Музыкальная культура в формировании патриотизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 01:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – апробировать теоретические положения об эффективности применения музыкального искусства в качестве средства патриотического воспитания на примере учащихся Центра развития «Исток» при МБУК «Знаменский» Тамбовской области. В исследовании были поставлены следующие задачи: 1. Выявить психологические возрастные особенности юношеского возраста; 2. Осуществить теоретический анализ особенностей патриотического воспитания на современном этапе; 3. Теоретически обосновать эффективность применения музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества; 4. Эмпирически проверить возможность эффективного применения музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества; 5. Разработать педагогические рекомендации для преподавателей общеобразовательных и музыкальных школ, профтехучилищ и средних специальных учебных заведений по применению музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….......................с.3
Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания
средствами музыкального искусства.
1.1. Психологические особенности современных детей………................с.7
1.2. Патриотическое воспитание на современном этапе……………………с.12
1.3. Возможности искусства в воспитании чувства патриотизма…………..с.23
Глава II. Музыкальное искусство как средство
патриотического воспитания.
2.1. Воспитание чувства патриотизма средствами
музыкального искусства на примере учащихся
Центра развития ребенка «Исток»………………………………………..с.29
2.2. Методические рекомендации для преподавателей общеобразовательных и музыкальных школ по применению музыкального искусства как
средства патриотического воспитания ………………………….с.39
Заключение……………………………………………………………………..с.48
Библиография…………………………………………………………………..с.52

Вложенные файлы: 1 файл

культурология курсовая.docx

— 76.23 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение Высшего

профессионального образования

«_______________________________________» 

Кафедра педагогики 

Квалификационная  работа       

«Музыкальная  культура в формировании патриотизма»

«К  защите допускаю»

и.о.зав.кафедрой педагогики

к.пед.н., доцент

Курносова С.А.

__________________________

«_____» __________________2007г. 

Работа защищена на заседании ГАК

«_____» __________________2007г. 

с оценкой ______________________

Председатель  ГАК:

_______________________________    

(подпись)                       (ФИО) 

Члены ГАК:

_______________________________

_______________________________

_______________________________

Выполнил студент  

 

психолого-педагогического  факультета

специальность

«                                   »

заочной формы обучения  

Научный руководитель:

к. пед. н., доцент кафедры педагогики    

           


 

  
 

 

СОДЕРЖАНИЕ  
 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….......................с.3 

Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания

 средствами музыкального  искусства.

1.1. Психологические  особенности современных детей………................с.7

1.2. Патриотическое  воспитание на современном этапе……………………с.12

1.3. Возможности  искусства в воспитании чувства  патриотизма…………..с.23 

Глава II. Музыкальное искусство  как средство

патриотического воспитания.

2.1. Воспитание чувства  патриотизма средствами 

музыкального  искусства на примере учащихся

Центра  развития ребенка «Исток»………………………………………..с.29

2.2. Методические  рекомендации для преподавателей  общеобразовательных и музыкальных школ по применению музыкального искусства как

средства  патриотического воспитания ………………………….с.39 

Заключение……………………………………………………………………..с.48

Библиография…………………………………………………………………..с.52

 
  
  
  
      

ВВЕДЕНИЕ      

На  современном этапе развития образования социальные институты образования (школы, учреждения дополнительного образования и др.) должны сыграть ключевую роль в формировании у подрастающего поколения гражданского самосознания. Сегодня пересматривается прошлое Отечества, общественные идеалы претерпевают значительные изменения, серьезным испытаниям подвергаются такие ценности как любовь к Родине, гражданская гордость, духовность.      

На  прошедшем в октябре 2006г. по инициативе Комитета Госдумы РФ по информационной политике «круглом столе» на тему: «Формирование патриотических идеалов в современном гражданском обществе при активном участии законодательной и исполнительной власти, СМИ и системы образования » было отмечено, что представители юношества не осознают роли своей личности в развитии государства и тем более, не ощущают собственной принадлежности к «сухим» фактам отечественной истории, которые сообщаются им на уроках в школе. Происходит потеря общественного идеала. В средствах массовой информации и коммуникации распространяются идеи анти коллективизма, анти патриотизма, вседозволенности, проповедуется культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания отечественной культуры. Вместе  с тем, именно в юности у человека наиболее активно работают механизмы идентификации себя с эпохой и идеологической структурой среды. В подобный период кризиса идентичности одним из многочисленных факторов разрушения нравственных идеалов и духовного облика подрастающего поколения становится обеднение опыта эмоционально-чувственных переживаний. В связи с этим, актуальной задачей педагогики является поиск механизмов, способствующих обогащению этого опыта, подбор эффективных средств, методов и приемов формирования нравственных и культурных основ, определяющих человека как личность, как гражданина.      

Благоприятной основой для  становления патриотического чувства  может выступить формирование эмоционально-ценностного  отношения к искусству, истории, традициям, культуре своей страны и  других стран мира в процессе нравственно-эстетического  воспитания при освоении предметов  гуманитарного цикла, таких, в частности, как литература, история, музыка, изобразительное  искусство. Информация, полученная в  результате эмоционально-чувственного переживания в ходе общения с  произведениями живописи, музыки, литературы, увлекательными историческими фактами, воспринимается человеком  на подсознательном уровне и постепенно трансформируется из абстрактных идей в глубокие внутренние, нравственные убеждения.     

