Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 01:15, курсовая работа
Цель исследования – апробировать теоретические положения об эффективности применения музыкального искусства в качестве средства патриотического воспитания на примере учащихся Центра развития «Исток» при МБУК «Знаменский» Тамбовской области. В исследовании были поставлены следующие задачи: 1. Выявить психологические возрастные особенности юношеского возраста; 2. Осуществить теоретический анализ особенностей патриотического воспитания на современном этапе; 3. Теоретически обосновать эффективность применения музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества; 4. Эмпирически проверить возможность эффективного применения музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества; 5. Разработать педагогические рекомендации для преподавателей общеобразовательных и музыкальных школ, профтехучилищ и средних специальных учебных заведений по применению музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….......................с.3
Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания
средствами музыкального искусства.
1.1. Психологические особенности современных детей………................с.7
1.2. Патриотическое воспитание на современном этапе……………………с.12
1.3. Возможности искусства в воспитании чувства патриотизма…………..с.23
Глава II. Музыкальное искусство как средство
патриотического воспитания.
2.1. Воспитание чувства патриотизма средствами
музыкального искусства на примере учащихся
Центра развития ребенка «Исток»………………………………………..с.29
2.2. Методические рекомендации для преподавателей общеобразовательных и музыкальных школ по применению музыкального искусства как
средства патриотического воспитания ………………………….с.39
Заключение……………………………………………………………………..с.48
Библиография…………………………………………………………………..с.52
Воздействуя на разум и чувства людей, искусство вместе с тем способствует выработке у них жизненных ориентаций, установок и мотивов деятельности. Это, прежде всего, относится к подростковому и юношескому возрасту, когда происходит становление мировоззрения человека. Для того, чтобы не только чувствовать себя патриотом, но и быть им, совершать поступки достойные своего народа, необходима страстная внутренняя целеустремленность. Формированию этого качества может способствовать ориентированность молодого человека на героя литературы и искусства, которого он выбирает в качестве своего идеала, подражает ему в своих поступках и действиях.
О значении подражания литературным героям писал в своих мемуарах известный авиаконструктор, летчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Ильюшин: «Подражанье – это как крюк для альпиниста: забил – подтянулся, новый клюк на полметра выше… Меня сначала «поднимал», наверное, Мальчиш-Кибальчиш, потом Корчагин. Менялся сам, менялись герои, которым хотелось подражать» (13; 345). Известно, что самого Павку Корчагина вдохновил на героические поступки образ Овода из романа Э. Войнич. В свою очередь, герой Николая Островского стал идеалом для тысяч советских людей, совершающих свои подвиги в период Великой Отечественной войны.
Сменяются эпохи, поколения, трансформируются взгляды на идеалы и ценности предыдущих периодов жизни страны, но в арсенале воспитателя всегда присутствует пласт классических образцов произведений искусства, которые могут быть широко использованы для развития исторического мышления учащихся, формирования эстетического образа Родины как обобщающего понятия, независимого от идеологии и политического строя.
Уже в былинном эпосе русского и других народов были созданы образы богатырей, в которых воплотились черты героического характера. Защищая родной край, родную землю, русские былинные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Микула Селянинович, Алеша Попович и другие - совершают фантастические подвиги в борьбе против черных сил зла и насилия. Отечество трактуется в эпосе как самая высокая ценность, защитники его идеализируются, наделяются самыми совершенными человеческими качествами – добротой, бескорыстием, прямотой, честностью, силой, храбростью, мужеством, бесстрашием. Военная деятельность, направленная на защиту русской земли, изображалась в памятниках древнерусского искусства и литературы как возвышенная и прекрасная.
Родина как идеал прекрасного
В древнерусской живописи идеи воинской доблести нашли особенно яркое выражение в иконописных образах Бориса и Глеба, Александра Невского, Георгия Победоносца. Известный искусствовед М.В. Алпатов пишет: «На Георгия перешли народные представления о доблестном воине, славном витязе, бесстрашном борце за правду. Георгий-воин стал излюбленным героем народного творчества» .
