Неформальное направление субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть особенности готической субкультуры. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- изучить место и роль молодежных субкультур в структуре современной культуры;
- познакомить с феноменом субкультуры готов;
- показать роль и место готической субкультуры в современном мире.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

       В послевоенное время, возникновение  субкультуры обуславливалось общим откликом на отсутствие безработицы и общее благоденствие, в том числе и среди молодежи. Ставшая уверенной в себе рабочая молодежь, отклоняясь от общепринятой моды, стала выбирать себе стиль одежды отличный от того, который выбирали их родители.

       Для основной массы субкультур именно музыка, в большей степени, чем литература, политика или искусство, служила основным «топливом». И изначально музыканты вводили неформальные стили, потом их место заняли молодые дизайнеры-новаторы.

       Однажды в неформальной среде стали востребованными такие фирмы как: Dr. Martens, Fred Perry и Levi’s, т.к. они производили одежду, отличную от модной. И «высокие шнурованные ботинки скинхэдов и панковские булавки стали классикой жанра»10.

       Внутри  субкультур акцент ставится на креативное и индивидуальное самовыражение, поэтому основная часть одежды шьется уже дома самостоятельно. Вещи покупались в «секонд-хендах» и изменялись по вкусу самого неформала.

       Самые популярные субкультуры:

       Битничество родилось в послевоенные годы, когда встретились молодые писатели Керуак, Берроуз и Гинзберг. Затем к ним примкнул Кэссиди. Вместе они образовали ядро литературной группы, чье творчество пошло вразрез установкам и границам официального искусства. Изобретение термина "битник" приписывают Керуаку. Он даже произвел неологизм "beatitude", то есть «мировоззрение». Словом beat также назывался определенный ритм в джазе, который, как известно для битников имел особый смысл. Он повлиял на отношение "изношенных" к жизни и привил им такие понятия как одиночество в толпе и спонтанность, которую битники считали основой своего творчества. Формой бунта они выбрали «нетрадиционную» сексуальную ориентацию и погружение в дзэн-буддизм. Далее – уход в себя с помощью ЛСД.

       К атрибутам битников относятся черные свитера и береты, черные длинные юбки у девушек и брюки у мужчин, темные непроницаемые очки и барабаны, преимущественно длинные волосы и козлиная бородка у мужчин.

       Хиппи - философия и субкультура, изначально возникшая в 1960-х годах в США. Первоначально хиппи протестовали против некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали возврат к природной чистоте через любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: «Make love, not war!». В 1970-х годах движение хиппи начало терять популярность. Новое поколение бунтарей больше принимало панк-мировоззрение.

         Для представителей движения  хиппи характерно внедрение в  костюм этнических элементов:  бус, плетенных из бисера или  ниток, браслетов. Они носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл, употребляли наркотики, жили в коммунах, путешествовали автостопом, занимались медитацией и восточной мистикой. Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали их окружающим и вставляли в дула полицейских и солдат, их стали называть «детьми цветов».

       Панки - молодёжная субкультура, возникшая в конце 60-х — начале 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются критическое отношение к обществу и политике. Панки придерживаются различных политических взглядов, но в большинстве своём социально направленных идеологий и прогрессивизма. Распространенными воззрениями являются стремление к личной свободе и полной независимости, принципы «не продаваться». Другие направления в политике панков включают в себя социализм, антинационализм, антигомофобию, борьбу за права животных и многие другие. Главный фактор отличия панка от других людей - ярое сопротивление и непризнание общественных догм.

       Стиль этой субкультуры нельзя описать, он сводится к полной противоположности общепризнанной одежде. Все основные атрибуты можно собрать в одну «кучу»: ирокезы на головах, высокие ботинки со стальными вставками, на ногах, кожаные куртки «косухи» на теле и цепи, булавки, шипы, пирсинги, татуировки везде, где позволяет фантазия.

       Металлисты - молодёжная субкультура, вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в 1970-е годы. Металлистов также называют headbanger — «головотряс» в соответстии с поведением фанатов на концертах.

       Субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена, в основном, вокруг музыки. Тексты метал-групп пропагандируют культ «сильной личности». Известна давняя связь культуры металлистов с культурой байкеров. Отношение к религии различно, но традиционно считается, что металлисты не религиозны.

       Длинные волосы, черные балахоны, кожаные штаны, косухи, тяжелая обувь и, естественно, цепи – вот основные внешние характеристики металлиста. Но они могут разбавляться другими атрибутами. Их характерный отличительный жест – вскинутый вверх кулак с разжатым мизинцем и указательным пальцем и направленный стороной ладони вперед. В России он известен как «коза».

