Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 06:38, курсовая работа
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности. В исследованиях последних лет отмечается, что методические идеи использования в процессе обучения региональных языковых средств еще не нашли полноценной разработки и внедрения в современную практику преподавания русского языка в школе.
Введение 3
Глава 1. Концепции обучения русскому языку с учетом использования регионального компонента 5
§ 1. Состояние федерального и регионального компонентов в государственном образовательном стандарте. 5
§ 2. Цели, задачи и методы обучения русскому языку с учетом региональных особенностей края 8
Глава II. Использование лингвокраеведческого материала в системе школьного обучения русскому языку 11
§ 1. Лингвокраеведческий материал как средство воспитания на уроках русского языка 11
§ 2. Использование дидактического материала из художественных произведений местных писателей на уроках русского языка 13
§ 3. Факты истории и биографии знаменитых курян 22
§ 4. Лингвистическое краеведение в школе 25
4.1. Особенности местного говора. Воспитание произносительной культуры речи учащихся в условиях местного диалекта 27
4.2. Собственные имена предмет языкознания: топонимика 31
4.3. Топонимика в лингвокраеведческой работе 34
Заключение 40
Список используемой литературы 41
Курсовая работа «Методика преподавания русского языка с учетом регионального компонента»
Введение 3
Глава 1. Концепции
обучения русскому языку с учетом
использования регионального
§ 1. Состояние федерального
и регионального компонентов
в государственном
§ 2. Цели, задачи и методы обучения русскому языку с учетом региональных особенностей края 8
Глава II. Использование
§ 1. Лингвокраеведческий материал как средство воспитания на уроках русского языка 11
§ 2. Использование дидактического материала из художественных произведений местных писателей на уроках русского языка 13
§ 3. Факты истории и биографии знаменитых курян 22
§ 4. Лингвистическое краеведение в школе 25
4.1. Особенности местного
говора. Воспитание произносительной
культуры речи учащихся в
4.2. Собственные имена предмет языкознания: топонимика 31
4.3. Топонимика в
Заключение 40
Список используемой литературы 41
Введение
Современный этап развития методики
преподавания русского языка характеризуется
поиском эффективных путей
В нашей работе предпринята попытка разработать методику обучения русскому языку с учетом регионального компонента, в частности, Курской области.
Как известно, учебники, реализующие
федеральный компонент
Однако Курская область имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Потому, нам кажется, нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся.
Актуальность данной работы
определяется необходимостью усилить
обучающий и воспитательный эффект
при обучении родному языку с
учетом регионального компонента, т.е.
использовать региональную лексику (топонимы,
диалектные и общеупотребительные
слова Курска и Курской области),
а также краеведческие
Целью нашей работы является разработка содержания регионального компонента при изучении русского языка в школах г. Курска и Курской области.
Глава 1. Концепции обучения русскому языку с учетом использования регионального компонента
§ 1. Состояние федерального
и регионального компонентов
в государственном
Проблемы обучения русскому языку как родному связаны с вопросами формирования национального сознания учащихся. Необходимость их решения не может не повлиять на характер наших сегодняшних уроков.
Традиционная основа школьного
курса - структурно-семантическое
В последнее время в образовательную практику вводится национально-региональный компонент в структуре государственного образовательного стандарта.
До настоящего времени
вопрос о соотнесенности государственного
образовательного стандарта и национально-
В государственном стандарте
представлено базовое содержание школьного
курса русского языка для всех
видов и типов учебных
Национально-региональный же
компонент государственного образовательного
стандарта по русскому языку включает
в себя два аспекта: во-первых, национально-культурный
аспект, который является обязательной
частью курса русского языка и
который должен обеспечить приобщение
учащихся к общекультурным и национально
значимым ценностям, осмысление школьниками
национального своеобразия
Национально-культурный аспект
реализует федеральный и
На региональный компонент выделяется 10-15% времени, что создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.
В настоящее время разработаны
или разрабатываются
Под региональным компонентом
школьного лингвистического курса
в современной лингводидактике
следует понимать «систематическое
и последовательное включение в
общеобразовательный курс русского
языка местного языкового материала,
как в тематическом отношении, так
и в отношении сугубо лингвистическом».
[Благова,1993:17]. Методисты предлагают
рассматривать региональный компонент
в преподавании русского языка как
углубленную
Было предложено следующее содержание регионального компонента курса русского языка.
