Особенности организации концертной деятельности любительских художественных коллективов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Переоценка духовно-нравственных ценностей, наблюдаемая в современном обществе, позволяет по-новому пересмотреть роль любительского творчества во всех сферах жизнедеятельности человека. Одной из значимых сфер в многоуровневой структуре самодеятельного творчества является любительское художественное искусство, которое направлено на укрепление и расширение творческого начала в системе формирования художественно-эстетической культуры личности.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Любительские художественные коллективы: исторический и социокультурный аспекты 5
1.1. Обзор литературы по проблеме исследования 5
1.2. Социокультурная характеристика любительских художественных коллективов, их функции, задачи 18
1.3. Любительские художественные коллективы Республики Беларусь 28
Выводы к главе 1 35
Глава 2. Организация концертной деятельности 36
2.1. Характеристика концертно-исполнительской деятельности 36
2.2. Особенности организации концертной деятельности в Республике Беларусь 44
2.3. Технологии организации концертной деятельности 52
Выводы к главе 2 69
Глава 3. Организация концертной деятельности Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка» 71
3.1. Характеристика Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка» 71
3.2. Организация концерта Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка», посвящённого ветеранам Великой отечественной войны, ко Дню Победы 77
Выводы к главе 3 84
Заключение 85
Список литературы 87

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности организации концертной деятельности.doc

— 150.04 Кб (Скачать файл)

Однако самодеятельное творчество можно рассматривать не только как процесс, но и как социальное явление. Такой подход, по мнению Н.Г. Михайловой, обусловлен его синкретичностью. т.е. единством непосредственного творчества с хранением созданных ценностей, их обменом и распределением, передачей информации, которая из поколения в поколение осваивается и как бы заново перерабатывается [24, c. 110].

У художественной самодеятельности выделяют разное число функций. Часто  говорят о воспитательной, информационно-просветительской, творческой, коммуникативной, рекреационной, компенсаторной функциях, но важно то, что в последнее время наряду с несистематизированными видами функций, подобных приведенным, намечается стремление более четкого методологического подхода к определению функций того или иного социального явления (процесса, института) [33, c. 143].

 

Таким образом, следует отметить, что самодеятельное художественное творчество - сложное, многогранное и разноплановое проявление досуговой деятельности человека, постоянно эволюционизирующее в зависимости от социально-исторических и современных условий развития общества. В результате индивидуального развития человека средствами искусства происходит поворот к дальнейшему источнику исканий всех видов деятельности - народной художественной культуре, которая не только возбуждает желание смотреть, слушать, но и самим участвовать в процессе создания духовных ценностей.

На протяжении долгого  пути развития, становления и возрождения  культуры народов постоянно происходило отдельное угасание некоторых видов и форм любительского художественного творчества. Замена традиционных видов искусства новыми технологическими и художественными приемами не всегда и не везде несла в себе разрушение уже созданного. Мастерство творца было основой научения. Эта основа способствовала введению самобытности, индивидуальности в творческий процесс последователя мастера.

Анализируя существующие подходы к изучению понятий и терминов, касающихся самодеятельного художественного творчества, можно сделать вывод, что в настоящее время имеются различные точки зрения на сущность этого феноменального явления. Самодеятельное художественное творчество необходимо понимать как социальное движение культуры, которое представляет собой многоплановое явление, включающее ценностные ориентации.

 

 

    1. Социокультурная характеристика любительских художественных коллективов, их функции, задачи

 

Определение понятия коллектива по А.С. Макаренко: "Коллектив - это  свободная группа людей, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами управления, дисциплины и ответственности [13, c.12].

Коллектив является демократической  организацией, т.к. руководитель учитывает  интересы своих участников, наличие  органов самоуправления.

Коллективная самодеятельность имеет ряд особенностей. Это наличие  единой цели, руководителей, органов  самоуправления, а также сочетание  общественных и личных устремлений  и интересов участников самодеятельного  коллектива.

Разные авторы по-своему трактуют такие понятия, как «любительские  объединения», «клубы по интересам», «любительское творчество», «любительская деятельность». Эти понятия исследуются с разных позиций, но речь идет об одном и том же явлении - «творчестве любителей» в самодеятельных формах его проявления.

