Особенности культуры Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:06, контрольная работа

Краткое описание

История Древней Руси охватывает период с X по XVII в. Несмотря на то, что за это время произошли большие изменения в образе жизни и мировоззрении народа, культура данного периода имеет общие типические черты. Она качественно отличается от языческой культуры дохристианской Руси. Древнерусская культура формировалась на основе древнеславянского языка как средства культурного общения и сочетания двух идеологий - христианства и древней языческой традиции.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории.

Содержание

Введение
Язычество Древней Руси и принятие христианства. Наследие византийской культуры
Формирование на Руси особого типа духовности и ее воплощение в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре, народных ремеслах
Древнерусская археология
Древнерусская иконопись
Древнерусская литература и фольклор
Древнерусские народные ремесла
Проблема самобытности русской культуры и становление русского национального характера в осмыслении философов и историковХ1Х–ХХ вв
Заключение
Терминология
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа тема 15.docx

— 58.23 Кб (Скачать файл)

Интересной фигурой в отечественной  культурологии предстает А.А. Богданов (1873-1928) - писатель (автор научно-фантастических романов о будущем обществе - «Красная звезда», 1908, «Инженер Мэнни», 1912), философ, экономист, ученый-естествоиспытатель. В труде «Всеобщая организационная  наука» (1917) А.А. Богданов выдвинул идею создания науки об общих законах  организации - тектологии. В ряде исследований отечественных и зарубежных авторов  отмечалось, что некоторые положения  богдановскойтектологии предвосхитили  идеи кибернетики (принцип обратной связи, идея моделирования и др.).

Отечественное культурологическое наследие невозможно представить без теоретического и публицистического творчества В.И. Ленина (1870-1924) - выдающегося русского марксиста, революционера и основателя первого в мировой истории  государства рабочих и крестьян. Автор 55-томного собрания сочинений, он не был «дипломированным» культурологом, не создавал специальных культурологических трудов и концепций. В.И. Ленин стал в специфических условиях России прямым продолжателем теории К. Маркса, всех составных частей марксизма - философии, политэкономии, научного коммунизма, а  потому внес огромный вклад в развитие не только русской, но и всей мировой  культуры.

Марксистская отечественная культурологическая школа не ограничивается именами  Плеханова, Богданова, Ленина, она значительно  богаче в своих именах и произведениях. В ее составе А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, Ю.А. Жданов, Д.И. Чесноков, М.П. Ким, Ю.П. Францев, В.Г. Афанасьев, Э.С. Маркарян, В.П. Тугаринов, В.М. Межуев, Г.Н. Волков, Н.С. Злобин, Ю.И. Семенов и много  других выдающихся историков, философов  и социологов культуры.Концептуальная ясность, теоретическая и методологическая обоснованность марксистской школы  культурологии, глубина анализа  социальной детерминированности культурных явлений и процессов, мировоззренческих предпосылок культурной деятельности и творчества - все это привлекало к марксизму таких выдающихся мыслителей ХХ века в России (СССР), как М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, Э.В. Ильенков, Г.С. Батищев, М. Мамардашвили.

Самобытность России, ее историческая уникальность ни в чем не проявляется  так ярко, как в ее культуре, особенно в культуре духовной. В этом заключается, во-первых, одна из главных особенностей (характеристик) ее субъекта (создателя  и хранителя) - русского народа, а, во-вторых, тех сложнейших исторических условий, в которых ему пришлось жить, трудиться, воевать и создавать собственные  ценности «второй природы».

 

 

Заключение

 

Судьба русской культуры и прекрасна  и драматична. Прекрасна потому, что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без «Слова о полку Игореве», рублевской «Троицы», Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого.

Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культура средневековья  исторически была обречена. С началом  петровских реформ изменился ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Словно забыв свои византийские корни, русская архитектура, живопись, декоративное искусство стали осваивать  западный художественный опыт.

За последние семь десятилетий  погибло немало памятников средневековой  культуры. В годы революции и гражданской  войны под предлогом борьбы с  религией уничтожали церковную утварь, сжигали иконы, разбивали колокола. В 1930-е годы в старых русских городах  безжалостно разрушали выдающиеся памятники средневекового зодчества - храмы, монастыри, палаты. В годы Великой  Отечественной войны русской  культуре был нанесен новый удар. Фашисты погубили многие памятники  древнего искусства в Киеве, Новгороде, Пскова, Смоленске и других городах. Потери оказались невосполнимы, Многие древнерусские шедевры можно  увидеть теперь только на фотографиях.

Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного  на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное  желание восстановить прерванную связь  времен.

 

Список литературы

  1. . Быков, В.В. Эстетическое сознание Древней Руси /В.В. Быков. М.: Знание // Сер. «Эстетика». 1988. № 1.
  2. Березовая Л.Г. История русской культуры / Л.Г. Березовая, Н.П. Берлякова. - М.: Владос, 2002. - 400 с.
  3. Боханов А.Н. История России с древнейших времен до конца XX века. В 3-х книгах. Книга I. / А.Н. Боханов, М.М. Горинов. - М.: АСТ, 2005. - 347 с.
  4. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. М., 1978.
  5. Рыбаков Б.А. Рождение Руси / Б.А. Рыбаков. - М.: АиФ Принт, 2003. - 447 с.
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/

 


Информация о работе Особенности культуры Древней Руси