Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 00:55, курсовая работа
Целью работы является подведение итогов развития и формирования библиографии как научной и учебной дисциплины в последней четверти 20 – начале 21 века.
Главная задача – проследить путь развития библиографических парадигм и влияние информатизации общества на взгляды библиографоведов, сравнить концепции, предложенные современными библиографоведами, найти в них общие и различные признаки, выделить наиболее общие и принципиально важные проблемы.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1.Теоретические основы библиографоведения……………………........5
Глава 2.Основные этапы развития теории библиографии в социокультурном
контексте……………………………………………………………………….....8
2.1. Книговедческая парадигма в библиографии………………………...…9
2.2. Связь библиографоведения с информационной парадигмой………..14
2.3. Когнитивно-культурологические парадигмы в библиографии………21
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников…………………………………………..30
В 90-годы популярными стали идеи формирования информационного общества, компьютеризации библиотечных и библиографических процессов. Стремление осмыслить теоретические основы библиографии на новом этапе отмечены работы Н. А. Сляднёвой, Э. К. Беспаловой, В. А. Фокеева.
Сляднёва Наталия Андриановна в монографии «Библиография в системе Универсума человеческой деятельности» предложила информографическую (идеодокументографическую) концепцию библиографии. Здесь библиография рассматривается не на фоне книжного дела или документально-информационной системы, а на фоне Универсума человеческой деятельности. Н. А. Сляднева видит сущность библиографии в ее методологической потенции, а библиографические методы рассматривает как универсальные, пригодные для оперирования любыми «суверенными информационными объектами» — не только документами, но и текстами или нематериализованными «смыслами». Таким образом, идеография поглощает документографию. По мнению Слядневой, «библиография, понимаемая как информография, как универсальный метод и средство оперирования информацией и ее документальными носителями, не только сохранит в информатизированном обществе свои функции, но и явится одним из средств обогащения информационного прогресса…, поэтому ее теория и практика должны быть преобразованы в соответствии с новой информационной ситуацией» [19, c. 19 - 20].
Н. А. Сляднева отважно преодолевает разумную сдержанность документографии, заявляя: «По нашему мнению, библиография может рассматриваться в более широких контекстах и на более фундаментальных основаниях: на информологическом (в аспекте природы субстрата библиографии), на системно-деятельностном (в аспекте максимально широкой сферы ее бытования, т. е. в Универсуме человеческой деятельности), на психофизиологическом (в аспекте закономерного порождения библиографической формы означивания, свертывания и моделирования инфоквантов в связи с ограниченностью пропускных возможностей каналов человеческого сознания, объемов памяти и коммуникаций в обществе)» [19, c. 20]. Концепцию Слядневой можно упрекнуть за «революционный экстремизм», способный устрашить робкого библиографа, но нельзя не разделить ее озабоченность перспективами библиографии в «информатизированном» обществе, а также ее стремление «гуманитаризировать» это общество, преодолеть опасность его однобокой технизации путем внедрения «библиографического компонента» в современную инфосреду [19, c. 20].
Основные положения заключаются в следующем:
Сущность библиографии заключается в её методологическом потенциале по отношению к универсуму человеческой деятельности (УЧД), причём библиографические методы рассматриваются как универсальные, пригодные для оперирования любыми «Суверенными информационными объектами» - не только документами, но и текстами или не материализованными смыслами. Библиография, понимается как информография – универсальный метод и средство оперирования информацией и её документальными носителями (инфообъектами); единственный организационно выделенный вид метаинформационной деятельности, связанный со свёртыванием – моделированием сложного знакового субстрата и организацией его структурированных массивов для нужд обеспечения иных видов деятельности, обладающих иной методологией и когнитивным статусом [25, c. 79].
Метасистема библиографии – универсум человеческой деятельности (УЧД). Статус библиографии – методическая подотрасль «УЧД - идеография», далеко выходящая за рамки документографии. Объект библиографии (библиографического отражения, ОБО) – информационный объект, любой объект, любой целостный суверенный информационный фрагмент, неаддитивное смысловое единство вне зависимости от факта его документной фиксации.
Библиографоведение
– рефлектирующая подсистема
библиографической
Перспективы библиографии как информографии видятся в том, что она не только сохранит в инфообществе свои функции, но и явится одним из средств информационного процесса, гуманизации компьютеризованного общества, в том случае, если её теория и практика будут преобразованы в соответствии с новой информационной ситуацией и библиографические компоненты станут активнее внедряться в современную инфосреду.
Методологическая
основа концепции – системно-
2.3. КОГНИТИВНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ В БИБЛИОГРАФИИ
Вохрышева Маргарита Георгиевна в монографии «Библиографическая деятельность: структура и эффективность» провела последовательное исследование библиографической деятельности на основе системно-деятельностного подхода, соединившего приёмы системного и деятельностного методов. Это было сделано впервые, хотя и в предшествующие годы рассмотрение библиографии в контексте категории «деятельность» предлагалась в кандидатской диссертации В. Т. Клапиюка, статье и учебно-методическом материале Э. К. Беспаловой, а системный метод положен в основу исследования О. П. Коршунова.
