Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 00:55, курсовая работа
Целью работы является подведение итогов развития и формирования библиографии как научной и учебной дисциплины в последней четверти 20 – начале 21 века.
Главная задача – проследить путь развития библиографических парадигм и влияние информатизации общества на взгляды библиографоведов, сравнить концепции, предложенные современными библиографоведами, найти в них общие и различные признаки, выделить наиболее общие и принципиально важные проблемы.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1.Теоретические основы библиографоведения……………………........5
Глава 2.Основные этапы развития теории библиографии в социокультурном
контексте……………………………………………………………………….....8
2.1. Книговедческая парадигма в библиографии………………………...…9
2.2. Связь библиографоведения с информационной парадигмой………..14
2.3. Когнитивно-культурологические парадигмы в библиографии………21
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………..30
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Витебский государственный университет им. П. М. Машерова»
Исторический факультет
Кафедра истории Беларуси
Курсовая работа
Основные библиографические концепции
Студентки 23 группы
Жемчужной М. Г.
Научный руководитель:
Н. Г. Козлова
Витебск 2007
ПЛАН:
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы библиографоведения……………………....
Глава 2.Основные этапы развития теории библиографии в социокультурном
контексте………………………………………………………
2.1. Книговедческая парадигма в библиографии………………………...…9
2.2. Связь библиографоведения с информационной парадигмой………..14
2.3. Когнитивно-культурологические парадигмы в библиографии………21
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..30
ВВЕДЕНИЕ
Прямая связь библиографии с категорией знание столь же очевидна, как и связь с культурой. Поэтому, нет ничего странного в стремлении библиографоведов, осмыслить, сущность библиографии как общественного явления, опираясь на эту её сторону. Библиография располагается в ряду систем, организующих знание, поэтому знание может рассматриваться в качестве её объекта, хотя и опосредованно – через документ. Сложность библиографии как социокультурного явления вызвала и вызывает противоречивость её теоретических трактовок, трудность формирования библиографической парадигма, т.е. концепции, признанной большинством учёных. Библиографические концепции стали предметом пристального внимания специалистов в 90-е годы 20 века.
В последние десятилетия
теоретический багаж
Документографическая концепция О. П. Коршунова и книговедческая А. И. Барсука были сформированы в 70-е гг. 20 в. В качестве парадигмы утвердилась концепция О. П. Коршунова. На основе её был составлен ГОСТ 7.0-84 Библиографическая деятельность, написаны учебники по библиографоведению и библиографической работе / деятельности библиотек 1891, 1990, 2001, 2003 гг.
Любая парадигма в
развивающейся науке
М. Г. Вохрышева теоретически исследовала составляющие библиографии, в том числе науку и профессиональное образование как проявления деятельности.
В. А. Фокеев основное внимание уделил познавательным функциям библиографии. Наряду с «библиографической информацией» он предложил оперировать новым понятием – «библиографическое знание».
Н. А. Сляднёва глубоко исследовала феномен библиографического отражения. Она предложила библиографам наряду с документами оперировать смыслами, идеями, которые обозначила понятием «суверенные инфокванты».
А. В. Соколов предложил библиографоведам отказаться от «информационных призраков» и снять «информационные очки», освоив коммуникационную парадигму.
Заведующий кафедрой библиографии Ленинградского библиотечного института профессор М. Н. Куфаев ещё в 20-е гг. 20 в., хотя и трактовал библиографию как науку, фактически с внеклассовых позиций обосновывал методологический подход к изучению. Его неординарные взгляды подвергались ожесточённой травле со стороны ортодоксальных марксистов, которые обвиняли его в идеализме. Они оказались востребованы значительно позднее, в 70-90-е гг. 20 в., когда стала очевидной их теоретическая оригинальность.
Крупный книговед, руководитель
сектора теории библиографии ГБЛ
А. И. Барсук рассматривал библиографоведение
как составную часть
Названные деятели библиографоведения развивают свои концепции в режиме научного диалогизма: в чём-то соглашаются друг с другом, отчасти уточняют, дополняют, развивают определённые положения, нередко полемизируют.
Целью моей работы является подведение итогов развития и формирования библиографии как научной и учебной дисциплины в последней четверти 20 – начале 21 века. Главная задача – проследить путь развития библиографических парадигм и влияние информатизации общества на взгляды библиографоведов, сравнить концепции, предложенные современными библиографоведами, найти в них общие и различные признаки, выделить наиболее общие и принципиально важные проблемы.
Библиография, как и любой другой достаточно сложный феномен общественной жизни, характеризуется универсальностью связей с миром, обусловленной вхождением в самые разные области человеческой деятельности. Способность к взаимодействиям позволяет рассматривать её в контексте самых разных явлений – информации, коммуникации, документалистики, книжного дела, культуры, образования и т. д. Всякий раз при этом формируются новые подходы и концепции, открываются дополнительные возможности её теоретического осмысления и практического развития.
Дискуссии в библиографоведении, как и в любой науке, происходят сейчас в совершенно определённых условиях, которые обобщённо обозначены как диалогические. Суть их заключается в параллельном существовании множество представлений о сущности библиографии как общественного явления, и, очевидно, осуществление подобных диалогических функций соответствует реальностям и потребностям современного общества. Следует помнить, что библиографоведение на каждом этапе развития общества будет иметь свои цели и задачи, поэтому нет смысла отстаивать библиографоведение то, что было не одно десятилетие назад.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЯ
Библиографоведение - это наука (научная дисциплина) социально-коммуникационного цикла, изучающая библиографию во всех проявлениях и связях, воспроизводящая научную картину мира библиографии, включая такие его компоненты как библиографическое знание (информация), библиографический социальный институт (СИ) и библиографическая деятельность (БД).
