Курс лекций по "Истории мировой культуры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:56, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "История мировой культуры"

Вложенные файлы: 1 файл

Лекционный материал Древний мир -Возрождение.doc

— 789.00 Кб (Скачать файл)

Широкое распространение получает так же книжная миниатюра, которая  развивается в монастырях. Книжные  миниатюры светского содержания были крайне редки. Книжные иллюстрации носили по преимуществу орнаментальный, а не изобразительный характер.

Наивысшего расцвета искусство  раннего средневековья достигает  при Каролингах, особенно при Карле  Великом, легендарном герое эпической  поэмы «Песнь о Роланде».

В этот период искусство средневековья обращается к наследию античности. Поэтому этот период в истории культуры Европы называют «каролингским возрождением». Особую роль сыграл Карл Великий, который создал при своем дворе настоящий культурно – образовательный центр, назвав его Академией. Он окружил себя учеными, философами, поэтами и художниками, вместе с которыми изучал и развивал науки и искусства. От эпохи Каролингов сохранилось достаточное количество архитектурных памятников. Среди них особое место принадлежит замечательному собору Карла Великого в Аахене.

В этот период продолжается развитие книжной миниатюры, которое проходит весьма успешно. Здесь появляется декоративная пышность и яркая красочность, щедро  используется золото и пурпур. Содержание миниатюр по - прежнему остается религиозным, но все чаще встречаются повествовательный сюжеты: охота, пахота, сцены из быта и др. При распаде империи Каролингов происходит формирование и образование таких государств, как Англия, Франция, Германия и Италия.

Х столетие – это точка отсчета  зрелого средневековья, которое для стран Европы было крайне трудным и сложным. Это было  связано с вторжением на территорию европейских стан венгров, сарацинов и особенно норманнов.

В этот период значительно возрастает роль монастырей, которые становятся главными центрами культуры. При них создаются школы, библиотеки, книжный мастерские. Монастыри становятся и главными заказчиками произведений искусства. Поэтому часто культуру этого времени называют монастырской.

В целом этот этап развития культуры средневековья носит название «романского». Охватывает он 9 –12 века. Ведущим видом искусства становится архитектура,  с явным преобладанием культовых, церковно – храмовых построек. Она развивается на основе достижений Каролингов, испытывая влияние античного и византийского зодчества. Главным типом построек становится усложняющаяся базилика.

Суть романского стиля заключается  в геометризме, господстве вертикальных и горизонтальных линий, простейших фигур геометрии при наличии  больших плоскостей. В сооружениях  широко используются арки, окна и двери делаются намеренно узкими. Внешний вид здания отличает четкость и простота, величавость и строгость, иногда добавляются суровость и мрачность. Нередко используются колонны без устойчивых ордеров, которые выполняют чисто декоративную, а не конструктивную роль. Особое распространение романский стиль получил во Франции. К образцам романского стиля относятся Церковь в Клюни, Церковь Нотр Дам дю Пор в Клермон – Ферране.

Светская архитектура романского стиля явно уступает церковным сооружениям. У нее слишком простые формы, нет декоративной отделки. Главным типом постройки в светской архитектуре является замок – крепость, который служил одновременно и жилищем, и убежищем для феодала- рыцаря. Наружный вид замка, как правило, выглядел воинственно, настороженно, мрачно и угрюмо. В Италии прекрасным памятником романского стиля в архитектуре является соборный комплекс в Пизе, куда входят грандиозная пятинефная базилика, знаменитая «Падающая башня», баптистерий, предназначенный для крещения.

К началу 13 столетия романский стиль уступает место новому искусству готики. Термин « готика» стали употреблять в период эпохи Возрождения, когда презрительно отзывались об искусстве готов, варваров.

В 13 веке городская культура становится ведущей, а значит и бюргерство занимает в ней ведущее место. Научная и творческая деятельность от  монастырей переходит к светским мастерским и университетам, которые уже существуют практически во всех странах. Религия постепенно начинает сдавать свои позиции, во все областях жизни средневекового общества возрастает роль светского, рационалистического начала. Не обошел этот процесс и искусство, в котором важную роль играют две, определяющие черты – возрастание роли рационалистических элементов и усиление реалистического начала. Архитектура по – прежнему остается ведущей в иерархии искусств средневековья. Готический стиль представляет собой органическое соединение  конструкции и декора. Суть готической конструкции состоит в создании особого каркаса, скелета, обеспечивающего надежность и прочность, устойчивость здания. Готическая конструкция включает три главных элемента – свод на нервюрах стрельчатой формы, система аркбутанов (полуарок), мощные контрфорсы.

