Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 06:38, курсовая работа
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности. В исследованиях последних лет отмечается, что методические идеи использования в процессе обучения региональных языковых средств еще не нашли полноценной разработки и внедрения в современную практику преподавания русского языка в школе.
Введение 3
Глава 1. Концепции обучения русскому языку с учетом использования регионального компонента 5
§ 1. Состояние федерального и регионального компонентов в государственном образовательном стандарте. 5
§ 2. Цели, задачи и методы обучения русскому языку с учетом региональных особенностей края 8
Глава II. Использование лингвокраеведческого материала в системе школьного обучения русскому языку 11
§ 1. Лингвокраеведческий материал как средство воспитания на уроках русского языка 11
§ 2. Использование дидактического материала из художественных произведений местных писателей на уроках русского языка 13
§ 3. Факты истории и биографии знаменитых курян 22
§ 4. Лингвистическое краеведение в школе 25
4.1. Особенности местного говора. Воспитание произносительной культуры речи учащихся в условиях местного диалекта 27
4.2. Собственные имена предмет языкознания: топонимика 31
4.3. Топонимика в лингвокраеведческой работе 34
Заключение 40
Список используемой литературы 41
В последнее время заметно усилился интерес к проблеме повышения эффективности урока. Большая часть методистов и учителей свое внимание сосредотачивают на поисках новых, более совершенных форм организации занятий, структуры урока, на совершенствование методики обучения, на способах активизации учащихся и тому подобное.
Основные поиски решения проблемы сосредоточены на одной из сторон педагогического процесса - на обучении.
Что касается другой стороны этого целостного педагогического процесса - воспитания, то в последнее время методистов интересовал вопрос: школа воспитывает или обучает?
Принятие закона о воспитании в содержании образования подвело черту между этим спором и подтвердило: школа и воспитывает и обучает.
В соответствии с законом РФ «Об образовании» воспитание - это целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.
Целью воспитания является «обеспечение
необходимых научно-
Из многочисленных задач программы можно выделить наиболее существенную для нашей работы:
- формирование региональных,
муниципальных и других систем
воспитания на основе учета
территориальных,
Мы считаем, что реализация этих задач возможна на уроках русского языка с использованием и изучением местного языкового материала, который имеет и образовательный и воспитательный потенциал.
Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей национального языка. Это культурное наследие, запечатленное в фольклоре и произведениях мастеров слова, имеющее устные и письменные языковые традиции, разные формы существования (национальный литературный язык, диалекты, разговорный язык).
На уроках русского языка формируется языковая личность с ценными взглядом на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с родным языком и родной речью.
Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классу интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Методисты объясняют этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.
Воспитание национального
самосознания при обучении русскому
языку необходимо начинать с освоения
притягательной силы родного языка.
Стержнем этой работы может стать
краеведение. Ведь использование на
уроках по русскому языку местного
языкового материала не только повышает
интерес к предмету, но и воспитывает
интерес к тому, что называют малой
родиной, расширяет представление
об ее истории и сегодняшнем дне.
Все это даст возможность воспитать
не только патриота, но и гуманного,
социально культурного
Обращение к региональному компоненту в образовании, его разумно организованное изучение, овладение родной речью может стать мощным средством развития и воспитания подрастающего поколения.
«Изучение народного языка не исключает древних стихий нашей речи, во-первых, уже и потому, что в старинных памятниках нашей литературы постоянно сливается он с варваризмами, с речениями церковно-славянскими и пр.» [Буслаев,1992:283]. Т есть обращение к историческим фактам (очеркам, биографиям) неизбежно.
Главное в воспитании национального самосознания при обучении русскому (родному) языку состоит в том, чтобы показать, что именно родной язык обеспечивает для каждого соотечественника возможность понять другого и быть понятым, приобщиться к исторической судьбе народа, испытать эстетическое наслаждение от культуры владения речью.
§ 2. Использование дидактического материала из
художественных произведений местных писателей на уроках русского языка
Еще одним источником изучения лингвокраеведческого материала в обучении родному языку может стать использование на уроках русского языка художественных произведений местных писателей и поэтов.
Обучение родному языку
в настоящее время в связи
с демократизацией общества позволило
преподавателю получить большую
свободу в выборе методов, приемов
и средств обучения, что дает ему
возможность освободиться от некоторых
условностей и стимулирует
В настоящее время учитель русского языка при подготовке к проведению конкретного урока может использовать в качестве материала связные тексты, которые могут быть использованы не на одном уроке, а на целом ряде уроков и расширят знания учащихся о нашей стране, нашем городе и области, его истории, природы, животном мире и т. п. Методисты считают работу с текстом очень важной.
Обучение родному языку
в отечественной методике всегда
рассматривалось в неразрывной
связи с развитием и
Развитие речи на уроках русского языка - это вся работа, проводимая учителем русского языка специально и попутно для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами, а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад в формирование общей культуры, всесторонней развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. [МПРЯ в школе 2000: 228].
Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды, является текст.
