Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 16:26, дипломная работа
Предмет исследования - организация культурно - досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области.
Цель исследования: выявить специфику организаций культурно – досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Исторические аспекты культурно - досуговой работы и патриотического воспитания морских кадетов.
1.1. Традиции военно-морского образования в России………………….10
1.2.Система патриотического воспитания морских кадетов…………….19
1.3. Культурно - досуговая работа в военно-морских учебных заведениях…………………………………………………………………..26
1.4. Военно-морское образование и организация кадетских классов в Мурманской области…...…………………………………………………..32
Глава 2. Культурно - досуговая работа в морских кадетских классах.
2.1. Значение культурно - досуговых программ в патриотическом воспитании учащихся кадетских классов….……………………………..44
2.2. Исследование организаций культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания морских кадетских классах…….52
2.3. Специфика организаций культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания морских кадетов………………... 65
Заключение………………………………………………………………..73
Список литературы………………………………………………………76
Приложение…………………………………………………………….....8
Говоря о долге, чести, достоинстве российских военных, нельзя оставить без внимания такой важнейший общественный институт, как офицерское собрание Русской армии, которое было подлинной школой высокой нравственности, духовности, социальной защиты, справедливости, достоинства, хранителем и достойным продолжателем культурных традиций офицеров Русской армии, а также организатором культурно - досуговых мероприятий.
В 1718 году в Петербурге были образованы ассамблеи – дворянские собрания, которые устраивались не только для забавы, танцев и пиршества, но и для дела. Здесь можно было не только увидеть друг друга, но и переговорить о всякой нужде. Непременными участниками ассамблеи были обер-офицеры. С этого, очевидно, и повели своё начало Офицерские собрания, которые обеспечивали общение и воспитание офицеров и членов их семей сначала в столичных, а затем и в отдаленных гарнизонах России.
Офицерское собрание - род клуба, объединявшего офицеров отдельной воинской части (гарнизона) в дореволюционной русской армии. Офицерские собрания носили замкнутый (кастовый) характер, их действительными членами являлись только штаб - офицеры и обер-офицеры, штатные врачи и чиновники посещали офицерские собрания на правах временных членов.
В 1786 году состоялось торжественное открытие с балом и ужином Кронштадтского морского клуба. В то время он объединял около 70 человек. Клуб содержался на взносы членов собрания, имел специальное помещение, где можно было собраться с 17 до 24 часов. В клубе имелись газеты, журналы и другая литература. Члены собрания имели возможность играть в шахматы, шашки, бильярд и, конечно, обсуждать служебные вопросы. Два раза в неделю в собрании устраивались товарищеские ужины, раз в месяц проводились танцевальные вечера, на которые приглашались гости и члены семей офицеров.
Подлинным расцветом Офицерских собраний был период второй половины XIX века. Именно в этот период была учреждена Комиссия по организации повсеместно в войсках Офицерских собраний, вышли в свет важнейшие приказы по Военному ведомству № 289 в 1874 году и № 279 от 15 сентября 1884 года, определивших основные направления деятельности Офицерских собраний, был утвержден устав «Собрания армии и флота» в Санкт-Петербурге.
С 1873 года в некоторых частях помимо Офицерских собраний стали создаваться унтер-офицерские собрания и клубы, которые были призваны предоставить унтер-офицерам и их семьям возможность проводить свободное время отдельно от рядового состава. В этот же период были предприняты попытки организовать и солдатские клубы, например, в крепости Новогеоргиевск и других местах.
Офицерские собрания в войсковых частях и гарнизонах являлись центрами культурно - досуговой деятельности. Если мы внимательно посмотрим любое из Положений об Офицерском собрании, то мы увидим, что все они имеют раздел: «Занятия и развлечения», в котором подчеркивалось, что помещения Офицерского собрания служат сборным местом для решения и разбора тактических задач, чтения лекций, бесед, сообщений, военной игры и т.п.11
Каждое положение имело свои особенности в организации деятельности Офицерского собрания, обусловленные материальными и финансовыми возможностями, дислокацией частей и т.д. Офицерские собрания отличались и содержанием проводимой работы. Так, архивные документы и вещественные памятники показывают, что на высочайшем уровне проводились вечера в литературном кружке офицеров Лейб-Гвардии Измайловского полка «Измайловские досуги».