Во-первых, он включает словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края, и, во-вторых, языковой материал, составляющий лингвистическую специфику области: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику, топо- и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, специальную лексику профессий, наиболее характерных для региона, городское просторечие, молодежный жаргон, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п.
Определяя место регионального
компонента в лингвистическом образовании
современных школьников, предлагаемая
концепция не предполагает коренной
перестройки традиционного
Региональный компонент -
это конкретизирующая часть традиционных
разделов и ряда тем при изучении
русского языка; общие языковые закономерности,
нормы получают региональное осмысление.
На уровне обязательного усвоения региональный
компонент должен быть представлен
лишь в самой существенной его
части. Глубокое же и всестороннее изучение
лингвистической специфики
Работа с региональными языковыми факторами является только компонентом сложной, многоаспектной деятельности учителя русского языка в школе, она не должна и не может вытеснить с урока тематически разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные общечеловеческие ценности вне их этно- и географической определенности. Разумное включение регионального компонента в базовую и дополнительную части лингвистического образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное - актуальным.
§ 2. Цели, задачи и методы обучения русскому языку с учетом региональных особенностей края
В настоящее время лингвисты, методисты, школьные и вузовские преподаватели, рассматривая язык как культурно историческую среду, расширяют традиционные границы объекта изучения, а также активизируют языковые черты, отражающие специфику национального менталитета, что возможно лишь при усвоении обязательного соблюдения принципа межъязыковых связей.
Они считают, что введение регионального компонента имеет целью воспитания интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края, Дополняется и перечень традиционных задач преподавания русского языка в школе.
Государственный стандарт базисного
учебного плана определяет «Назначение
учебной дисциплины «Русский язык как
родной» социальными функциями
родного языка, являющегося основным
средством человеческого
· обеспечить свободное владение родным языком в разных ситуациях общения;
· обеспечить формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;
· обеспечить активное участие в общественной жизни страны, успешную организацию своей собственной личной жизни;
· воспитание культуры общения, культуры поведения учащихся. [12-летняя шк.,1999:135].
Н. Г. Благова и др. предлагают следующее дополнение к перечню традиционных задач преподавания русского языка в школе в связи с введением систематического включения регионального компонента:
· «познакомить учащихся со структурными и функциональными особенностями русского языка (в определенном регионе);
· обогатить словарный запас школьников за счет местного языкового материала, ценного с точки зрения познавательной и эстетической;
· на основе погружения в язык расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей;
· показать феноменальность русского языка, раскрыть пути языкового обогащения.
На основе решения перечисленных задач формируется следующий минимум знаний и умений школьников:
1. Иметь представление
о языке как культурно-
2. Уметь анализировать
окружающую речевую среду,
3. Уметь связно изложить свои мысли на региональные темы (природа, культура, в том числе языковая (определенного края).
4. Уметь анализировать
(в том числе языковой анализ)
художественных произведений
5. Изучение языка (местной)
прессы (радио и телевидения,
6. Вопросы речевого этикета (определенного города, области) [Лыжова,1994:130].
Для реализации регионального компонента в преподавании русского языка указанные выше методисты предлагают следующие методы:
· репродуктивный (воспроизводящий материал в готовом виде в слове учителя, беседах с учащимися, упражнениях и текстах учебника, в наглядных пособиях, магнитофонных и видеозаписях, словарях и т.д.);
· проблемно-поисковый (как ведущий);
· коммуникативный, опирающийся на живое общение, и др.
Включение местного материала
в уроки лексики, фонетики и орфоэпии,
словообразования, грамматики (задания
и упражнения по культуре речи, дидактические
языковые материалы - отрывки из произведений
местных поэтов и писателей) предполагает
возможность интегрированных
Изложенные выше цели, задачи, методы и формы работы обучения русскому языку с учетом региональных особенностей края, в определенной мере реализуются в школах Мурманск и Воронежа, имеются определенные наработки педагогов, лингвистов в Курской области.
На наш взгляд, обучение школьников с учетом своих региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного языкового материала в обучении родному языку важно не только с образовательной , но и с воспитательной стороны. Для ребенка одинаково важно и научиться свободно владеть родным языком, и найти свое место в мире, осознать себя начиная с родной земли, с окружающей их «малой» родины. Главное - вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, в его изменениях исторических и местных.
Глава II. Использование
§ 1. Лингвокраеведческий материал как средство воспитания на уроках русского языка
Информация о работе Методика преподавания русского языка с учетом регионального компонента