Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:56, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть особенности готической субкультуры. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- изучить место и роль молодежных субкультур в структуре современной культуры;
- познакомить с феноменом субкультуры готов;
- показать роль и место готической субкультуры в современном мире.
Если образно пробежаться по стилистике самой одежды готов, то можно смело заявить, что она так же разнообразна, как и фантазия представителей готической субкультуры. Некоторые готы предпочитают одежду, стилизованную под моду XVIII-XIX вв. с соответствующими атрибутами: кружева, длинные перчатки и длинные платья у женщин, фраки и цилиндры у мужчин. Встречаются также общие атрибуты с модой металлистов – частое использование цепей, кожаной одежды и металлических аксессуаров. Стиль «вамп» особенно характерен для готов.
Готы носят дорогие, «настоящие» украшения (самодельным у них должен быть только пирсинг. Кстати, моду на него ввели именно готы). От Панков у них сохранились лишь шипованные браслеты и ошейники. Другая
атрибутика: диадемы, подвески, серьги, кольца и т.д. заимствована была из Средневековья. Большая же часть украшений символичны: летучий мыши, гробики, черепа, древнеегипетский анх или анкх (признан международным символом готов) как символ вечной жизни, восьмиконечная звезда как символ хаоса и другие. Готы презирают золото как символ зажитости и зря пролитой крови, поэтому все украшения у них из серебра или из посеребренного металла.
Снова кровь, снова смерть. На мысли о смерти наводит макияж готов (кстати, ранние готы ввели в обиход обоих полов одинаковый грим и маникюр): белое лицо, черные волосы, черные подведенные глаза, черные же или алые губы и ногти. Светлая кожа доводилась путем выбеливания, либо нанесением толстого слоя тоналки и белой пудры. Таким образом создавался стиль вамп у девушек и стиль ворона у парней. Линия между вампиризмом, мистикой, оккультизмом и готикой проводится намеренно.
Смерть в жизни готов занимает чуть ли не самое главенствующее место. Её образ проявляется везде: в образе, литературе и музыке, внешности, обстановке. Поэтому готы используют мертвецкий Гримм, носят гробики и черепа, любят гулять на кладбищах (они объясняют пристрастие к кладбищам царящими там спокойствием и умиротворенностью. Готы предпочитают старинные кладбища с замшелыми надгробиями, ангелами на могилах, склепами и т.п., полагая, что на кладбищах вся ничтожность суетности мира становится очевидной) и т.д.
Игорь Понкин говорит о том, что «гoтов зачастую путают с эмо по причине некоторого сходства во внешнем облике и из-за общего для гoтов и эмо пассивного протеста и негативного взгляда на мир; среди отличительных черт гoтов – отсутствие розовых оттенков в одежде и меньшая склонность к попыткам суицида, обычно показушным»24.
Хочется отметить, что разговоры о связи готики и сатанизма звучат в основном со стороны религиозных и около-религиозных консервативных организаций. Однако исследования показывают, что прямой связи между этими явлениями нет. Эта распространенная ошибка вызвана чаще всего атрибутикой готов, которую некоторые принимают за сатанинскую. Пресса часто приписывает ритуальные убийства, совершаемые дьяволопоклонниками, готам, за чем чаще всего следуют опровержения.
Итак,
смерть в жизни готов занимает,
чуть ли не самое главное место. Её
образ проявляется везде: в образе,
литературе и музыке, внешности, обстановке.
2.4 «Культ смерти»
Вопросам, связанным со смертью, уделялось много внимания в течение всей истории человечества. По всей видимости, это связано с тем, что смерть представляла и по-прежнему представляет сложную и до конца не разрешенную загадку. Смерт - это бездна, которая неожиданно разворачивается на пути не останавливающейся жизни. Она поразительна и столь же обыденна, она близка и далека одновременно, ее жертвами становятся богатые и бедные, здоровые и больные, молодые и старые, сильные и слабые. Но в то же время это неразрешимая загадка.
Отношение к смерти оказывает огромное влияние на качество жизни и смысл существования конкретного человека и общества в целом. В истории человеческой цивилизации существуют разнообразные представления о смерти: мифологические в архаичных обществах, мужественно-оптимистические в антично-римскую эпоху, трагическо-пессиместические в средневековье, пантеистические в Новое время, романтические и этические в XIX веке. Отношение к смерти изменяется в зависимости от уровня социокультурного развития общества и его системы духовно-нравственных ценностей.
Для
раннего средневековья
В молодежных субкультурах ХХ века наиболее ярко представлен культ смерти в готическом течении. В связи с тем, что это неформальное объединение акцентируется в основном на культуру Средневековья, то и отношение к смерти у готов весьма схоже с пониманием смерти у людей того времени.
