Особенности культуры Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

История Древней Руси охватывает период с X по XVII в. Несмотря на то, что за это время произошли большие изменения в образе жизни и мировоззрении народа, культура данного периода имеет общие типические черты. Она качественно отличается от языческой культуры дохристианской Руси. Древнерусская культура формировалась на основе древнеславянского языка как средства культурного общения и сочетания двух идеологий - христианства и древней языческой традиции.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории.

Содержание

Введение
Язычество Древней Руси и принятие христианства. Наследие византийской культуры
Формирование на Руси особого типа духовности и ее воплощение в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре, народных ремеслах
Древнерусская археология
Древнерусская иконопись
Древнерусская литература и фольклор
Древнерусские народные ремесла
Проблема самобытности русской культуры и становление русского национального характера в осмыслении философов и историковХ1Х–ХХ вв
Заключение
Терминология
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа тема 15.docx

— 58.23 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования российской федерации

УрГЭУ

Уральский государственный  экономический университет

 

 

 

 

 

Культурология.

Контрольная работа.

Тема: «Особенности культуры Древней Руси»

 

 

 

 

 

Преподаватель: Завальников  В.П.

Студент: Костривцева Д.С.

 

 

Омск 

2012 г

 

Содержание

 

  1. Введение
  2. Язычество Древней Руси и принятие христианства. Наследие византийской культуры
  3. Формирование на Руси особого типа духовности и ее воплощение в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре, народных ремеслах
    1. Древнерусская археология
    2. Древнерусская иконопись
    3. Древнерусская литература и фольклор
    4. Древнерусские народные ремесла
  4. Проблема самобытности русской культуры и становление русского национального характера в осмыслении философов и историковХ1Х–ХХ вв
  5. Заключение
  6. Терминология
  7. Библиографический список

 

 

Введение

 

История Древней Руси охватывает период с X по XVII в. Несмотря на то, что за это время произошли большие изменения в образе жизни и мировоззрении народа, культура данного периода имеет общие типические черты. Она качественно отличается от языческой культуры дохристианской Руси. Древнерусская культура формировалась на основе древнеславянского языка как средства культурного общения и сочетания двух идеологий - христианства и древней языческой традиции.

Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской  государственности. Рождение народа шло  одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории.

На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным, так и иноплеменным международным  влияниям. В общей культуре Руси отразились как традиции полян, северян, радимичей, новгородских славян, других восточнославянских племен, так и влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными навыками, торговала, воевала, мирилась.

 

ЯЗЫЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ  РУСИ И ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА. НАСЛЕДИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Языческая культура - это  первый системообразующий социокультурный  слой, с которого начинала формироваться  и строиться любая цивилизация. Ее значение в истории русской  культуры определяется, прежде всего, тем, что она, во-первых, выступила  в качестве духовной силы, объединившей многочисленные славянские племена, во-вторых, сумела сохранить и развить архетипы (первообразы) национальной культуры. Понятие «язычество» происходит от слова «языки», т.е. отождествляется непосредственно с сутью конкретного народа, племени и выступают самобытной формой освоения природного бытия конкретным обществом и человеком.

 Славянское язычество - это  одна из частей огромного комплекса  первобытных воззрений, верований,  которые послужили основой для  всех мировых религий.

Языческое мировоззрение лежало в  основе миропонимания славян. Миропонимание  и его эволюция является сложным  и многогранным процессом, находящегося в зависимости от самых разных обстоятельств и связано со степенью познания мира и природных явлений, а также с тем или иным видом  хозяйственной деятельности.

Славянскому образному мышлению издревле был свойственен антропоморфизм, т.е. перенесение человеческих свойств  на область нечеловеческую. Древние  славяне обожествляли природу, признавали наличие за предметами и явлениями  внешней природы мыслящей человеческой силы, поклонялись солнцу, небу, воде, земле, ветру, деревьям, птицам, камням. Все это выражалось в их разных верованиях, празднествах и обрядах, создаваемых и учреждаемых на основании этого обожествлении  природы. Их религиозные представления  отчасти выражались в форме идолов. Они поклонялись небу под именем Сварога, солнцу под именем Даждьбога, благодетельному богу скота Велесу, грому и молнии под именем Перуна, богу ветров Стрибогу, Мокоши - богини плодородия, огню и другим явлениям природы. О своих богах славяне слагали мифологические сказания и легенды.