       Эмо - подвид хардкор-панка, названный так в середине 80-х, основанный на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей. Отличительные особенности этого стиля — манера вокала, включающая в себя зачастую визг, стоны, шёпот, рёв. В текстах песен внимание эмо чаще обращено на глубокие личные переживания, чем на общественные события. В отличие от классических панков, эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви.

       Сама  субкультура ставит большой акцент на внешний вид представителей. Традиционной прической эмо считается косая, рваная челка до кончика носа, закрывающая  один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. У девушек возможен вариант детских, смешных причесок. В одежде больше всего проявляется черно-розовая цветовая гамма. Обтягивающие штаны и футболки как у мальчиков, так и у девочек. Кеды или слипоны на ногах, большие очки на лице, черный лак на ногтях характерны для обоих полов представителей эмо-культуры. Еще один значимый признак – мягкие игрушки в виде мишек, которым эмо-киды вспарывают животы и зашивают толстыми нитками. Такие игрушки играют роль своеобразных талисманов.

       Рэперы. В конце 60-х  молодые выходцы из Ямайки организовывали различные дискотеки для молодежи бедных афроамериканских районов.  До их появления дискотеки в США носили статус мероприятий больше ориентированных на средний зажиточный класс. Появились подпольные дискотеки, которые были доступны для широких масс. К середине 80-х годов в рэпе все чаще появляется социально-агрессивные речитативы.

       Рэп стал частью поп-культуры. Появляются новые «звезды» массового репа, возрождаются старые, шоу-бизнес зарабатывает прибыль на фильмах, альбомах и концертах. Смягчилась тематика репа, теперь он провозглашает красивый образ жизни, богатство, девушек и практически никакого криминала. Самый отличительный признак рэпера – одежда, на несколько размеров больше размера представителя данной субкультуры. Кепки, повернутые назад, штаны, свисающие до колен. К основной атрибутике относятся золотые подвески с драгоценными камнями на толстой золотой цепочке. Это вызвано тем, что в гетто малограмотные афроамериканцы свой «успех и значимость» могли выразить только с помощью украшений. Многие рэперы не употребляют спиртных напитков, но предпочитают наркотики. Рэперы – это не только те, кто слушает «рэп», но и те, кто его пишет.

       Следует заметить, что российские неформалы значительно отличаются от зарубежных. В России субкультуры развиты очень слабо. В.А. Луков11 объясняется это тремя факторами:

  1. «Социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения...».
  2. «Особенности социальной мобильности в российском обществе…Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.
  3. Аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

           В плане актуальных оценок особо значимо отношение  молодежи к органам государственной  власти и высшим должностным лицам…Важным итогом недоверия к власти является установка большинства молодых  россиян, что можно полагаться только на собственные силы»12.

       Российское  неформальное общество сложно охарактеризовать по влиянию западных субкультур, т.к. в России некоторые общества могут  быть просто заимствованы, другие переформировались  в более подходящие для российского общества, ну а третьи могут просто отражать некоторые сходства с западными контркультурными группами (появление скинхэдов в российском обществе вызваны внутренними проблемами страны).

       Вывод: Но в целом молодежная субкультура …

 

       Глава II. Готическая субкультура

       2.1 Зарождение готики на Западе  и в России.

       В предыдущей главе мы несколько раз упоминали о готической субкультуре, сейчас рассмотрим ее подробнее.

       Еще сравнительно недавно слово «готика» ассоциировалось лишь со Средневековьем с его высокой архитектурой, на которой красовались характерные скульптурные украшения.  «Красота и изысканность, возвышенность и устремленность в небо готических соборов сочетаются с капитальностью, массивностью, мрачностью как внешней, так и внутренней»13. В настоящее же время термин «готика» обрел совершенно другое значение, хоть и сохранились сооружения данной эпохи. Сейчас «готика» обозначает мировоззрение, образ жизни, стиль внешний и стиль в музыке, в общем, субкультуру (под субкультурой понимается неформальное объединение, живущее по соответствующим законам; частичная культурная система внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет её носителей).

