Методика преподавания русского языка с учетом регионального компонента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 06:38, курсовая работа

Краткое описание

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности. В исследованиях последних лет отмечается, что методические идеи использования в процессе обучения региональных языковых средств еще не нашли полноценной разработки и внедрения в современную практику преподавания русского языка в школе.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Концепции обучения русскому языку с учетом использования регионального компонента 5

§ 1. Состояние федерального и регионального компонентов в государственном образовательном стандарте. 5

§ 2. Цели, задачи и методы обучения русскому языку с учетом региональных особенностей края 8

Глава II. Использование лингвокраеведческого материала в системе школьного обучения русскому языку 11

§ 1. Лингвокраеведческий материал как средство воспитания на уроках русского языка 11

§ 2. Использование дидактического материала из художественных произведений местных писателей на уроках русского языка 13

§ 3. Факты истории и биографии знаменитых курян 22

§ 4. Лингвистическое краеведение в школе 25

4.1. Особенности местного говора. Воспитание произносительной культуры речи учащихся в условиях местного диалекта 27

4.2. Собственные имена предмет языкознания: топонимика 31

4.3. Топонимика в лингвокраеведческой работе 34

Заключение 40

Список используемой литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая диалекты Microsoft Word.docx

— 48.50 Кб (Скачать файл)

 

В последнее время заметно  усилился интерес к проблеме повышения  эффективности урока. Большая часть  методистов и учителей свое внимание сосредотачивают на поисках новых, более совершенных форм организации  занятий, структуры урока, на совершенствование  методики обучения, на способах активизации  учащихся и тому подобное.

 

Основные поиски решения  проблемы сосредоточены на одной  из сторон педагогического процесса - на обучении.

 

Что касается другой стороны  этого целостного педагогического  процесса - воспитания, то в последнее  время методистов интересовал вопрос: школа воспитывает или обучает?

 

Принятие закона о воспитании в содержании образования подвело  черту между этим спором и подтвердило: школа и воспитывает и обучает.

 

В соответствии с законом  РФ «Об образовании» воспитание - это  целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная  на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для  самореализации личности.

 

Целью воспитания является «обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях  всех типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала». [Программа  развития воспитания в системе образования  РФ. 2000:71].

 

Из многочисленных задач  программы можно выделить наиболее существенную для нашей работы:

 

- формирование региональных, муниципальных и других систем  воспитания на основе учета  территориальных, социокультурных  и национальных особенностей.

 

Мы считаем, что реализация этих задач возможна на уроках русского языка с использованием и изучением  местного языкового материала, который  имеет и образовательный и  воспитательный потенциал.

 

Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей  национального языка. Это культурное наследие, запечатленное в фольклоре  и произведениях мастеров слова, имеющее устные и письменные языковые традиции, разные формы существования (национальный литературный язык, диалекты, разговорный язык).

 

На уроках русского языка  формируется языковая личность с  ценными взглядом на родной язык, постоянным стремлением овладевать его системой и совершенствоваться в знаниях и умениях, связанных с родным языком и родной речью.

 

Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классу интерес  к изучению русского языка пропадает  у большинства детей. Методисты  объясняют этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.

 

Воспитание национального  самосознания при обучении русскому языку необходимо начинать с освоения притягательной силы родного языка. Стержнем этой работы может стать  краеведение. Ведь использование на уроках по русскому языку местного языкового материала не только повышает интерес к предмету, но и воспитывает  интерес к тому, что называют малой  родиной, расширяет представление  об ее истории и сегодняшнем дне. Все это даст возможность воспитать  не только патриота, но и гуманного, социально культурного человека.

 

Обращение к региональному  компоненту в образовании, его разумно  организованное изучение, овладение  родной речью может стать мощным средством развития и воспитания подрастающего поколения.

 

«Изучение народного языка  не исключает древних стихий нашей  речи, во-первых, уже и потому, что  в старинных памятниках нашей  литературы постоянно сливается  он с варваризмами, с речениями  церковно-славянскими и пр.» [Буслаев,1992:283]. Т есть обращение к историческим фактам (очеркам, биографиям) неизбежно.

