Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 22:39, курсовая работа
Переоценка духовно-нравственных ценностей, наблюдаемая в современном обществе, позволяет по-новому пересмотреть роль любительского творчества во всех сферах жизнедеятельности человека. Одной из значимых сфер в многоуровневой структуре самодеятельного творчества является любительское художественное искусство, которое направлено на укрепление и расширение творческого начала в системе формирования художественно-эстетической культуры личности.
Введение 2
Глава 1. Любительские художественные коллективы: исторический и социокультурный аспекты 5
1.1. Обзор литературы по проблеме исследования 5
1.2. Социокультурная характеристика любительских художественных коллективов, их функции, задачи 18
1.3. Любительские художественные коллективы Республики Беларусь 28
Выводы к главе 1 35
Глава 2. Организация концертной деятельности 36
2.1. Характеристика концертно-исполнительской деятельности 36
2.2. Особенности организации концертной деятельности в Республике Беларусь 44
2.3. Технологии организации концертной деятельности 52
Выводы к главе 2 69
Глава 3. Организация концертной деятельности Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка» 71
3.1. Характеристика Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка» 71
3.2. Организация концерта Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка», посвящённого ветеранам Великой отечественной войны, ко Дню Победы 77
Выводы к главе 3 84
Заключение 85
Список литературы 87
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Любительские художественные коллективы: исторический и социокультурный аспекты 5
1.1. Обзор литературы по проблеме исследования 5
1.2. Социокультурная характеристика любительских художественных коллективов, их функции, задачи 18
1.3. Любительские художественные коллективы Республики Беларусь 28
Выводы к главе 1 35
Глава 2. Организация концертной деятельности 36
2.1. Характеристика концертно-исполнительской деятельности 36
2.2. Особенности организации концертной деятельности в Республике Беларусь 44
2.3. Технологии организации концертной деятельности 52
Выводы к главе 2 69
Глава 3. Организация концертной деятельности Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка» 71
3.1. Характеристика
Заслуженного любительского
3.2. Организация
концерта Заслуженного
Выводы к главе 3 84
Заключение 85
Список литературы 87
Жизнь в информационном обществе становится все разнообразнее и сложнее и требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, стремления к общению и взаимодействию с другими людьми.
Переоценка духовно-
Большая популярность и широкое
распространение коллективов
Актуальность проекта. В Беларуси существует немало творческих коллективов при учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования, дворцах культуры и спорта, центрах досуга. Это художественные, музыкальные, театральные коллективы, коллективы КВН и многие другие. Самодеятельное творчество как явление представляет собой важное звено в социокультурной деятельности человека. Творческая деятельность любительских творческих коллективов имеет большой художественный и педагогический потенциал. В связи с этим непрерывное совершенствование самодеятельного творчества – задача не только социальной, но и педагогической значимости. В то же время большое значение имеет именно концертная деятельность коллективов, т.к. она показывает уровень эффективной деятельности коллектива, его значимость в культурном просвещении населения, необходимость совершенствования. На сегодняшний день есть некоторые объективные технологии организации и проведения концертных программ, которые играют значительную роль в идеологическом, нравственном, и эстетическом воспитании населения, проводимыми клубными учреждениями. Поэтому исследование таких технологий представляет большой интерес у специалистов культурно - досуговых учреждений в современном обществе.
Влияние любительских коллективов на художественно-эстетическое развитие населения, а также разнообразие возможностей воспитательного воздействия на исполнителей и слушателей средствами искусства требуют постоянного совершенствования организации самодеятельного творчества как системы, в которой системообразующим элементом является личность руководителя самодеятельного коллектива. В этой связи статус руководителя самодеятельного художественного коллектива, способного осуществить рациональную организацию деятельности самодеятельных коллективов, имеет большое значение.
Концертная деятельность
является одним из важнейших звеньев
в работе творческого коллектива.
Выступление на концертах – это
своеобразный отчет о проделанной
работе. Оно выявляет все возможности
коллектива, демонстрирует его
Объект исследования. Организация концертной деятельности.
Предмет исследования. Организация концертной деятельности любительского художественного коллектива
Цель данной работы –
выявить особенности
Задачи:
Методы исследования.
- анализ литературы;
- сбор
информации из глобальной
- беседа;
- наблюдение.