Славяне верили в невидимые души умерших, которые подобно дыму от сжигаемых жертв поднимаются  к небу и небесным властителям. Место  захоронения горшка для еды с  прахом предка становилось местом культа предков. Они чествовали умерших  прародителей, считали их покровителями  и приносили им жертвы.

Язычество пронизало практически  всю духовную жизнь древнерусского человека. Это нашло выражение  в фольклорном творчестве, обрядах, заговорах, заклинаниях и даже в  дипломатических отношениях. В договоре князя Игоря с греками 944 г. можно  прочитать следующее: «А кто из русской  стороны замыслит разрушить эту  любовь, то пусть те из них, которые  приняли крещение, получат возмездие  от Бога Вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а  те из них, которые не крещены, да не имеют помощи от Бога, и от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей  своих, от стрел и иного своего оружия, и да будут рабами во всю  свою загробную жизнь». Язычество  сохранило свою первозданную прелесть, образность и жизненность в сказках, преданиях, легендах, былинах.

Быт и культура наших далеких  предков отражает одновременно и  любовь к природе, ощущение красоты  окружающего мира и страх перед  природой, силам которой они противопоставляли  заговоры, заклинания, магическую обрядность. Всевозможные праздники и обряды славян были связаны с аграрной магией и молениями об урожае.

Годичный цикл древнерусских празднеств у славян был связан с языческими молениями и слагался, во-первых, из четырех солнечных фаз и  связанных с ними праздниками: святками, масленицей, праздника Купалы - «зеленые святки» и праздника урожая в  сентябре и во-вторых, молениями  о дожде и о воздействии  вегетативной силы на урожай.

В подавляющем большинстве языческие  празднества и моления проводились  общественно, являлись «событием» и  проводились за пределами житейского бытового круга, существовали и межсельские - «игрища межюселы». До нашего времени  дошло большое количество святилищ где, в свое время, всем селом или  племенем проводились торжественные  обряды, далекими отголосками которых  являются хороводы и игры XIX и XX вв.

Все виды работ с металлом в древности  были связаны со множеством обрядов, поверий и представлений, перераставших  в мифы. Общеизвестна связь кузнецов с образом волка. Известным является миф о волшебном кузнеце Космедемьяне (Кузьма и Демьян), который выковал  плуг в 40 пудов и обучил людей  земледелию. Мифический кузнец побеждает  страшного змея и пропахивает  на нем гигантские борозды - «змиевы  валы». Кузнец, выковывающий свадебные  кольца, расценивался и в XIX в. как  покровитель брака и семьи.

Множество магических обрядов и  поверий было связано с постройкой дома. С удивительной строгостью соблюдалась  древняя картина мира в системе  его архитектурного убранства. Снаружи  и внутри дома все покрывалось  орнаментикой. Орнаментика внешнего вида восточнославянского жилища сохранила  почти в полной неприкосновенности древнюю, идущую чуть ли не из энеолита оберегающую символику. Когда человек  покидал свой дом-крепость, то овеществленные заговоры, если так можно назвать  орнамент, переносились на одежду. Все  предметы, связанные с изготовлением  полотна для одежды, густо оснащались заклинательными знаками. Сама одежда, особенно женская, была насыщена символикой, опять-таки воспроизводившей макрокосм. Верхняя часть одежды, головной убор, посвящалась небу. Здесь господствовало изображение солнца и птиц. Сами народные названия головных уборов были связаны с птицами: «сорока», «кокошник» (от «кокоши» - курицы). Декоративные ленты, спускающиеся от кокошника к груди - «рясны» имитировали дождь. Этнографически известные нам вышивки дают на рубахах и поневах символы засеянного поля, земли, а археология добавляет, исчезнувший впоследствии, символ нижнего мира: на свисающих вниз концах поясов изображались головы ящеров. Таким образом, язычники прибегают к модели мира и микрокосм человеческого быта (дом, одежда, украшения).

В Х веке языческая культура достигла своего апогея. Стихийно создававшаяся  на протяжении многих столетий, она, в  условиях сложившейся государственности  и в противоборстве с появившимся  христианством, вооруженным мощным арсеналом византийской культуры, стала  напряженно совершенствоваться, обновлять  ритуалы, воскрешать архаичные пласты народной мифологии, соучаствовать  в создании нового народного эпического жанра.

