Музыкальная культура в формировании патриотизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 01:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – апробировать теоретические положения об эффективности применения музыкального искусства в качестве средства патриотического воспитания на примере учащихся Центра развития «Исток» при МБУК «Знаменский» Тамбовской области. В исследовании были поставлены следующие задачи: 1. Выявить психологические возрастные особенности юношеского возраста; 2. Осуществить теоретический анализ особенностей патриотического воспитания на современном этапе; 3. Теоретически обосновать эффективность применения музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества; 4. Эмпирически проверить возможность эффективного применения музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества; 5. Разработать педагогические рекомендации для преподавателей общеобразовательных и музыкальных школ, профтехучилищ и средних специальных учебных заведений по применению музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….......................с.3
Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания
средствами музыкального искусства.
1.1. Психологические особенности современных детей………................с.7
1.2. Патриотическое воспитание на современном этапе……………………с.12
1.3. Возможности искусства в воспитании чувства патриотизма…………..с.23
Глава II. Музыкальное искусство как средство
патриотического воспитания.
2.1. Воспитание чувства патриотизма средствами
музыкального искусства на примере учащихся
Центра развития ребенка «Исток»………………………………………..с.29
2.2. Методические рекомендации для преподавателей общеобразовательных и музыкальных школ по применению музыкального искусства как
средства патриотического воспитания ………………………….с.39
Заключение……………………………………………………………………..с.48
Библиография…………………………………………………………………..с.52

Вложенные файлы: 1 файл

культурология курсовая.docx

— 76.23 Кб (Скачать файл)

 

       

Так, например, испытуемые групп  ЭГ-2 и ЭГ-3 чаще отдают предпочтение классической музыке (60-70% респондентов), нежели в группе ЭГ-1 (20% респондентов). Кроме того, в анкетах учащихся второго – третьего года обучения появляются упоминания народной музыки, чего не прослеживается у учащихся первого года обучения. При этом, не меняется слушательское предпочтение рок-музыки (80%), но происходит снижение интереса к поп-музыке (от 50% учащихся первого года обучения до 30% ко второму году).     

В процессе учебы ребята начинают проявлять интерес к  творческой и исполнительской деятельности, что вероятнее всего объясняется  накоплением необходимых для  данных видов музыкальной деятельности знаний, умений и навыков.      

Мы  обратили внимание на тот факт, что  в группах второго-третьего года обучения возрастает уровень эмоциональной реакции на музыку. То есть, можно сказать, что учащиеся приобретают навык не просто слушать музыку, а слышать ее. Соответственно через эмоционально-чувственный опыт музыка как звуковое искусство способна более эффективно воздействовать на учеников второго – третьего класса.      

Некоторые вопросы анкет предполагали в большей степени качественный, нежели количественный анализ ответов. Это вопросы, в которых требовалось перечислить названия любимых (или просто известных респонденту) произведений, а также фамилии композиторов. Анализ результатов показал, что учащиеся первого года обучения испытывали затруднения при ответе на данные вопросы. В анкетах группы ЭГ-1 преобладали неполные ответы: респонденты указывали одного, реже два композитора, то же относится и к произведениям. Учащиеся первого класса в основном указывали одни и те же имена – Л.В. Бетховен, П.И. Чайковский – в двух анкетах встретилось упоминание И. Крутого и И. Николаева. Среди музыкальных произведений преобладают названия пьес из учебного репертуара по специальному инструменту. В 40% работ встречаются упоминания «Лунной сонаты» Л.В. Бетховена, «Детского альбома» П.И. Чайковского.      

В группах ЭГ-2 и ЭГ-3 ответы кардинально отличаются от группы ЭГ-1 разнообразием указанных произведений и композиторов, среди которых встречались фамилии М.И. Глинки, Ф. Шопена, Н.А. Римского-Корсакова и других. Выбор любимых произведений совершался более осознанно, вместе с тем часто встречалось упоминание пьес из программы по специальности. Это подтверждает выше упомянутый факт преобладания в группах ЭГ-2 и ЭГ-3 не только восприятия музыки, но и исполнительской деятельности.      

На  основании обобщенных результатов анкеты №1 можно сделать вывод о том, что в процессе обучения возрастает уровень эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкальной культуры учащихся в целом. То есть, благодаря опыту эмоционально-чувственного восприятия приобретаются устойчивые знания, относящиеся к области музыкального искусства.      