В
готической субкультуре тема Смерти
является центральным ее стержнем.
Большинство обычных
Готов не пугают ни разговоры о Смерти, ни сами мысли об этом неминуемом финальном акте. У готов скорее все наоборот, они словно готовят себя к этому событию уже при жизни. «Культ Смерти» у них — это своеобразный подготовительный акт к преображению, после которого жизнь души продолжается в новой форме. Смерть для готов — это освобождение от оков, это путь к свободе и реальности; это уход ото лжи к правде бытия; это уход от страданий и мук к вечному пребыванию в свободе; это вечная жизнь без боли и страданий. Готы уходят от реальности жизни в свой собственный мир, где идея Смерти не является запретной, где Смерть является спасение, другом, помощником в освобождении и преображении. Готы не бояться Смерти, они готовятся к ней, они дружат с ней и ждут ее. «Культ Смерти» в готической субкультуре — это та самая романтика, которую они защищают от обычных людей, от их суждений и нареканий, для которых Смерть – лишь враг, лишь символ разрушения и уничтожения.
Готы знают, что Смерть никак нельзя назвать уничтожением, так как по своей насыщенности жизнь после смерти во многом ярче и богаче. Смерть для них — это трансформация. Это превращение кусочка льда в лужицу, где вода не исчезает, а лишь меняет свою форму и приобретает новые свойства и качества. Смерть — это процесс «Жизни–Смерти», где одна сторона процесса является рождением, а другая сторона — Смертью. Это своеобразные врата, через которые они могут выйти из бесконечного цикла воплощений, чтобы разорвать вечно повторяющийся круг рождений и смертей.
«Культ
Смерти» — это искусство
Готы учатся умирать, учатся находиться за пределами жизни и смерти, учатся контролировать себя, чтобы в момент Смерти перестать заботиться о жизни, и углубиться внутрь себя, оставив в иллюзорном мире свое прошлое, свой ум, свою память.
«Культ Смерти» у готов
— это сначала овладение
искусством правильно
жить, с нравственной
и духовной подготовкой
к завершению своего
жизненного пути, а уже
потом подготовка себя
к неизбежному концу.
Заключение
Готическая субкультура – это сложное и неоднозначное явление. Для нее характерно:
1.
2.
3.
По мнению Левиковой: «Готика как молодежная субкультура – и порождение, и отражение нашего времени со всеми его болезнями. Однако сами готы – премилые и безобидные существа. Они не агрессивны и никому не делают зла. Их не стоит бояться»25.
Готическая субкультура дает людям со склонностью к депрессии понимающее общество, облегчает их социализацию.
«Я полагаю,
что такие культуры, как готическая,
чем-то сродни вере в Бога, потому что
врачуют душу, и очень важны в современном
обществе», - считает участник готической
музыкальной группы “Lacrimosa” Тил Вольф
и мы полностью с ним согласны.
Список литературы:
Люди в черном / А. Багдасарян; Армина Багдасарян
// Новое время. – 2008. - № 30 (76). – С. 20.
Влияние СМИ на формирование
молодежной субкультуры в
// Социальная политика и социология. – 2007. - № 3. – С. 193-196.
Молодежные субкультуры:
// Культура,
личность, общество в современном
мире: методология, опыт
Что такое «молодежная
// Урал. – 2006. - № 9. – С. 86-99. – (7-й спец.-нетрадиц. вып.).
Неформальные объединения
Кол-во экземпляров: всего – 20
Феномен готической
// Вестник РГГУ. – 2010. - № 3. – С. 190-207. – Библиогр.: с. 207 (9 назв.). – ил.
Готика как она есть, или О
старой-новой молодежной
// Философские науки. – 2006. - №7. – С. 79-92. – Окончание следует.
Молодежная субкультура: Учеб. Пособие / С. И. Левикова. – М.: Фаир-пресс, 2004. – 608 с. – Библиогр.: с. 583-601. – Доп. УМО. – ISBN 5-8183-0759-X.
Кол-во экземпляров: всего – 10
О готах, готике и больном российском обществе / С. И. Левикова
// Общественные науки и современность. – 2006. - № 4. – С. 155-165. – Библиогр.: с. 165.
Молодежные субкультуры и
// Социология. – 2005. - № 3-4. – С. 119-130. – Библиогр.: 5 назв.
«Готы», «лолиты», «дарты вейдеры»
и коробка с маскарадными
//Теория моды: одежда, тело, культура. – 2009. – Вып. 10. – С. 218-169. – ил.