Основные характеристики чувств и эмоций в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 23:47, контрольная работа

Краткое описание

Человеческие эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде. Основное отличие между ними связано с такими параметрами, как длительность/кратковременность, устойчивость/изменчивость.

Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающий в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Содержание

Задание 1. (Работа с учебником).……………………………………………..3-22
1.Основные характеристики чувств и эмоций в общении…………………...3-9

1.1. Определение эмоций и чувств………………………………………….3-4

1.2. Организующая функция эмоций……………………………………….4-7

1.3. Особенности эмоционально-чувственных переживаний в межличностном общении………………………………………………………7-9
2. Социальные эмоции………………………………………………………...9-15

2. 1. Влияние значимых других на чувства и эмоции……………………9-10

2.2. Виды социальных эмоций……………………………………………10-15
3. Способы управления эмоциями и чувствами……………………………15-22

3.1. Осознание эмоций…………………………………………………….15-18

3.2. Язык эмоций…………………………………………………………..19-21

3.3. Управление чувствами и эмоциями в социальном взаимодействии………………………………………………………………21-22

Задание 2. (Работа с понятиями)…………………………………………….23-26

Задание 3. (Практического характера).……………………………………..27-37

Задание 4. (Практического характера)……………………………………...38-39

Литература……………………………………………………………………….40

Вложенные файлы: 1 файл

контрольна яработа Основные характеристики чувств и эмоций в общении.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

Чувство и предмет этого чувства представляют собой явления разного порядка, не связанные отношениями равенства или подобия. Отношения между эмоцией и ее предметом приобретают знаковый характер. Эмоция как знак несет информацию о том, что этот объект обладает определенным значением для субъекта, а модальность чувства раскрывает, как именно он значим: приятен, необходим, опасен, безразличен, неприятен. В свою очередь предмет, отношение к которому известно, становится мощным инструментом управления эмоциями. Невозможно приказать себе «не чувствовать» или «не переживать» определенные эмоции, но возможно так перестроить деятельность, расширив или изменив контекст данного события, что это приведет к разрядке эмоции или ее изменению. Эффективным инструментом при этом выступает интерпретация, в ходе которой и реконструируется контекст. Невозможно вызвать определенное чувство произвольно, путем самокоманд или самоубеждений, но манипуляция с предметом эмоций дает возможность так организовать ситуацию, что это приведет к появлению желаемых чувств.

Нарушение ориентации в эмоциональных явлениях может проявляться в следующих формах:

      неосознавание самого факта возникновения эмоций (например, человек не замечает своего беспокойства, зарождающегося чувства и т. п.);

      неправильная категоризация эмоций (человек трактует обиду как моральное возмущение, а боязнь неуспеха – как отсутствие заинтересованности);

      неверная интерпретация причины возникшей эмоции (например, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности причиной гнева стал тот факт, что человеку было оказано недостаточно внимания);

      неправильная интерпретация связи между эмоцией и вызвавшим ее поступком (так, человек считает, что наказывает ребенка «для его же пользы», тогда как в действительности делает это для того, чтобы показать свое превосходство).

Таким образом, осознание эмоционального процесса предполагает как способность дать вербальную характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее факторами, с одной стороны, и действиями, к которым она побуждает, с другой. В психологии эмоций используется понятие «эмоциональный интеллект», которое охватывает следующие способности: 1) распознавание собственных эмоций; 2) владение эмоциями; 3) самомотивация; 4) понимание эмоций других людей. С понятием «эмоциональный интеллект» тесно связано представление об эмоциональной грамотности, то есть целенаправленном повышении социальной и эмоциональной компетентности детей.

Проявление эмоций и чувств подвергается строгому социальному контролю. Таким образом, управление переживаниями реализуется не столько на уровне порождения, сколько на уровне проявления эмоций, а собственно проблема управления эмоциями в общении заключается в поиске той меры, которая позволяла бы человеку соблюдать принятые культурные нормы, диктующие способ и степень проявления эмоций, и в то же время использовать эмоции как важнейший регулятор межличностных отношений.

 

 

 

3.2. Язык эмоций

 

Необходимость в приобретенных заученных способах проявления чувств связана с социальной природой человека. Все, что касается отношений между людьми, как правило, предполагает четкие нормы, обязательные для всех членов данной культуры. Это создает возможность намеренного выражения эмоций, а также контроля над этим выражением. В результате выразительные движения приобретают характер специфического «языка», при помощи которого люди раскрывают друг другу свои позиции и отношения, сообщают о своих переживаниях.

Большинство людей без особых затруднений овладевает языком эмоций. Наши суждения об эмоциональном состоянии других людей обычно бывают основаны не только на наблюдениях за выражением их лица, но также за жестами и голосом, за ситуацией, в которой находится человек. И все же не каждый достигает при этом удовлетворительных результатов. Понимание языка эмоций требует способности и готовности анализировать специфический язык окружающих людей и обучаться ему.

