Лекции по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 03:49, курс лекций

Краткое описание

Данная проблема представляет собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Семья - это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимоответственностью и взаимопомощью, неповторимым набором эмоциональных отношений. Основой семьи является брак - исторически обусловленная, санкционируемая и регулируемая общественная форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям

Вложенные файлы: 1 файл

протоколл.docx

— 68.17 Кб (Скачать файл)

После завершения сложной  брачной церемонии домохозяин мог  посвятить себя трем жизненным целям, известным как из религиозной, так  и из светской литературы. Это: дхарма, или обретение религиозных добродетелей путем неукоснительного следования предписаниям «священного закона»; артха, или обретение богатства  честными средствами; кама, т. е. получение  наслаждений. Эти три цели перечислены  в порядке их важности, причем в  случае столкновения противоположных  интересов следовало отдать предпочтение высшей из них. Две последние цели вряд ли нуждаются в пояснении, что  же касается первой, то от высшего сословия она требовала исполнения многочисленных религиозных обязанностей, в частности  обрядов, связанных с рождением, вступлением в брак и погребением, а также неукоснительного совершения пяти великих жертвоприношений (панча-махаяджна).

5. Развод

Брак в дхармашастрах  признавался священным и нерасторжимым  для женщин. Были запрещены вторичные  браки вдов (ЗМ: IX.65,71).См.: Закон о  вторичных браках индусских вдов был принят в колониальной Индии  в 1856 г. Жена не освобождалась от мужа ни в случае ее продажи или оставления мужем, ни даже в случае его смерти (ЗМ: IX. 46). С женщины, сбежавшей из семьи мужа взыскивался штраф  в размере 6 пан, за исключением случаев  дурного с ней обращения (АК: III.4(1)).

Хотя в религиозных  «книгах законов» не говорится о  разводе, «Артхашастра» свидетельствует  о том, что он был возможен в  более ранние времена, по крайней  мере, если брак не был освящен религиозным  ритуалом. В этом случае развод дозволялся с обоюдного согласия сторон, если они не могли продолжать совместную жизнь (АК: III.3(15,16)), и даже без согласия одной стороны, если от этой последней  можно было ожидать серьезной  опасности для жизни другого  супруга (АК: III.2(48)). «Артхашастра» допускает  развод даже после религиозного освящения, если муж покинул жену, причем устанавливается  срок ожидания от одного года до 12 лет  в зависимости от обстоятельств  и принадлежности к варне (АК: III.3(24-37)). Однако эти положения уже не отражены в более позднем законодательстве и, очевидно, были окончательно забыты во времена Гуптов, когда развод для членов высших сословий стал полностью  невозможен (АК: III.3(19)). Но для многих низших каст развод до сих пор допускается  обычаями, как это, по-видимому, было принято в древности.

древнеиндийский семья брак женщина

6. Полигамия

В Индии, как и во всем мире, простые люди обычно придерживались моногамии, хотя полигамия была известна уже во времена «Ригведы». Цари же и вожди племен, как правило, имели  не одну жену, так же как и многие брахманы и наиболее обеспеченные представители  низших сословий.

В обычных обстоятельствах  полигамия не очень поощрялась ранним законодательством. Одна из дхармасутр даже решительно запрещает брать  вторую жену, если у первой сносный  характер, и она рожает сыновей (ЗМ: IX.80, 81; АК: III.2 (39)). Другой, более поздний  источник указывает, что многоженец не может выступать свидетелем перед  судом. Однако полигамные браки упоминаются  весьма часто, и можно предположить, что они были вполне обычным явлением во всех слоях общества, которые  могли позволить себе эту роскошь.

Мужу предписывалось относиться ко всем женам одинаково, однако трудно было принудить в законодательном  порядке соблюдать подобное правило, да и психологически это обычно оказывалось  невозможным. Привязанная навсегда к дому мужа, первая жена нередко  страдала, видя счастливую соперницу. Полигамные браки не обязательно  оказывались несчастливы, и первая жена, если у нее были, сыновья, всегда могла утешиться сознанием того, что она -- главная из жен и хозяйка  дома, имеющая право на первое место  рядом со своим мужем во время  всех семейных торжеств и обрядов.

Тогда как полигамия была довольно обычным явлением, ее противоположность-- полиандрия -- изредка тоже встречалась, хотя почти во всей стране она была неприемлема для большинства  людей уважаемых сословий. «Для брата  взять жену брата -- величайший грех,-- говорится в одной „книге законов".-- Однако в других землях бывает и  так, что всем семейством женятся  на одной девушке». В законах Ману можно найти следы полиандрии, когда братья имели одну жену, ребенок  которой считался сыном всех братьев (IX,182).

Если жена оказывалась  бездетной, мужчина, желая иметь  сына, мог без ущерба для своей  репутации взять другую жену, причем мог делать это многократно, поскольку  в данном случае к полигамии обязывал религиозный долг. Мужу разрешалось  привести в дом вторую жену, если первая имеет злобный нрав, расточительна, тяжело больна, привержена к пьянству(ЗМ: IX.80, 81; АК: III.2 (39)). Жене разрешено изменить мужу только в одном случае: если он отлучился в дальние края и  не оставил ей средств к существованию, «ибо даже добродетельная жена, мучимая  недостатком средств существования, может согрешить»(АК.III.4(24-37)).

