Организация культурно - досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 16:26, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования - организация культурно - досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области.
Цель исследования: выявить специфику организаций культурно – досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Исторические аспекты культурно - досуговой работы и патриотического воспитания морских кадетов.
1.1. Традиции военно-морского образования в России………………….10
1.2.Система патриотического воспитания морских кадетов…………….19
1.3. Культурно - досуговая работа в военно-морских учебных заведениях…………………………………………………………………..26
1.4. Военно-морское образование и организация кадетских классов в Мурманской области…...…………………………………………………..32
Глава 2. Культурно - досуговая работа в морских кадетских классах.
2.1. Значение культурно - досуговых программ в патриотическом воспитании учащихся кадетских классов….……………………………..44
2.2. Исследование организаций культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания морских кадетских классах…….52
2.3. Специфика организаций культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания морских кадетов………………... 65
Заключение………………………………………………………………..73
Список литературы………………………………………………………76
Приложение…………………………………………………………….....8

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 753.50 Кб (Скачать файл)

периода в деле развития морского образования.

3. Наличие преподавательского состава  и его финансирование.

4. Усовершенствование методик, программ  обучения, которые были модифицированы с учетом потребностей времени4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Система патриотического  воспитания морских кадетов.

Патриотизм, интегрируя в своем понятии социальные, исторические, духовные, культурные, этнические и другие компоненты, проявляясь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, выступает важнейшей духовной составляющей личности. Патриотическая идея является мощным мотивом сплочения самых различных (социальных, национальных, региональных, половозрастных, религиозных и др.) групп. Это особенно проявляется в условиях необходимости преодоления трудностей. Социальная направленность деятельностного патриотизма проявляется в активной сопричастности к проблемам, волнующим данное общество.

Патриотическое воспитание в любом обществе строилось на базовых ценностях народа и служило интересам государства. В течение многих веков патриотизм нес определенную идею и идеологии, направленные на укрепление государства. На Руси патриотический дух народа подпитывался лозунгом «За святую Русь», воплощавшим в себе веру и любовь к Родине. Защитники Российской империи шли в бой «за Веру, Царя и Отечество», соединяя православие, самодержавие и любовь к Родине. Понятие «советский патриотизм» помимо идеологической нагрузки несло ответственность всех граждан за судьбу страны. «Прежде думай о Родине, а потом о себе»5.

В русском национальном самосознании понятие патриотизма зачастую было связано с традициями православной культуры и заключалось в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради страны. Многие общественные и государственные деятели, такие  как Н.М. Карамзин, С.Н. Глинка, А.И. Тургенев, призывали через свое творчество «положить жизнь, за Отечество», что тесно перекликается с Евангелием от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

К роли и значения воспитания патриотизма обращался К.Д. Ушинский, который был убежден, что Любовь к Отечеству «дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»6.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность коллектива школы, общественных формирований, родителей по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое и гражданское воспитание молодежи.

Уже во времена Петра I патриотизм считается выше всех добродетелей и практически становится российской государственной идеологией, слова «Бог, Царь и Отечество» отражают главные ценности времени. Русский солдат служил не ради чести своей или императора, а в интересах Отечества. Но не только с военной службой связывали понятие патриотизма граждане Российской Империи. Гражданский патриотизм был распространен очень широко, и при этом имел черты «сознательного патриотизма», не имевшего ничего общего ни с ксенофобией, ни с антисемитизмом, ни с этническим национализмом.

В силу формирования и развития новых классовых, политических, идеологических и других признаков, в советское время Отечество стало определяться, прежде всего, как социалистическое, отражая при этом появление советской государственной общественной системы. Представители коммунистического движения, говоря о патриотизме, опираются на трактовку В.И. Ленина: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств»7.