Киевская Русь, являясь на протяжении двух столетий языческой державой, нуждалась в религиозно-идеологическом подкреплении. В 980 году киевского князь Владимир Святославович с целью упорядочить традиционную языческую религию с ее локальными племенными культами и привести в соответствие ее с новым уровнем государственной жизни, предпринял религиозную реформу, не выходившую за пределы традиционного славянского язычества. «Повесть временных лет» упоминает попытку киевского князя Владимира Святославовича создать общегосударственный пантеон. Он стал княжить один в Киеве и «поставил кумиры на холме за теремным дворцом: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами и Хорса, Дажьбога и Стрибога и Симаргла, и Мокошь». Так называемый «Пантеон Владимира» был и ответом христианству, и утверждением княжеской власти и господства класса воинов-феодалов. Это был не случайный, подбор разноплеменных богов, а преднамеренно и обосновано созданная теологическая система, кое в чем сопоставимая с христианством, а в главном - резко от него отличная.

Однако пантеон Владимира не получил всенародной поддержки. Созданный искусственно на основании  фрагментарных мифологический представлений, культ был узкогрупповым, сословным: он отражал корпоративные властные интересы, воинственную идеологию князя  и его дружины и не охватывали всю систему славянской мифологии. Новый культ не мог преобразоваться в системный, соответствующий задачам и целям централизованного и иерархически организованного государства и не мог способствовать становлению цивилизации.

Крупнейшей политической силой  средневекового мира в Х в. становится христианство, которое охватило три  четверти Европы, Закавказье и значительную часть Ближнего Востока. Христианство превратилось к этому времени  в хорошо разработанную религию  классового общества с главным тезисом  «рабы да повинуются господам своим». Принятие христианства должно было содействовать  укреплению государственности.

Сложившиеся общественные, политические и идейные особенности развития образовавшегося молодого европейского государства Киевской Руси привели  в 988г. к принятию христианской веры как общерусской государственной  религии.

Характер исторического выбора, сделанного в 988г. князем Владимиром не был случайным. Местоположение Руси между Востоком и Западом, перекрестное влияние на нее различных цивилизаций  оказало плодотворное воздействие  на духовную жизнь и культуру русского народа. Несмотря на географическую близость Запада и Европы, основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в северном и южном направлениях, следуя течениям рек восточно-европейской равнины. По этому пути с юга из Византии христианство стало проникать на Русь задолго до ее официального утверждения. Византия вплоть до XII в. экономически превосходила все европейские державы. Здесь были высокоразвиты строительная техника, точные и естественные науки. Константинополь был «золотым мостом» между Востоком и Западом. Византийская культура впитала художественные традиции населявших ее народов (греков, сирийцев, армян, грузин, славян, населения Крыма и др.).

Русские люди значительно выросли  духовно за предшествующее столетие. Их горизонт расширился, благодаря  ежегодным заморским поездкам в  христианские земли (Болгарию, Царьград, византийский Левант) и на мусульманский Восток). Беседы с толмачами, знакомство с культовым искусством – все это развивало русских людей и раскрывало перед ними противоречивый мир соперничающих мировых религий.

Наиболее понятными были догматы  и теология христианства, которое  славянская Болгария приняла от Византии на сто лет раньше. Болгарский язык был настолько близок к русскому, что болгарские книги не переводились, а просто переписывались. На Руси греками  и болгарами велась миссионерская  деятельность. Во всех городах Причерноморья, с какими приходилось иметь дело русским - Херсонесе, Судаке, Керчи, Тмутаракани  господствовало христианство. С принятием христианства на Руси было остановлено наступление мусульманства на Европу (здесь под его влияние попали Испания и Южная Италия).

Христианская церковь укрепляла  новую феодальную государственность, создавая идеологию нового господствующего  класса, содействуя его сплочению  и входя составной частью в  этот класс. В то же время она очень  умело, во всеоружии разнообразных  средств церковной литературы, искусства, театрализованного богослужения противодействовала классовой борьбе, объявляя всякое сопротивление властям вне закона божеского и человеческого.

Христианизированная Русь равноправно  вошла в круг европейских государств. С ним были установлены дипломатические  отношения, двусторонние посольства, совершались  династические браки, определившие родственные отношения Руси со многими  европейскими странами.

Информация о работе Особенности культуры Древней Руси