С целью решения
проблемы «видовой структуры
библиографии» в работе
Значительное внимание уделено методологии библиографии, обоснованы сущность библиографического метода и его общенаучный характер, раскрыта система специальных (частнонаучных) методов библиографии.
Введена и обоснована категория «библиографическое общение», раскрыты характеристики библиографического общения, показана специфика его проявления в основных библиографических процессах, намечены пути подготовки библиографа к общению с читателем.
В книге «Библиография
в системе культуры»
В 90-е годы
популярными стали идеи
М.Г. Вохрышева отвергает книговедческую и документо-графическую концепции в силу их "фрагментарности и однолинейности и выдвигает культурологическую концепцию библиографии. Она подчеркивает значимость библиографии как "одного из важнейших способов отражения, хранения и трансляции культуры от поколения к поколению и как одного из важнейших элементов культурного прогресса" [18, c. 15].
По мнению М. Г. Вохрышевой, специфику культурологического подхода представляет постановка в центр проблематики явления культуры как информационной ценности, связанной с функционированием библиографической информации в обществе и формированием информационных человеческих качеств. Библиография содействует формированию средствами библиографической информации гармонически развитой личности.
Ещё в 1960-х
гг. с культурологических позиций
библиография определялась как
М. Г. Вохрышева, исходя из миссии библиографии, определяет её как систему общественной практики и науки, связанную с удовлетворением потребностей в фиксированной информации специфическими (библиографическими) средствами. Библиографовед определяет библиографию и как способ упорядочения массива фиксированной информации библиографическими средствами.
М. Г. Вохрышева определяет библиографию, как элемент (подсистема) культуры, предстающий как система хранения и трансляции от поколения к поколению, от сообщества – к сообществу, от индивида – индивиду человеческих знаний и умений и обеспечивающий сохранение и развитие цивилизации, специфическая субкультура, связанная с человеческим знанием; область деятельности в сфере культуры: комплекс специальных средств, используемых для определённых целей, частности, для доведения ценностей культуры до членов общества [25, c. 80].
Определение библиографической деятельности – область деятельности в сфере культуры, направленная на удовлетворение библиографическими средствами общественных потребностей в документально фиксированном знании с целью его сохранения и трансляции от поколения к поколению.
Метасистема библиографии – культура. Библиографическая продукция вписывается в определённый социокультурный контекст. Библиография – феномен, специфический слой культуры, ответственный за упорядочение потока документов – социокультурных ценностей, за формирование информационной (библиографической) культуры личности и общества.
Качественная определённость
библиографии связана с фиксированным
в документе значением; именно через
знаниевый компонент
Основное качество библиографии – полиморфность как явление культуры.
Наиболее существенные признаки библиографии –
Средство и
результат библиографии –
Виды библиографии:
общебиблиографическая, научно-
Методологическая
основа концепции – системно-
Духовно-производственная когнитивно-коммуникационная концепция А. В. Соколова
Библиография – духовная, познавательная, инфраструктура книжной коммуникации. Задачи библиографии – познание документов (произведений письменности и печати) и выработка библиографического знания, оформляемого в виде библиографических записей.
Основные категории – духовное производство, система социальных коммуникаций, познавательная инфраструктура. Субстанция, ведущее понятие библиографии – библиографическое знание: средство и результат библиографической деятельности, принцип отграничения библиографического от небиблиографического.
Статус библиографии
– инфраструктурный, ибо она существует
в системе книжной
Функции библиографии
- сущностные, фундаментальные (ценностно-
Неотъемлемые
качества библиографии –
Фокеев Валерий Александрович в монографии «Природа библиографического знания» утверждает когнитографический взгляд на библиографию. Он вводит библиографическое знание как средство коммуникации и как средство ценностной ориентации, регулирования, управления. Автор даёт классификацию библиографического знания, выделяя такие его виды, как: личностное и социальное, когнитографическое и методическое, фактуальное, дескриптивное, семиотическое, обыденное и научно-эмпирическое, практическое.
По мнению В. А. Фокеева первичным, далее не расчленяемым объектом библиографирования (библиографической единицей) может служить такое идеальное образование, как квант знания. Новейшие информационные технологии позволяют выделять кванты знания, оперировать ими, что выводит библиографию на качественно иной уровень. Создание интеллектуальных систем, банков знаний делает задачу определения, распознавания (идентификации), поиска квантов знания вполне реальной. И если верно положение, что "библиография всегда занималась преимущественно теми формами, которые в данную историческую эпоху становились господствующими", то, видимо, начинается время, когда ее непосредственным объектом, все более превалирующим над другими, становится именно квант знания. Можно предвидеть при этом, что в таком случае грани между библиографией и другими разновидностями информационной деятельности практически начнут стираться, что, собственно, и происходит в настоящее время на наших глазах. Однако когда речь идет не о механическом перемещении источников знания, а об интеллектуальном доступе к ним, об их идентификации, описании, достаточном для их ввода в систему социальных коммуникаций, оперирования их моделями, несомненной становится библиографическая сущность этих процессов.