Особенности организации концертной деятельности любительских художественных коллективов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Переоценка духовно-нравственных ценностей, наблюдаемая в современном обществе, позволяет по-новому пересмотреть роль любительского творчества во всех сферах жизнедеятельности человека. Одной из значимых сфер в многоуровневой структуре самодеятельного творчества является любительское художественное искусство, которое направлено на укрепление и расширение творческого начала в системе формирования художественно-эстетической культуры личности.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Любительские художественные коллективы: исторический и социокультурный аспекты 5
1.1. Обзор литературы по проблеме исследования 5
1.2. Социокультурная характеристика любительских художественных коллективов, их функции, задачи 18
1.3. Любительские художественные коллективы Республики Беларусь 28
Выводы к главе 1 35
Глава 2. Организация концертной деятельности 36
2.1. Характеристика концертно-исполнительской деятельности 36
2.2. Особенности организации концертной деятельности в Республике Беларусь 44
2.3. Технологии организации концертной деятельности 52
Выводы к главе 2 69
Глава 3. Организация концертной деятельности Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка» 71
3.1. Характеристика Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка» 71
3.2. Организация концерта Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка», посвящённого ветеранам Великой отечественной войны, ко Дню Победы 77
Выводы к главе 3 84
Заключение 85
Список литературы 87

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности организации концертной деятельности.doc

— 150.04 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Любительские художественные коллективы: исторический и социокультурный аспекты 5

1.1. Обзор литературы по проблеме исследования 5

1.2. Социокультурная характеристика любительских художественных коллективов, их функции, задачи 18

1.3. Любительские художественные коллективы Республики Беларусь 28

Выводы к  главе 1 35

Глава 2. Организация  концертной деятельности 36

2.1. Характеристика концертно-исполнительской деятельности 36

2.2. Особенности организации концертной деятельности в Республике Беларусь 44

2.3. Технологии организации концертной деятельности 52

Выводы к  главе 2 69

Глава 3. Организация  концертной деятельности Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни  «Хвiлiнка» 71

3.1. Характеристика  Заслуженного любительского коллектива  Республики Беларусь театра эстрадной  песни «Хвiлiнка» 71

3.2. Организация  концерта Заслуженного любительского  коллектива Республики Беларусь  театра эстрадной песни «Хвiлiнка», посвящённого ветеранам Великой отечественной войны, ко Дню Победы 77

Выводы к  главе 3 84

Заключение 85

Список литературы 87

 

 

Введение

 

Жизнь в информационном обществе становится все разнообразнее  и сложнее и требует от человека не шаблонных, привычных действий, а  подвижности, гибкости мышления, быстрой  ориентации и адаптации к новым  условиям, стремления к общению и  взаимодействию с другими людьми.

Переоценка духовно-нравственных ценностей, наблюдаемая в современном  обществе, позволяет по-новому пересмотреть роль любительского творчества во всех сферах жизнедеятельности человека. Одной из значимых сфер в многоуровневой структуре самодеятельного творчества является любительское художественное искусство, которое направлено на укрепление и расширение творческого начала в системе формирования художественно-эстетической культуры личности.

Большая популярность и широкое  распространение коллективов любительского  художественного искусства в  нашей стране очевидна. Важность существования  любительских коллективов в том, что, не имея профессиональных навыков, любой человек может вовлекаться в творческий процесс, приобщаться к эстетическим ценностям и тем самым развиваться духовно.

Актуальность проекта. В Беларуси  существует немало творческих коллективов при учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования, дворцах культуры и спорта, центрах досуга. Это художественные, музыкальные, театральные коллективы, коллективы КВН и многие другие. Самодеятельное творчество как явление представляет собой важное звено в социокультурной деятельности человека. Творческая деятельность любительских творческих коллективов имеет большой художественный и педагогический потенциал. В связи с этим непрерывное совершенствование самодеятельного творчества – задача не только социальной, но и педагогической значимости. В то же время большое значение имеет именно концертная деятельность коллективов, т.к. она показывает уровень эффективной деятельности коллектива, его значимость в культурном просвещении населения, необходимость совершенствования. На сегодняшний день есть некоторые объективные технологии организации и проведения концертных программ, которые играют значительную роль в идеологическом, нравственном, и эстетическом воспитании населения, проводимыми клубными учреждениями. Поэтому исследование таких технологий представляет большой интерес у специалистов культурно - досуговых учреждений в современном обществе.

