Курс лекций по "Истории мировой культуры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:56, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "История мировой культуры"

Вложенные файлы: 1 файл

Лекционный материал Древний мир -Возрождение.doc

— 789.00 Кб (Скачать файл)

В V в. до н. э. появляется новый вид искусства - драма. Греческая трагедия - результат рационализации и сёкуляризации магических обрядов вследствие потери ими практической функции. Произведения «отца трагедии» Эсхила (524-456 гг. до н. э.) , полубога, как его называют другие поэты, демонстрирует, как трагедия возникла из древнегреческой оды. Истоком трагедии является хор - ее самое древнее архаичное ядро. Слово «трагедия» значит в переводе «козлиная песнь», что указывает на происхождение трагедии из песнопений в честь Диониса, участники которых надевали козьи шкуры, т. е. были ряжеными и завершали обряд жертвоприношениями (кстати, первоначально спектакли шли только раз в году в дни дионисийских празднеств). Не случайно в трагедии мотив жертвы играет первостепенную роль. Постепенно отдаляясь от своей культовой основы, обрядовые песни превратились в литературное произведение, в котором, однако, вплоть до Еврипида (480 - 406 гг. до н. э.) обязательной принадлежностью остается жертвенник.

Трагедия связана и  с эпосом (в данном случае гомеровским), в котором много драматичного. Корни трагедии - в неизбежности смерти, поэтому трагедия - удел не богов, а людей.

Три великих греческих драматурга - Эсхил, введший в действие второго актера; Софокл (496 - 406 гг. да н. э.), введшкй третьего актера; и Еврипид.

Ф. Ницше находит в  развитии греческой трагедии шаги рациональности: каждый последующий из трех выдающихся авторов более рационален, чем предыдущий: Эсхил более «дионисичен», Софокл более психологичен, а Еврипид чуть ли не аналог Сократа в трагедии.

Обряд захоронения для  греков был столь важен, что сюжет пьесы Софокла «Антигона» основан на готовности пожертвовать своей жизнью ради совершения его. Антигона и приносит себя в жертву мертвому брату и закону богов. «Антигона» соединяет в себе идею «Гамлета» - мщения за убийство отца, и «Ромео и Джульетты» - увидя мертвой Антигону, Гемон - сын правителя, приговорившего Антигону к смерти, лишает себя жизни.

Отвергая, что художник должен творить бессознательно, как  сказал об Эсхиле Софокл и что было свойственно ему самому, Еврипид подобно сократовскому: «Лишь знающий добродетелен», считал, что «все должно быть разумным, чтобы быть прекрасным»

Трагедии с персонажами  в виде Сатиров положили начало сатире как виду искусства. К трем великим трагикам добавляется комедиограф Аристофан (ок. 446 - 385 гг. до н. э.), который не брал сюжеты из мифологии, а придумывал их сам, часто пародируя трагическое действие. Драма все дальше отходит от мифологии.

Греческий театр включал в себя «скену», на которой играли актеры, «орхестру» для хора и «театрон» - места для зрителей. Самый крупный театр в Афинах был рассчитан на 17 тыс. зрителей и вмещал почти всех граждан города. Посещение спектаклей считалось для свободных людей обязательным.

О значении музыки в Древней Греции свидетельствует миф об Орфее, чудесное пение которого очаровывало богов и людей и усмиряло дикие силы природы. Древнегреческий миф об Орфее близок мифам об Осирисе и Инанне. Возможно он так же, как и алфавит, попал к грекам от финикийцев.

В V в. до н. э. в Греции была открыта перспектива в живописи, и это - шаги рационализации в изобразительном искусстве. В микенский период сооружен огромный Кносский дворец, так называемый Лабиринт (от лабрис - двуострая секира, священный на Крите предмет), занимающий площадь около 10 тыс. кв. м и насчитывающий несколько сотен помещений. Но самым замечательным архитектурным памятником Древней Греции по праву считается Афинский Акрополь, построенный в V в. до н. э. под общим руководством скульптора Фидия (500 / 490 - ок. 431 гг. до н. э.), и Парфенон, который часто фигурирует в качестве символа культуры. В этом же столетии творил знаменитый автор «Дискобола» Мирон, а из IV в. до н. э. наиболее известен Пракситель. Греческая скульптура наравне с философией и трагедией принадлежит к высшим достижениям мировой культуры.

По преданию алтарь, устроенный на Делосе самим Аполлоном из рогов диких коз, убитых Артемидой, причислялся к семи чудесам света.

