Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 22:39, курсовая работа
Переоценка духовно-нравственных ценностей, наблюдаемая в современном обществе, позволяет по-новому пересмотреть роль любительского творчества во всех сферах жизнедеятельности человека. Одной из значимых сфер в многоуровневой структуре самодеятельного творчества является любительское художественное искусство, которое направлено на укрепление и расширение творческого начала в системе формирования художественно-эстетической культуры личности.
Введение 2
Глава 1. Любительские художественные коллективы: исторический и социокультурный аспекты 5
1.1. Обзор литературы по проблеме исследования 5
1.2. Социокультурная характеристика любительских художественных коллективов, их функции, задачи 18
1.3. Любительские художественные коллективы Республики Беларусь 28
Выводы к главе 1 35
Глава 2. Организация концертной деятельности 36
2.1. Характеристика концертно-исполнительской деятельности 36
2.2. Особенности организации концертной деятельности в Республике Беларусь 44
2.3. Технологии организации концертной деятельности 52
Выводы к главе 2 69
Глава 3. Организация концертной деятельности Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка» 71
3.1. Характеристика Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка» 71
3.2. Организация концерта Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка», посвящённого ветеранам Великой отечественной войны, ко Дню Победы 77
Выводы к главе 3 84
Заключение 85
Список литературы 87
Активно развиваются коллективы малых форм любительского творчества (бардовская песня, студии эстрадного пения, рок-группы, эстрадные ансамбли, дискотеатр и др.). В государственных учреждениях культуры Беларуси на 01.01.2005 функционировало 3333 таких формирований (в том числе – 1730 детских) [18, c. 82].
Согласно исследованиям, статистике и практическим наблюдениям, существуют многочисленные внутренние процессы в организме народного творчества, которые не могут не влиять на перспективу его развития.
Во-первых, в последнее
время наблюдается тенденция
уменьшения участия населения в
самодеятельности, особенно взрослого.
Во-вторых, из-за ряда объективных причин
усложняется организация
Наблюдается разная динамика
развития сельской и городской художественной
самодеятельности. В городе ситуация
выглядит более приятно. Происходят
определенные изменения в жанровой
структуре клубной
В городе Минске функционирует около 4500 коллективов художественного любительского творчества. Вокально–хоровых – 341; хореографических – 493; инструментальной музыки –244 [18, c. 83]..
Развитие средств массовой
информации, повышение уровня образования,
процессы урбанизации несколько
снизили значение культурно-просветительной
функции самодеятельности. Но в масштабах
общества все большее значение приобретают
такие функции
Не менее важной функцией
самодеятельного творчества социального
плана в последнее время стала
организация свободного времени
и быта различных групп населения.
Стала актуальной проблема: как сделать
отдых разнообразным, как использовать
для этого имеющийся культурно-
Подтверждением значительного вклада любительских музыкальных коллективов в культурную жизнь Беларуси являются многочисленные фестивали, смотры-конкурсы, праздники музыкального искусства, демонстрирующие творческие достижения музыкальных любительских коллективов и отдельных исполнителей.
Любительские музыкальные коллективы осуществляют широкую культурно–творческую и концертную, гастрольную деятельность, имеют достаточно высокий уровень исполнительского мастерства, пользуются популярностью у населения. Способствуют приобщению к ценностям белорусской и мировой художественной культуры значительной части населения, как в регионах Беларуси, так и в столице. Представляют Беларусь на престижных фестивалях и праздниках музыкального искусства далеко за пределами нашей республики [40].
Можно сделать вывод о том, что художественное любительское творчество занимает важное место в культуре нашей страны. Министерством культуры Республики Беларусь разработано Положение о самодеятельном коллективе художественного творчества, которое определяет основные принципы деятельности, условия создания и функционирования непрофессиональных коллективов художественного творчества и народных промыслов.
Выводы к главе 1
Любительское художественное творчество представляет собой своеобразный саморазвивающийся механизм, процесс движения от традиции к новизне, который взаимосвязан с профессиональным и традиционным народным творчеством, однако включает в себя ценностные ориентации и новые, оригинальные виды деятельности, не имеющие аналога в других пластах художественной культуры.
