Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 11:54, реферат
Культура XIX в. является культурой сложившихся буржуазных отношений. К концу XVIII в. капитализм как система полностью сформировался. Он охватил все отрасли материального производства, что повлекло соответствующие преобразования в непроизводственной сфере (политике, науке, философии, искусстве, образовании, быту, общественном сознании). Для культуры этого периода характерно отражение внутренних противоречий буржуазного общества. Столкновение противоположных тенденций, борьба основных классов — буржуазии и пролетариата, поляризация общества, стремительный взлет материальной культуры и начавшееся отчуждение личности определили характер духовной культуры того времени.
Введение
Основные принципы буржуазной культуры: реальные и иллюзорные.
Научные и философские взгляды на развитие природы, общества и человека.
Соотношение личности и общества в романтической и реалистической традиции. Символизм.
Социально-политические идеалы XIX в.: либерализм, марксизм, анархизм.
Помимо этого, философия марксизма имеет историческое и культурологическое значение для развития любого научного исследования, в том числе и исследований в области культуры. На этой теории основывается метод диалектического материализма, универсальный метод исследования развивающегося природного, мыслимого или социального объекта. На основе этого метода реалистическое искусство обратилось к отражению противоречий внутреннего мира человека и его противоречивых связей с процессами общественной жизни. Судьба марксизма драматична, но его роль в культуре неоспорима.
Позитивизм - в широком смысле слова - общекультурная (идеологическая) установка «западного» сознания, сложившаяся в процессе становления капиталистического (промышленного) общества, пришедшего на смену феодальному.
Достижения «позитивного» (практически ориентированного) знания, прежде всего знания о природе (включая достижения медицины как «позитивного» знания о человеке), соответственным образом организованные и оформленные, теперь расценивались как подлинная наука, призванная сменить теологию и прежнюю философию («метафизику»).
5Там же. Т. 3..
Позитивистское сознание
В развитии критических тенденций в культуре XIX в. было два этапа. Первый был связан с революционным движением, второй с зарождением и распространением социалистических идей и духовным кризисом буржуазного общества, т. е. с неверием в возможность духовного прогресса, в осуществимость гуманистических идеалов. Все это привело к появлению пессимизма, апатии, безразличия, что нашло отражение в таких формах художественной культуры, как импрессионизм, натурализм, символизм, эстетизм и декаданс.
Натурализм - течение, в котором ярчайшим образом проявилось влияние позитивизма. Его кредо - «природа как она есть». Натуралисты отвергали произвол воображения и сравнивали творчество писателя и художника с трудом исследователей природы - естествоиспытателей. Результат такой деятельности - наблюдение сквозь темперамент. Буквальное отражение биологического аспекта человеческой жизни выразилось в профанации искусства, предопределившей ее скандальный успех в мещанской среде, в появлении эстетики «физиологического искусства». Но самым существенным сдвигом в духовной культуре XIX в. и жизни общества было формирование романтизма, претендующего на целостное мировоззрение и стиль мышления наряду с другими - классицизмом и реализмом.
3. Соотношение личности и общества в романтической и реалистической традиции. Символизм
Романтизм и реализм - два художественных метода, сложившихся в XIX веке и отражающих два важнейших типа сознания нового времени. Художественный метод - это общая основа творчества, подход к отбору жизненного материала, к изображению действительности. Это более широкое понятие, чем понятия литературного направления, течения или школы.
Романтизм - явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание нереализуемости гуманистических идеалов и ценностей Просвещения породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой - презреть низменную действительность и замкнуться в скорлупе чистых идеалов. Суть второй - признать эмпирическую реальность, отбросить все рассуждения об идеальном. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей.6 Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. Стр. 123..
Романтизм - явление, принципиально отличное от классического периода XVIII века. От своего времени романтики восприняли, прежде всего, главную идею эпохи - идею свободы личности. Романтики прокладывали новые пути в искусстве, стремились создать современное, новаторское искусство. В центре их картины мира - индивидуальный человек, Личность уникальная, которая не подчиняется системе, обществу, а противостоит ей.
6 Культурология для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. Стр. 123..
Романтики искали новые формы, художественные средства, создавая синтетическое искусство.
