Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 00:55, курсовая работа
Целью работы является подведение итогов развития и формирования библиографии как научной и учебной дисциплины в последней четверти 20 – начале 21 века.
Главная задача – проследить путь развития библиографических парадигм и влияние информатизации общества на взгляды библиографоведов, сравнить концепции, предложенные современными библиографоведами, найти в них общие и различные признаки, выделить наиболее общие и принципиально важные проблемы.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1.Теоретические основы библиографоведения……………………........5
Глава 2.Основные этапы развития теории библиографии в социокультурном
контексте……………………………………………………………………….....8
2.1. Книговедческая парадигма в библиографии………………………...…9
2.2. Связь библиографоведения с информационной парадигмой………..14
2.3. Когнитивно-культурологические парадигмы в библиографии………21
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………..30
2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
ТЕОРИИ БИБЛИОГРАФИИ В
Библиографоведение как научная дисциплина, и теория библиографии в частности, сформировалось под воздействием четырёх групп факторов: 1) социальных, включающих политические, социально-экономические, социально-культурные и технологические условия развития общества; 2) практических, связанных с накапливанием библиографической практикой эмпирического материала, инноваций, требующих осмысления и обоснования; 3) общенаучных, создававших теоретические предпосылки для становления и формирования наук; 4) внутринаучных, обусловленных процессом саморазвития библиографоведения, внутренними закономерностями формирования знания о библиографии.
В библиографоведении
Между тем история развития библиографии и науки даёт основания для достаточно логичной периодизации теории библиографии: конец 18 в. до конца 19 в. – период зарождения теоретических идей в библиографоведении; конец 19 в. – 30-е гг. 20 в. – начальный этап развития теоретической мысли; конец 40-х - 60-е гг. 20 в. – наращивание эмпирического знания в библиографоведении; 70-е - середина 90-х гг. 20 в. – период становления и активного развития теории, формирования теоретического раздела в библиографоведении; середина 90-х годов 20 в. – до настоящего времени – современный этап развития теории библиографии, который пока сложно терминологически обозначить, поскольку идёт процесс осмысления новой социальной, культурной и информационной ситуации [9, c. 171].
2.1. КНИГОВЕДЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В БИБЛИОГРАФИИ
Отечественная библиография развивалась под значительным влиянием западноевропейской культуры. Это объясняется тем, что книгопечатание в странах Западной Европы началось раньше, чем в России, а Россия имела развитые связи с культурами Европы, особенно Франция.
Накапливанию
библиографической продукции
В начале 18 в. появились крупные публикации по теории библиографии. В качестве авторов выступили: Г. Пеньо, Ш. Ашар, Т. Х. Хорн, И. Лелевель, Ф. А. Эберт. Начальный этап характеризовался отождествлением библиографии с книговедением, историей книги, научной формой деятельности, включавшей сбор, анализ, обобщение и описание литературных источников. Вместе с тем делались попытки выявить особенности библиографического знания, показать неоднородность библиографии. Г. Пеньо отмечал, что библиография охватывает только описание и классификацию книг, тогда как книговедение даёт анализ приведённых в систему знаний. Книговедение он обозначал как «теорию библиографии». Ф. А. Эберт рассматривал библиографию как науку, познающую произведения письменности в их историческом развитии, и высказал идею классификации библиографических пособий по различным признакам.
Отождествление
библиографии с книговедением
явилось отражением двух
Формирование
теоретических идей в
В начале 19 века
появляются специальные работы
по теоретическим вопросам
Анастасевич Василий Григорьевич написал ряд работ по теории библиографии, но наиболее значительной среди них является статья «О библиографии», относящаяся к 1811 году и опубликованная в журнале «Улей» (Ч. 1.). Необходимость появления библиографии он объяснял количественным ростом числа изданий, охватить которые не хватит всей жизни человека. Библиография, по его мнению, позволяет увидеть, какие науки более развиты.
В. Г. Анастасевич
высказал ряд идей, которые, не
были восприняты должным
Библиография в русском обществе времён В. Г. Анастасевича не получила широкого распространения. Сам он определял библиографию как «науку о книгах». В ряде его утверждений содержится понимание библиографии как метода. Систематическое расположение материала он считал основным методом библиографии, которая выполняет своё предназначение тогда, когда располагает книги по их содержанию, в соответствии с определённой схемой. Он предложил свою классификацию книг, систему, приведённую в «Росписи…» Плавильщикова.
Теорию библиографии («внешнюю библиографию») В. Г. Анастасевич называл «библиология», хотя предмет её очёрчивал очень широко, включал в него архивы, музеи, библиотеки, модели, рукописи, типографии и т. д. Но на первом плане у него – «сведения о словах библиографических», то есть терминологические проблемы. Термин «библиология» относительно теории библиографии был заменен им позже книговедением, и вследствие этого он с полным правом может считаться основоположником книговедческого подхода в отечественном библиографоведении.
Сопиков Василий Степанович является автором крупного указателя русской книги от начала книгопечатанья до 1813 г. «Опыт российской библиографии…». Первая часть вступительной статьи к нему («Предуведомление») была посвящена теоретическим вопросам библиографии [9, c. 176].
Историю печатной
книги он считал существенной
частью библиографии, и такой
подход был воспринят
В аспекте рассмотрения
факторов, влияющих на развитие
библиографии и науки о ней
важно положение В. С.
Библиографию
он понимал как книгоописание,
«основательное познание о
В. С.
Сопикову принадлежит заслуга
определения требований к
Параллельно
с полным отражением печатной
продукции развивалось и
Большое значение
для активизации теоретических
изысканий имели
Геннади Григорий Николаевич также отождествляет библиографию с книговедением, библиографию понимает широко, включая в неё книгопроизводство, книжную торговлю, историю журналистики, историю библиотек, библиофильство и др.
Возможно, это
и нельзя рассматривать как
расширительный (неправильный с
современной точки зрения) взгляд
на библиографию. Не исключено,
что таким образом
Библиографические пособия по признаку содержания он делит на универсальные и частные (отраслевые). Он различает теорию и практику библиографии; пособия помещает в указателе отдельно от работ теоретического характера.
Вместе с тем
Геннади рассматривает
Библиографией
назвал Г. Н. Геннади и
Наиболее крупной фигурой среди библиографов общедемократического направления был Рубакин Николай Александрович. Он был видным писателем – популяризатором, библиотековедом и библиографом, разрабатывал теоретические вопросы самообразования средствами библиографии на основе изучения интересов читателей. Библиографическую деятельность он считал частью своей большой работы, направленной на распространение знаний, поэтому большую роль он отвадил рекомендательной библиографии. Важнейший его библиографический труд – рекомендательный указатель «Среди книг» - в первом издании состоял из двух частей, первая из которых была посвящена теоретическим вопросам библиотечного дела и библиографии. В частности он, здесь он обосновал разработанную им классификацию наук, много внимания уделил методам работы с читателем. Во втором издании ин представил общий круг политической литературы, при этом включил публикации, отражающие разные идейные течения. Он сформулировал методологию отбора произведений для рекомендательного указателя: дать обзор литературы в связи с историей идей. Вместе с тем он уклонился от их оценки и идейных споров.