде всего Торе
ИРАН
Ираноязычные индоевропейские племена проникли на территорию Ирана во 2 тысячелетии до н. э. В середине VI в. до н. э. на Иранском плоскогорье к востоку от Междуречья образовалось Персидское государство. Основателем его был Кир II (559-530 гг. до н. э.), завоевавший Вавилонию и Финикию. Старший сын Кира II Камбиз (530-522 гг. до н. з. ) завоевал Египет. При Дарии 1(522-486 гг.. до к. э.) восточная граница Персидской державы доходила до реки Инд, западная включала Македонию. $ 500-449 гг. до н. э. шли ожесточенные греко-персидские войны, которые закончились в итоге завоеванием Персидского царства Александром Македонским.
Персам мы обязаны словом «магия», происходящим от древнеперсидского «maga» -жертвоприношение. Слово «сатрап» произошло от названий персидских провинций - сатрапий.
Ханаанекие мифы о борьбе сил добра и зла воплотились в иранскую религию - зороастризм (по имени ее легендарного основателя 3ороастра). Мотив борьбы света с тьмой широко распространен в мифологии различных народов, но в зороастризме он звучит особенно настойчиво и драматично.
Зороастр жил около 1200 г. до н. э., а религия, основанная им, господствовала с V в. до н. э. по VII в. Он создал религиозный идеал, за которым последовали христианство и ислам. Добрые боги (например, Митра) являются знатоками закона, олицетворением договора, успокаивающими, благосклонными, покровителями честных деяний и карателями неправого, в то время как злые (например, Варуна) вооружены узами и путами, то есть действуют «насилием немедленным и непреодолимым».
История делится в зороастризме на три периода: Творение, Смешение и Разделение.
Творение. Творец мира - верховный бог добра Ахурамазда (букв. Владыка Мудрость) и творец бессмертных святых, создал «первым небо, вторым - воду, третьим - землю, четвертым - растения, пятым - скот, шестым - человека». Встречаем в иранской мифологии и антропоморфные представления о творении. В пехлевийском сочинении «Датастан-и-деник» говорится, что различные объекты создавались из человекоподобного тела: сначала из головы было сотворено небо, затем из ног - земля, из слез - вода, из волос - растения, из правой руки --бык и, наконец, из разума - огонь. Данный текст в общих чертах подобен_по содержанию известному гимну Пуруше в Ригведе, что доказывает наличие общих индоиранских корней,
Второй период истории - Смешение, когда силы зла, устремившись в мир смешиваются с силами добра.
Третий период- Разделение - приведет к окончательной победе сил добра, т. е. творчества. Здесь весь тяжкий путь человечества от культуры к культуре проходит через преодоление зла и в конце материальный мир становится бессмертным.
Персидские цари объясняли свои победы желанием и помощью Ахурамазды. Каждый должен выбрать свое место в борьбе сил добра и зла. Поклоняющиеся Ахурамазде попадают в рай, вкушая там блаженство в ожидании грядущего воскресения; поклоняющиеся Анхраманью (Злой Дух) должны знать, что их душа сгинет в аду, ожидая в мучениях Последнего Суда и уничтожения.
Сущности Ахурамазды - власть, справедливость; благочестие. То, что данная религия призывала сражаться со злым началом и отличалась бодростью и жизнерадостностью, видимо, и привело к тому, что немецкий философ Ф. Ницше свое главное произведение назвал «Так говорил Заратустра».
Свод священных текстов зороастризма, написанных в первой половине 1 тысячелетия до н..э., называется Авеста. Три главных книги Авесты - Ясна, Яшты и Вендидад.
Ясна (букв. - жертвоприношение, молитва) состоит из 72 глав, 17 из которых составляют Гаты (песни) Зороастра. В них утверждается, что Ахурамазда создал человека, скот и растения. Упоминание о скоте неслучайно; особенно если вспомнить, что персы были кочевым народом: кто хочет, чтобы после смерти его жилище было в чертогах Ахурамазды, тот должен «оберёгать скот от насилия и жестокостиs
Информация о работе Курс лекций по "Истории мировой культуры"