Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 23:47, контрольная работа
Человеческие эмоции и чувства представляют собой специфические способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде. Основное отличие между ними связано с такими параметрами, как длительность/кратковременность, устойчивость/изменчивость.
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, связанный с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающий в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Задание 1. (Работа с учебником).……………………………………………..3-22
1.Основные характеристики чувств и эмоций в общении…………………...3-9
1.1. Определение эмоций и чувств………………………………………….3-4
1.2. Организующая функция эмоций……………………………………….4-7
1.3. Особенности эмоционально-чувственных переживаний в межличностном общении………………………………………………………7-9
2. Социальные эмоции………………………………………………………...9-15
2. 1. Влияние значимых других на чувства и эмоции……………………9-10
2.2. Виды социальных эмоций……………………………………………10-15
3. Способы управления эмоциями и чувствами……………………………15-22
3.1. Осознание эмоций…………………………………………………….15-18
3.2. Язык эмоций…………………………………………………………..19-21
3.3. Управление чувствами и эмоциями в социальном взаимодействии………………………………………………………………21-22
Задание 2. (Работа с понятиями)…………………………………………….23-26
Задание 3. (Практического характера).……………………………………..27-37
Задание 4. (Практического характера)……………………………………...38-39
Литература……………………………………………………………………….40
Проксемика - это научная дисциплина, которая занимается проблемами организации и использования человеком пространства, т.е. территориальным поведением человека. Основная часть исследований территориальности была посвящена поведению животных; позднее ученые пришли к выводу, что территориальное поведение человека имеет ту же природу.
При описании территориального поведения человека выделяют следующие типы территорий:
пространство тела (на уровне отдельного индивида);
пространства взаимодействия (на уровне диады);
личное пространство (на уровне малой группы);
публичные территории (на уровне общества).
Согласно Р. Соммеру, вокруг каждого человека существует своеобразный невидимый «пространственный пузырь» – некая сфера, вхождение в которую он воспринимает достаточно болезненно. В последующем этот «пространственный пузырь» стали называть личным пространством человека – в отличие от личной территории. Личное пространство динамично, оно перемещается вместе с животным и человеком; личная территория – константна. Границы личной территории фиксированы, границы личного пространства невидимы. У личного пространства есть свой центр – это тело индивида, личная территория, по мнению Р. Соммера, его не имеет.
Р. Соммер предположил, что агрессивные люди потому и агрессивны, что ощущают вторжение в свое личное пространство намного раньше, чем остальные люди. У шизофреников «пространственный пузырь» деформирован: он больше сзади, чем спереди, поэтому шизофреники остро реагируют на приближение кого-либо сзади.
Внушение(суггестия) — целенаправленный процесс прямого или косвенного воздействия на сферу психическую человека, ориентированный на специфическое программирование человека и на осуществление им внушаемого содержания. Связано со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, а также с отсутствием целенаправленного активного понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Содержанию сознания, усвоенному внушением, в дальнейшем присущ навязчивый характер; оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, являя собой совокупность «установок внушенных». Внушение — компонента обычного человеческого общения, но может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие сообщаемой информации и противоположный убеждению. Реализуется в форме гетеросуггестии и автосуггестии. Внушение, производимое группой, — один из факторов конформности. Достигается средствами вербальными — словами, интонацией, и невербальными мимикой, жестами, действиями (другого человека, внешней обстановки). Механизм внушения широко применяется религией для воздействия на верующих. По методам реализации внушения подразделяются на внушения прямые (императивные), внушения косвенные, а также на внушения преднамеренные и непреднамеренные. Внушение прямое преднамеренное заключается в использовании суггестором специальных «словесных формул», кои внедряются в сферу психическую суггеренда и становятся активными элементами его сознания и поведения. Содержание внушения косвенного включается в сообщаемую информацию в скрытом, замаскированном виде и характеризуется неосознанностью, незаметностью, непроизвольностью его усвоения. Внушение косвенное может быть как преднамеренным, так и непреднамеренным. По критерию состояния суггеренда различаются: 1) внушение в бодрствующем состоянии .(=> бодрствование); 2) внушение в гипнозе; 3) внушение в естественном сне; 3) внушение постгипнотическое — реализуемое после выхода из гипноза. Эффективность внушения определяется: 1) свойствами суггестора — социальный статус; обаяние; волевое, интеллектуальное, характерологическое превосходство; 2) особенностями суггеренда — степень внушаемости; 3) отношениями, складывающимися между ними, — доверие, авторитетность, зависимость; 4) способом конструирования сообщения — уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонент, подкрепление другими воздействиями. На внушении отчасти основано воздействие некоих средств массовой коммуникации, рекламы, моды, обычаев, формирование веры. Внушение широко применяется в медицине для коррекции психического и соматического состояния больного (психотерапия). В педагогике делаются попытки использовать внушение в обучении — так называемая суггестопедия. В психологии экспериментальной внушение иногда служит приемом для направленного изменения эмоционального состояния, мотивации, установок личности.