Яркое художественное воплощение в народном творчестве и искусстве получила борьба русского народа против интервентов в начале 17 века. Патриотическая деятельность Минина и Пожарского, подвиг Ивана Сусанина воспеты в бесчисленных народных песнях, сказаниях, одах И. Дмитриева, стихах К. Рылеева, опере М.И. Глинки, скульптурах И. Мартоса и др.
Совершенно исключительное место по глубине патриотических идей занимают искусство и литература, посвященные Отечественной войне 1812г., показавшей мощь и величие русского народа. Лучшие поэты, художники считали своим патриотическим долгом воспеть народный подвиг. В Жуковский пишет «Певца во стане русских воинов», поэты Ф. Глинка, Д. Давыдов, будущий декабрист К. Рылеев, И. Крылов, художники А. Венецианов, И. Орловский, И. Иванов прославляли героизм русских воинов и призывали всех русских людей на отпор врагу. Дух героизма оживает с новой силой в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Примеры литературы и искусства, в которых воинский подвиг в защиту Родины получает яркое изображение, можно продолжить. Все они свидетельствуют о том, что в сознании народа борьба за независимость Отечества получает положительную нравственную и эстетическую оценку, она воспевается и поэтизируется как прекрасное и возвышенное деяние.
Потрясающий отклик в сердцах советских людей нашел кинофильм братьев Васильевых «Чапаев». Дети, подростки, да и взрослые смотрели картину по несколько раз. В годы Великой Отечественной войны искусство, по словам А.Н. Толстого, стало «голосом героической души народа». Понятие Родины в этот период становится необычайно емким и широким, патриотизм трактуется как общенациональное явление, а Советский Союз представляется «единой крепостью, у ворот которой стоят защитники всех национальностей страны» .
Темы войны, героизма не исчерпали себя и в мирное время. Подтверждение этому находим в современных творениях литераторов, кинематографистов. В качестве примера можно привести кинофильм «Звезда» по повести Э. Казакевича, телесериалы последних лет: «Ленинград», «А зори здесь тихие», «Штрафбат» и другие.
Для искусства последних
Но искусство может серьезно повлиять на сознание и поведение представителей юношества, сыграть большую роль в патриотическом воспитании лишь тогда, когда оно используется в определенной системе, а не от случая к случаю. Основой для построения такой системы, с точки зрения педагогики, являются виды деятельности учащихся. Такими видами являются: учение, игра, общественная деятельность.
В учебном процессе искусство может эффективно использоваться на уроках литературы, истории, в качестве иллюстрации изучаемого материала, усиливающей интерес учащихся. Так же широко используются произведения искусства во вне учебное время, в процессе общественной деятельности. Для старшеклассников организовываются дискуссии, уроки мужества, встречи с ветеранами, конференции, семинары. Особое внимание стоит уделить проведению творческих молодежных конкурсов и фестивалей, приуроченных к знаменательным датам.
Подводя итоги, следует сказать
Музыкальная культура
как средство патриотического воспитания.
2.1. Воспитание чувства патриотизма средствами музыкального
искусства на примере
Центра развития «Исток»
2.1.1. Организация опытно-
Могучее воспитательное воздействие музыкального искусства на человека подтверждено как в размышлениях философов, музыковедов, теоретиков педагогики, так и в практической деятельности музыкантов, преподавателей, лекторов. Поскольку конечный смысл музыкального произведения – выражение той или иной идеи, высшим воздействием музыки является идейное воздействие на духовный мир человека. Если музыка создает возвышенный, глубоко привлекательный, воодушевляющий образ героя и вызывает горячие симпатии к нему, то слушателя увлекут и покорят идеалы и убеждения, выраженные в словах его и поступках.
В современной концепции
К сожалению, программы по предмету «Музыка» для общеобразовательных школ, созданные под руководством Ю. Алиева, А. Апраксиной, Д. Кабалевского, Н. Терентьевой и др., рассчитаны на учащихся с первого по девятый классы. В старшей школе необходимость целенаправленного организованного музыкального воспитания оспаривается с той позиции, что учебное время старшеклассников должно быть максимально загружено предметами, ориентированными на дальнейшее профессиональное образование.