Историографический анализ проблемы позволяет констатировать, что духовно-нравственное воспитание было всегда приоритетным для российской военной педагогики. В силу специфичности подхода к духовно-нравственному воспитанию военно-педагогической науки, рассмотрим разработку проблем духовно - нравственного воспитания в военной педагогике отдельно. Как известно, вторая половина XIX в. является новым этапом развития теории и практики военного воспитания в России. Его обусловливали те социально-экономические изменения, которые происходили в стране. Значительный вклад в развитие прогрессивных тенденций военно - воспитательной системы в военно-морском флоте внесли адмиралы Ф.Ф. Ушаков, В.А. Корнилов, В.И. Истомин, П.С. Нахимов, С. О. Макаров, которые сохраняли и совершенствовали систему воспитания, исходя их российских национальных традиций. Особого внимания заслуживают исследования адмирала С. О. Макарова, который одним из первых стал использовать термины «военная психология» и «военно-морская педагогика». Военная психология, по его мнению, изучает нравственный элемент. Проблемы духовно-нравственного воспитания поднимаются в трудах современников великих реформ: заслуженных героев Отечества, участников нескольких войн, генералов от инфантерии М.Д. Скобелева, М.И. Драгомирова, П.П. Карцева, генерала от артиллерии М.С. Лалаева, полковников М.С Галкина, В.Л. Райковского, подполковников Н.П. Бирюкова, Д.Н. Трескина. Опираясь на собственный практический опыт. Авторы разрабатывали теоретические основы, определяя направление, по которому следовало развивать систему духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах.

В дореволюционной России существовала система образовательных учреждений, позволяющих эффективно решать задачи патриотического воспитания. Данные учреждения успешно готовили для российского государства специалистов, как военного дела, так и гражданско-государственной службы. Речь идет о системе кадетского образования и императорских лицеев8.

Морские Кадетские корпуса, вне всякого сомнения, представляют собой уникальное явление в военной истории России. В них получили военное образование прославленные полководцы, известные военачальники, видные ученые, деятели культуры и искусства, общественные деятели.

Понятие «кадеты» идет от французского слова cadet – младший. В феодальной Франции и Пруссии это были молодые дворяне, состоящие на  военной службе в солдатских чинах до производства их в офицеры. В России термин «кадет» стал применяться по отношению к воспитанникам детских учебных учреждений во время правления императрицы Анны Иоанновны.

29 июня 1731 года ею был подписан  указ о создании Шляхтинского  кадетского корпуса для обучения  юной поросли не только военным, но и общеобразовательным предметам. Тем самым закладывались основы двойного назначения корпусов: готовить как военнослужащих, так и гражданских чиновников. Принципиальное отличие российских кадетских корпусов от европейских состояло в том, что юношей в них готовили не только к сугубо военной карьере, но и к государевой службе на гражданском поприще. В 80-х гг. 20 в. «кадетами» называют курсантов военно-учебных заведений.

Кадетские корпуса в России начали создаваться в XVIII веке для подготовки молодых людей, прежде всего, к военной и гражданской службе. За годы своего существования в дореволюционный период кадетское образование претерпело ряд реформ, связанных с попытками создания стройной системы образования, построенной на единых принципах обучения и воспитания. В процессе реформ компонент военного образования то усиливался, то ослаблялся, но неизменно оставался важной отличительной чертой данного вида образовательных учреждений.

   Уже в первом российском  кадетском корпусе к преподаванию  привлекались профессора Академии  наук и учителя с университетским образованием, так как ставилась задача подготовки в данном учебном заведении высокообразованных граждан, способных к ответственной государственной службе.

По инициативе Петра I в 1701 году была учреждена «Навигационная школа», которая позже стала Морским кадетским корпусом. Первый собственно кадетский корпус в России был учрежден Императрицей Анной Иоанновной в 1731 году (Корпус кадетов шляхетских детей, позже переименованный в Сухопутный шляхетский кадетский корпус).

   Помимо военных дисциплин, по примеру Дании и Пруссии, в программу данного учебного заведения были включены основы точных, естественных и гуманитарных наук. Это имело особое значение в связи с тем, что в России тех лет отсутствовало жесткое разделение на военную и гражданскую службу, часто военные переходили на гражданскую службу с сохранением и даже повышением ранга. Существовали случаи, когда кадетский корпус преобразовывался в гражданское учебное заведение, например в Санкт-Петербурге Горное училище стало Горным кадетским корпусом, а позже было преобразовано в Горный институт.

