Курс лекций по "Истории мировой культуры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:56, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "История мировой культуры"

Вложенные файлы: 1 файл

Лекционный материал Древний мир -Возрождение.doc

— 789.00 Кб (Скачать файл)

Гуманисты впервые в полной мере осознали социальный характер человека и его бытия. Христианское равенство человека перед Богом они дополнили равенством каждого перед законом. Гуманисты активно выступали против существующей жестокой социально – сословной иерархии, против сословных привилегий. Начиная с Петрарки, они все сильнее критиковали праздный образ жизни знатных и именитых, противопоставляя ему трудовой образ жизни представителей третьего сословия.

Итальянские гуманисты особенно активно  выступили против религиозного аскетизма, требующего от человека подавления чувственных  наслаждений. Гуманисты считали, что жизнь должна доставлять человеку не муки и страдания, а радость бытия, удовлетворение, удовольствие, веселье и блаженство. Жизнь уже сама по себе является счастьем. Чувственная физическая любовь перестает быть греховной и низменной. Она включается в число самых высоких ценностей человеческой жизни.

Гуманистическая культура создала  новый взгляд на природу. Если в средние  века на природу смотрели как на источник соблазна и скверны, как  то, что отделяет человека от Бога, то  Возрождение определило ее как основу и источник всего сущего, как воплощение гармонии и совершенства.

Петрарка видел в природе  живое и разумное существо. В искусстве  природа рассматривалась как  источник красоты и как сама красота. Итальянский архитектор и теоретик искусства Альберти говорил о близости языка искусства и языка природы, определяет художника как подражателя природы, призывает следовать природе и «глазом и умом».

Эпоха Возрождения привела к  глубоким изменениям не только в области  экономики, социальных отношений, науке и искусстве, но существенно изменило и саму религию. Как уже отмечалось, кризис католицизма привел к возникновению широкого движения Реформации, результатом которого стало рождение третьего направления в христианстве – протестантизма. Главной причиной возникновения реформаторского движения в области церкви стало то, что папство и католическое духовенство не устояло перед искушением материальных благ.

Церковь утопала в роскоши и  богатстве, она потеряла меру в стремлении к власти, обогащению и расширению земельных владений. Для собственного обогащения церковь вводила различные поборы с населения, которое оказалось на грани разорения и нищеты, особенно в северных странах. К тому же совершенно непотребный вид приобрела торговля индульгенцией, отпущением грехов за деньги.

Все это вызывало растущее недовольство и гнев со стороны народа и гуманистов. Об этом не раз говорили в своих  произведениях Данте ( поместил двух пап Николая III и Бонифация VIII в ад, считая, что ничего лучшего они не заслуживают), Эразм Роттердамский, французский философ Бейль. Необходимость реформирования церкви понимали и сами служители культа. Одним из первых предшественников Реформации стал английский священник Джон Уиклиф, который выступи л против владения церкви землей, за ликвидацию папства, за отказ от ряда таинств и обрядов. Со сходными идеями выступил чех Ян Гус, в Италии пионером реформаторского движения стал Дж. Савонарола. Гуса и Савонаролу католическая церковь предала анафеме и приговорила к сожжению на костре.

Но главными фигурами Реформации являются немецкий священник Мартин Лютер, французский – Жан Кальвин, народное крыло реформации возглавил Томас Мюнцер. В Германии Реформация переросла в крестьянскую войну, в Нидерландах и Англии привела к буржуазным революциям.

Точной датой начала движения Реформации считают 31 октября 1517 года, в этот день Лютер прибил на дверях своей церкви в Виттенберге листок, содержащий 95 тезисов, направленных против торговли индульгенцией.

Но Реформация затронула не только проблемы отпущения грехов. Она выступила с лозунгом о возврате к самим истокам христианства. Реформаторы провели сверку католического Священного предания со Священным писанием, Библией и пришли к выводу, что Священное предание католической церкви является грубым искажением изначального христианства. Церковь вообще не имела права отпускать человеческие грехи.

Библия не требует от согрешившего каких – либо искупительных пожертвований. Для его спасения нужны не пожертвования  в пользу церкви или монастырей, а искреннее раскаяние. Прощение личного греха, личной вины достигается только через непосредственное, личное обращение к Богу. При этом никаких посредников не требуется.