Заражение - это
1) процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида (человека или животного) другому на психофизиологическом уровне контакта помимо или дополнительно к собственно смысловому воздействию
2) способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций. Заражение может обладать различной степенью произвольности. При наличии обратной связи способно нарастать в силу взаимной индукции, приобретая вид циркулярной реакции. Для заражения, как и для внушения, характерно сужение сферы сознательного восприятия. Этот феномен чаще всего возникает в толпе, когда люди, руководствуясь лишь своим эмоциональным состоянием, действуют на основе информации, принятой без должного анализа, а то и просто слепо повторяют действия других людей.
К наиболее известным формам заражения относят проявления реакций спортивных болельщиков («фанатов»), группового религиозного экстаза, общую панику, а также агрессивные действия толпы. Будучи похоже на внушение, заражение принципиально отличается от него тем, что при внушении человек, оказывающий влияние, не обязательно чувствует то же, что и окружающие, а в условиях психического заражения каждый индивид, становясь источником заражения, ничем не отличается от тех, кого он заражает своим состоянием. Различие между внушением и заражением заключается еще и в том, что заражение носит спонтанный характер, а внушение почти всегда — акт преднамеренный.
Внушающий очень хорошо знает, чего он хочет добиться от других. В этой связи внушение, как правило, представляет собой речевое воздействие, в то время как заражение немыслимо без невербальных средств, таких, как крики, музыкальные ритмы, жесты. Наиболее легко заражаются настроением окружающих дети. Достаточно, например, чтобы окружающие развеселились, и ребенок тотчас же начинает смеяться, часто не зная и не понимая причины веселья взрослых. Способность к сопротивлению индивида заражению зависит от уровня развития его личности, самосознания, сформированности «я», наличия опыта поведения в экстремальных ситуациях.
Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. Подражание встречается на разных возрастных этапах индивидуального развития у человека. Несмотря на внешнее сходство, за явлениями подражания у разных возрастных групп скрыты различные психологические механизмы. В младенческом возрасте подражание движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый «содержательный» контакт. Подражание в дошкольном возрасте — путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением ведущей деятельности этого возраста — сюжетно-ролевой игры: первоначально ребенок подражает наиболее открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, моделируемой в игре, и лишь постепенно начинает подражать тем сторонам поведения, которые действительно отражают смысл ситуации. Подражание в подростковом возрасте направлено на внешнюю (а иногда и внутреннюю) идентификацию подростком себя с некоторой конкретной, значимой для него личностью либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик. Подражание у взрослых выступает элементом научения в некоторых видах профессиональной деятельности (спорт, искусство и др.).
Эмоциональная устойчивость - неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. Эмоциональная устойчивость — интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности. Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях. Это один из психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности в экстремальной обстановке. Благодаря эмоциональной устойчивости, как качеству личности, в экстремальных условиях обеспечивается переход психики на новый уровень активности: такая перестройка се побудительных, регуляторных и исполнительских функций, которая позволяет сохранить и далее увеличить эффективность деятельности.
Задание 3. (Практического характера).
1. Дайте обоснованные ответы на следующие вопросы.
Почему от воздействия другого человека иногда надо защищаться?
В процессе общения и работы все люди тем или иным образом влияют друг на друга психологически. Это влияние может быть как полезным для человека ("положительное влияние"), так и весьма вредным ("отрицательное влияние"). Причем, отличить первое от второго иногда бывает очень сложно, особенно вначале.
В результате человек может понять, что попал под чужое неконструктивное влияние, слишком поздно. Поэтому к любым воздействиям со стороны окружающих нужно относиться критически и уметь им противостоять. Воздействие одного человека на психику другого человека, приводит к психологическому дискомфорту.
Психологическое влияние - это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных, то есть, в данном случае речь не идет об использовании власти и физическом воздействии. Поэтому важная особенность такого влияния заключается в том, что у человека, подвергающегося воздействию, всегда есть право и время ответить на него. Противостояние чужому влиянию в данном случае - это сопротивление также с помощью психологических средств.
Почему это необходимо делать?
Да потому, что любой честный человек перед самим собой может признать: во многих случаях он пытался убедить других людей в чем-либо или склонить к определенной линии поведения потому, что это отвечало его интересам, а вовсе не их. Психологи отмечают, что очень часто истинной целью вроде бы "бескорыстного" влияния является собственная выгода или подтверждение значимости собственного существования. Одни люди пытаются влиять на других в первую очередь потому, что отстаивают свои интересы, а не потому, что им открылась абсолютная истина и они почувствовали себя вправе решать за других.