7. Положение женщин В некоторых семьях все еще существует обычай, по которому невесту сыну или жениха дочери определяют еще в младенческом возрасте. Можно конечно подумать, что индийские традиции схожи с мусульманскими традициями.

Правда это грубая ошибка, потому что в индийской  семье считается, что оба супруга  одинаковы, и оба важны для  создания полноценной и крепкой  семьи. Конечно же, мужчина считается  сильным и он является главным  добытчиком для семьи, а значит и  ответственности на нем лежит  больше, потому что ему нужно содержать  в достатке жену и своих детей.

Еще не стоит забывать, что индийцы создали знаменитую Камасутру, книгу, по которой учатся искусству любви весь мир. Когда - то ведь считалось, что интимные отношения  супругов должны происходить только исключительно для рождения детей. Индийцы так никогда не считали  и остаются, верны своему мнению. Для них интимные отношения - это  еще одно высшее проявление любви  и духовного единства между мужчиной и женщиной, которые должны дарить наслаждение и дополнительные эмоции.

 

Согласно большинству  авторитетных источников, женщина считается  существом низшим перед законом. В детстве ответственность за нее несут родители, становясь  взрослой, она оказывается на попечении  мужа, оставшись вдовой -- попадает под  присмотр сыновей (ЗМ: IX. 3 «Отец охраняет ее в детстве, муж охраняет в молодости, сыновья в старости; женщина никогда  не пригодна для самостоятельности».)

Большинство школ древнеиндийского права позволяло женщине располагать  небольшой личной собственностью (стридхана) а виде драгоценностей и одежды. «Артхашастра» дозволяет ей также  владеть деньгами в количестве до 2 тыс. серебряных пан; любая сумма  свыше этого предела передавалась в распоряжение мужа, который в  данном случае выступал как ее опекун (АК. III.2(14-15)). Муж имел определенные права на собственность жены: он мог продать эту собственность  в случае особой нужды, мог не позволить  жене неразумно ее истратить, но практически  это все же была ее личная собственность (ЗМ: IX.194-197), и после смерти жены она  переходила не к ее мужу или сыновьям, а к дочерям. Таким образом, женщина  имела права на собственность, хотя и ограниченные, но все же большие, чем во многих других древних обществах.

Во все времена женщины  могли посвятить свою жизнь религии, хотя, разумеется, не имели права  исполнять жреческие обязанности. Несколько ведийских гимнов приписываются  женщинам-провидицам, а в обширном буддийском каноне монахини выступают  как авторы целого цикла стихотворений. В более поздних текстах встречаются  упоминания о девушках, которые время  от времени посещают беседы гуру и  усваивают по крайней мере часть  вед. И все же обычно участие женщин в религиозной жизни и увлечение  аскетизмом не поощрялись. Уделом женщины  считалось исполнение обязанностей супруги и матери. Тем не менее  женщины из высших слоев общества были, как правило, довольно образованными: во всяком, случае сохранились отрывки  поэтических и драматических  произведений, принадлежащих перу женщин.

Женщинам из высших каст следовало избегать общения с  представителями противоположного пола. «Артхашастра», предписывает довольно строгие наказания жен, ведущих  себя нескромно. Женщина, против воли своего мужа участвующая в развлечениях и пирушках, должна быть оштрафована  на 3 паны. Если она уходит из дому без  разрешения супруга в гости к  другой женщине, то подвергается штрафу в 6 пан; если же она посетит мужчину, сумма увеличивается вдвое, и  еще вдвое, если посещение происходит ночью (АК.III.3(20-22)). Если мужчина и  женщина делают друг другу любовные намеки либо тайно ведут любовную беседу, то она подлежит штрафу в 24 паны, а ее партнер -- в двойном размере. Если беседа их происходила в месте, пользующемся сомнительной репутацией, то денежный штраф мог быть заменен  плетью: «Чандала должен дать ей на деревенской  площади пять ударов плетью по каждому  боку». Таким образом, муж имел право  почти неограниченного контроля над поведением жены.

Сведения, содержащиеся в  других местах «Артхашастры», свидетельствуют  о том, что уже в эпоху Маурьев  свобода женщин из высших сословий была существенно ограничена обычаем.