К тому же, реформаторы обратили внимание на то, что в Библии нет деления  верующих на священнослужителей и мирян. Там провозглашен принцип всеобщего равенства людей перед Богом. Именно это принцип равенства восстанавливает Реформация. Служители церкви не должны иметь каких – либо привилегий в отношениях с Богом. Претендуя на посредническую миссию церковники посягают на право каждого человека лично общаться с Богом. Лютер утверждал, что каждый сам себе священник. На должность пастора может быть избран любой член общины. К тому же реформаторы полагали, что каждый член общины должен иметь возможность читать и толковать Священное писание. Лютер отвергал исключительное право папы  на единственно верное толкование Библии. Для этого Лютер перевел Библию с латинского языка на немецкий, после чего, по его примеру, ее переводят еще на некоторые европейские языки. Это приводит к тому, что службы во многих странах начинают отправлять на родном языке прихожан, смысл проповеди становится понятным и доступным каждому, при этом грамотные прихожане сами могут знакомиться с текстом Священного писания.

Противостояние протестантизма и католицизма обосновывается и новым пониманием самого Бога. В католицизме Бог по отношению к человеку воспринимается как нечто внешнее проявление. Это небожитель, который является внешней опорой человека. Между Богом и человеком существовал пространственный разрыв, который допускал наличие между ними посредника, каковым и стала католическая церковь.

В протестантизме Бог из внешней  опоры становится опорой внутренней, которая помещается в самом человеке. Внешняя религиозность становится внутренней и многие элементы внешней церковной религиозности теряют свое прежнее значение. Божественное начало теперь переносится в самого человека и уже от него напрямую зависит, как и насколько он может воспользоваться имеющимся в нем божественным даром. По сути, вера в Бога обретает смысл веры человека в себя. Такая вера действительно является внутренним делом работы человека над собой, становится делом его совести, работой его души.

Пересмотр места и роли Церкви в  жизни верующего человека в протестантизме повлек за собой отказ от многих церковных таинств, обрядов и святынь. Были сохранены только те, которые напрямую перекликаются с текстом Священного писания. Таковыми стали обряды крещения и причастия, т. е. из семи осталось только два.

Реформация во многом перекликалась  с развитием  основных положений гуманизма Возрождения. В частности, Реформация тоже идет по пути возвышения человека. Но если гуманисты слишком щедро и смело сближали человека с Богом, называя его вторым творцом, то реформация поступает более осмотрительно и осторожно, в определенном смысле более трезво. Она сохраняет христианский тезис о греховной природе человека. В тоже время наделяет человека Божественным началом, Божественным даром и откровением, открывающими перед человеком реальный путь к спасению.

Поэтому реформация постоянно подчеркивает значение усилий самого человека, его  стремление к совершенствованию, его  личной ответственности, личного выбора, личной веры. Само спасение в протестантизме является личным делом каждого человека.  Как и гуманизм, реформация значительно усиливала влияние светского начала в жизни человека, значение мирской жизни вообще. Лютер отвергал монашество как высший образ служения Богу.

В то же время между Реформацией  и гуманизмом существует ряд серьезных  отличий. Главное из них касается отношения к разуму. Гуманисты, возвеличивая человека, опирались, прежде всего, на бесконечные возможности человеческого разума. Вера в разум человека открывала перед ним, по мнению гуманистов, возможности познания мира при помощи собственного опыта, творческого акта. Лютер весьма скептически относился к разуму человека, называл его «блудницей дьявола», поэтому веру в Бога он объявлял недоступной и непостижимой для разума.

По- разному понимали реформация и  гуманизм соотношение в человеке божественного и человеческого. Это нашло отражение в споре между Лютером и Эразмом Роттердамским. Гуманисты большее предпочтение отдавали человеческой природе индивида, протестанты  - божественному началу.

Протестантизм, возникший как реакция  на кризис католической церкви, включал в себя несколько различных течений: кальвинизм, лютеранство, англиканство, пресвитерианство, баптизм. Но все эти течения представляют собой единую религию, которая является удивительно простой, удобной и дешевой. Именно такая религия была нужна нарождавшейся буржуазии. Она не требовала больших затрат на строительство роскошных храмов и отправления религиозного культа, как в католичестве. Она не отнимала много времени для молитв, не предусматривала паломничества к святым местам, каких – либо других обрядов и ритуалов. Эта религия  не стесняет жизнь и поведение человека соблюдением постов, выбором пищи и т. д.  Она не требует внешней проявлений веры. Для того, чтобы быть в ней праведником, достаточно иметь веру в своей душе. Такая религия  прагматична и вполне устраивает современного делового человека. Кальвин в свое время подчеркивал, что успех в профессиональной деятельности является признаком богоизбранности. Таким образом, эта религия стимулирует стремление человека к успеху, благополучию, трудолюбию.