Они ввели понятие «
Итак, в центре романтического искусства стоит творческая личность, Художник, уникальный индивидуум, который отличается от обычных людей и находится в конфликте со всем миром. Художник - существо особое, высшая личность, стоящая над остальными людьми. Поэтому типичный герой романтиков - это человек с особо сильными чувствами, это герой- бунтарь, одиночка с гордым и непримиримым нравом. Такой герой обладает уникальной интуицией, ощущает своё родство с природой, но не может (или не хочет) найти общего языка с людьми. Он презирает людей, они платят ему тем же. Так как романтизм задачей и целью искусства провозглашает Личность, то в своих произведениях романтики особое внимание уделяют внутреннему миру человека, страстям, настроениям. Таким образом, это лирическое искусство, предельно субъективное. Важнейшие темы, мотивы и проблемы романтизма: проблема одиночества, мотив странничества, тема искусства и художника, тема детства, культ интуиции, культ природы, культ страсти, тема преступления и наказания, мотив безумия, культ фантазии и воображения и др.
Романтизм впервые обратился к проблеме историзма в искусстве. Романтики первыми обосновали принцип стадиального развития искусства в связи с изменением исторических условий. Они сделали вывод о том, что законы и эстетические принципы искусства не могут оставаться полностью неизменными, они развиваются и меняются в зависимости от развития и изменения запросов общества. Романтики первыми создали системные труды по истории национальных языков и литератур, по истории искусств.
Одним из исходных принципов романтизма было «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Способом выражения этого двоемирия был символизм. Романтический символизм представлял органическое соединение мира иллюзорного и реального, что проявилось в появлении метафоры, гиперболы, поэтических сравнений. Романтизму, несмотря на тесную связь с религией, были присущи юмор, ирония, мечтательность. Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку, в которой, по мнению романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.
На основе романтического символизма сформировался символизм как течение - «первое литературно-художественное направление европейского модернизма, возникшее в конце ХIХ века во Франции в связи с кризисом позитивистской художественной идеологии натурализма».7
Как художественный метод реализм становился иначе. Художественной практике романтизма предшествовало развитие теории и философии творчества, они закреплялись и совершенствовались в деятельности различных школ и кружков, а к 1810-20-ым гг. романтизм превращается в широкое, всеохватывающее и осознанное явление культуры.
7Руднев В. Словарь культуры XX века. М., 1997. Стр. 305-306..
Реалистический метод становился противоречивее, осознавался и обосновывался его последователями особо - и в противопоставлении романтическим постулатам (идеализм, отторжение реальности, «двоемирие»), и на взаимодействии с романтическим искусством, которое понималось писателями первой половины века, прежде всего как современное. Поэтому в реализме предметом изображения становится не мир фантазий и мечты, а современная действительность. Значение реализма в культуре трудно переоценить. Термин «реализм» следует понимать двояко: как исторически определенное направление, тип художественного мышления и как правдивое, объективное отражение действительности (на языке того или иного искусства).
Реалисты не отталкиваются от современной действительности, а стремятся понять, проанализировать, буквально научно познать её. Для романтиков важно в искусстве самовыражение художника, выражение сути бытия, для реалистов - анализ социальной сущности бытия, познание внутренних закономерностей исторических и социальных процессов. Романтики создают идеальный образ мира, причём, по принципу контраста к отрицаемой ими реальности. Реалисты обращаются именно к объективной действительности, «вписывая» человека в современные и реальные обстоятельства, они остаются внутри «наличного бытия». Таким образом, реализм предполагает социально-историческую детерминированность изображаемых событий и характеров.
В этом смысле реалистический метод обнаруживает родство с наукой - он опирается на факты реальности, накапливает и систематизирует их (в литературе это быто - и нравоописание), исследование мира и человека строится на основе анализа и синтеза явлений жизни. Реализм стремится устанавливать связи, представлять взаимодействие «причин и следствий» (терминология Бальзака), прослеживать действие законов бытия. Основная категория реалистической эстетики - категория типизации. Реалисты понимают характер как результат определённой эпохи, социальной среды, воспитания - то есть как частное «следствие» целого ряда внешних «причин» общего порядка.
