Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 00:55, курсовая работа
Целью работы является подведение итогов развития и формирования библиографии как научной и учебной дисциплины в последней четверти 20 – начале 21 века.
Главная задача – проследить путь развития библиографических парадигм и влияние информатизации общества на взгляды библиографоведов, сравнить концепции, предложенные современными библиографоведами, найти в них общие и различные признаки, выделить наиболее общие и принципиально важные проблемы.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1.Теоретические основы библиографоведения……………………........5
Глава 2.Основные этапы развития теории библиографии в социокультурном
контексте……………………………………………………………………….....8
2.1. Книговедческая парадигма в библиографии………………………...…9
2.2. Связь библиографоведения с информационной парадигмой………..14
2.3. Когнитивно-культурологические парадигмы в библиографии………21
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………..30
Труд Н. А. Рубакина имел большое значение для комплектования библиотек, автор хорошо понимал связь библиографии с процессом комплектования, внёс серьёзный вклад в разработку принципов построения библиотечных каталогов.
Многие теоретические
идеи Н. А. Рубакина, связанные
с книжным ядром библиотеки, библиопсихологией,
системой самообразования и
К крупным деятелям
демократического направления
Наибольшее
значение имел его
В теоретическом плане особое значение имели его статьи: «Жизненные задачи библиографии (итоги и уроки прошлого русской библиографии за 200 лет)», опубликованная в журнале «Библиографические известия» (1913, № 1, 2); «К вопросу об упорядочении журнальной библиографии» («Русская школа», 1999, № 11). В первой работе К. Н. Дерунов в публицистической манере отстаивал идею о связи библиографии с жизнью, с потребностями развития общества. Во второй статье он развивал мысль о задачах библиографических отделов в журналах по руководству выбором книг читателями. Данная идея стала одной из ведущей в развитии библиографии советского периода [9, c. 178].
В развитии библиографии начала 20 века заметную роль сыграл Владиславлев Игнатий Владиславович. Он сотрудничал с Н. А. Рубакиным в составлении указателя «Среди книг», был автором ряда самостоятельных работ, более всего – рекомендательных, в том числе новаторских в методическом отношении. Наиболее значительной являлась серия библиографических указателей под общим названием «Что читать», издававшаяся в 1910 – 1917 гг. Первый выпуск рассчитан на детей, ещё три – на взрослых. Можно отметить движение вперед в методике – аннотациях содержался оценочный момент, отмечалась степень доступности книг. Автор называл свои издания пособиями «популярно-педагогического типа» и рассматривал их как движение в сторону «реформы» библиографии. Нельзя не отметить, что современная тенденция к замене термина «рекомендательная» библиография термином «популярная» перекликается с идеями, высказанными И. В. Владиславлевым. Его пособия приобрели свойства простоты и доступности для читателей, приступающих к самостоятельному чтению.
Новым этапом библиографических пособий явилось и другое начинание И. В. Владиславлева «Библиографические ежегодники», отражавшие литературу за 1910 – 1914 годы. Это пособие выполняло функции текущей библиографии и одновременно было рекомендательным. Обоснование идеи нового типа и её реализацию можно рассматривать и как вклад в теорию библиографии.
К числу видных теоретиков библиографии конца 19 – начала 20 вв. по праву должен быть отнесён Лисовский Николай Михайлович.
Он известен
как составитель ряда
В теоретических
работах Н. М. Лисовского «
Просветительское
направление развивалось
Барсук Александр Иванович в монографии
«Библиографоведение в системе книговедческих
дисциплин» продолжил книговедческую
традицию в рассмотрении библиографии.
Сам А. И. Барсук свою концепцию системы
«библиография - библиографоведение»
определял термином «книговедческо-информационная»
Он не считал
возможным ограничивать объект
библиографоведения
Непосредственный объект библиографии – книга как целостное полиграфическое произведение, снабжённое научно-справочным аппаратом. Метасистема библиографии – книжное дело, общая функция – библиографическая. Проводится демаркационная линия между библиографией – специальной отраслью книжного дела и библиографоведением – научной и учебной дисциплиной книговедческого цикла, изучающий теорию, историю, методику и проблемы организации библиографического дела, закономерности, структуру, свойства и качества библиографической информации.
Методологическая
основа концепции – системно-
Заслугой Барсука следует считать тщательное изучение и обобщение теоретических взглядов предшественников.
Значительное внимание он уделял обоснованию взаимосвязей библиографоведения со смежными научными дисциплинами. Выступая против признания социальной информатики в качестве «генерализирующей науки», то есть наиболее общей, он высказал идею о возможности рассмотрению её как метатеории для ряда научных дисциплин коммуникативного цикла.