Под термином  «любительство» сегодня мы понимаем такое состояние  деятельности, благодаря которому увеличивается  уверенность в себе, укрепляется вера в свою способность «творить», стремиться к конкретной нравственной цели. Эта уверенность вовлекает в сферу художественного творчества многих талантливых людей, которые готовы отдать этой деятельности свое свободное время. Любительские занятия обогащают общество новыми творческими личностями. В результате ими создаются материальные и духовные ценности. По нашему мнению, в процессе любительской деятельности человек создает свою микросреду, тем самым снимая напряжение, стрессы. Любительство - это своеобразный уход от однообразия реальности. Оно не связано с реализацией достижений в профессиональной деятельности. Однако любительство - это не только отдых, но и труд, так как индивид в результате рекреации занят трудом. Это активное расслабление, переключение на ту сферу, которая не затронута основным видом жизнедеятельности человека, его профессией. Любитель - творец - «сам себе хозяин», «сам себе режиссер», создающий свой собственный мир, проявляющийся в индивидуальных и массовых формах. Создаваемый в процессе творчества мир связан с повседневной реальностью и внутренним субъективным миром человека. Творческая необходимость, представляющая внутреннее состояние человеческого познания, выражается в способности воображения и является одним из путей к художественному воспитанию [25, c. 104].

Любители - это те, кто  «врастает» в сферу культурно-творческой деятельности, где существуют традиции народного художественного творчества. Усвоение культурных традиций и художественных форм деятельности, а именно любительских является ориентиром деятельности любителя. Самодеятельность в процессе познания преобразуется в эстетические убеждения, нормы и принципы поведения. Основным, неизменным ядром его является человеческая индивидуальность, побуждающая личность к движению, стремлению проявить себя в занятиях творчеством. Художественное творчество любителей более всего  тяготеет к индивидуальным формам культурно-досуговой  деятельности, однако может включать и коллективные формы. Чтобы «временное»  любительство превратить в организованное любительское занятие, где состоявшиеся любители или желающие стать таковыми учатся управлять своей фантазией, необходима стабильная подготовительная работа всех социальных институтов, способствующих формированию самодеятельности. Так, в 60-70-е годы появляется множество течений любительского творчества, среди которых можно отметить: «наивное творчество», спонтанную самодеятельность, оригинальную самодеятельность, традиционную, «подражательную», репродуктивное творчество, авторское и другие [7].

Самодеятельные организации, а именно любительские объединения  и клубы по интересам, имеют более  высокую форму внутриклубных  объединений. В их основе заложено удовлетворение нравственных, внутренних потребностей и способностей личности.

В любительских объединениях оцениваются желание, энтузиазм, включающие человека в организационную деятельность средствами художественного творчества. Увлечение художественным творчеством  в таких коллективах формирует  новые способности, так как там  собираются группы людей, имеющие много  общего, независимо от уровня одаренности. Именно «интерес», «страсть» в художественном творчестве могут дать значимый результат, который будет неповторим, оригинален и непосредственен. Его итоговым проявлением являются различные  формы представления творчества на суд зрителей, слушателей [30, c. 44].

Под коллективом любительского  художественного творчества (в дальнейшем – коллектив) понимается постоянно  действующее, без прав юридического лица, добровольное объединение любителей  и исполнителей музыкального, хорового, вокального, хореографического, театрального, изобразительного, декоративно-прикладного, циркового, кино-, фото-, видео- искусства, основанное на общности художественных интересов и совместной учебно-творческой деятельности участников, способствующее развитию дарований его участников, освоению и созданию ими культурных и технических ценностей в свободное от основной работы и учебы время.

Любительское объединение  — это совокупность любительских знаний, увлечений, источник духовного  обогащения личности, где происходит новое последовательное включение творческого аспекта деятельности любителей в процесс социального опыта, в том числе в форме индивидуального членства, при реализации саморазвития и самообразования каждого индивида в свободном временном пространстве [22, c.79].

Коллектив самодеятельного художественного творчества создаётся по инициативе структурных подразделений, обучающихся, работников. Основными принципами деятельности коллектива художественного творчества являются добровольность, общность интересов, доступность, совокупность личной инициативы, организации и самоуправления.

Основными задачами коллектива художественного творчества являются [40]:

  • организация свободного времени и удовлетворение культурных, образовательных потребностей населения;
  • формирование знаний, умений и навыков в различных видах творческой деятельности;
  • содействие эстетическому развитию населения; популяризация высокохудожественных произведений профессиональных и самодеятельных авторов;
  • приобретение знаний и навыков в разных видах художественного непрофессионального творчества;
  • выявление и гармоничное развитие творческих способностей личности, создание условий для её социализации и самореализации.

В соответствии с основными  задами на коллектив художественного  творчества возлагаются следующие  функции:

  • создание условий для реализации творческого, художественного, интеллектуального потенциала;
  • развитие любительского творчества;
  • развитие связей с коллективами художественного творчества других организаций;
  • развитие межкультурного диалога, обмен опытом;
  • организация и участие в концертах, массовых мероприятиях, фестивалях;
  • возрождение, сохранение, развитие и распространение национальной традиционной культуры.