Древней Греции мы обязаны  названиями нескольких наук. Перу греческого ученого Страбона (64/63 г. до н. э. - 23/24 г. н. э.) принадлежит книга «География», в которой он описал природу и дал сведения о народах, живущих в различных странах, и об их истории. При этом следует иметь в виду, что греческая наука опиралась на обыденный, а не экспериментальный опыт. Это не особенно сказывалось на описательных науках типа географии, но имело принципиальное значение, когда речь шла о физике, астрономии и других дисциплинах, претендующих на статус теоретических. Точнее сказать, что в Древней Греции зарождались рациональные предпосылки создания наук. О становлении науки в современном понимании можно говорить с началом эмпирико-теоретического синтеза.

К таким научным и  образовательным центрам, как Академия Платона и Лицей Аристотеля, во времена эллинизма добавился Мусей (буквально есвятыня муз») в Александрии, сочетающий научное учреждение, университет и библиотеку, количество книг в которой достигало 700 тыс.

Древнегреческая математика зародилась в школе Пифагора, а «Начала» Евклида представляют собой классический образец геометрии. В греческой цивилизации, как считает О. Шпенглер, нет времени в том понимании, как оно существует в Египте, Вавилоне, Западной Европе. В качестве примера он приводит евклидову геометрию и математику. Величайший математик древности Архимед (ок. 287-212 гг. до н.~э.) определил число и заложил основы механики. Окружность Земли первым вычислил Эратосфен (ок. 276-194 гг. до н. э.), который был одним из руководителей Александрийской библиотеки. Мы пользуемся введенной им системой меридианов и параллелей. Все трое - представители Александрийской математической школы.

В эллинистический период в Александрии построен маяк Фар, который причислен к семи чудесам света; появился первый зоологический сад.

Славилась Древняя Греция своим ораторским искусством (достаточно вспомнить Демосфена и его речи против Филиппа - «филиппики») и риторикой - наукой о том, как правильно говорить.

Даже спорт в Древней  Греции был рационален и введен в  цивилизационные рамки. Греция - родина Олимпийских игр, которые проводились раз в четыре года с 776 г. д6 н. э., пока в 394 г. до н. э. их не запретил римский император Феодосий I, как несовместимые с христианством. По преданию, Олимпийские игры учредил Геракл, на время соревнований во всей Греции объявлялся мир. Физическому развитию в Древней Греции вообще уделялось большое внимание. Слово «гимнастика» имеет тот же корень, что и «гимназия», потому что в древнегреческих учебных заведениях - гимнасиях не только изучали науки, но и по несколько часов в день занимались физическими упражнениями на различных снарядах. Поговорка «в здоровом теле - здоровый дух» пришла из Древней Греции.

Одежда древних греков отличалась простотой и рациональностью. Они носили хитон, плащ - гиматий и сандалии, а во время путешествий надевали плащ - хламиду.

 

КУЛЬТУРА  ДРЕВНЕГО РИМА.

 

Рим, основанный по преданию Ромулом и Ремом в 753 г. до н. э., явился второй великой морской цивилизацией, значение и размеры которой простерлись намного дальше, чем могли мечтать

. К IV в. до н. э. Рим установил господство над Италией, с середины III в. по середину II в. до н. э. в Пунических войнах сокрушил Карфаген. Во II в. до н. э. Рим захватил Грецию; в I в. до н. э. - Египет, Иудею, Галлию, часть Британии.

В середине I в. до н. э. единоличным правителем римского государства становится Гай Юлий Цезарь, а после его убийства и гражданской войны императором провозглашается его приемный сын Октавиан Август. В III в. император Константин переносит столицу Римской империи в греческий город Визант, расположенный на берегу Боспора, которому дает название Константинополя. В конце IV в. Римская империя разделится на два государства - Западную империю и Восточную империю, получившую название Византии. В 410 г. готы впервые захватывают Рим, а в 476 г. Западная Римская империя прекращает свое существование.

 

Важным этапом римской экспансии было поглощение греков вместе с их культурой, проводниками которой стали римляне. Потерявшие независимость греки «покорили» Рим своей мифологией и философией и одержали культурную победу.

Строгий и практичный стиль  римской цивилизации соответствовал задаче, которую она выполняла - расширение ареала греческой и других культур, перенесение их на громадные расстояния и массы.

Рим можно назвать первой цивилизацией, пытавшейся создать единое культурное поле на огромной захваченной территории, на которой существовало несколько достаточно развитых культур. Помогало этому то, что римская культура не обладала собственной целостностью, которая противостояла бы другим культурам. Она впитывала в себя и духовно подчинялась культурам покоренных народов, придавая им свою специфику. Римская империя объединила большинство известных в то время цивилизаций - египетскую, ближневосточные, еврейскую. Это потребовало беспрецедентной культурной работы. Начиная со II в. после завоевания Греции данную роль выполняла греческая мифология и философия, а позднее - христианство, ставшее мировой религией. Сама же римская культура участвовала в этом синтезе искусством Овидия, создавшего в своих «Метаморфозах» единую художественную картину мира, и философией римских стоиков, формировавших единые правила поведения.