В книге, написанной совместно с О. П. Коршуновым (Советское библиографоведение: состояние, проблемы, перспективы), А. И. Барсуком предложена структура библиографоведения, выделенная по объектному и аспектному признакам, и такой подход закреплён в учебной литературе.
Первые десятилетия 20 в. Можно считать периодом активного формирования библиографии как научной дисциплины.
2.2. СВЯЗЬ БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЯ С ИНФОРМАЦИОННОЙ ПАРАДИГМОЙ
О.П. Коршунов именует свою концепцию документографической (вторично-документальная, системно-деятельностная), подчеркивая, что она исторически является прямым продолжением и развитием книговедческой. Своё название концепция получила от её ведущих методологических и теоретических категорий («информация», «документ», «деятельность», « системно-деятельностный» подход»). Главное её отличие и несомненная прогрессивная новация О.П. Коршунова состоит в том, что он в качестве объекта библиографической деятельности видит не книгу (произведение письменности и печати), а документ. Под документом понимается "любая социальная информация, зафиксированная человеком на любом материальном носителе в целях ее хранения, распространения и использования". Таким образом, библиография выводится за пределы книжного дела и распространяется на музейные экспонаты, произведения живописи и графики, археологические артефакты, ботанические гербарии и т.д., ибо все они представляют собой материальные носители, на которых зафиксирована социальная информация и, следовательно, библиографию в данной системе взглядов правильнее называть документографической.
Термин "библиография" в этой концепции охватывает библиографическую науку и практику, т.е. объединяет в единую систему практическую библиографическую деятельность и библиографоведение. Библиография, взятая в целом, квалифицируется как область документально-информационной деятельности, связанной со всеми возможными аспектами функционирования библиографической информации в системе документальных коммуникаций. Сущность библиографии видится в библиографической информации, которая играет роль принципа отграничения библиографических явлений от явлений небиблиографической природы [18, c. 13].
Цель библиографии
– содействие реализации
Основные функции библиографии – поисковая, коммуникативная, оценочная.
Библиография
– в широком понимании, как
целое, включает в себя все
явления библиографической
Ведущая категория – библиографическая (вторичная) информация (БИ), выступающая в качестве критерия отграничения библиографических явлений от любых других, а также средства и промежуточного результата библиографической деятельности (БД).
Методологическая основа концепции - научный метод (способ) теоретического воспроизведения библиографии: восхождение от конкретного к абстрактному.
Коршунов Олег Павлович в монографии «Проблемы общей теории библиографии» создал стройную концепцию библиографии как социального феномена, осуществляющего посредническую функцию в системе документальных коммуникаций. Заслуга О. П. Коршунова состоит в следующем:
Во-первых, он ввёл понятие «документ»,
понимая под этим все
Во-вторых, он обосновал объект
библиографии как систему «
В-четвёртых, он впервые дал целостное представление библиографии на основе системного подхода, показал взаимодействие ее элементов, что позволило ему выстроить терминосистему, закреплённую стандартом.
В-пятых, им написан
80-е гг. 20 в. были отмечены дальнейшими поисками в области теории библиографии, результаты которых представлены А. А. Гречихиным.
Гречихин Александр Андреевич является автором ряда учебников и учебных пособий по библиографоведению. В них раскрываются наряду с другими и теоретические проблемы: «Библиографоведение: Возникновение и особенности формирования», «Общая библиография: Теоретико-методологические основы», «Общая библиография».
Им создана оригинальная и достаточно логичная концепция, которая центрируется вокруг идеи информационного управления как определяющей функции библиографии, реализуемой через специфические методы, формы и средства. Библиография в рамках такого представления включается в систему информационной деятельности или – «в традиционном понимании - систему книжного дела», то есть объектом библиографии является книжное дело. Книжное дело при этом понимается широко - как «процесс информационного общения». Гречихин определяет библиографию, как область информационной деятельности, основной общественной функцией которой является управление процессом производства, распространения и использования информации в обществе; библиография – это информационное управление.
В «узко книговедческом
смысле» библиография
А. А. Гречихин разработал систему «прикладной методологии библиографии», в то время как в библиографоведении нередко вообще отрицается возможность существования таковой. Он также показал соотношение методов и принципов, выявил закономерности и своеобразие библиографических методов и форм интеллектуальной переработки документальной информации. Им осмыслены библиографические способы «уплотнения» знания, «своеобразие библиографической редукции информации». А. А. Гречихин обосновал понятия «библиографическая картина мира», «библиографическая формализация», которые имеют серьёзное эвристическое значение, инициирует дальнейший творческий поиск [9, c. 187].