Причины, по которым далеко не каждый человек хочет и может осуществить такой анализ, различны. Одни чрезмерно сосредоточены на собственной личности и поэтому неспособны замечать и правильно оценивать состояние других людей. У кого-то невнимание к окружающим связано с чувством собственного превосходства. Встречаются люди, которые не понимают выражения эмоций у других, поскольку им это по той или иной причине выгодно.

Способы проявления эмоций и степень их адекватности переживаемому состоянию становятся самостоятельной проблемой межличностных отношений, потому что в процессе межличностной коммуникации мы сообщаем друг другу не только о собственном эмоциональном состоянии, но и о своем отношении друг к другу. Необходимо помнить, что:

1. Эмоции, отношение к ним и способы их выражения – часть стиля общения любого человека. По степени эмоциональной экспрессивности людей можно расположить по шкале от чрезвычайно экспрессивных до чрезвычайно сдержанных. Недостаточная эмоциональная экспрессивность (впрочем, как и чрезмерная), ее неадекватность условиям – один из важнейших источников конфликта в межличностных отношениях. Чрезмерная сдержанность в проявлении эмоций и чувств приводит к тому, что человек воспринимается как холодный, равнодушный, высокомерный. Иногда это вызывает лишь удивление, иногда рождает неприязнь и становится препятствием для установления нормальных отношений между людьми.

Сокрытие, утаивание, нерешительность в проявлении чувств в межличностных отношений могут повлечь за собой следующие последствия. Непроявленные чувства создают атмосферу непонимания, искажения, делают необъективными суждения и действия. Во много раз труднее становится решать межличностные проблемы. Напротив, качество отношений намного улучшается, если партнеры свободны в проявлении как положительных, так и отрицательных чувств. Длительное подавление чувств может со временем стать причиной того, что человек оказывается вообще неспособным чувствовать.

2. Проявление ситуативной эмоции скоротечно, однако реакция на нее другого человека может быть длительной. При этом действуют как фактор самооценки, так и эффекты восприятия. Неуверенный в себе человек очень чувствителен ко всем оценкам, так или иначе его касающимся. Мы можем забыть о том, что сказали в раздраженном состоянии, в то время как наш собеседник будет мучительно и долго переживать услышанное.

3. Эмоция может быть неточно закодирована или декодирована. Кто-то не умеет выражать эмоции потому, что не усвоил принятых в обществе форм выражения. Кто-то искажает эмоцию, боясь выдать собственные чувства, например, из страха утратить самоконтроль или быть скомпрометированным, отвергнутым или осмеянным. Иногда бедность форм эмоционального поведения связана с особенностями общения в семье или с непосредственным окружением.

Декодирование связано с проверкой правильности собственного восприятия, что предполагает оценку настроение других в форме предположения. Приемы, с помощью которых можно осуществлять этот контроль, включают вопросы типа: «Вы удивлены тем, что N сказал вам?», «Мне кажется, что вы сердитесь на то, что никто не придал значения вашим идеям», «Может быть, я сказал, что-то обидное для вас?», «Вы расстроены?» и т. п.

4. Для многих людей труднее всего оказывается сообщить о переживаемых здесь и сейчас негативных эмоциях в глаза присутствующему человеку. Проще всего – говорить положительно об отсутствующем человеке, вспоминая ситуацию, которая была в прошлом.

Обычно выделяют три возможных способа выражения эмоционального состояния:

      ненастойчивый, цель которого – скорее, скрыть подлинную эмоцию;

      агрессивный, цель которого – «преподать урок» партнеру;

      открытый, или уверенный, цель которого – дать знать, что вы чувствуете, не вызывая чувства вины или агрессии у партнера, а в случае собственных негативных эмоций сообщить о них таким образом, который позволит понять вас.

Сама структура сообщения в каждом из этих способов будет различаться.

Так, агрессивное сообщение, помимо того что в нем используются сильные оценочные определения, как правило, построено как «ты-послание», в нем ответственность за переживаемую эмоцию возложена на другого человека («ты выводишь меня из себя», «ты обидел(а) меня», «как ты мне надоел(а)»). Высказывания такого рода имеют двойной эффект: с одной стороны, звучащее в них обвинение вызывает у обвиняемого желание защититься, а не понять причину отрицательной эмоции; с другой стороны, определив другого как ответственного за свою эмоцию, адресант тем самым передает ему и власть над собой, поскольку изменение его эмоционального состояния зависит теперь от его партнера.

Сообщения даже о негативных эмоциях, не разрушающие атмосферу доверия и партнерства, должны носить характер «я-посланий». Это, с одной стороны, позволяет другим понять вас, не подвергая угрозе их самооценку, а с другой – позволяет принять ответственность за свои эмоции на себя, следовательно, открывает возможность управления ими («я нервничаю, потому что мне кажется, ты специально делаешь не так, как я прошу», «я расстроился, поскольку рассчитывал вместе провести время»).