Психолог Е.В.Сидоренко выделяет следующие виды психологического влияния:
Убеждение - сознательно аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменить их суждение, отношение, намерение или решение.
Самопродвижение - открытое проявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущество.
Внушение - преднамеренное сознательное воздействие на подсознание человека или группы лиц с целью изменения их состояние или отношения к вопросу, а также создания предрасположенности к определенным действиям.
Заражение - передача своего состояния и отношения другому человеку или группе лиц. Такой процесс сопровождается широким набором неречевых средств общения (взгляд в глаза, прикосновения, телесный контакт и другие).
Склонение к подражанию - выражается в создании у другого человека желания "быть похожим", подобным образцу.
Просьба - словесное обращение к человеку с призывом удовлетворить потребность или желание инициатора.
Принуждение - требование выполнять распоряжение инициатора, подкрепляемое скрытыми или явными угрозами.
Деструктивная критика - высказываются пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности оппонента, осуществляется грубое, а иногда агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его пороков, поступков.
Игнорирование - умышленное невнимание, подчеркнутое неприятие человека, при котором игнорирование, чаще всего, выступает как тактическая форма принуждения или привлечения внимания человека.
Манипуляция - скрытое от оппонента воздействие на него, на его систему отношений и ориентаций. При этом адресат манипуляции считает принимаемые им решения и действия своими собственными, а не навязанными другим человеком. При манипуляции происходит вторжение в личностное пространство человека, введение его в заблуждение, психологический шантаж с использованием широкого спектра средств воздействия - от "дружеских" намеков на ошибки, до использования личных тайн оппонента.
Манипуляция - самый опасный вид воздействия, противостоять которому очень сложно!
Конечно, у каждого человека есть возможность влиять на других, но у каждого есть право и отвергать чужое влияние. И этому вполне можно научиться.
Для этого необходимо овладеть следующими видами психологического противостояния влиянию:
Контраргументация - сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия.
Конструктивная критика - подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям человека.
Энергетическая мобилизация - сопротивление человека попыткам внушить или передать ему определенное состояние, отношение, намерение или способ действий.
Творчество - создание нового, пренебрегающего влиянием, образца, примера или моды, либо преодолевающего его.
Уклонение - стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором влияния, в том числе случайных личных встреч и столкновений.
Психологическая самооборона - применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов.
Игнорирование - действия, демонстрирующие, что человек умышленно не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных другим человеком чувств.
Конфронтация - открытое и последовательное противопоставление своей позиции и своих требований инициатору воздействия.
Отказ - выражение твердого несогласия выполнить желание инициатора воздействия.
Но как определить, когда и какой вид противостояния чужому влиянию выбрать?
Чтобы помочь людям, решившим научиться этому непростому делу, уже упомянутый психолог Е. В. Сидоренко разработал таблицу. В ней он приводит как конструктивные виды противостояния (контрвлияния) каждому виду влияния, так и неконструктивные, то есть, абсолютно неэффективные в данном случае. Первоначально выбирать вид противодействия можно с помощью этой таблицы. Конечно, первым делом необходимо определить, какой вид влияния используется .
А через какое-то время вы сможете уже автоматически выдавать правильную реакцию, позволяющую не поддаваться психологическому давлению окружающих.
Таблица. Психологическое влияние и противостояние ему.
Вид влияния | Конструктивные виды контрвлияния | Неконструктивные виды контрвлияния |
1. Убеждение | Контраргументация
| Игнорирование
Принуждение
Деструктивная критика
Манипуляция |
2.Самопродвижение | Конструктивная критика
Отказ
| Деструктивная критика
Игнорирование |
3. Внушение | Конструктивная критика
Энергетическая мобилизация
Уклонение
| Деструктивная критика
Манипуляция
Принуждение
Игнорирование |
4. Заражение | Конструктивная критика
Энергетическая мобилизация
Уклонение
| Деструктивная критика
Манипуляция
Принуждение
Игнорирование |
5.Склонение к подражанию | Творчество
Конструктивная критика
Уклонение
| Деструктивная критика
Игнорирование |
6. Формирование благосклонности | Конструктивная критика
Уклонение
Энергетическая мобилизация
| Деструктивная критика
Игнорирование |
7. Просьба | Отказ
Уклонение
| Деструктивная критика
Игнорирование |
8. Принуждение | Конфронтация
| Деструктивная критика
Манипуляция
Ответное принуждение
Игнорирование |
9. Деструктивная критика | Психологическая самооборона
Уклонение
| Ответная деструктивная критика
Манипуляция
Принуждение
Игнорирование |
10. Манипуляция | Конструктивная критика
Конфронтация
| Встречная манипуляция
Деструктивная критика |
Информация о работе Основные характеристики чувств и эмоций в общении