 

Главное в воспитании национального  самосознания при обучении русскому (родному) языку состоит в том, чтобы показать, что именно родной язык обеспечивает для каждого соотечественника возможность понять другого и  быть понятым, приобщиться к исторической судьбе народа, испытать эстетическое наслаждение от культуры владения речью.

 

§ 2. Использование дидактического материала из

 

художественных произведений местных писателей на уроках русского языка

 

Еще одним источником изучения лингвокраеведческого материала в обучении родному языку может стать использование на уроках русского языка художественных произведений местных писателей и поэтов.

 

Обучение родному языку  в настоящее время в связи  с демократизацией общества позволило  преподавателю получить большую  свободу в выборе методов, приемов  и средств обучения, что дает ему  возможность освободиться от некоторых  условностей и стимулирует творческий поиск. Вместе с тем, это не освобождает  учителя от систематического пополнения своих знаний и использования  их на уроках.

 

В настоящее время учитель  русского языка при подготовке к  проведению конкретного урока может  использовать в качестве материала  связные тексты, которые могут  быть использованы не на одном уроке, а на целом ряде уроков и расширят знания учащихся о нашей стране, нашем городе и области, его истории, природы, животном мире и т. п. Методисты  считают работу с текстом очень  важной.

 

Обучение родному языку  в отечественной методике всегда рассматривалось в неразрывной  связи с развитием и воспитанием  ученика. Развитие же личности - духовно-нравственное и эстетическое - в большей мере зависит от окружающей ее речевой  среды. Окружающая среда - это мир  текстов, которые мы слышим, читаем, произносим. Это они создают ту атмосферу, в которой живет, дышит  и развивается ребенок.

 

Развитие речи на уроках русского языка - это вся работа, проводимая учителем русского языка специально и попутно для того, чтобы ученики  овладели языковыми нормами, а также  умением выражать свои мысли в  устной и письменной форме, пользуясь  нужными языковыми средствами в  соответствии с целью, содержанием  речи и условиями общения. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка вносит существенный вклад  в формирование общей культуры, всесторонней развитой, социально активной личности будущего выпускника школы. [МПРЯ в школе 2000: 228].

 

Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой  среды, является текст.

 

Трудность в подборе текста заключается в том, что последний  должен удовлетворять многим требованиям  и совмещать в себе разнообразные  качества одновременно: «по содержанию он должен быть понятным детям, по характеру  орфограмм - соответствовать программе  и разделам, … должен включать не только орфограммы на последние изученные  правила, но и слова, затруднившие учащихся в предыдущих письменных работах, слова, в которых они допускали ошибки ранее». [Текучев 1980:257].

 

Преимущество использования  художественного текста на уроке  русского языка заключается в  следующем: во-первых, на уроке русского языка мы получаем возможность не только упрочить знакомство учащихся с жанрами, с которыми они знакомятся на уроках литературы, но помочь в овладении  этими формами выражения мысли; во-вторых, связный текст помогает учащимся в овладении трудной для них задачей описание природы по личным наблюдениям: они неоднократно, во все времена года воочию видят, как сложные и тонкие наблюдения над природой получают словесные выражения, как сказывается душевное состояние автора, как отражаются его раздумья и как помогают в этом многообразии художественные средства, теоретические сведения о которых они черпают на уроках литературы; в-третьих, текст дает возможность видеть, как важно найти для выражения своих мыслей конструкцию предложений. [Пузанова 1972:14].

 

Поэтому в нашей работе мы предлагаем использовать краеведческий  материал в первую очередь на уроках развития речи, в контрольных диктантах  и в самостоятельной работе учащихся.

 

Включение в уроки русского языка краеведческого материала  ставит задачу рассмотрения на этих уроках особенностей употребления языковых средств в произведениях художественной литературы, в печати, в фольклоре данной области.

 

В процессе работы с текстом  на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства  языка, приобщение школьников к национальной культуре. Работа с текстом на уроках русского языка создает условия: для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для формирования представления о языковой системе, реализации внутрипредметных (межуровневых), а также межпредметных связей курсов русского языка и литературы; для личностно ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности; для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей. [Пахнова 2000:11].