В Офицерских собраниях они вели литературные клубы, устраивали детские балы и концерты, создавали при полках юношеские военные кружки и «потешные» подразделения. Интересно отметить, что движение скаутов в России начали именно офицеры Царскосельского гарнизона.
Важное место в жизни каждого полка занимали государственные, полковые праздники, юбилеи которые по традиционному обычаю, после парада, завершались в офицерском собрании.
В Офицерских собраниях, как правило, один раз в месяц проводились танцевальные и музыкальные вечера, готовились и проводились «домашние спектакли». Заявления членов Офицерского собрания о желании проведения вечеров и спектаклей обсуждались на общем собрании офицеров.
Важнейшим средством, широко используемым командованием, Офицерскими собраниями в своей практической деятельности для повышения культурного уровня личного состава русской армии, была музыка как действенный фактор в деле патриотического и эстетического воспитания. Как и боевое знамя, и воинские регалии, она способствовала проявлению у воинов доблести, мужества, преданности Родине, звала их на свершение новых подвигов во имя свободы и независимости Отчизны.
Одновременно с концертной деятельностью видное место в работе военных оркестров занимало участие в организации культурного отдыха офицеров и членов их семей, в общественных развлечениях, где, помимо военной музыки, звучали увертюры опер, оперные партии, классические произведения и оркестровые переложения народной музыки, танцевальные мелодии (на балах, вечерах, в садах и парках). В конце XIX века выступления военных оркестров в общественных местах стали регулярными.
Среди многих средств повышения культурного уровня военнослужащих русской армии видное место занимала военная музыка как действенный фактор в деле патриотического и эстетического воспитания. Военные оркестры во второй половине XIX века подняли музыкально-исполнительскую культуру на очень высокий уровень и стали подлинными проводниками музыкального искусства в армии и на флоте.
Каждое Офицерское собрание имело свою библиотеку. И это было закономерно. Военная литература затрагивает и решает много вопросов, касающихся обыденной военной жизни: «… из неё офицер может вынести решение многих недоразумений, и она же разбудит в нем интерес ко многим сторонам военного дела, направит ум к специальным занятиям и возбудит любовь к военному званию, так как разработка вопросов с чисто военным характером, составляя умственную пищу для человека, непременно отзовется на его симпатиях, как сфера его духовной деятельности».12
Поэтому, мы можем с уверенностью утверждать, что военные библиотеки сослужили добрую службу, они будили интерес военнослужащих не только к познанию воинского дела и повышению профессиональной культуры, но и содействовали расширению их кругозора, повышению общей культуры, помогали правильно понять происходившие военные и политические события.
Престиж офицера в России традиционно был высок. Офицерский корпус представлял собой не только профессиональную корпорацию хорошо подготовленных командиров и начальников, но и историков, педагогов, конструкторов, технологов. Обладавшие высоким уровнем образования и культуры, офицеры оказались прекрасными музейными работниками. Они работали в архивах, писали истории полков, создавали музеи.
В русской армии всегда придавалось большое значение сохранению славных боевых традиций и использованию героических примеров из истории полков в воспитательных целях.
Таким образом, офицерские собрания успешно справлялись с поставленными перед ними задачами по взаимному сближению офицеров частей и соединений и поддержанию между ними правильных товарищеских отношений, содействовали развитию в среде офицеров военного образования, организации их свободного времени. Цель и задачи Офицерских собраний отдельных частей и соединений русской армии и флота были едины. И накопленный опыт их деятельности доказал несомненную их пользу: они сплачивали офицерские коллективы воинских частей и подразделений, укрепляли их корпоративный дух, а также способствовали развитию профессиональной и общей культуры офицерского корпуса русской армии.
1.4. Военно-морское образование и организация кадетских классов в Мурманской области.
