Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 16:26, дипломная работа
Предмет исследования - организация культурно - досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области.
Цель исследования: выявить специфику организаций культурно – досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Исторические аспекты культурно - досуговой работы и патриотического воспитания морских кадетов.
1.1. Традиции военно-морского образования в России………………….10
1.2.Система патриотического воспитания морских кадетов…………….19
1.3. Культурно - досуговая работа в военно-морских учебных заведениях…………………………………………………………………..26
1.4. Военно-морское образование и организация кадетских классов в Мурманской области…...…………………………………………………..32
Глава 2. Культурно - досуговая работа в морских кадетских классах.
2.1. Значение культурно - досуговых программ в патриотическом воспитании учащихся кадетских классов….……………………………..44
2.2. Исследование организаций культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания морских кадетских классах…….52
2.3. Специфика организаций культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания морских кадетов………………... 65
Заключение………………………………………………………………..73
Список литературы………………………………………………………76
Приложение…………………………………………………………….....8
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Исторические аспекты культурно - досуговой работы и патриотического воспитания морских кадетов.
1.1. Традиции военно-морского
1.2.Система патриотического
1.3. Культурно - досуговая работа в военно-морских
учебных заведениях……………………………………………………
1.4. Военно-морское образование и организация
кадетских классов в Мурманской области…...…………………………………………………
Глава 2. Культурно - досуговая работа в морских кадетских классах.
2.1. Значение культурно - досуговых программ в патриотическом воспитании учащихся кадетских классов….……………………………..44
2.2. Исследование организаций культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания морских кадетских классах…….52
2.3. Специфика организаций культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания морских кадетов………………... 65
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Значительные качественные
изменения в социальной
В период взросления и становления школьников как личностей, молодые люди сталкиваются с возможностями выбора различных альтернатив, предлагаемых обществом.
В условиях социальных перемен этот выбор становится наиболее сложным, так как само общество, утратив свои прежние ценностные ориентиры, еще не готово предложить молодежи стройную систему новых наработанных гражданских ценностей и идеалов, помочь в осмыслении глубоких изменений, происходящих в эпоху социальных кризисов.
В таких условиях необходимо обогащать духовный мир личности и формировать у индивида неисчерпаемый арсенал ценностей. Ценности, существующие в материальной и духовной форме, представляют собой сердцевину культуры, где духовно-нравственным ценностным ориентирам принадлежит ведущая роль в развитии структуры личности. Среди духовно-нравственных ценностей выделяется патриотизм, как основа дальнейшего развития общества и становления его национального самосознания.
Уникальность становления современного российского поколения заключается в том, что оно совпадает с преобразованиями во всех основных сферах жизнедеятельности общества и, прежде всего, в общественном сознании, поэтому особенно актуальным, сегодня становится исследование молодежной среды, ее ценностных ориентаций, ее субкультуры и девиаций для лучшего понимания и прогнозирования модели будущего общества.
Подрастающее поколение само по себе является одной из величайших ценностей любого общества, поскольку оно несет в себе зерно дальнейшего потенциального развития человечества. Именно поэтому от того, какое воспитание будет дано российской молодежи сегодня, к каким духовным идеалам и ценностям оно будет стремиться, зависит дальнейшее развитие российского общества.
Актуальность исследования организации культурно - досуговых программ в системе патриотического воспитания кадетов заключается в том, что, понимая особенности формирования молодого поколения, мы можем и должны переосмыслить содержание деятельности социальных институтов, средств массовой информации, выработать новые формы и методы воздействия на патриотическое сознание подрастающего поколения, которое во многом воспитывается на пропагандируемых идеалах.
Новая образовательная концепция, в свою очередь, востребовала новый тип общеобразовательного учреждения, сочетающего в себе комплексный подход в единстве всех сфер педагогической деятельности, направленных на формирование патриотического воспитания юношества, путем воспитания Гражданина и Патриота своего Отечества.
К таким новообразованиям, успешно сочетающим в своей работе высокий уровень предлагаемого образования, способствующие становлению Гражданина и Патриота, готового служить своему Отечеству, относятся кадетские школы, которые стремятся взять все лучшее из опыта работы кадетских корпусов России XVII -XX веков и, переосмыслив и переработав его, дополнив новым содержанием, перенести в XXI век.
Анализ научной литературы показал, что в отечественной философии проблеме ценностей и нравственных идеалов посвятили свои труды Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, JI.H. Толстой, В.С. Соловьев, и др.
В педагогике к проблеме формирования и становления личности подростка, влиянию социального окружения на подрастающее поколение, степени его адаптированности в социокультурной среде обращались в своих работах такой известный педагог, как К.Д. Ушинский, который общими идеалами воспитания называл воспитание патриотизма, человечности, любви к труду, воли, честности, правдивости и чувства прекрасного. В качестве основополагающих духовных начал для русского народа им выделялась «патриархальная нравственность» - вера в правду и добро.
В сфере социально - культурной деятельности проблемам гражданско -патриотического формирования студенческой молодежи посвящены работы А.Д. Жаркова, Т.Г. Киселевой, Н.В. Кротовой, И.Н. Романова, О.В. Черновой, и других. Так, например, в работах О.В Черновой отмечено, что в вузах необходимо возродить систему патриотического воспитания, которое способствует формированию и развитию социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма у студенческой молодежи.
Становление личности, модели ее поведения на основе патриотического воспитания находит свое отражение в работах отечественных социологов.
Вопросы психологии и педагогики для обоснованного общетеоретического определения содержания военно - патриотического воспитания представлены в работах Н.И. Алпатова, А.А. Барабанщикова, В.П. Давыдова, С.К. Ильина, Д.С. Лихачева, А.С. Миловидова, И.Т. Огородникова, В.А. Родина, А.И. Сорокина, и других.