Первейшая обязанность замужней женщины состояла в том, чтобы  прислуживать мужу, приносить и уносить  то, что он пожелает, растирать ему  ноги, если он устал, вставать утром  раньше, чем он, есть и ложиться спать  после него. Ей надо быть всегда веселой, искусной в домашних делах, имеющей  хорошо вычищенную утварь и экономной  в расходах... Жене запрещалось покидать своего мужа и детей. Она обязана  полностью подчиняться мужу (ЗМ. V. 147-164). Ослушание могло привести к штрафу или наказанию розгами  на торговой площади. Жена должна была следовать за мужем после его  смерти (акт самосожжения). Допускалась, хотя и считалась греховной, продажа  жены и детей. Жена была не только собственностью мужа, а частью его самого. Муж  мог взять другую жену, принудить  жену к сожительству с другим мужчиной. В случае смерти бездетного мужа жена должна по требованию родственников  родить ребенка от деверя или от другого близкого человека (ЗМ: IX.53)

Но по ряду норм женщина  отнюдь не являлась бесправной. Провозглашение полной зависимости женщин от мужчин, соседствовало с утверждением, что  мать превосходит почтенностью отца в тысячу раз (ЗМ: II. 145). Она - хранительница  очага, воплощение богини земли. Мораль призывает почитать мать, ей нельзя причинить вред, с ней нельзя ссориться, под угрозой штрафа ее нельзя покидать, оставлять в беспомощном состоянии. И во всех источниках утверждается, что с женщиной следует обращаться нежно, хорошо ее содержать, заботиться о ней, украшать ее драгоценностями  и окружать роскошью в доступных  для мужа и разумных пределах. Не следует обращаться с ней слишком  грубо, потому что боги не примут жертвы от того, кто бьет жену (ЗМ: III. 56-60. «Та  семья, где женщины, члены семьи, печалятся, быстро погибает, но та, где  они не печалятся, всегда процветает».) Следовательно, отношение древних  индийцев к женщине было весьма двойственным. Она была одновременно и богиней  и рабой, и святой и блудницей.

8. Положение вдов

Как правило, вдова не могла  выйти замуж вторично (ЗМ: IX.65,71). В  средние века высшие сословия придерживались этого правила столь строго, что  оно распространялось даже на девочек, овдовевших в детстве, т. е. так и  не вступивших в брак. Однако, по имеющимся  сведениям, в более ранние времена  повторное замужество вдов было довольно обычным явлением. «Артхашастра Каутильи»  допускает такую возможность (III.2(21)). Некоторые менее авторитетные сочинения  разрешают повторное замужество, если муж скрылся, умер, сделался аскетом, оказался импотентом или был изгнан из касты, однако позднейшие комментаторы легко опровергают все эти  разрешения и выражают полное согласие с Ману: «Другой муж нигде не предписан для добродетельных женщин». Таким образом, повторное замужество, равно как и многие другие здравые  обычаи древности, постепенно перестали  практиковаться высшими сословиями.

В тех семействах, где  придерживались буквы закона, участь вдовы была тяжелой. Она обязана  была вести во всех отношениях аскетическую жизнь, спать на земле, питаться только один раз в день грубой пищей, не употребляя меда, мяса, вина и соли, не имела права носить украшения  и яркую одежду, а также пользоваться косметикой. В средние века вдове  надлежало даже обривать голову. Такую  жизнь она обязана была влачить  до конца своих дней, в надежде  на повторную встречу с мужем  в «следующем рождении». Она проводила  дни в молитвах и поминальных  обрядах и верила, что малейшее отступление от этого аскетического  образа жизни не только может неблагоприятно отразиться на ее «следующем рождении», но и угрожает благополучию души покойного  мужа, который вынужден страдать в  потустороннем мире из-за нерадивости  своей половины здесь, на земле.

Кроме того, присутствие  вдовы было неблагоприятным знаком для всех, кроме ее детей. Где бы она ни появлялась, она на всех нагоняла уныние. Ей не разрешалось посещать семейные празднества, игравшие важную роль в жизни индуиста, потому что  она могла навлечь несчастье  на присутствующих. Она продолжала считаться членом семьи мужа и  не имела права вернуться к  родителям. Родители и родственники мужа постоянно следили за ней, чтобы  она не нарушала обетов и не нанесла  непоправимый ущерб духу покойного. Даже слуги избегали ее как несчастливого  знамения, и вдова часто влачила  поистине жалкое существование. Поэтому  нет ничего удивительного в том, что женщины часто всходили на погребальный костер своего мужа («сати»). Широко распространенная практика «сати» законодатель-но была запрещена в  колониальной Индии в 1828 г., но доконца  не искоренена и ныне.

Происхождение этого обычая восходит к древнейшим культам. Многие первобытные народы закапывали или  сжигали вместе с покойником его  вдов, коней и ценное имущество, чтобы  он мог пользоваться в ином мире всем тем, что любил и в чем  нуждался на земле. По всей Индии мы находим многочисленные каменные памятники  в честь верных жен, последовавших  за покойным супругом в огонь. Нельзя сказать, чтобы этот обычай не осуждался. Его отвергают тантрические секты, которые даже заявляли, будто женщина, идущая за мужем на костер, попадает прямо в ад. Однако некоторые средневековые  авторы решительно провозглашают, что, совершая акт самосожжения, жена искупает собственные грехи и грехи  мужа, и оба получат 35 млн. лет  небесного блаженства. Самосожжение вдовы теоретически всегда считалось  добровольным, но, если судить по позднейшей эпохе, давление общественного мнения и родных превращало его в прямую обязанность для женщин из высших каст, особенно для тех, кто принадлежал  к варне воинов.

Информация о работе Лекции по "Культорологии"