Обратим внимание на то, что открытое сообщение о своих эмоциях сопровождается также раскрытием причин, вызвавших данное состояние, и потребностей, которые были при этом задеты.

По аналогии с широко используемым понятием «социальная компетентность» (способность эффективно взаимодействовать с другими людьми) используется понятие «эмоциональная компетентность» – способность действовать в соответствии с внутренней средой своих чувств и желаний. Эмоциональная и социальная компетентность взаимосвязаны; точное эмоциональное общение с окружающими улучшает качество межличностных отношений; в свою очередь, взаимодействие с другими людьми позволяет точнее понимать свои чувства и желания.

 

3.3. Управление чувствами и эмоциями в социальном взаимодействии

 

В каждой культуре существуют неписаные законы о том, какие чувства подобает проявлять по отношению к другим участникам в стандартизированных ситуациях, так же как в любой организации прилагаются некоторые усилия для того, чтобы контролировать межличностные отношения. Это вызвано тем, что между людьми, знающими друг друга достаточно близко, чувства начинают преобладать над нормативным поведением, возникают личные обязательства, делаются взаимные поблажки, что может повлиять на эффективность совместной деятельности и в целом на стабильность социальной организации.

Способы контроля, которые используются на данном уровне взаимодействия между людьми, направлены в первую очередь на регулирование социальной дистанции: чем значительнее социальная дистанция, тем больше вероятность, что поведение останется объектом социального контроля.

Широко распространенной процедурой является пространственное отделение сторон, между которыми могут возникнуть нежелательные межличностные связи. Люди различных классов и этнических групп обычно живут в разных частях поселения, благодаря чему снижается вероятность излишних встреч. Офицеры расквартировываются отдельно от рядовых. В некоторых странах мальчики и девочки воспитываются и обучаются раздельно, пока не придет время вступления в брак.

Когда отношения требуют тесных и частых контактов, социальная дистанция может поддерживаться посредством намеренной формализации и ритуалов – в форме этикета. Это, по существу, способ сохранения сдержанности, несмотря на близость. В этом случае все формализовано, нет проявлений индивидуальности. Если кто-то случайно обнаружит определенные индивидуальные склонности, другие тактично сделают вид, что они ничего не заметили. В результате сокращается основа для развития интенсивных чувств.

Там, где имеются различия в статусах – например, между преподавателями и студентами, офицерами и рядовыми, – дистанция постоянно поддерживается с помощью различных ритуалов, таких как приветствие или различные почести. То же в религиозной среде: по традиции христианства, к священнику или монахине обращаются по сану, а не как к личности. Основная цель этого – исключить, по крайней мере теоретически, человеческий элемент из неизбежных контактов, определить отношения таким образом, чтобы тесный контакт между сторонами был маловероятным.

Социальная дистанция между этническими и иными социальными группами сохраняется путем создания стереотипов.

Чтобы свести к минимуму возможности эротического влечения в ситуациях, где контакт неизбежен, потенциальные объекты любви определяются как нейтральные. Например, при взаимодействии доктора и пациента противоположного пола оба партнера делают все возможное, чтобы забыть, что они люди. Этому способствует то обстоятельство, что доктора привыкли смотреть на пациентов как на «случай». В некоторых клиниках установлены правила, в соответствии с которыми, если доктор-мужчина осматривает пациентку, в комнате должна присутствовать ее родственница или медицинская сестра. Это – ритуал, создающий спокойную обстановку для обеих сторон.

Перечисленные способы контроля за проявлением чувств и эмоций в межгрупповом и ролевом взаимодействии – пространственное отделение сторон, формализация поведения, стереотипизация и обезличенность сторон – приводят к нейтрализации, подавлению, вытеснению эмоций из отношений или формированию исключительно отрицательных эмоций и чувств. По существу, эти отношения лишаются собственно межличностной окраски. Тем самым наглядно подтверждается базовое тождество между понятиями «социальные чувства» и «межличностные отношения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. (Работа с понятиями). Раскрыть содержание следующих понятий: аттракция, аффилиация, проксемика, внушение,  заражение, подражание, эмоциональная устойчивость.

 

Аттракция

аттракция (от лат. attrahere – привлекать, притягивать) – возникновение взаимного притяжения, расположения людей друг к другу. Аттракция, оказывается, может служить средством незаметного влияния. Ведь человеком, испытывающим к вам симпатию, легче управлять (как в хорошем, так и в и плохом смысле этого слова).

 

Аффилиация (от англ. to affiliate — присоединять, присоединяться) —стремление человека быть в обществе других людей. Тенденции к аффилиации возрастают при вовлечении субъекта в потенциально опасную стрессовую ситуацию. При этом общество других людей позволяет ему проверить избранный способ поведения и характер реакций на сложную и опасную обстановку. В известных пределах близость других приводит к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса. Блокирование аффилиации вызывает чувство одиночества, отчужденности, порождает фрустрацию.

Информация о работе Основные характеристики чувств и эмоций в общении