Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:56, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть особенности готической субкультуры. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- изучить место и роль молодежных субкультур в структуре современной культуры;
- познакомить с феноменом субкультуры готов;
- показать роль и место готической субкультуры в современном мире.
Отношения между готами 2-го периода и 3-4-х очень сложные. Так называемые «старые» готы почти скрылись, снова «ушли в тень». Для них новое поколение готов – выскочки, которые живут информацией, почерпнутой из Интернета. Для них вся готика сводится к ношению черной одежды, серебряной атрибутикой и смертельным видом. С готической же литературой и философией они не имеют ничего общего. Новые же готы сомневаются, что готика заключается в подпольном существовании.
Если отбросить коммерческие стороны готической субкультуры (рано или поздно эксплуатация готики как источника дохода кончится), то окажется, что это самая обычная субкультура. На Западе же – это уникальное молодежное образование, которое объединило в себе большую часть существующих субкультур и постепенно превращается в синоним субкультуры вообще. Опять же, это имеет как плюсы, так и минусы. Такое разнообразие субкультур позволит готам выглядеть именно так, как они желают. Но с другой стороны, это приведет к её концу: молодежные субкультуры не могут быть слишком крупными и разнообразными (Здесь можно вспомнить судьбу ленинградской, а затем санкт-петербургской "Системы", которая, начав вбирать в себя различные молодежные субкультуры, быстро сошла на нет).
«Англичане считают появление готики реакцией на изоляцию английской культуры, а также на экономический спад и всевозрастающее различие между богатыми и бедными. Безусловно, для появления готики должны были сойтись многие факторы, не последний из которых - желание получить коммерческую прибыль. Однако попытки заработать на молодежной субкультуре были бы обречены на провал, а коммерческий проект так бы и остался проектом, не будь в обществе почвы для укоренения и развития данной субкультуры»17.
В России Gothic-субкультура зародилась совсем недавно. В 90-х г. В России произошли такие события, названные декадансом, которые дали толчок для её развития в интеллигентской среде (готика, претендуя на интеллектуализм, отмечает людей недостаточно интеллектуально развитых. Не попадают туда и молодые люди, материальный достаток родителей которых невысок хотя бы потому, что для создания готического имиджа требуются большие средства - ведь и черный бархат для нарядов, и серебряные украшения с готической символикой окажутся серьезным ударом по кошелькам самовыражающихся таким образом молодых людей и, естественно, их родителей). Считается, что хандра в русской крови служит, как бы, защитой от тех событий, которые человека не устраивают, но которые он не может изменить.
Термин «декадентство», который часто ассоциируется с готикой, получил распространение благодаря работам Ницше, который говорил о порождении декаданса из нигилизма. Он называл его «победой слабых над сильными», хаотической спутанностью инстинктов и страстей. Вообще, под декадентством понимается упадок духовной культуры, отмеченный настроениями неприятия жизни и безысходности.
Подобно
Ницше, российская интеллигенция того
времени имели схожее настроение.
Предчувствие революции вызывало у них
растерянность. Они, практически, оказались
лицом к лицу с Вечностью. А Вечность –
понятие, отражающее Бога, жизнь и смерть,
Вселенную и т.д. Всё это вело к декадансу,
основными признаками которого были индивидуализм,
пессимизм, мистицизм. Однако, становясь
декадентами, большая часть поэтов и писателей
были убеждены, что строят новый российский
дух.
2.2 Мировоззрение готов
Готы (от англ. goths – готы, варвары – асоциальная квазирелигиозная подростково-молодежная субкультура, лежащая в ее основе идеология и связанное с ними подростково-молодежное движение) характеризуются мистически мрачным, депрессивным восприятием и выражением отношения к жизни, основаным на идее романтизации смерти (темная романтика), боли, мучений. На исповедании эстетики смерти, тления, отражающийся в поведении (частые депрессии, меланхолия, высокая ранимость), восприятии реальности (утонченное ощущение прекрасного, пристрастие к сверхъестественному),в отношениях с обществом (полное неприятие стереотипов, стандартов поведения, а также внешнего вида). Схожей характерной чертой многих готов является восприятие смерти, как фетиша, внушительная доля готов являются танатофилами.
По мнению Понкина 18 для гoтов характерны депрессивное психологическое состояние, искусственная стимуляция либо имитация такого состояния. Для определения культивируемого состояния используется термин «ангст». Характерны романтически-депрессивный взгляд на жизнь, меланхолия и равнодушие ко всему происходящему, мрачный имидж, повышенный интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу. Отсюда – соответствующий стиль некромантического декаданса в атрибутике и аксессуарах, а также преимущественно черные цвета одежды.