Структура курсовой работы
соответствует указанным
Любительское художественное
творчество - это огромный вклад в развитие
творчества разных уровней общественной
значимости. Это представление касается
всех видов самодеятельного творчества:
научного, технического, художественного,
которые реализуются в художественно-эстетическом,
прикладном творчестве, спортивно-туристическом,
оздоровительно-валеологиче-
Процесс зарождения любительского художественного творчества происходит ещё с древних времён. С древних времен человек стремился выразить свое личное мировосприятие посредством танца, рисунка, песни и многого другого. Это то самое время зарождения первобытного искусста. Однако назвать этот вид деятельности самодеятельным художественным творчеством довольно сложно. Пользуясь применительно к первобытности понятием "искусство", мы вольно или невольно создаем некоторую иллюзию равенства между ним и искусством последующих эпох, вплоть до современности. Формулировки, привычные для современного популярного искусствоведения, широко используются при рассмотрении древнейших изображений ("эстетические нормы и принципы", "идейное содержание", "отражение жизни", "композиция", "чувство прекрасного" и т.д.), но они уводят в сторону от понимания специфики первобытного искусства [25, c. 67].
В наше время существует развитая система художественного образования, которой, естественно, не могло быть в эпоху верхнего палеолита. Художники той эпохи обладали настолько мощным талантом, что он сам вырывался наружу и выплескивал на стены пещер яркие образы, переполнявшие сознание. Скорее всего, соплеменники приписывали таким людям некие сверхъестественные свойства, присущие шаманам. Вероятно, это ставило их в особые условия среди своих сородичей. О достоверных подробностях этих условий можно только догадываться: были ли они благоприятными для древнего художника, или, наоборот, вынуждали его скрывать свои способности.
Разумеется, творчество, как психологический феномен, т. е. не всегда осознанное напряжение всех духовных сил и особый всплеск эмоций, в результате которого рождается нечто новое, существовало, но его осознание наступило значительно позже. Вся духовная жизнь кроманьонцев проходила в единой, не расчлененной на отдельные сферы культурной среде. Наивно полагать, что в первобытном искусстве были художники и зрители, как у нас, или что тогда все люди были художниками-любителями и зрителями одновременно (нечто вроде нашей художественной самодеятельности).
Истоки любительского художественного творчества и искусства лежат в трудовой деятельности. Еще Г.В.Плеханов в «Письмах без адреса» писал о том, что «...мы не поймем ровно ничего в истории первобытного искусства, если мы не проникнемся той мыслью, что труд старше искусства, и что вообще человек сначала смотрит на предметы и явления с точки зрения утилитарной и только впоследствии становится в своем отношении к ним на эстетическую точку зрения» [27, c. 132].
Сознательная духовно-
Начиная с эпохи Возрождения
и появления первых исследований
и изобретателей, понятие «творчество»
открывает возможность
Не вызывает сомнений, что художественная самодеятельность вышла из фольклора.
Несмотря на то, что зародилось любительское творчество в глубокой древности, только с XVIII века оно начинает организовываться и обособляться. Отмечается активное участие интеллигенции. Вторая половина XVIII века отмечается активизацией различных обществ любителей искусства, при которых создаются творческие мастерские, возникают литературные объединения, кружки, студии и т.д.
Широко распространенные
сегодня термины «любительское
творчество» и «художественная
самодеятельность» впервые
До середины ХХ века как такового различия между данными понятиями не существовало. Наряду с народным танцем развивались пение, декоративно-прикладное искусство и другие виды творчества. Существовали кружки любителей танца, музыки, поэзии и многих других видов искусства и народного творчества, но, как показывает история, судьба их была непродолжительной. Относится ли самодеятельность к области фольклора - такой вопрос не ставился, да в сущности и не мог быть поставлен, потому что фольклор и народное творчество были понятиями тождественными. Потому в фольклорных сборниках 30-50-х годов, наряду с собственно фольклорными материалами, мы можем обнаружить и немало песен, сложенных в самодеятельных коллективах. В представлении тогдашней фольклористики все эти материалы были в равной степени фактами народного творчества, без каких-либо дополнительных квалификаций. Единственное, что требовалось от произведения для того, чтобы оно попало в сферу фольклористического внимания, - это совпадение в каких-либо моментах творческого (“традиционность”) или технического (коллективность, анонимность, “шлифовка”) порядка с произведениями классического фольклора. Если такое совпадение было налицо, то уж никаких других сомнений относительно фольклорности рассматриваемого произведения не возникало и не могло возникнуть. Весь вопрос, таким образом, состоял лишь в том, чтобы выявить в самодеятельности какие-то конкретные признаки, позволяющие сблизить ее с фольклором.