Объект библиографоведения - библиография.
Библиографоведение – система знаний о библиографии, деятельность по её формированию и развитию и компонент библиографии, на который возложена задача научного обеспечения оптимального функционирования данного СИ. Общей целью библиографоведения следует считать обеспечение развития библиографии как социального института, специфической деятельности и библиографической информации путём создания и введения в систему коммуникаций и общественную практику нового знания и хранения, кумулирования, актуализации ранее добытого знания. Библиографическая наука представляет собой профессиональное самосознание библиографического социального института.
До появления термина
«библиографоведение»
В работах разных авторов XVIII — начала XIX вв. словом «библиография» обозначался целый комплекс дисциплин: книговедение (наука о книге), история книги, история литературы, литературная и научная критика. Именно такое расширительное толкование термина позволило В. С. Сопикову сделать вывод, что «библиография из всех человеческих познаний есть самая «пространнейшая наука». Он считал, что назначение библиографии состоит в «познании книг вообще», а одна из ее функций — показывать «состояние и постепенное развитие наук вообще». Во славу отечественной библиографии трудились также В. Г. Анастасевич, Н. М. Лисовский, Г. Н. Геннади, В. И. Межов, С. А. Венгеров, А. В. Мезьер, Н. А. Рубакин, Л. Н. Троповский и другие.
Во второй половине XIX — начале XX вв. многие библиографы сужали значение термина «библиография», ограничивая функции библиографии лишь собиранием сведений о произведениях печати для составления списков и указателей литературы. В связи с тем, что по-разному понималось общественное назначение библиографии, появлялись и разные ее определения. Сам же термин в течение длительного периода употреблялся в разных значениях — как область практической деятельности, как научная дисциплина, как отдельный библиографический указатель, как совокупность библиографических пособий.
Многозначность базового термина сохранялась и в советское время, что тормозило развитие библиографической науки, затрудняло взаимопонимание между учеными, принимавшими участие в дискуссиях, отрицательно влияло на совершенствование библиографической работы. Большое значение для упорядочения терминологии имели длительные и горячие дискуссии на страницах специальных периодических изданий в 1950-1960-х гг., в которых активно участвовали ученые, преподаватели, библиографы-практики. Обсуждались многие теоретические вопросы: определение библиографии, разграничение понятий «библиография — деятельность»; «библиография» — одно или множество библиографических пособий (указателей литературы); «библиография (деятельность) — библиографическая наука». Итоги этой дискуссии были закреплены в первом государственном терминологическом стандарте 16448-70 «Библиография. Термины и определения».
Затем был сделан следующий шаг: разработан новый терминологический стандарт ГОСТ 7.0-77 «Библиография. Термины и определения», вступивший в силу с 1978 г. В нем были даны определения библиографии как области научно-практической деятельности (по подготовке и доведению до потребителей библиографической информации) и библиографической науки (научной дисциплины, изучающей теорию, историю, методику и организацию библиографии). Были также определены их общественное назначение и цели. В частности, цель библиографии была сформулирована как воздействие на использование произведений печати в обществе.
Работа над
библиографической
Казалось бы, все ясно: в многочисленных статьях, научных и учебных изданиях приводились различные определения библиографии, принят терминологический ГОСТ, но, тем не менее, единого определения библиографии, соответствующего ее положению и роли в современном обществе, до середины 2000 г. не было.
При переходе к использованию новейших информационных технологий происходит слияние всех видов библиографической информации в базы и банки данных, развитие информационных сетей, изменяются роль и место библиотек в этом процессе, повышается их ответственность за исполнение функций по предоставлению полной, точной, качественной информации не только в традиционной, но и в электронной форме. Наступил следующий этап развития библиографии, и потребовалось иное ее определение, равно как и определение библиографической науки — «в соответствии с современной информационной ситуацией».
Межгосударственный ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография» вступил в силу 1 июля 2000 г. В нем предложено следующее определение библиографии: «Библиография: Информационная инфраструктура, обеспечивающая подготовку, распространение и использование библиографической информации». Для понимания этого базового термина важно выяснить значения других — «информационная инфраструктура» и «библиографическая информация».
Информационная инфраструктура определяется ГОСТом как «совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, обеспечивающая доступ потребителей к информационным ресурсам» (информационный центр — организация, выполняющая функции, по сбору, аналитико-синтетической переработке и распространению информации, а информационные ресурсы в самом общем понимании — это совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации).
Для обозначения
библиографической науки
Библиографию
в целом изучает общее библиогр
Теория библиографии исследует ее общественное назначение, разрабатывает научные концепции и терминосистему (организованную соответствующим образом совокупность терминов), методологическую базу для научного анализа современной библиографической практики, взаимосвязи библиографии и библиографической науки со смежными областями. Значительный вклад в разработку теории отечественной библиографии внесли современные ученые А. И. Барсук, М. Г. Вохрышева, Н. Е. Добрынина, Ю. С. Зубов, О. П. Коршунов, А. В. Мамонтов, И. Г. Моргенштерн, И. И. Решетинский, Н. А. Сляднева, А.. В. Соколов, С. А. Трубников, Ю. М. Тугов, В. А. Фокеев.