Раньше реалистический метод сложился во Франции (и теория, и практика); наиболее противоречиво и трудно, причём значительно позднее метод реализма оформлялся в Германии. Ведущими формами эпохи становятся прозаические жанры (роман; рассказ/новелла), но продолжают развиваться и поэзия (поэма, лирика) и драма (историческая; «лёгкие» жанры; синтетические формы - музыкальные драмы Вагнера). Во всех упомянутых странах в процессе развития реализма явно выделяются два этапа: литературный процесс в 1830-40-е более тесно связан с романтической традицией, это взаимодействующие и взаимодополняющие друг друга системы; с 1850-х гг. размежевание и даже противопоставление романтической и реалистической традиций всё больше выходит на первый план, определяемое новыми историческими обстоятельствами, более трезвым уровнем осмысления буржуазности как всеобъемлющего эпохального явления. С этими периодами связаны и этапы развития европейского романа. Именно во Франции реалистическая эстетика получила наиболее выраженное теоретическое оформление (Стендаль, Бальзак, Шанфлёри, Дюранти, Флобер). Реализм в Англии отличался большим своеобразием -- ярко выраженным дидактизмом и критическим реализмом. Самыми знаменитыми английскими писателями-реалистами были Чарльз Диккенс (1812--1870), Вильям Теккерей (1811 --1863). Романтическое направление в английской литературе представлено творчеством сестер Шарлотты и Эмилии Бронте.
4. Социально-политические идеалы XIX века: либерализм, марксизм, анархизм
XIX век испытал множество
Анархизм (от греч. анархия - безвластие) - социально-политическое учение, отрицающее позитивную роль государства и политической борьбы и проповедующее освобождение личности от всех форм политической, экономической и духовной власти. Анархизм зародился в 40-х гг. 19 в. в Европе. Основоположниками этого учения принято считать М. Штирнера, Прудона (последнему принадлежит термин) и М.А. Бакунина. Согласно Прудону, общественные отношения между людьми основаны на «системе взаимности», предполагающей равновесие собственности, равноценный обмен товаров и услуг, беспроцентный кредит, федеративное устройство общества, которое заменит государство. Бакунин рассматривал анархизм как закономерный этап эволюционного социального развития. По его мнению, религия и государство являются величайшими заблуждениями пребывающего в невежестве человечества, источниками всех зол. Но человека отличает от животного способность мыслить и протестовать. В конце 19 в. начало 20 в. на почве социалистического движения в борьбе с марксизмом оформился коммунистический анархизм (П.А. Кропоткин), ориентированный, в отличие от раннего анархизма, на созидательную сторону социального развития в форме организации разного рода добровольнш коммунистических общин, действующих на основе солидарности и взаимной помощи. Особое место среди анархических систем занимает учение Л.Н. Толстого, которое может быть охарактеризовано как христианский анархизм. В начале 20 в. под влиянием анархизма получил распространение анархо-синдикализм - одно из направлений в рабочем движении.
Либерализм - наименование «семейства» идейно-политических течений, исторически развившихся из рационалистической и просветительской критики, которой в 17-18 вв. были подвергнуты западноевропейское сословно-корпоративное общество, политический «абсолютизм» и диктат церкви в светской жизни. Философские основания «членов либерального семейства» всегда были различны до несовместимости. Исторически важнейшие среди них: 1) учения о «естественных правах» человека и «общественном договоре» как фундаменте легитимного политического устройства (Дж. Локк), 2) «кантовская парадигма» моральной автономии ноументального «я» и вытекающие из нее концепции «правового государства»; 3) идеи «шотландского просвещения» (Д. Юм, А. Смит, А. Фергюсон и др.) о спонтанной эволюции социальных институтов, движимой неустранимой скудостью ресурсов в сочетании с эгоизмом и изобретательностью людей, связанных, однако, «моральными чувствами»; 4) утилитаризм (И. Бентам, Д. Рикардо, Дж. С. Милль и др.) с его программой «наибольшего счастья для наибольшего числа людей», рассматриваемых в качестве расчетливых максимиза-торов собственной выгоды; 5) так или иначе связанный с гегелевской философией «исторический либерализм», утверждающий свободу человека, но не в качестве чего-то, присущего ему «от рождения», а как, по словам Р. Коллингвуда, «приобретаемое постепенно постольку, поскольку человек вступает в самосознательное обладание собственной личностью посредством... нравственного прогресса»8
Информация о работе Основные принципы буржуазной культуры: реальные и иллюзорные