       В конце 70-х представители шоу-бизнеса  заметили спад интереса к панк-культуре и в музыке, и во внешности, и в идеологии. Они-то и стали родоначальниками готической субкультуры. Панк умирал и вместо него требовалось что-то новое. Но, т.к. группы были уже сложены и имели свой репертуар, решили дать «второй шанс» панку. Стали пробовать смешивание постпанковской мрачной и хмурой депрессивной музыки с энергией процветающей британской электронной музыки. Результат был ошеломляющим: панковский нигилизм смягчился и был заменен упадничеством, декаденством, что говорило об интеллектуализме зарождавшейся субкультуры, а также о её философских корнях.

       Изначально  новое направление воспринималось лишь как продолжение старого, поэтому не имело своего названия. Однако появившиеся вместо панков декаденты быстро начали привлекать в свои ряды молодежь. Вначале возникла новая романтика, ставшая реакцией на чрезвычайно жестокое направление панковской музыки и субкультуры в целом и выдвинувшая взамен негативного культа уличных стилей, неряшливости и вульгарности позитивный стиль элегантности. Но она быстро влилась в поток коммерческой поп-сцены и так и не превратилась в молодежную субкультуру. Поэтому субкультурная молодежь, бросившаяся в новую романтику, осталась не у дел. Это и привело её в становящуюся субкультуру готики, куда был привнесен и дух романтики. Носить название готической новое молодежное направление стало лишь в 90-е гг. ХХ века.

       Существует  много версий создания термина «готика» - от банальных до мистико-романтических. Например, постмодернисты Делеза и  Гваттари14 создали свою концепцию, в которой готы предстают «племенем кочевников» («номадами»). Они мыслят и действуют в противовес государству и обществу, создавая свою собственную субкультуру.

       Еще одна трактовка гласит, что молодые  люди специально создали свою интеллектуальную группу с соответствующим образом жизни и мышлением, когда им надоела коммерческая попсовая, вечно-разноцветная эстрада. И они не разрушают общественную культуру, а лишь противостоят ей, т.к. считают её неестественной. Они берут от неё все позитивное и отметают наносное и временное. «Потому они и соотносятся как быстротечное и вечное, как повседневность и классика»15. Также, существует версия, что готы, проводя параллель между субкультурой и архитектурными построениями средневековья, «подчеркивают свойственные обоим изысканный, утонченный, устремленный ввысь внешний вид, гармонично сочетающийся с мрачным, таинственным, леденящим кровь, но в то же время прекрасным внутренним содержанием и состоянием, для которого характерно созерцание прекрасного и самосовершенствование»16 (Музыкальные готические композиции несут «готическую» атмосферу, т.е. создают настроение мрачного пафоса, возвышенности, скорби, отрешенности. Эта музыка в сочетании с текстами, отражающими страстное желание познать себя, поиск истины, уход в иные миры оживляют в памяти образы готических соборов).

       Готика  пережила на Западе IV волны:

  • I период – коммерческий (начало 80-х гг. ХХ века). Она еще не существовала как отдельная субкультура, а была «вторым дыханием» панка. Во 2-ой половине 80-х она перестала интересовать прессу и начала формироваться в самостоятельное молодежное течение. В это время положено начало некоторым будущим готическим стилям.
  • II период оказался самым важным (2-ая половина 80-х – середина 90-х гг. ХХ века). В этот период готика уже вырабатывает свое мировоззрение и не на словах, а на деле начинают увлекаться декадансом: они обращаются к «мрачному» искусству различных времен, к творчеству прерафаэлитов. Готы начинают увлекаться вампирскими новеллами А. Райс. Таким образом, готика начала проявляться в культуре – литература, кино, фотография и т.д. Появляется новый стиль в музыке, состоящий из бывших металлистов и поклонников металла и называющий себя готик-металлом. Сторонники готической субкультуры начинают осознанно называть себя готами.
  • III период (2-ая половина 90-х гг.) характерен тенденциями, связанными как с жанровым и стилевым разделением музыкальных направлений, так и стремлением готики объединиться с другими стилями, расширить свои возможности. В итоге появляются новые типы готов. В этом есть как плюсы, так и минусы. Субкультура «выходит из тени», становится общедоступной, но, в то же время, она становится частью моды. В результате готика снова стала коммерческим проектом.
  • IV период начался в конце ХХ века и продолжается до сих пор. Готика разрослась вширь и стала включать в себя множество соседних субкультур. Она поддерживается разнообразными фестивалями в Германии, Англии, Австрии и других странах. У готики сохраняются свои отличительные черты, но из-за смешивания с другими направлениями она уже становится синонимом молодежной субкультуры вообще.

Информация о работе Неформальное направление субкультуры