Влияние любительских коллективов  на художественно-эстетическое развитие населения, а также разнообразие возможностей воспитательного воздействия  на исполнителей и слушателей средствами искусства требуют постоянного  совершенствования организации  самодеятельного творчества как  системы, в которой системообразующим  элементом является личность руководителя самодеятельного коллектива. В этой связи статус руководителя самодеятельного  художественного коллектива, способного осуществить рациональную организацию  деятельности самодеятельных коллективов, имеет большое значение.

Концертная деятельность является одним из важнейших звеньев  в работе творческого коллектива. Выступление на концертах – это  своеобразный отчет о проделанной  работе. Оно выявляет все возможности  коллектива, демонстрирует его сплоченность, дисциплину, сценичность, эмоциональность  и т.д. Концертные выступления имеют  большое воспитательное значение. Они  формируют чувство ответственности: исполнителям должно быть не безразлично, как оценят их коллективный труд слушатели, а на конкурсах и фестивалях –  авторитетное жюри.

Объект исследования.  Организация концертной деятельности.

Предмет исследования. Организация  концертной деятельности любительского  художественного коллектива

Цель данной работы –  выявить особенности организации  концертной деятельности в любительском художественном коллективе.

Задачи:

  1. Осуществить обзор литературы по исследуемой проблеме.
  2. Раскрыть сущность любительских художественных коллективов и определить особенности их функционирования.
  3. Классифицировать концертную деятельность любительских художественных коллективов и определить специфику ее организации в Республике Беларусь.
  4. Определить технологии организации концертной деятельности.
  5. Осуществить анализ концертной деятельности на материале Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвілінка».
  6. Разработать план и программу концерта Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвілінка», посвященного ветеранам Великой Отечественной войны.

Методы исследования.

       - анализ  литературы;

       - сбор  информации из глобальной компьютерной  сети;

       - беседа;

       - наблюдение.

Структура курсовой работы соответствует указанным требованиям  и состоит из: введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы.

 

 

Глава 1. Любительские художественные коллективы: исторический и социокультурный аспекты

 

    1. Обзор литературы по проблеме исследования

 

Любительское художественное творчество - это огромный вклад в развитие творчества разных уровней общественной значимости. Это представление касается всех видов самодеятельного творчества: научного, технического, художественного, которые реализуются в художественно-эстетическом, прикладном творчестве, спортивно-туристическом, оздоровительно-валеологиче-ском, культурно-образовательном, психолого-коммуникативном, техническом, военно-патриотическом, эколого-природоведческом, досуговом и социально-педагогическом направлениях. Функцией творчества является развитие, движение человеческого общества, прогресс. Тем не менее, каждый человек имеет талант, который по-своему индивидуален, самобытен и неповторим [34, c. 35].

Процесс зарождения любительского  художественного творчества происходит ещё с древних времён. С древних времен человек стремился выразить свое личное мировосприятие посредством танца, рисунка, песни и многого другого. Это то самое время зарождения первобытного искусста. Однако назвать этот вид деятельности самодеятельным художественным творчеством довольно сложно. Пользуясь применительно к первобытности понятием "искусство", мы вольно или невольно создаем некоторую иллюзию равенства между ним и искусством последующих эпох, вплоть до современности. Формулировки, привычные для современного популярного искусствоведения, широко используются при рассмотрении древнейших изображений ("эстетические нормы и принципы", "идейное содержание", "отражение жизни", "композиция", "чувство прекрасного" и т.д.), но они уводят в сторону от понимания специфики первобытного искусства [25, c. 67].

В наше время существует развитая система художественного  образования, которой, естественно, не могло быть в эпоху верхнего палеолита. Художники той эпохи обладали настолько мощным талантом, что он сам вырывался наружу и выплескивал  на стены пещер яркие образы, переполнявшие  сознание. Скорее всего, соплеменники приписывали таким людям некие  сверхъестественные свойства, присущие шаманам. Вероятно, это ставило их в особые условия среди своих  сородичей. О достоверных подробностях этих условий можно только догадываться: были ли они благоприятными для древнего художника, или, наоборот, вынуждали  его скрывать свои способности.

Разумеется, творчество, как  психологический феномен, т. е. не всегда осознанное напряжение всех духовных сил и особый всплеск эмоций, в  результате которого рождается нечто  новое, существовало, но его осознание  наступило значительно позже. Вся  духовная жизнь кроманьонцев проходила  в единой, не расчлененной на отдельные  сферы культурной среде. Наивно полагать, что в первобытном искусстве  были художники и зрители, как  у нас, или что тогда все  люди были художниками-любителями и  зрителями одновременно (нечто вроде  нашей художественной самодеятельности).