Римская культура - прообраз мировой культуры. Именно в римской культуре осуществился первый в истории синтез, который повлиял на все последующее развитие культуры (достаточно вспомнить, что христианство пришло в Европу из Рима, а мусульманство было бы невозможно без христианства).

Тр-и великих историка Древнего Рима - Тиm Ливий (59 - 17 гг. до н. э.), Тацит (ок. 58 - ок. 117) и Плутарх (ок. 46 -ок. 127) - грек, преславившийся сравнительными биографиями исторических деятелей. Титу Ливию, написавшему «Историю Рима от основания города», относящуюся к «золотому веку» древнеримской литературы, мы обязаны сведениями о мифологии Древнего Рима.

Мифология

Первичные мифы римской  цивилизации, например, миф о выкармливании волчицей двух братьев - основателей Рима, мало чем отличаются от мифов первобытных народов. Тит Ливий пишет, что первый культ, учрежденный на римской земле Ромулом, был культ Геркулеса (Геракла), так как Ромул был ревностным почитателем бессмертия, порожденного доблестью. Для древнейшего периода римской истории характерен культ семейно-родовых духов-покровителей - богини домашнего очага Весты, пенатов и ларов. Еще один исконно римский бог - двуликий Янус.

После завоевания Греции происходит отождествление римских богов с греческими и перенимание структуры греческого пантеона: Юпитер отождествляется с Зевсом, Марс с Аресом. При этом боги приобретают новые имена: Афина называется Минервой, Афродита - Венерой, Посейдон - Нептуном, Гера - Юноной, Гермес - Меркурием.

Овидий в «Метаморфозах» повторяет в расширенном варианте «Теогонию» Гесиода. Он попытался собрать воедино все предшествующие знания от первобытного хаоса до системы Пифагора и соединил мифы, научные и исторические сведения в художественную картину мира, где все находится в процессе изменения (метаморфоз). Данный синтез вполне соответствовал историческому значению Римской империи, включившей в себя к началу нашей эры большинство известных земель. Создателем человека у Овидия является Прометей.

В «золотой век» не было страха, земля все «сама приносила, плугом не ранена», реки текли молока и т. д. При Юпитере зародился «серебряный век». Появились 4 времени года, люди стали жить в пещерах и трудиться на земле. Дальше был «медный век» и худший, «железный», когда ушло благочестие и справедливость, а пришло насилие, войны, «проклятая жажда наживы», а вместе с ней частная собственность на землю. Юпитер решает уничтожить человеческий род и устраивает потоп. В живых остается один человек с женой, от которого происходят новые поколения.

В «Метаморфозах» Юпитер занимался в основном любовными интригами, что заставляет вспоминать написанную Овидием ранее «Науку любви». Пантеон богов намеренно заземлялся, и ему становится трудно соперничать с нарождающимся христианством. Можно сказать, что здесь происходит подмена. Юпитер Овидия намного легкомысленнее чем 3евс у Гесиода, и верить в благостность такого бога все сложнее.

В императорский период утверждается культ гениев императоров. В новую эру в Рим проникают мифологические системы из покоренных стран - Египта и Малой Азии. Между ними разворачивается борьба за господство. Во II в. в Риме популярен культ персидского бога света и правды Митры, который в религиозном плане является самым большим конкурентом Иисуса Христа. Это был шаг от политеизма к монотеизму, и в этом смысле почитание Митры подготовило приход христианства. На протяжении длительного времени римские сатурналии воспринимались как жуткий анахронизм, в то время как жертва Сократа для римских стоиков оставалась образцом мужества. Философия в Древнем Риме занимала главенствующее положение вплоть до победы христианства.

Философия. Древний Рим не создал новых философских систем. После подчинения Греции на древнеримскую почву переходят древнегреческие учения, которые появились в эпоху крушения афинского государства - эпикурейство, стоицизм; скептицизм. Престиж философа достигает высшей точки. Сильные мира содержали при своей особе домашнего философа, который был в то же время их ближайшим другом, наставником, стражем их души... В больших печалях приглашали философа, чтобы он утешил.

 Философ выполнял  роль, которую в христианстве  стали играть духовники. Практическая направленность римской души привела к тому, что в Древнем Риме почитали не диалектику и метафизику, а преимущественно этику. Их греческой философии римляне взяли темы - как избежать страха смерти и как ее достойно встретить.

В римской цивилизации  философия теряет свою теоретическую мощь, становясь преимущественно практической мудростью, что лишает ее главного достоинства - разумного поиска истины. Стараясь быть, прежде всего полезной, философия исчерпывает себя.

Информация о работе Курс лекций по "Истории мировой культуры"