Анализ  данных анкеты №2 позволил определить степень осознания старшеклассниками понятия «патриотизм». Сравнительные результаты по отдельным показателям приведены в таблице 2.

                                                         Таблица 2

Показатели осознания  учащимися понятия «патриотизм»

Показатель

/Патриотизм  – это…/

Процентное  соотношение

выборов

ЭГ-1

ЭГ-2

ЭГ-3

Любовь  к Родине

80%

100%

100%

Уважение  к традициям своего народа

50%

80%

80%

Гордость  за достижения науки и культуры

своей страны

20%

60%

70%

Уважение  к языку

0%

40%

40%

Чувство причастности к жизни страны

0%

60%

60%

Участие в политич. мероприятиях

0%

40%

50%

Уважение  к культуре других стран

0%

80%

80%

Служение Отечеству

60%

80%

80%

Устаревшее  понятие

10%

0%

0%

Утверждение нац. ценностей  своего народа, отрицание культуры других народов.

10%

0%

0%


 

       

Мы  обратили внимание на тот факт, что  во всех трех группах понятие «патриотизм» ассоциируется прежде всего с любовью к Родине и служением Отечеству (от 60% до 100% респондентов выбирали именно эти варианты ответа). Не менее важным все учащиеся считают также уважение к традициям своего народа (от 50% в ЭГ-1 до 80% в ЭГ-2, ЭГ-3). В то же время такие составляющие как гордость за достижения науки и культуры своей страны, уважение к родному языку, ощущение собственной причастности ко всем явлениям жизни страны, уважение к культуре и традициям других стран и народов респондентами ЭГ-1 не осознаются как характеристики патриотизма. Более того, среди учащихся этой группы были высказаны мнения, что патриотизм – устаревшее понятие (10%), а также утверждение национальных ценностей только своего народа в противовес культуре и традициям других стран (10%).      

Данные  показатели позволяют нам утверждать, что на начальном этапе активного общения с музыкальным искусством представители юношества имеют достаточно скудное представление о патриотизме как явлении, но могут выделить важнейшие составляющие этого явления.      

Дальнейший  анализ продемонстрировал, что осознание понятия «патриотизм» имеет некую взаимосвязь с осознанием себя как патриота. Данные, представляющие характеристику патриотического самосознания отражены в таблице 3.

Таблица 3.

Характеристика  патриотического самосознания учащихся

Утверждения –  характеристики

(Я  - …)

Процентное  соотношение

выборов

ЭГ-1

ЭГ-2

ЭГ-3

Гражданин России

90%

100%

100%

Патриот своей Родины

60%

90%

90%

Причастен к жизни Отчизны

20%

60%

70%

Горжусь своей страной

40%

90%

80%

Могу  принести пользу Отечеству

40%

40%

60%

Готов участвовать в политич. жизни  страны

30%

40%

40%

Готов защищать Родину

70%

70%

80%

Горжусь тем, что Россия многонац. держава

0%

40%

40%


 

       

Так, например, респонденты  группы ЭГ-1 наиболее часто указывают  на такие характеристики как гражданство, стремление защищать свою Родину (от 70% до 90%). В группе первого года обучения недостаточно осознается своя роль в  жизни страны (от 20% до 40%), отсутствует  упоминание о многонациональности  России как предмета гордости. Таким  образом, если сопоставить данные таблиц 2 и 3, то можно сделать вывод как  о недостаточном понимании респондентами  группы ЭГ-1 понятия «патриотизм», так  и низком самосознании себя как патриота Отечества.      

Сравнительный анализ показателей таблиц 2 и 3 позволил отметить динамику изменений изучаемых характеристик в группах второго и третьего года обучения. В ответах респондентов групп ЭГ-2 и ЭГ-3 прослеживается более полноценное понимание патриотизма, включающее в себя уважение к языку (40% респондентов), чувство причастности к жизни страны и желание принимать участие в политических мероприятиях (от 40% до 60%), гордость за достижения науки и культуры своей страны (до 60-70%). Появляется такой важный параметр патриотизма как уважение к культуре других стран и народов, причем с очень высокими показателями (80% респондентов).       