Эта, так скажем, декаденская электрика содержит в себе много положений: буддизм, экзистенциализм (в частности, из известного высказывания Камю: на пороге смерти человек становится свободным, счастливым. Отсюда интерес готов к пограничным состояниям сознания и жизни. Они утверждают, что прийти к готике можно лишь через «черную» полосу жизни, которая заставит отделить фальшь от истинных эмоций, искусственно созданную «коммерческую» тотально-радостную музыку от готической, несущей подлинные эмоции. Готы – те, кто, испытав эмоциональную боль, поняли, что она дает силу), романтизм, символизм, сюрреализм. (Сюрреализм придает готике мистико-религиозную окрашенность; вносит мотив стремления к раскрепощению, освобождению человеческого «Я», его возможностей от оков повседневности и цивилизации: заставляет стремиться проникнуть «по ту сторону человеческого, достичь бесконечного и вечного», для чего необходимо опираться на опыт бессознательного выражения духа – сновидения, галлюцинации, бред, мистические видения и т.п. Следуя сюрреалисту Реверди, что образ возникает «из сближения удаленных друг от друга реальностей», готы предпочитают алогичность, парадоксальность, соединение несоединимого, что характерно и для постмодернизма.), ницшеанство (распространенное у готов выражение «ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть» возникло с обращением к его наследию.), постмодернизм (позволил готам утверждать, что в готике все равноценно и равноправно. При этом все настолько индивидуально, что не следует судить о готике по отдельным готам. У каждого она своя) и прочее. Замешанная на мистике и оккультизме она превращала панков в «философствующих отверженных обществом индивидуалистов».
Как готы говорят про себя: «мы чужаки в усредненной обыденности». Наибольшую ценность для готов представляет индивидуализм.
Одна из особенностей готического мировоззрения – стремление ко всему сверхъестественному, следовательно, к занятию оккультизмом и магии. Но каждый год занимается этим по-разному: кто-то просто носит магические амулеты и обереги, а кто-то полностью отдает себя магии и занимается ею всю жизнь.
На настоящий момент интерес к сверхъестественному замечен не только у готов. С 90-х годов ХХ века в моду вошли ведьмы и ведьмаки, астрологи, ясновидящие. В магазинах валились полки от сонников, эзотерики и т.д. фильмы, в основном, имели в главных героях вампиров и всякую нечисть. Историки заметили, что такое увеличенное внимание к потустороннему происходит в переломный момент жизни общества. Когда привычная жизнь уходила в прошлое, а новое не было известно. Поэтому люди, теряя четкие ориентиры, и обращались к гадалкам с вопросами о будущем.
Поскольку субкультура готики еще молода, ей тяжело дать какое-то четкое определение. Но сформулировать можно так: «Готика – это обобщенное понятие, которым сегодня обозначают целый комплекс направлений искусства (музыки, кино, литературы, фото, архитектуры и т.д.), составляющих вместе со своими носителями, готами, так называемую “готическую субкультуру”» [Gothic FAQ…1996]19. Однако оно мало что добавляет к пониманию готики.
В каждой стране готика своя. Например, в Англии, Германии и ряде других стран на первом месте стоит готическая музыка, а в США – готика не отделима от литературы.
По словам самих готов следует, что «гот – это индивидуалист-романтик, возводящий индивидуализм в высшую степень, а романтику признающий лишь мрачную, связанную со смертью и всем её сопровождающим»20 (возможно, интерес готов к смерти связан с тем, что в средневековье смерть символизировала абсолютную гармонию. Смерть - всегда тайна. Причастность же к ней можно заменить физиологическим угасанием, реализуемым готами в имидже. Смерть – символ конечности. Она лелеет человеческую малость, беззащитность, уязвимость и позволяет сосредоточиться на переживаниях как самоценном явлении). Чтобы назвать себя готом, человек должен не открещиваться даже от самых мрачных мыслей. Он должен принимать себя и окружающих со всеми их достоинствами и недостатками. Нужно не только не отгонять от себя признаки депрессии, но и стимулировать их развитие, т.к. всю жизненную суть можно познать через мрачные стороны существования. Жить стоит одним днем, здесь и сейчас, помня, что он может быть последним. Отсюда ежедневной поиск красоты и прекрасного. Готы пытаются изменить всю серость массы своим имиджем, музыкой, стилем и т.д. Они открывают яркие, радостные краски даже там, где обычному человеку все будет казаться черным и безжизненным.
Готы живут эмоциями. Причем эмоции им нужны все! От душевной боли до радости и до безграничной грусти. Жить надо лишь «сгорая» от эмоций. Но, чтобы не сгореть полностью, эмоции должны быть холодными. Готы живут где-то посередине между двумя измерениями, радостью и грустью. Они находят радость и энергию в «мрачном» состоянии депрессии. Они находят жизненное вдохновение там, где обычным людям кажется все слишком мрачным и «заумным». «Однако на деле палитра эмоциональности часто сводится лишь к внешне демонстрируемому пристрастию к «темному», мрачному восприятию мира (поэтому частые депрессии, сумасшествие, замкнутость, повышенная ранимость у готов считаются нормой), к фетишизации смерти, а декларируемый ими чрезвычайно широкий эмоциональный диапазон ограничивается рамками легкой меланхолии, холодной грусти одиночества и тематики любви-смерти до полного сумрака, холодящих образов инквизиции, пыток, крестных мук, вампирских игрищ, скорби, горя и т.д. Одним словом, memento mori («помни о смерти»)»21.