«…Система кадетского образования, которая у нас развивалась волнами (наверное, самый мощный толчок созданию этой системы был дан после окончания Великой Отечественной войны), — она себя зарекомендовала очень неплохо. И действительно, дети, которые прошли через эту школу, выходили во взрослый мир подготовленными и зрелыми. Иными словами, кадетское образование — это, конечно, страховка от инфантилизма. …Мы должны заниматься развитием такого рода форм образовательной деятельности».
«…Для того чтобы успешно решать задачи инновационного развития России, поставленные политическим руководством, уже сегодня необходимо обратить особое внимание на все аспекты воспитания подрастающего поколения, на формирование будущих граждан страны. В том числе - на формирование их гражданской ответственности, усвоение морально-нравственных норм, воспитание чувства долга перед Отечеством и согражданами, любви к своей Родине. История учит нас, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Патриотическое воспитание всегда и везде рассматривалось как фактор консолидации всего общества, являлось источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности».13
Следует отметить, что в России уже несколько столетий существует и развивается система образовательных учреждений, позволяющих успешно решать воспитательные задачи, обозначенные выше. Это - система кадетского образования, включающая в себя суворовские и нахимовские училища и кадетские корпуса.
Кадетское образование в России новейшего периода ее истории - явление достаточно неоднородное. Кадетские корпуса различаются по истории создания, по ведомственной принадлежности, по возрасту воспитанников. «Кадетскими корпусами» именуются образовательные учреждения, действующие на основании различных документов, использующие различные подходы к включению в образовательные программы военного компонента и имеющие другие существенные различия.
Продолжают действовать созданные в годы Великой Отечественной войны суворовские и нахимовские училища, в которые в настоящее время принимаются юноши в возрасте 12 - 15 лет. Это государственные образовательные учреждения, дающие среднее (полное) общее образование. Срок обучения длится 3 года. До недавнего времени условиями поступления в данные учебные заведения были пригодность по состоянию здоровья и успешная сдача вступительных экзаменов. В чем же заключаются сущностные черты и отличительные особенности кадетского воспитания и образования в современной России? Кадетское образование - четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно - полезной деятельности, профессиональной ориентации (начального профессионального образования) с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу. Базой кадетского образования является начальное или среднее общее образование.
Кадетское воспитание и образование реализуется в кадетских учебных заведениях, где могут, наряду с программами среднего (полного) общего образования (базовая образовательная программа, образовательные программы повышенного уровня, гимназические образовательные программы, лицейские образовательные программы), реализовываться программы профессионального начального образования, в первую очередь, начального военно-профессионального. Воспитание в кадетских учебных заведениях играет основную роль в формировании личности человека, поскольку происходит вне семейных отношений.14
Отбор содержания образования – одна из самых сложных и важных задач в педагогической теории и практике. Одним из ведущих подходов к модернизации содержания образования используется комплексный подход.
Основой выделения ключевых образовательных компетенций являются цели общего образования, структурное представление социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности. Перечень образовательных компетенций включает следующие ориентации: ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально - трудовую и личностного самосовершенствования. Комплексный подход и его сочетание с идеями, целями и базовыми процессами кадетского образования, - и есть основа определения содержания кадетского образования.
Система патриотического воспитания учащихся кадетских классов Мурманской области предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения; массовую патриотическую работу; совместную деятельность со средствами массовой информации по освещению проблем патриотического воспитания.
В Мурманской области насчитывается более 10 общеобразовательных школ с кадетскими классами. Кадетское образование на территории Мурманской области рассматривается как сообщество общеобразовательных учреждений всех типов и видов, осуществляющих обучение и воспитание кадет, направленное на гражданско-патриотическое становление и социализацию молодых людей. Миссия кадетского образования - воспитание государственных деятелей, людей, которые не только будут исповедовать идеи и принципы служения Отечеству, но и достойно ему служить. Кадетское образование - важная составляющая системы гражданско- патриотического воспитания подрастающего поколения.
Воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Истинный патриотизм - это такое нравственное качество, которое включает в себя: