Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:06, контрольная работа
История Древней Руси охватывает период с X по XVII в. Несмотря на то, что за это время произошли большие изменения в образе жизни и мировоззрении народа, культура данного периода имеет общие типические черты. Она качественно отличается от языческой культуры дохристианской Руси. Древнерусская культура формировалась на основе древнеславянского языка как средства культурного общения и сочетания двух идеологий - христианства и древней языческой традиции.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории.
Введение
Язычество Древней Руси и принятие христианства. Наследие византийской культуры
Формирование на Руси особого типа духовности и ее воплощение в архитектуре, иконописи, литературе, фольклоре, народных ремеслах
Древнерусская археология
Древнерусская иконопись
Древнерусская литература и фольклор
Древнерусские народные ремесла
Проблема самобытности русской культуры и становление русского национального характера в осмыслении философов и историковХ1Х–ХХ вв
Заключение
Терминология
Библиографический список
В XVI и особенно в XVII веках
древняя литература все более
сближается с народным
Близость к фольклору
Многие древние писатели были весьма
близки к искусству устного слова.
Древнерусская
Существенным элементом
Древнерусская иконопись
Русская иконопись— развивавшееся в недрах православной церкви изобразительное искусство Древней Руси, начало которому было положено в конце X века крещением Руси. Иконопись оставалась ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века, когда в петровскую эпоху была потеснена светскими видами изобразительного искусства. Русская школа иконописи органически связана многими нитями примитивности с византийским искусством. Уже с конца Х в. образцы византийской иконописи начали попадать на Русь и становились не только предметом поклонения, но и предметом подражания, но русская иконопись не была простым ответвлением византийской. Долгое время она находилась в орбите ее притяжения, но уже с XII века начался процесс ее эмансипации. Веками накопленные местные черты перешли постепенно в новое качество, отмеченное начального национального своеобразия. Это был длительный процесс, наиболее интенсивно он протекал на Севере в городах Пскове и Новгороде. Их удаленность от Византии и республиканский образ правления позволили ставить и решать различные проблем, кроме того, в северных областях, не затронутых монголо-татарским нашествием, традиции народного искусства держались особенно крепко и властно напоминали о себе в XIII веке, когда почти прекратились связи с Византией. В пределах Московского княжества процесс эмансипации протекал более медленно. С эпохи Андрея Рублева московская иконопись также обрела свое собственное лицо. С этого момента у нас есть основания говорить о древнерусской иконописи, как о вполне сложившейся национальной школе. Главными иконописными школами были Новгород, Псков, Москва. Все основные иконографические типы Русь унаследовала от Византии.
Древнерусские народные ремесла
В материальной культуре древних славян (орудиях труда, предметах быта, оружии, украшениях, одежде и т.д.) сохранились следы античной, скифской, сарматской культур. В Приднепровье высокого уровня достигло производство керамики, обработки железа и кости. На Оке развивались кузнечное и ювелирное ремесла. В VIII-IX вв. самостоятельными отраслями производства становятся литейное, гончарное, ювелирное и косторезное ремесла. Появились новые технические приемы и виды производств: чеканка, зернь, а со второй половины X в. - производство шлемов и кольчуг, филигрань, эмаль, стекло, декоративная строительная керамика. В XII в., в период бурного развития городов, ремесленное производство дифференцировалось и по профессиям, и по социальному признаку. Вотчинные ремесленники работали на княжеский двор, ремесленники посадские - на город. На княжеских дружинных пирах роскошные изделия и ювелирные украшения поражали гостей. До нас дошли имена лучших мастеров того времени - Флор Братила и Константин Коста из Новгорода, Лазарь Богша из Полоцка, Максим из Киева. Большой интерес представляет напрестольный крест из Спасского монастыря в Полоцке, созданный Лазарем Богшей в 1161 г. В 1359 г. в новгородскую церковь Флора и Лавра был сделан вклад - деревянный резной Людогощинский крест.
О повседневной жизни городского
населения свидетельствует
Археологами в Новгороде собрана также огромная коллекция мужской, женской и детской обуви. Установлено, что жители Новгорода до присоединения к Московскому царству носили только кожаную обувь. Лапти из лыка или бересты ни разу не были обнаружены в слоях X-XV вв., хотя и лыко, и береста хорошо сохраняются в культурном слое Новгорода. В новгородской коллекции представлены практически все типы существовавшей в средневековье обуви: поршни, мягкие туфли на подошве, сапожки и полусапожки.
Первое письменное упоминание
термина "шахматы" содержится в
новгородской Синодальной кормчей
конца XIII в. За годы раскопок было собрано
более 130 экземпляров фигурок, содержащих
полный шахматный набор: король, ферзь,
конь, слон, ладья, пешка. Большая часть
шахмат сделана из дерева, и лишь
отдельные экземпляры - из кости. В
отличие от Западной Европы, где
широко были распространены изобразительные
шахматные фигуры, в Новгороде
все известные к настоящему времени
шахматы носят абстрактный
Раскопки в Новгороде раскрыли неизвестный нам мир деревянных вещей и строений древней Руси: корабли, дома, утварь и т.д. Изделия мастеров часто называли "узорочьем". Они высоко ценились за границей, их охотно покупали в Западной Европе и на Востоке.
Проблема самобытности русской культуры и становление русского национального характера в осмыслении философов и историковХ1Х–ХХ вв.
В настоящее время, когда Россия
переживает не лучшие дни своей истории,
очень важно преодолеть уничижительные
оценки уровня ее цивилизованности, вторичности
и тем более отсталости русской
национальной культуры. Академик Д.С. Лихачев,
автор широко известных трудов по
культуре, и в том числе по искусству
Древней Руси, отвечает на данную проблему
прямо и недвусмысленно: «Мы страна
европейской культуры. И ни о каком
отставании в целом в области
зодчества, в живописи, в прикладных
искусствах, фольклоре, музыке не может
быть и речи». Академик мог бы к
этому добавить еще великую русскую
литературу, а также нашу науку, особенно
ХХ столетия, которые стали вровень
с мировыми достижениями, а кое-где
и превзошли их. Вместо проблемы
культурной отсталости, имеет место
быть феномен национального
Автором первого культурологического
учения в России стал Н.Я. Данилевский
(1822-1885) - публицист, социолог и естествоиспытатель,
один из многих русских умов, предвосхитивших
культурологические идеи, возникшие
на Западе. В его книге «Россия
и Европа. Взгляд на культурные и
политические отношения Славянского
мира к Германо-Романскому» (1869) задолго
до западноевропейских ученых (Шпенглера,
Тойнби) было представлено учение о
культурно-исторических типах, о своеобразии
культуры русского народа, ее отличии
от других культур. По-прежнему весьма
актуальна и глубоко
С другой стороны,
Культурологическими схемами Н.Я. Данилевского во многом руководствовался К.Н. Леонтьев (1831-1891) - один из ярчайших мыслителей второй половины XIX века. Его главная работа - «Византизм и славянство» (1873 г.). Он прямо заявлял, что назначение России никогда не являлось «односторонне славянским». Ей суждена другая, более высокая миссия - создание особой, невиданной доселе цивилизации - славяно-азиатской. Это вытекает, по его мнению, из самого положения России, которая «давно уже не чисто славянская держава».
Яркой и самобытной фигурой на российском культурологическом небосклоне стал В.С. Соловьев (1853-1900) - выдающийся религиозный философ, поэт, публицист, критик. В его десятитомном собрании сочинений нет законченных теорий, как скажем, у Н.Я. Данилевского. Однако, вся его философская система пронизана мыслью: в каком направлении и на каких духовных основах должна развиваться не столько русская, сколько мировая культура. В своем основном культурологическом сочинении «Наблюдения над исторической жизнью народов» (1876) В.С. Соловьев путем сравнительного изучения исторических форм культуры стремится объяснить их особенности. Выделяя тринадцать обществ-цивилизаций (Китай, Египет, Вавилония, Ассирия, Финикия, Израиль, Индия, Мидия, Персия, Греция, Рим, Западная Европа и Россия) он использует четыре основных критерия - различителя:
1. географический («природа страны»);
2. этнографический («характер
3. культурологически-исторический (характер
«народного воспитания» и «
4. религиозный (антитеза «
В.С.Соловьеву принадлежит
Становление отечественной
В конце XIX - начале XX столетия русская культурологическая мысль обогащается выдающимся сочинением П.Н. Милюкова (1859-1943) «Очерки по истории русской культуры». В этом трехтомном фундаментальном труде ученый анализ русской культуры не ограничивает сугубо историческим материалом, а вовлекает в исследование сложнейшей проблемы огромный информационный массив из области географии, почвоведения, климатологии, этнографии, археологии, религиоведения, литературоведения, социологии и других областей знания (заметим попутно, что культурология как наука, находящаяся сегодня в стадии становления, как раз и формируется на стыке этих наук).
П.Н. Милюков обосновал целостную
концепцию истории русской
В 20-е годы ХХ столетия появляется
оригинальное социально-философское
и культурологическое течение русской
общественной мысли, сформировавшееся
в среде русской зарубежной эмиграции.
Ее ведущие теоретики и