   Самым элитным военно-учебным  заведением Императорской России  считался Пажеский Его Императорского  Величества корпус. Он был создан  еще в царствование Елизаветы  Петровны в 1759 году.   За свою  более чем вековую историю Пажеский корпус воспитал сотни доблестных офицеров, государственных и общественных деятелей.

   Помимо кадетских корпусов, развивались так называемые Императорские  лицеи. Наиболее прославившийся  из них — Императорский Царскосельский  лицей, действовавший в Царском Селе с 1811 года, а с 1843 года находившийся в Санкт-Петербурге. В русской истории лицей известен, в первую очередь, как школа, воспитавшая А.С.Пушкина. Лицей был основан по распоряжению императора Александра I и предназначался для обучения дворянских детей. Программа была ориентирована в первую очередь на подготовку государственных чиновников высших рангов9.

Таким образом, важнейшей составной частью системы духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах являлись христианская этика, общечеловеческие культурные ценности, между тем, основными особенностями, отличающими ее от гражданских учебных заведений, является укрепление духа будущего воина, правильное понимание ответственности перед Отечеством и своими соратниками. Особо обращается внимание на работу в целенаправленной личностно и социально значимой деятельности воспитанников совместно с воспитательско - преподавательским составом кадетского корпуса, т.е. взрослыми носителями духовно-нравственных ценностей и воинских традиций.

Основными особенностями системы патриотического воспитания кадетов являются:

-  Подбор профессионально подготовленных  офицеров и преподавателей, требовательность, дисциплинарность, отчетность о  поведении кадетов и т.п;

- Разработка наиболее эффективных  методов духовно-нравственного воспитания: методов воздействия на сознание воспитанников и профилактики дисциплинарных нарушений, гласный разбор проступков кадет перед строем своих товарищей, методов поощрения и взысканий, воспитательные награды, виды наказания и др.;

-  Дифференцированный подход  к выбору воспитательных средств  к разному возрасту воспитанников: («дежурные по возрасту», наставничество  в форме специального социального  института «дядек», личный пример  офицеров-воспитателей, преподавателей);

- Нравственная направленность дисциплинарной практики в кадетских корпусах, система поощрений и наказаний;

- Духовно-воспитательная направленность культурно – досуговых мероприятий, направленных на сохранение воинских традиций:  литературные чтения по истории и культуре своего Отечества,  торжественные построения и  праздники,  военно - спортивные выступлении я и марширование на площадях и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Культурно - досуговая работа в военно - морских учебных заведениях.

Военная культура, культура быта, общения, поведения и этикета... Они не привносятся со стороны, а воспитываются день ото дня, вырабатываются повседневной жизнью армии. Воспоминания о том, что некогда понятия воинской чести, культуры, этикета стояли выше многих других ценностей, о том, как высок был когда-то статус офицера, солдата, обусловленный их профессией, - пожалуй, единственное, что могло бы поддержать сейчас чувство собственного достоинства в армейской среде.

Историю России невозможно представить без истории армии. Опорой и основой армии, всей российской государственности на протяжении веков является русский офицерский корпус. Он воплощал в себе лучшие национальные, военные традиции: отвагу, честь, благородство, высокую духовность.

Культурно - досуговая работа в отечественных вооруженных силах имеет давнюю традицию. В княжеских дружинах периода становления Древнерусского государства зарождались боевые игры и ритуальные обряды. В период создания регулярной русской армии в XVIII в. статус культурных и досуговых мероприятий был закреплен уставами и наставлениями. Во второй половине XIX-начале XX вв. в армии и на флоте культурно - досуговая работа совершенствовалась. Центрами армейской культуры были офицерские собрания и клубы, солдатские буфеты, ротные школы и библиотеки. Культурно - досуговая работа сосредотачивалась в ведении командиров, органов военного управления, священнослужителей и общественных организаций. Накануне Первой мировой войны вопросами досуга в частях и соединениях русской армии стали заниматься специальные комиссии «по образованию и развлечению нижних чинов».10

Практика современного развития военного дела показывает, что культурно - досуговая работа способствует приобщению личного состава к культурным и нравственным ценностям, самодеятельному художественному творчеству, воспитанию у военнослужащих высоких моральных качеств, оказывает положительное влияние на состояние воинской дисциплины, боевой готовности войск и сил флота.

Информация о работе Организация культурно - досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области