В настоящем исследовании большое внимание уделено работе с историческими архивами, касающимися изучения обычаев и нравов кадетской среды, а также нравственных и гражданско - патриотических традиций дореволюционного офицерства.
Актуальность патриотического воспитания кадетов в современных условиях обусловила тему дипломной работы: «Организация культурно - досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области».
Методы исследования: Теоретическое изучение и анализ литературы, по теме исследования. Изучение и анализ культурно – досуговых программ для кадетских классов, экспериментальная проверка условий организации культурно - досуговой программы.
Методологическую основу исследования составляют философские концепции русских мыслителей: Н.А. Бердяева, Ф.М. Достоевского, Н.А. Ильина, А.Ф. Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского о духовном, нравственном начале в человеке.
Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между осуществляемым процессом воспитания в кадетских школах и требованиями общества к патриотическому воспитанию будущих граждан России.
Объект исследования - патриотическое воспитание учащихся в кадетских классах.
Предмет исследования - организация культурно - досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области.
Цель исследования: выявить специфику организаций культурно – досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что результативность патриотического воспитания может быть достигнута в образовательных учреждениях, в которых патриотическое воспитание является частью системы обязательной и дополнительной образовательной деятельности.
Задачи исследования:
1) уточнить содержание понятий, «патриотизм», «патриотическое воспитание»;
2) изучить о традиции военно – морского образования;
3) выявить психолого - педагогические и исторические особенности формирования патриотического воспитания учащихся кадетских школ;
4) раскрыть состояние патриотического воспитания курсантов кадетских классов;
5) составить анкеты, с целью определения исходного уровня и критериев сформированности ценностно-патриотических ориентации учащихся кадетских классов:
6) разработать и реализовать культурно – досуговую программу по патриотическому воспитанию для учащихся кадетских школ области и города Мурманска.
Основные этапы исследования. Данное исследование проводилось в три этапа.
Первый этап - подбор и изучение научной литературы по теме дипломной работы. Определение целей и задач дипломной работы, анализ понятий, «патриотизм», «патриотическое воспитание», изучение исторических традиций военно – морского образования в России, а так же системы военно – патриотического воспитания морских кадетов и культурно – досуговой работы в военно – морских учебных заведениях. Велась работа над историческими документами по теме кадетства.
Второй этап был посвящен изучению культурно – досуговой работы по патриотическому воспитанию в морских кадетских классах Мурманской области. На данном этапе проводилась констатирующая часть исследования, изучалось состояние практики, проводилось анкетирование кадетов, анализировалось значение культурно – досуговых программ на формирование патриотического воспитания учащихся кадетских классов Мурманской области. Разрабатывались основные этапы подготовки культурно – досуговой программы для кадетских классов.
Третий этап – были проанализированы результаты исследования анкетирования учащихся кадетских классов Мурманской области по организации культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания. Цель - исследовать культурно – досуговые программы по патриотическому воспитанию в кадетских классах, как основу для формирования патриотических чувств курсантов и определить степень ее эффективности. Разрабатывалась анкета по патриотическому воспитанию курсантов кадетских классов. Объекты исследования: учащиеся кадетских классов Мурманской области.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Воспитание и формирование культурного человека, социального, духовно-нравственного, гражданина, патриота – задачи, стоящие перед учителями кадетских классов.
Успешное формирование и развитие у учащихся кадетских классов военно-патриотических качеств, требует постоянного совершенствования всей воспитательной системы в школах. В связи с этим, наиболее важными путями повышения эффективности работы по военно-патриотическому воспитанию курсантов являются: культурно – досуговые мероприятия по патриотическому воспитанию; обеспечение органического единства профессионального и военно-патриотического воспитания; активное участие всех учителей и учащихся в организации и проведении мероприятий по патриотическому воспитанию; активизация работы по воспитанию учеников кадетских классов на боевых и военно-патриотических традициях русской армии; разработка и внедрение в практику воспитательной работы эффективных методик по военно-патриотическому воспитанию кадет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его теоретические положения и результаты могут быть учтены и творчески использованы специалистами при разработке мероприятий по нравственному и патриотическому воспитанию в кадетских классах общеобразовательных школ.
Апробация работы состоялась 15.12.12. в рамках предзащиты (г. Мурманск МГГУ). Также материалы исследования были представлены на обсуждениях и выступлениях «круглого стола» «Кадетские школы, какими им быть», посвященных вопросам кадетства и ценностным ориентациям личности.
Отдельные аспекты представленной работы использовались в качестве стендового материала в тематической выставке «Североморские кадеты - будущее России» (кадетский класс школы – интернат г. Североморск и общеобразовательная школа №19 г. Мурманск); на заседаниях областного методического объединения по проблеме формирования по патриотическому воспитанию кадетов.
Дипломная работа состоит их двух глав, заключения, списка литературы и приложения в количестве 9 листов.
1.Исторические аспекты культурно – досуговой работы и патриотического воспитания морских кадетов.
1.1. Традиции военно – морского образования в России.
На стыке второго и третьего тысячелетий наша страна, как и 300 лет тому назад, снова вынуждена решать проблему, связанную с выбором путей развития системы военно-морского образования. В России она берет свое начало с двух дат: с 1696 г. – «Морским судам – быть», с 1701 г. – «Военно-морскому образованию – быть»1.
Военно-морское образование в России возникло и развивалось вместе с военным флотом. За триста лет своего существования они не раз испытывали взлеты и падения, находясь в центре внимания первых лиц государства, переживая периоды забвения.