 

В последнее время яркой  особенностью современного урока русского языка является широкое и разнообразное  использование художественного  текста.

 

Именно при комплексном  анализе сливаются воедино практические и научные задачи русского языка. Систематический и комплексный  анализ текста является «мощным стимулом речевого развития ученика, развития эмоциональной  и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов  мышления: с одной стороны, ассоциативно-образного, с другой - логического. [Бабайцева 1997:57].

 

План анализа текста

 

(Учебник русского языка  V-IX классы под ред. Бабайцевой)

 

1. Определите тему текста. Отметить средства, позволяющие  это сделать:

 

а) начало текста;

 

б) ключевые слова, ключевые предложения и др.

 

2. Определить тип текста (описание, повествование, рассуждение):

 

а) указать синтаксические особенности текста:

 

количество предложений;

 

преобладающие типы предложений;

 

способ связей предложений (цепной и параллельной) и др;

 

б) отметить средства связи  частей текста (специализированные средства создания смысловой и грамматической ценности):

 

порядок слов (чередование  данного и нового и др.);

 

ударение (расставить ударения для чтения);

 

логический повтор;

 

местоимения;

 

союзы и др.

 

3. Определить стиль текста:

 

а) отметить влияние речевой  ситуации (где? с кем?) на стиль текста;

 

б) разговорный или книжный (научный, деловой, публицистический, художественный);

 

в) отметить стилистические средства:

 

фонетические;

 

лексические;

 

словообразовательные (морфемные);

 

морфологические;

 

синтаксические.

 

4. Орфографический и пунктуационный  комментарий. [Бабайцева 1997:58].

 

Методисты выдвигают особые требования к организации работы с художественным высказыванием  на уроках русского языка. Суть этих требований состоит в том, что каждый текст последовательно проходит через четыре основных этапов в работе: 1) восприятие текста (на слух или зрительно при особом настрое, который помог бы ввести ребенка в систему художественных образов анализируемого текста); 2) его лингвистический анализ (основная цель работы: осознание учащимися изобразительно-выразительных возможностей тех языковых явлений, которые изучаются в школе); 3) выразительное чтение (эти навыки формируются на уроках русского языка в процессе чтения небольших отрывков или отдельных предложений из объемных текстов; учеников нужно познакомить с основными элементами интонации: логическое ударение, пауза, темп чтения, тембр голоса, тон, понижение/повышение голоса, - и целенаправленно отрабатывать их в ходе выполнения заданий); 4) заучивание наизусть (тренирует память, обогащает словарный запас не отдельными словами, а словосочетаниями, фразами, крылатыми выражениями и т.п., которые позже активно используются в речи учащихся); 5) проведение какой-либо творческой работы на основе проанализированного литературного образца (например, составить собственное речевое высказывание по аналогии с данным литературным образцом, сохранив структуру описания или изменив последовательность действий, предметов и т.п.). [Львова 1997:51-54].

 

Для анализа художественных произведений не обязательно выделять отдельные уроки и проводить  анализ полностью. Такую работу необходимо проводить систематически (начиная  с V класса) на уроках русского языка. Например, использовать тексты рассказов известных  курских писателей - Е. И. Носова, К. Д. Воробьева, В. В. Овечкина, П. Г. Сальникова и др.

 

Так, при изучении теоретических  сведений о существительных сообщается, что они часто стоят в начале текста, определяя его тему, а  нередко и место и время  того, о чем говорится в тексте, усиливая тем самым его цельность. Покажем это на примере текстов  курских поэтов:

 

О первый ландыш! Из-под снега

 

Ты просишь солнечных  лучей…

 

А.Фет

 

Ночь. Не слышно городского шума…

 

А.Фет

 

При изучении глаголов показывается, что сообщение о действиях  предмета характеризует предмет:

 

Отовсюду летят и мчатся,

 

Звенит повод, скрепит  подпруга, -

 

Это стягиваются домочадцы,

 

Что не знали в лицо друг друга…

 

Н.Асеев

 

При изучении прилагательных подчеркивается, что они передают красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают речь выразительней, точнее:

Информация о работе Методика преподавания русского языка с учетом регионального компонента