Начиная с 2000г. в Российской Федерации разработаны и действуют более 60 программ гражданского и патриотического воспитания. Однако возможностям музыкального искусства для формирования патриотического чувства у молодежи в большинстве программ уделяется недостаточное внимание. Бытует незаслуженное мнение о скептическом отношении юношества к классической музыке, музыкальному фольклору. При этом забывается, что успех воспитательной деятельности во многом зависит от личности самого воспитателя, от его умения помочь своим воспитанникам обогатить эмоционально-чувственный опыт при восприятии произведений музыкального искусства.            Выше  перечисленные факты свидетельствуют  об отсутствии воспитательных программ, использующих возможности музыкального искусства как средства патриотического воспитания. Это обусловило выбор темы предложенного исследования: «Музыкальное искусство как средство патриотического воспитания юношества».     

Объектом  исследования выступает патриотическое воспитание.      

Предметом исследования – музыкальное искусство как средство формирования патриотизма.       

Гипотеза: музыкальное искусство является эффективным средством для формирования патриотического чувства подрастающего поколения.     

Цель данного исследования – апробировать теоретические положения об эффективности применения музыкального искусства в качестве средства патриотического воспитания  на примере учащихся  Центра развития  «Исток» при МБУК «Знаменский» Тамбовской области.      

В исследовании были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить психологические возрастные особенности юношеского возраста;
  2. Осуществить теоретический анализ особенностей патриотического воспитания на современном этапе;
  3. Теоретически обосновать эффективность применения музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества;
  4. Эмпирически проверить возможность эффективного применения музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества;
  5. Разработать педагогические рекомендации для преподавателей общеобразовательных и музыкальных школ, профтехучилищ и средних специальных учебных заведений по применению музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества.

 

                                                                                                                                                                   Методы  исследования:

  • Изучение и теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
  • Эмпирические методы: анализ воспитательных программ, анкетирование, опрос;
  • Статистические методы обработки результатов исследования.

 

   Практическая  значимость представленного исследования заключается в научно-методическом обосновании возможности музыкальной культуры как средства патриотического воспитания, а так же в разработке методических рекомендаций для преподавателей по применению музыкального искусства как средства патриотического воспитания на уроках МХК и музыкальной литературы в детских музыкальных школах и детских школах искусства, на факультативах и классных часах в общеобразовательных школах. Возможно применение  предложенных рекомендаций в ходе работы студенческих клубов и объединений.   

В качестве экспериментальной базы исследования выбрана старшая возрастная группа Центра развития «Исток», где обучаются слушатели в возрасте 14 – 17 лет /младший юношеский возраст в периодизации Д.Б. Эльконина/.    

 
  
  
  
  
  
  
    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        ГЛАВА I 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА 

1.1. Психологические  особенности современных детей.     

 

 

     Понятия о  поведении у современных детей нередко излишне гипертрофированы. В связи  с этим, возрастает роль социального окружения, преподносящего молодому поколению эталон для подражания. В Российской культуре на современном этапе происходит поиск подобного эталона. «Герои» советской эпохи канули в лету вместе с идеологией, их породившей. Образы былинных богатырей, а также их верных и любящих жен практически забыты. Необходима планомерная деятельность воспитательных и образовательных институтов, направленная на создание и пропаганду образов «героев нашего времени», в том числе, в рамках программ патриотического воспитания молодежи.            

Общая тенденция старшего школьного возраста – рост самостоятельности и самосознания, открытие своего Я – тесно связана с закономерностями умственного развития в этом возрасте. Благодаря новообразованиям интеллектуальной сферы, юноши и девушки подвергают анализу систему ценностных ориентаций своих родителей, сопоставляют поведение взрослых с провозглашаемыми моральными принципами, сравнивают действительность с возможным, выстраивая достаточно жесткие критические умозаключения.      

С точки зрения отечественных психологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготского и др.), особенности развития психики в раннем юношеском возрасте детерминируются также спецификой социальной ситуации развития. Социум ставит перед старшеклассником задачу профессионального и личностного самосознания и самоопределения, включающую в себя построение целостного замысла жизни и перспективное планирование своего будущего. Юношеский возраст – время активного мировоззренческого поиска, векторным направлением которого становится проблема поиска смысла жизни. Потребность в точно сформулированном ответе на вопрос о смысле человеческого бытия и своего собственного существования сочетается со своеобразным планированием дальнейшей жизни, определением ее целей, способов их достижения. Решается не только «кем быть», но и «каким быть», утверждается мир нравственных понятий.     

По  сравнению с подростковым возрастом  юношеское самосознание более психологично и обращено вовнутрь. Старшеклассники остро чувствуют свою индивидуальность и стараются подчеркнуть свое отличие от окружающих. С участием во взрослых формах жизнедеятельности с более зрелыми социальными и межличностными отношениями происходит стабилизация юношеского образа Я, сопровождающаяся, как правило, ростом самоуважения.      

У старшеклассников расширяется временная  перспектива в прошлое и особенно в будущее: если у подростков наибольшую озабоченность вызывает свое наличное Я (какой я сейчас), в частности образ своего тела и внешности, то юноши больше думают о своем возможном Я. Юношеское самосознание тесно связано с социальным самоопределением, формированием жизненных планов. Формируются такие психологические качества, которые могли бы обеспечить им в дальнейшем сознательную, активную, творческую жизнь.      

Информация о работе Музыкальная культура в формировании патриотизма