Своеобразие наружных форм готического  собора заключается в использовании  башен с остроконечными шпилями. Декор готического собора самый разнообразный. Поскольку стены в готике перестали быть несущими, то это позволяло широко использовать окна и двери с витражами, что открыло свободный доступ света внутрь помещения. Для христианина это было очень важно, ибо свет имел для него мистическое и божественное значение.  Наряду с витражами готические соборы украшались скульптурой, рельефами, абстрактными геометрическими узорами, растительным орнаментом. К этому следует добавить искусную церковную утварь, прекрасно выполненные изделия декоративно – прикладного искусства. Все это превращало готический собор в место подлинного синтеза всех видов и жанров искусства.

Таким образом, культура средневековья  неоднозначна. Она глубоко противоречива, в ней сочетаются раздробленность бытия ( когда каждый народ имеет свой уклад жизни) и тяга к Всеединству (Град Божий на земле), прикрепленность человека к земле, своей общине, поместью и христианская универсальность человека, страдальческое отречение от мира и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира (крестовые походы). Именно эта противоречивость стала движущей силой развития культуры Средних веков, в ходе которого человек начинает обращаться к самому себе, а не только к Богу. Но чтобы это произошло  в действительности, потребовался переворот в мировоззрении людей. Таким переворотом  в истории культуры человечества стала культуры Возрождения.

 

 

 

                КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ..

 

Термин Возрождение – Ренессанс  был введен Дж. Вазари – известным живописцем, архитектором и историком искусства для обозначения периода с 1250 по 1550г., как времени возрождения античности, хотя понятие возрождения еще с античности входило в обиход историко – философского мышления  Идея обращения к античности появилась еще в позднее средневековье. Деятели этой эпохи думали не о слепом подражании эпохе античности, а считали себя продолжателями искусственно прерванной античной истории. К 16 веку содержание понятия сузилось и воплотилось в термине, предложенном Вазари означая возрождение античности как идеального образца.

В дальнейшем содержание термина эволюционировало, включая эмансипацию науки и  искусства от богословия, постепенное  охлаждение к христианской этике, зарождение национальных литератур, стремление человека к свободе от ограничений католической церкви. Эпоха Возрождения фактически отождествилась с началом эпохи гуманизма.

В культуре Возрождения присутствует четкая ориентация на человека. С  социологической  точки зрения причиной его самоутверждения  стала городская культура. Под воздействием этой культуры человек постоянно расширял сферу своего влияния на политическую, экономическую и культурную жизнь, постепенно открывая достоинство нормальной, обычной деятельности.

Развитие городской культуры связано  с расширением простого товарно – денежного производства. Одной из причин раздробленности Италии выступало как раз соперничество конкурирующих на внешнем рынке городов. В 8 – 9 вв. Средиземное море становится местом сосредоточения торговых путей. Все прибрежные жители получают от этого выгоду. Особую роль в обогащении городов сыграли крестовые походы:  перевозка огромного числа людей со снаряжением и конями оказалась очень выгодной.

Утверждению культуры Возрождения  способствовали и великие географические открытия – Америки, морского пути из Европы в Индию, после которых нельзя было смотреть на мир прежними глазами. Огромное значение имело так же книгопечатание, положившее начало новой, письменной культуре.

Города являлись, с одной стороны, мастеров своего дела, умельцев. С другой стороны, людей предприимчивых, смышленых, знающих, как лучше извлечь выгоду. Именно городская культура создала новых людей, сформировала новое отношение к жизни, создала ту атмосферу, в которой рождались выдающиеся идеи и произведения. Вот это новое мировоззрение человека нуждалось в мировоззренческой опоре. Именно античность такой опорой и выступила.

Но наследие античного мира усваивалось  не полностью и не слепо. Итальянцы  подступили к античности с предвзятым взглядом: они видели в ней то, что хотели видеть. Так античный неоплатонизм привлек внимание возрожденцев идеей исхождения божественного смысла, идеей насыщенности мира божественным смыслом, идеей Единого как максимального конкретного оформления жизни и бытия. Бог становится ближе человеку, он слит с миром, мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач эпохи Возрождения.

Познанию мира может наиболее лучше  помочь собственные чувства. Отсюда пристальный интерес к визуальному восприятию, расцвет живописи и других пространственных искусств. Именно эти искусства, по убеждению деятелей Возрождения, позволяют, как можно точно запечатлеть божественную красоту, разлитую в мире. Потому в эпоху Возрождения особое внимание уделяется канонам искусства, а художники ближе других стоят к решению мировоззренческих задач. Именно поэтому культура Возрождения носит отчетливо выраженный художественный характер.