Вместе с тем- именно музыка является наиболее популярным видом искусства среди юношества, что доказано в социологическом исследовании Е.П. Крупник, Р.Г. Рабинович , проведенном с 1967 по 1980 гг. в РСФСР (дальнейшие исследования с 1993 по 1999гг показали, что общие тенденции в отношении молодежи к музыке не изменились). Вопрос в том какая музыка? Круг интересов старшеклассников, как правило, ограничивается рок-музыкой и так называемой «попсой» (на языке современных тинэйджеров данное выражение обозначает популярную эстрадную музыку). Соответственно задача школы, как института воспитания, предложить свой путь духовно-нравственной активности и гармонизации душевных сил с помощью великих классических образцов музыкальной культуры.
Педагоги Центра развития «Исток » МБУК «Знаменский » Тамбовской области при составлении образовательных программ для учащихся различного возраста ориентируется на идеи приоритета общечеловеческих ценностей, устремленности к сохранению и воспитанию духовной культуры. На хозрасчетное отделение принимаются желающие обучаться игре на различных инструментах без ограничения возраста. Данное обстоятельство дало нам возможность предпринять опытно-экспериментальное исследование для проверки гипотетического предположения о том, что музыкальная культура является эффективным средством для формирования патриотического чувства.
С целью провести сравнительный анализ проявлений чувства патриотизма у детей, находящихся на различных ступенях обучения, выбираем экспериментальную стратегию «поперечного среза». Априорно было выдвинуто теоретическое положение, что в результате ознакомления с определенным кругом музыкальных произведений и накопления музыкальных впечатлений (то есть по мере возрастания музыкальной культуры учащихся) будет происходить и формирование патриотических чувств. В качестве параметров уровня патриотизма избраны следующие: осознание учащимися понятия «патриотизм» как многосоставного явления, а также осознание себя как патриота Отчизны.
Для участия в эксперименте выбраны старшие группы учащихся первого, второго и третьего года обучения (по 9 человек каждого класса), которые соответственно были определены как:
Экспериментальная группа 1 (в дальнейшем ЭГ-1) – первый год обучения;
Экспериментальная группа 2 (в дальнейшем ЭГ-2) – второй год обучения;
Экспериментальная группа 3 (в дальнейшем ЭГ-3) – третий год обучения.
Общее количество респондентов 27 человек.
Выбор был обусловлен наличием удобных условий для организации опытно-экспериментальной работы, а именно:
Вышеуказанные факторы позволили провести исследование, не меняя привычных условий учебного процесса.
В качестве методов исследования нами было избрано анкетирование учащихся.
2.1.2. Анализ и интерпретация
результатов исследования
Исследование предполагало проведение в каждой из трех групп бланкового анкетирования, для чего были составлены две взаимодополняющие анкеты по десять вопросов в каждой.
Анкета № 1 направлена на выяснение общей музыкальной культуры респондента, анкета № 2 – на диагностику знаний, относящихся к патриотической культуре человека.
В дальнейшем были определены показатели, которые наиболее явно отражают уровень музыкальной культуры во всех трех группах, а также динамику изменения уровня музыкальной культуры. Полученные результаты представлены в таблице № 1.
Таблица № 1.
Уровень музыкальной культуры учащихся
Показатель |
Процентное соотношение выборов | ||
ЭГ-1 |
ЭГ-2 |
ЭГ-3 | |
Изменение настроения при прослушивании музыки |
50% |
80% |
90% |
Предпочитают слушать классическую музыку |
20% |
60% |
70% |
Предпочитают слушать народную музыку |
0% |
20% |
20% |
Предпочитают слушать рок-музыку |
80% |
80% |
80% |
Предпочитают поп-музыку |
50% |
30% |
30% |
Предпочитают слушать музыку |
90% |
90% |
100% |
Предпочитают сочинять музыку |
10% |
50% |
40% |
Предпочитают исполнять музыку |
20% |
70% |
70% |
Информация о работе Музыкальная культура в формировании патриотизма