В эмоционально-психологическом плане, готы это люди, которые, испытавши боль, поняли, что её можно выдавать за сильную сторону.
Готы, говоря о своем абсолютном индивидуализме, утверждают, что им не обязательно нужно быть вместе, но когда они собираются вместе, то становятся отдельным миром. Суть любой молодежной субкультуры – дать возможность человеку превратиться в личность. Он приходит в группу равных себе (по возрасту, социальному положению и т.п.) не ради группы, а ради самого себя. Однако их индивидуализм все равно объединяется: у каждой группы своя символика.
Сами готы делят себя, так скажем, на два лагеря мопи и перок (поскольку готическая молодежная субкультура зародилась в Великобритании, то, естественно, все названия в ней англоязычные.
В России данная субкультура слишком молода, чтобы наработать свою терминологию), т.к. для многих из них готика – просто игра. Различаются они серьезностью отношения к готике. Английское слово mope переводится как хандра, что полностью соответствует пониманию готики. Представители же – постоянно замкнутые люди, в клубах они стоят около стены и вызывают жалость. Готика для них фетиш и потому именно они – суть культуры. Среди готов их меньшинство, понимающих всю бесполезность существования. В противоположность им поставлены перки. С английского переводится как веселый, дерзкий, наглый, самоуверенный. Их, к сожалению, большинство. Для них готика – костюмированная игра, попытка выделиться из общества (что я является основной причиной вступления молодых людей в субкультуру). Они не проявляют тоску, а наоборот её отталкивают. Поэтому, перки считают мопи занудами.
Еще одна отличающая черта готической культуры – соперничество с обществом. Готов защищает от общепринятых ценностей стиль «непростой» жизни, дорога к самопознанию.
Да,
забыла назвать еще одну черту, относящуюся
к готическому внутреннему
2.3 Внешние признаки готов
Среди готов тоже существует немало противоречий, это связано со многими музыкальными ответвлениями готики. Готы-металлисты не слушают электро-готику, и относят её вообще к попсовому жанру, или же наоборот готы, которые предпочитают электронную музыку на дух не переносят тяжелые направления в готике. Единственной связующей цепью среди готических исполнителей является их имидж. Это те черты, по которым готы отличаются от других субкультур и определяются у своей. Каждый человек, наследовавший данную субкультуру, имеет свои взгляды на жизнь и на музыку. Аксиома у готов такова: «Определения готики и гота у каждого свои и быть готом, для каждого - это по-разному!»22.
Так как готика вышла из панка, то и некоторые внешние черты она захватила с собой. Так, например, готы тоже выбривают виски и ставят ирокезы. Но, в основном они уже не панковские, а готические, т.к. вместо ярких цветов готы используют насыщенную черную краску. К тому же, ирокез у готов либо разветвляется, напоминая рога Дьявола или крылья, либо каким-нибудь образом «упасть». Но самой главной чертой у готов является преобладание во внешности черного цвета. Но цветовая гамма готов не останавливается только на черном. Она дополняется разнообразными оттенками красного, фиолетового, синего.
У Панков черный цвет тоже присутствовал, но готы поменяли его символику. Черный цвет уже не символизирует грязь. «Готы в нем умудрились открыть целую палитру смыслов и показать, что им одним можно выразить больше, чем всеми другими цветами вместе»23. Для готической культуры черный цвет и протест против всего стереотипного и стандартного; и защита от псевдо разноцветной, серой общности; и символ всего потустороннего, пугающего и мистического. Кроме того, ношением черного цвета готы говорят, что жить нужно всеми эмоциями и красками. В наше время многие скрывают неудачные, темные стороны своей жизни. Но для того, чтобы понять и принять жизнь, нужно выставить её напоказ! Ведь даже самые большие неприятности составляют наше существование. Все эмоции – и положительные, и отрицательные – нужно переправлять в жизненную энергию. Нужно даже самые примитивные инстинкты поднимать до точки сильного эмоционального состояния. Но «обычным» людям не нужен весь спектр эмоций. Им достаточны лишь позитивной стороны, радости. А боль, агрессия, депрессия им не нужны, они отказываются от всего этого. Готу же нужно все! Именно поэтому они находятся в постоянном поиске того, что может дать им разнообразные эмоции. Они не слушают радостную попсовую музыку, т.к. в ней нет силы. Они отдают предпочтение грустно-тоскливым мелодиям, холодным, но в то же время ироническим и возвышенным. Именно такая музыка содержит в себе весь спектр эмоций и смыслов.