Естественно, становление новой  религии шло с большими трудностями. Католическая церковь не желала сдавать  свои позиции и терять контроль за большими территориями Германии, Швейцарии, Франции и всей Англии. В середине ХVI века противостояние между старой и новой верой привело к открытой религиозной войне с протестантизмом, которая получила название Контрреформации. В этой войне особую роль сыграл Орден Иезуитов, который был основан Игнатием Лойолой. Орден Иезуитов в борьбе за чистоту веры был непримиримым и достаточно суровым. Иезуиты применяли жестокие способы борьбы с протестантами. Именно иезуиты организовали печально известную Варфаломеевскую ночь. При этом иезуиты боролись не только с проявлением новой веры, но и всякого инакомыслия. Гонениям подвергались и гуманисты. Орденом был выпущен сборник «Индекс запрещенных книг», куда были внесены «Божественная комедия» Данте, «Декамерон» Боккаччо,  произведения Коперника и многие другие.  В ходе религиозной войны католической церкви удалось сохранить свое влияние в Италии, Испании, Франции, южных областях Германии и ряде восточноевропейских государств. Но в целом европейская культура с ХVII столетия утрачивает единую религиозную основу, подразделяясь отныне на католическую и протестантскую ветвь.

 

            Расцвет художественной культуры  и искусства. 

 

Самые серьезные изменения эпоха  Возрождения вызвала в художественной культуре и искусстве. Именно в этих областях разрыв со Средневековьем был  наиболее очевидным.

Известно, что в Средние века искусство носило характер прикладной, являлось ремеслом. В эпоху Возрождения оно впервые становится самостоятельным, самодостаточным и самоценным. Впервые пробуждается любовь к искусству ради него самого, а не ради назначения, которому оно служит.

В связи с этим значительно изменятся место и роль художника в культуре этого времени. Он становится профессионалом, уважаемым и самостоятельным. Его воспринимают как творческую индивидуальность. В эпоху возрождения искусство воспринимается как одно из мощных средств познания и в этом качестве уравнивается с наукой. Еще более начитает ценится искусство как творчество. По своим творческим способностям художник эпохи Возрождения приравнивается к Богу – творцу.

В самом искусстве происходят серьезные  и глубокие изменения. Оно совершает решительный поворот от средневекового символа к реалистическому образцу и достоверному изображению. Новыми становятся и художественные средства выразительности. Их основу теперь составляет линейная и воздушная перспективы, трехмерность объема, учение о пропорциях.

Эпоха Возрождения в области  искусства, прежде всего, была Итальянской. Именно здесь искусство достигает  своего наивысшего расцвета и подъема. Эта страна дала десятки выдающихся художников, скульпторов, поэтов. Италия этого времени в области искусства и талантливых, выдающихся творческих личностей была  вне конкуренции.

Итальянское Возрождение, как вам  известно, проходит в своем развитии несколько этапов. В каждом из периодов было достаточно много талантливых  людей, определивших особенности эволюции итальянского искусства. Центральными фигурами Проторенессанса называют поэта Данте и художника Джотто.

Данте является создателем итальянского литературного языка. Его творчество находится на грани двух культур  – Средневековья и Возрождения. С одной стороны, Данте творит в русле средневековых традиций, с другой -  привычные формы средневекового искусства приобретают в его творчестве новое содержание и решаются новыми художественно – выразительными средствами. Ярким примером творчества Данте является его «Божественная комедия», построение которой опирается на традиции средневекового искусства. В ходе повествования Данте следует многим традициям требованиям христианства. Поэма имеет три части – Ад, чистилище и Рай, каждая часть содержит 33 песни, написанных трехстрочными строфами. Цифра «три» явно перекликается с христианской Троицей. Вместе с тем, В мыслях и суждениях, в своем отношении к персонажам и их грехам, Данте весьма существенно расходится с христианским учением. Например, он не отрицает чувственную любовь и сочувственно относится к любви Франчески и Паоло.

Информация о работе Курс лекций по "Истории мировой культуры"