Не  менее значительные изменения происходят и в патриотическом самосознании учащихся. О своей причастности к жизни Отчизны заявляют 60-70% респондентов, 80-90% учеников отмечают, что гордятся своей страной. К сожалению, на среднем уровне остается готовность участвовать в политической жизни страны (40% респондентов) и осознание собственной значимости для Отечества (40% в ЭГ-2 и 60% в ЭГ-3). Для объяснения причин данного явления требуются дополнительные совместные психолого-педагогические исследования, относящиеся к сфере самооценки и самосознания юношей.      

В рамках исследования, сопоставив все вышеперечисленные характеристики, мы можем отметить, что в процессе обучения возрастает уровень музыкальной  культуры и одновременно расширяется патриотическое самосознание учащихся юношеского возраста и осознание ими патриотизма как многосоставного понятия. Данный вывод позволяет нам утверждать, что знакомство с музыкальным искусством способствует эффективному формированию патриотического чувства в юношеском возрасте, что совпадает с нашим гипотетическим положением.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

2.2. Методические рекомендации  для преподавателей 

общеобразовательных и музыкальных  школ

по  применению музыкального искусства

как средства патриотического  воспитания юношества  
      

Музыкальное воспитание не ограничивается только уроками музыки, оно находит свое продолжение во внеклассной работе, деятельности молодежных клубов, факультативных занятиях. Через эмоционально-чувственное воспитание школьников в процессе таких занятий формируются ценностные установки, лежащие в основе патриотического чувства.      

В рамках данной квалификационной работы на основании проведенного исследования мы можем утверждать, что патриотическое воспитание юношества средствами музыкального искусства эффективно проводится преподавателями хозрасчетного отделения Детской музыкальной школы при Камчатском музыкальном училище в рамках предмета «Основы музыкальной грамоты и музыкальной литературы». Это позволило нам сформулировать некоторые методические рекомендации к использованию средств музыкального искусства для формирования патриотического чувства юношей.     

Нравственно-эстетическим содержанием  предмета «Основы музыкальной грамоты  и музыкальной литературы» является художественно-педагогическая идея раскрытия  наиболее значимых для формирования личностных качеств человека «вечных  тем» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества, героизм и т.п.     

В процессе планирования курса по данному предмету педагоги ставили перед собой следующие цели:

  • воспитание музыкального вкуса;
  • формирование нравственных и эстетических чувств (любви к ближнему, к своему народу, к Родине);
  • воспитание уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира;
  • развитие эмоционально–ценностного отношения к искусству.

 

     Особый  акцент делается на следующих задачах:

  • постижение основных пластов мирового музыкального искусства (фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков);
  • знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;
  • знакомство с историей Отечества во взаимосвязи с музыкальным искусством, символикой, историческим наследием;
  • изучение основных жанров фольклорных сочинений;
  • знакомство с культурой малых народов Камчатки, их традициями, обычаями, музыкой.

 

     В процессе приобщения учащихся к миру прекрасного юные слушатели в сотрудничестве с преподавателем осмысливают музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей. Это становится возможным только в том случае, если урок спланирован в форме некой художественной целостности. Поэтому процесс обучения и воспитания строится с активным использованием нетрадиционных уроков:

  • Уроков, построенных с опорой на принцип межпредметной интеграции: уроки-путешествия, уроки-синестезии, уроки-концерты;
  • Уроков творчества: интервью, рецензия, урок-расследование, урок-презентация;
  • Уроков с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, дискуссия, телепередача, репортаж, круглый стол;
  • Уроков-фантазий: машина времени, маскарад, театральная постановка, исповедь и др.

 

   В ходе обучения предполагается использование  таких методов и приемов музыкального воспитания, которые носят развивающий  характер, побуждают учащихся к проявлениям различных форм речевой и эстетической активности. Каждый из трех основных методов: наглядный, словесный и практический – применяется с нарастанием проблемы: от прямого воздействия (рассказ, объяснение, иллюстрация) к самостоятельному поиску способов деятельности (игра, дискуссия). Созданию проблемных ситуаций способствуют приемы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению, формирующие музыкальное мышление учащихся, способность к оценочным суждениям.    

Наиболее  важными для работы с юношеским  возрастом являются следующие методы и приемы музыкального воспитания:

Метод эмоциональной драматургии  предполагает «режиссуру» урока по принципу последовательного насыщения эмоционального тона урока, развитием, обогащением, кульминацией и завершением, очищением, катарсисом, испытываемым от воздействия музыки.

Информация о работе Музыкальная культура в формировании патриотизма