Трудность в подборе текста заключается в том, что последний должен удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе разнообразные качества одновременно: «по содержанию он должен быть понятным детям, по характеру орфограмм - соответствовать программе и разделам, … должен включать не только орфограммы на последние изученные правила, но и слова, затруднившие учащихся в предыдущих письменных работах, слова, в которых они допускали ошибки ранее». [Текучев 1980:257].
Преимущество использования художественного текста на уроке русского языка заключается в следующем: во-первых, на уроке русского языка мы получаем возможность не только упрочить знакомство учащихся с жанрами, с которыми они знакомятся на уроках литературы, но помочь в овладении этими формами выражения мысли; во-вторых, связный текст помогает учащимся в овладении трудной для них задачей описание природы по личным наблюдениям: они неоднократно, во все времена года воочию видят, как сложные и тонкие наблюдения над природой получают словесные выражения, как сказывается душевное состояние автора, как отражаются его раздумья и как помогают в этом многообразии художественные средства, теоретические сведения о которых они черпают на уроках литературы; в-третьих, текст дает возможность видеть, как важно найти для выражения своих мыслей конструкцию предложений. [Пузанова 1972:14].
Поэтому в нашей работе мы предлагаем использовать краеведческий материал в первую очередь на уроках развития речи, в контрольных диктантах и в самостоятельной работе учащихся.
Включение в уроки русского языка краеведческого материала ставит задачу рассмотрения на этих уроках особенностей употребления языковых средств в произведениях художественной литературы, в печати, в фольклоре данной области.
В процессе работы с текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к национальной культуре. Работа с текстом на уроках русского языка создает условия: для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для формирования представления о языковой системе, реализации внутрипредметных (межуровневых), а также межпредметных связей курсов русского языка и литературы; для личностно ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности; для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей. [Пахнова 2000:11].
В последнее время яркой особенностью современного урока русского языка является широкое и разнообразное использование художественного текста.
Именно при комплексном
анализе сливаются воедино
План анализа текста
(Учебник русского языка V-IX классы под ред. Бабайцевой)
1. Определите тему текста. Отметить средства, позволяющие это сделать:
а) начало текста;
б) ключевые слова, ключевые предложения и др.
2. Определить тип текста (описание, повествование, рассуждение):
а) указать синтаксические особенности текста:
количество предложений;
преобладающие типы предложений;
способ связей предложений (цепной и параллельной) и др;
б) отметить средства связи частей текста (специализированные средства создания смысловой и грамматической ценности):
порядок слов (чередование данного и нового и др.);
ударение (расставить ударения для чтения);
логический повтор;
местоимения;
союзы и др.
3. Определить стиль текста:
а) отметить влияние речевой ситуации (где? с кем?) на стиль текста;
б) разговорный или книжный (научный, деловой, публицистический, художественный);
в) отметить стилистические средства:
фонетические;
лексические;
словообразовательные (морфемные);
морфологические;
синтаксические.
4. Орфографический и
Методисты выдвигают особые требования к организации работы с художественным высказыванием на уроках русского языка. Суть этих требований состоит в том, что каждый текст последовательно проходит через четыре основных этапов в работе: 1) восприятие текста (на слух или зрительно при особом настрое, который помог бы ввести ребенка в систему художественных образов анализируемого текста); 2) его лингвистический анализ (основная цель работы: осознание учащимися изобразительно-выразительных возможностей тех языковых явлений, которые изучаются в школе); 3) выразительное чтение (эти навыки формируются на уроках русского языка в процессе чтения небольших отрывков или отдельных предложений из объемных текстов; учеников нужно познакомить с основными элементами интонации: логическое ударение, пауза, темп чтения, тембр голоса, тон, понижение/повышение голоса, - и целенаправленно отрабатывать их в ходе выполнения заданий); 4) заучивание наизусть (тренирует память, обогащает словарный запас не отдельными словами, а словосочетаниями, фразами, крылатыми выражениями и т.п., которые позже активно используются в речи учащихся); 5) проведение какой-либо творческой работы на основе проанализированного литературного образца (например, составить собственное речевое высказывание по аналогии с данным литературным образцом, сохранив структуру описания или изменив последовательность действий, предметов и т.п.). [Львова 1997:51-54].
Для анализа художественных произведений не обязательно выделять отдельные уроки и проводить анализ полностью. Такую работу необходимо проводить систематически (начиная с V класса) на уроках русского языка. Например, использовать тексты рассказов известных курских писателей - Е. И. Носова, К. Д. Воробьева, В. В. Овечкина, П. Г. Сальникова и др.
Так, при изучении теоретических сведений о существительных сообщается, что они часто стоят в начале текста, определяя его тему, а нередко и место и время того, о чем говорится в тексте, усиливая тем самым его цельность. Покажем это на примере текстов курских поэтов:
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей…
А.Фет
Ночь. Не слышно городского шума…
А.Фет
При изучении глаголов показывается, что сообщение о действиях предмета характеризует предмет:
Отовсюду летят и мчатся,
Звенит повод, скрепит подпруга, -
Это стягиваются домочадцы,
Что не знали в лицо друг друга…
Н.Асеев
При изучении прилагательных подчеркивается, что они передают красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают речь выразительней, точнее:
Информация о работе Методика преподавания русского языка с учетом регионального компонента