Мы можем свидетельствовать, что в настоящий момент самодеятельное художественное творчество представляет собой общественно-историческое явление, имеющее определенную природу, объективные закономерности и изменяющиеся функции
Любительское художественное творчество - яркое явление Белорусской национальной культуры. Оно надёжно и бережно хранит духовное наследие народа. Самодеятельные коллективы ведут существенную работу по развитию творческих способностей населения, являются истинными центрами гармоничного воспитания личности, её эстетического развития. Мы можем гордиться достижениями народного творчества Беларуси. И обязаны сделать всё, чтобы это ценная духовная кладовая Белорусского народа с каждым годом пополнялась и способствовала развитию нашего общества.
Культурологи понимают под этим организованные платные публичные мероприятия, где выступают вокальные, инструментальные, хореографические коллективы, артисты оригинальных жанров. Всего на одной сцене, в одном концерте могут сочетаться музыка, литература, танец, эстрада, театр. Такое жанровое и количественное разнообразие требует тщательной подготовки и организации, поэтому проведение концертов задача для профессионалов.
Концертная организация представляет собой публичное учреждение культуры, музыкального искусства, других художественных жанров, удовлетворяющая культурные потребности общества, занимающаяся творческой, производственной, экономической, технической, научной, образовательной деятельностью для создания и представления перед публикой музыкальных спектаклей, показа концертных программ, проведения других культурно-массовых мероприятий.
Концерт - едва ли не самая
популярная и общедоступная форма
культурно-просветительной
Виды концертных выступлений
творческого коллектива могут быть
различными как по объему выступления,
так и по содержанию концерта. Наиболее
распространенным видом выступления
коллектива является участие его
в сборном концерте наряду с другими
творческими силами, когда коллектив
исполняет 2-3 номера. В таких концертах
выбор репертуара обычно определяется
творческим замыслом режиссера. Часто
сборные концерты посвящаются какому-то
событию и имеют
Нередко коллективу приходится
участвовать в концертах-
Самым сложным видом концертного
выступления является самостоятельный
концерт любительского
Концертно-просветительская деятельность призвана внести свой вклад в реализацию общих социальных функций музыкального искусства [15, c.140]:
В организации концертной деятельности важно опираться на принципы гуманизма. Каждое мероприятие такого рода должно нести заряд человечности, доброты, нравственной чистоты. При отборе концертного репертуара следует соблюдать принципы демократизма: не замыкаться в рамках национальной музыки, а делать акцент на непреходящих человеческих ценностях, на связь музыки с реальной жизнью, чувствами человека. Музыкальный материал должен отвечать высокохудожественным требованиям и, вместе с тем, быть доступным для понимания данной аудитории. Систематичность и целостность процесса, чёткая организация мероприятий, контакт ведущего с аудиторией создают благоприятную атмосферу для духовного очищения слушателей.
Концертная деятельность складывается из количества концертных выступлений в течение определенного или всего периода творческой деятельности музыкального коллектива. Поэтому, рассматривая виды и формы концертной деятельности, мы должны, прежде всего, говорить о концертных выступлениях.
Многообразие концертных выступлений (концертов), как на профессиональной сцене, так и на самодеятельной, дает нам возможность определить их основные виды и дать им характеристику.
Отчётный концерт. Один из самых распространенных видов концертных выступлений в самодеятельном творчестве.
Сущность концерта раскрыта уже в самом названии. Правда, в атмосфере праздника, которая обычно сопутствует любому концерту, такая трактовка может быть не совсем уместна, скорее — показываю свое искусство перед публикой [34, c.67].
Как правило, день отчетного
концерта заранее обговаривается администрацией
дома культуры (клуба), с руководителями
творческих любительских коллективов.
Здесь учитывается степень
В самодеятельном творчестве
отчетные концерты чаще всего подразумевают
выступление всех или нескольких
творческих коллективов, чтобы разнообразить
концерт и сделать его
В понятие «отчетный концерт» также входит концертное выступление всего лишь одного коллектива. В этом случае творческий коллектив показывает развернутую программу в одном или двух отделениях, подготовленную собственными силами.