Сущностные признаки любительского  творчества: добровольность участия  в коллективе, инициатива и активность участников самодеятельности, духовная мотивация участников самодеятельных коллективов, функционирование в сфере  свободного времени [31].

Специфические признаки любительского  творчества: организованность, отсутствие у участников самодеятельности специальной  подготовки к деятельности, более  низкий, чем у профессиональных коллективов  уровень деятельности, безвозмездность  и др.

Разновидностями коллектива являются: студия - самодеятельный клубный  коллектив с преобладанием в  содержании работы учебно-творческих занятий; кружок - самодеятельный клубный  коллектив, для которого характерен небольшой количественный состав участников, отсутствие подготовительных групп, студий и т.п.

Репертуар коллектива любительского  художественного творчества формируется  из произведений мировой и отечественной  драматургии, музыки, хореографии, лучших образцов отечественного и зарубежного  искусства. Репертуар должен способствовать  патриотическому, нравственному и  эстетическому воспитанию, формированию толерантности, положительных жизненных  установок.

Коллектив любительского  художественного творчества создается, реорганизуется и ликвидируется  по решению руководителя культурно–досугового учреждения. Коллективу предоставляется  помещение для проведения занятий, он обеспечивается необходимой материально-технической  базой[40].

Могут действовать коллективы художественного творчества различных  видов. По жанрам (специфике) деятельности любительские творческие коллективы делятся  на [40]:

  • театральные (драматические, музыкальные, кукольные, прозы и поэзии, пантомимы, миниатюры и др.);
  • вокально-хоровые (с академической, народной, эстрадной манерой исполнения и др.);
  • хореографические (народного, классического, бального, эстрадного танцев и др.);
  • музыкально-инструментальные (народных, ударных, духовых инструментов; духовой, старинной, классической, камерной, эстрадной музыки и др.);
  • фольклорные (разных видов и жанров фольклора);
  • декоративно-прикладные (лозоплетения, соломоплетения, керамики, обработки дерева, вышивки, ткачества и др.);
  • изобразительные (живописи, графики, скульптуры и другие);
  • цирковые;
  • фото-, кино-, видеоискусства;
  • коллективы, объединяющие разные виды искусства (вокально-инструментальной песни, песни и танца, театр песни и другие).

По формам (характеру) деятельности коллективы можно подразделить на хор, оркестр, театр, ансамбль, студия и другие.

В своей деятельности любительские коллективы художественного творчества руководствуются нормативными правовыми  актами Республики Беларусь, постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 26 сентября 2008 г. №34 «Аб зацвярджэннi Палажэння аб непрафесiйным (аматарскiм) калектыве мастацкай творчасцi у  Рэспублiцы Беларусь», иными постановлениями, распоряжениями и письменными указаниями по организации культурно-массовой работы министерства образования и  министерства культуры Республики Беларусь.

Полное название любительского  коллектива должно отражать жанровое направление деятельности любительского  коллектива, форму деятельности любительского  коллектива, при наличии оригинального  названия (не должно иметь аналогов в пределах области), базовую принадлежность (полное название базовой организации  согласно положению или уставом  этой организации), территориальную  принадлежность. Полное название любительских коллективов, в состав которых входит более 75% участников, которые работают в учреждениях культуры, учебных заведениях культуры и искусства и при этом имеют специальное образование в определенных видах искусства, может отражать качественный состав участников, например любительский коллектив работников культуры, преподавателей школы искусств, преподавателей и студентов музыкального училища и т.д. [40].

Статус любительского  коллектива подтверждается паспортом  любительского коллектива [41].

Участники любительского  коллектива осуществляют свою деятельность в свободное от основной работы или  учёбы время на основе приема (записи) в любительский коллектив, что производится на основе добровольного волеизъявления физического лица, в том числе  по результатам предварительного отбора (конкурса), проводимого руководителем  любительского коллектива. Количество участников любительского коллектива должно соответствовать жанровому направлению, формам и характеру деятельности коллектива художественного творчества при формировании репертуара, исполнении произведений искусства, решении художественных задач, проведении учебно-творческой, репетиционной, концертной и выставочной деятельности, способствовать творческому развитию любительского коллектива [41].

Любительское творчество - уникальное социально-культурное явление, с многотипной и полифункциональной структурой, которое обладает свойствами досуга и художественной культуры. Сложившаяся практика формирования и деятельности любительских объединений представляется как коллективный носитель интереса. Их характеризует свободное времяпрепровождение, включающее общественный и личный интерес.

Информация о работе Особенности организации концертной деятельности любительских художественных коллективов