Истоки любительского  художественного творчества и искусства  лежат в трудовой деятельности. Еще Г.В.Плеханов в «Письмах без адреса» писал о том, что «...мы не поймем ровно ничего в истории первобытного искусства, если мы не проникнемся той мыслью, что труд старше искусства, и что вообще человек сначала смотрит на предметы и явления с точки зрения утилитарной и только впоследствии становится в своем отношении к ним на эстетическую точку зрения» [27, c. 132].

Сознательная духовно-практическая деятельность по созданию орудий труда  и предметов быта превращается в  художественное творчество, связанное  с практической деятельностью, продукты которой становятся произведениями искусства, являющимися утилитарно-художественными  продуктами. Произведения искусства  выполняют различные функции  и становятся средством познания действительности, средством передачи и выражения развивающихся у человека социальных чувств. Именно практическая деятельность людей формировала эстетические чувства и художественную деятельность, в результате которой были созданы своеобразные произведения первобытного искусства. Среди них орнаментальные украшения орудий труда и предметов быта, татуировки, охотничьи и другие виды танцев, театрализованные представления, музыкальные ритмы и мелодии, статуэтки, рисунки и живописные изображения пиктографической письменности. Таким образом, полифункциональность первобытного художественного творчества держалась на внутреннем единстве и синкретизме практической и духовной деятельности [33, c. 12].

Начиная с эпохи Возрождения  и появления первых исследований и изобретателей, понятие «творчество» открывает возможность возвеличивания человека в ранг творца и в искусстве. Особенно это относится к эпохе  романтизма.

Не вызывает сомнений, что  художественная самодеятельность вышла  из фольклора.

Несмотря на то, что зародилось любительское творчество в глубокой древности, только с XVIII века оно начинает организовываться и обособляться. Отмечается активное участие интеллигенции. Вторая половина XVIII века отмечается активизацией различных обществ любителей  искусства, при которых создаются  творческие мастерские, возникают литературные объединения, кружки, студии и т.д.

Широко распространенные сегодня термины «любительское  творчество» и «художественная  самодеятельность» впервые появились  в конце XIX века и характеризовали  значительный интерес различных  слоев русского общества к художественному  творчеству. Связано это было с  массовым внедрением в культуру и  быт русского общества организованных форм занятий различными видами любительского  искусства. Это была широко спланированная программа включения народных масс в различные виды творчества, так как именно в нем можно было найти пути выхода из кризиса в решении многих социальных проблем. В рамках народного художественного творчества уже тогда появилось многообразие форм и жанров, таких, как массовые гуляния, ярмарки, театрализованные представления, частушки, народные пляски, народное инструментальное исполнительство, камерные пьесы, куплетные песни и многое другое. Сюда же можно отнести организуемые праздники и выставки, где непосредственное участие принимали любители, выступавшие в качестве организаторов всевозможных направлений деятельности в культуре. Они оказывали влияние на различные стороны жизни, как участников, так и зрителей. Богослужения, обряды, процессии, встречи поста и масленицы, ярмарки с балаганами, с выступлениями фокусников и жонглеров, кукольные представления на постоялых дворах и в тавернах, выступления ораторов, проповедников, застольные речи и песни - все это можно причислить к искусству средневековья, поскольку искусство тогда естественно и стихийно вплеталось в быт. Господствовала стихия ремесла и фольклора, фольклор - всегда прикладное искусство, ибо никогда не обособляет себя от повседневности [28, c.44].

До середины ХХ века как  такового различия между данными  понятиями не существовало. Наряду с народным танцем развивались пение, декоративно-прикладное искусство  и другие виды творчества.  Существовали кружки любителей танца, музыки, поэзии и многих других видов искусства  и народного творчества, но, как  показывает история, судьба их была непродолжительной. Относится ли самодеятельность к  области фольклора - такой вопрос не ставился, да в сущности и не мог быть поставлен, потому что фольклор и народное творчество были понятиями тождественными. Потому в фольклорных сборниках 30-50-х годов, наряду с собственно фольклорными материалами, мы можем обнаружить и немало песен, сложенных в самодеятельных коллективах. В представлении тогдашней фольклористики все эти материалы были в равной степени фактами народного творчества, без каких-либо дополнительных квалификаций. Единственное, что требовалось от произведения для того, чтобы оно попало в сферу фольклористического внимания, - это совпадение в каких-либо моментах творческого (“традиционность”) или технического (коллективность, анонимность, “шлифовка”) порядка с произведениями классического фольклора. Если такое совпадение было налицо, то уж никаких других сомнений относительно фольклорности рассматриваемого произведения не возникало и не могло возникнуть. Весь вопрос, таким образом, состоял лишь в том, чтобы выявить в самодеятельности какие-то конкретные признаки, позволяющие сблизить ее с фольклором.

Информация о работе Особенности организации концертной деятельности любительских художественных коллективов