Уникальную неповторимость культуре Итальянского Возрождения придает сочетание традиций античности с традициями христианской католической церкви. Деятели Возрождения, не потеряв Бога и Веру, по – новому взглянули на самих себя.

Две эти тенденции определили и  противоречивый характер культуры Возрождения. С одной стороны, она может быть  смело охарактеризована как эпоха радостного самоутверждения человека, а с другой – как эпоха постижения человеком всей трагичности своего существования.

Формирование культуры Возрождения  являлось, прежде всего, ответом на глубокий кризис средневековой культуры. Поэтому основными ее чертами стали антифеодальная направленность, явное преобладание светского и рационального начала над религиозным. Религия при этом не устраняется и не исчезает, она во многом сохраняет свои ведущие позиции. Но ее кризис означал кризис самого фундамента  культуры Средневековья. Кризис католицизма оказался настолько серьезным, что в нем возникло мощное движение Реформации, которое привело к его расколу и появлению в христианстве нового направления – протестантизма.

Но главным и наиболее существенным в культуре Возрождения является гуманизм.

Его основоположником считают итальянского поэта Франческо Петрарка. Он первым заговорил о повороте к культуре античности, к Гомеру, Вергилию. Он не отвергает христианство, но оно приобретает у него переосмысление, более очеловеченный характер. Петрарка довольно критически смотрит на схоластику, критикуя ее за пренебрежение к проблемам человека.

Обращаясь к поэзии, риторике, литературе, этике, эстетике, Петрарка подчеркивает их значение для нравственного и духовного совершенствования человека. Он считает, что от развития именно этих наук и искусств зависит успешное развитие новой культуры.

Концепция Петрарки в дальнейшем получила развитие у его последователей – Колюччо Салютати, Лорецо Валлы, Пико делла Мирандоллы.

Необходимо отметить, что культура эпохи Возрождения в разных странах  проявила себя различно. Многие выдающиеся деятели Возрождения порой придерживались совершенно различных точек зрения на пути развития культуры и общества своего времени. Так французский философ Мишель Монтень иронически и язвительно критиковал схоластику за лишение человека свободомыслия, за пренебрежение человеком. Английский писатель Томас Мор и итальянский философ и поэт Томазо Кампанелла идею гуманизма кладут в основу концепции утопического социализма. Оба считали, что достойная человеческая жизнь должна строиться на принципах разума, свободы, равенства, братства и справедливости. Эразм Роттердамский выдвинул концепцию христианского гуманизма, призывая возродить идеалы и ценности раннего христианства.

При всем своеобразии и разнообразии возникших течений и концепций  гуманизма, все они имеют одно общее фундаментальное свойство – они строятся на антропоцентризме, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания.

Если деятели религиозного Средневековья  умаляли достоинство и значение человеческой личности, то гуманисты  Возрождения провозглашают человека как равного Богу. Если Бог властвует  на небе, то человек – второй бог на земле. Вместо веры в Бога гуманисты провозглашают веру в человека и его развитие. Человек определяется как совершенное существо, наделенное безграничными способностями и неисчерпаемыми возможностями. У него есть все самое необходимое и достаточное, чтобы стать творцом своей судьбы, ни к кому не обращаясь за помощью, полностью полагаясь на самого себя.

Гуманисты так же основной ценностью  назвали и веру в разум человека, его способность все познать  и все постичь, объяснить окружающий мир без Бога, без обращения к промыслу Божьему.

В противоположность средневековой  морали, которая обещала человеку лучшую жизнь в потустороннем  мире, гуманизм объявил земную жизнь  человека высшей ценностью, возвеличил земное предназначение человека, утвердил его право на счастье в реальном мире.

Гуманисты отвергли религиозную концепцию  человека как «раба Божьего», лишенного  свободы воли, права выбора, номами поведения которого являются смирение, покорность судьбе, безусловное подчинение Божественной воли и благодати. Античный идеал творческой, свободной личности, активной, всесторонне развитой и гармоничной стал образцом подражания для гуманистов. Не грехопадение и искупление составляют смысл жизни человека и земного бытия для деятелей Возрождения. А деятельная, активная, трудовая жизнь становится безусловной ценностью. Любой труд – земледелие, ремесло, торговля, приумножение богатства – получают у гуманистов самую высокую оценку.

Информация о работе Курс лекций по "Истории мировой культуры"