Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 23:17, курсовая работа
На сегодняшний день все большее количество детей в России имеют ограниченные возможности здоровья и, к сожалению, эта цифра неуклонно увеличивается. Дети с особыми нуждами, несомненно, требуют применения несколько иных моделей их воспитания и обучения.
В нашей стране до недавнего времени образованию детей с ограниченными возможностями здоровья уделялось очень мало внимания. Однако, сейчас одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации становится обеспечение доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено и в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН по правам инвалидов (2006 г.), и в первых же Указах Президента РФ В.В. Путина (№ 597 и № 599).
Введение 3
1 Теоретические аспекты социально-культурной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 5
1.1 Определение понятий «социально-культурная работа», «ребенок с особыми нуждами», «ограничение жизнедеятельности» 5
1.2 Социально-защитные и реабилитационны терапии 9
1.3 Методы искусствотерапии в социально-культурной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья 12
1.4 Особенности организации досуга с детьми с ОВЗ
2. Разработка программы
2.1. Цель программы
2.2.
Заключение 29
Список литературы 30
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Тема: «Особенности социально-культурной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
2014 год
Содержание
На сегодняшний день все большее количество детей в России имеют ограниченные возможности здоровья и, к сожалению, эта цифра неуклонно увеличивается. Дети с особыми нуждами, несомненно, требуют применения несколько иных моделей их воспитания и обучения.
В нашей стране до недавнего времени образованию детей с ограниченными возможностями здоровья уделялось очень мало внимания. Однако, сейчас одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации становится обеспечение доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено и в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН по правам инвалидов (2006 г.), и в первых же Указах Президента РФ В.В. Путина (№ 597 и № 599).
Эти политические решения и опирающиеся на них программы развития культуротворческих способностей отражают осознание необходимости решения проблемы создания для детей с ограниченными возможностями здоровья, условий, для развития их творческого потенциала, а также, условий для социокультурной адаптации в условиях современной жизни.
Сейчас существует огромное количество социально-культурных практик: агротерапия, зоотерапия, иппотерапия, сказкотерапия, танцетерапия, изобразительная терапия (лепка, рисование, конструирование природных материалов), эстетотерапия, музыкотерапия, игротерапия и другие. Поэтому в повседневной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо правильно подбирать полезный для конкретного ребенка метод работы.
Цель исследования:
разработка методики культуротворческой работы с детьми ограниченными возможностями здоровья, которая может быть примененная в повседневной практике.
Задачи:
Объект исследования: Дети с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования методы арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Из всех проблем, препятствующих полноценному включению инвалидов в жизнь общества, именно проблема социокультурной адаптации является самой острой. Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению и трудовой деятельности в будущем. [1]
Исследованиями в данной области занимались многие авторы такие как Акатов Л.И., Казакова Л.А., Григорьева Е.И., Воробьева И.В., Дубровская Т.А., Воронцова М.В., Кукушин В.С. и многие другие специалисты. Акатов Л.И. в своих работах делал акцент на то, как сделать жизнь инвалида полноценной. Казакова Л.А. занималась изучением нетрадиционными воспитательными технологиями для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Методы написания курсовой работы - контент-анализ, сравнительный и описательный методы.
Теоретическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что результаты курсовой работы обучают методам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья для удовлетворения их культуротворческих и социальных потребностей.
Практическая значимость данной курсовой работы в том, результат проведенных исследований можно использовать в дальнейшей работе.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из двух частей - теоретической и практической, теоретическая часть содержит теоретические аспекты социально-культурной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Практическая часть - программа организации социокультурной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Социально-культурная деятельность - это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры; деятельность социальных субъектов, сущность и содержание которой составляют процессы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм в сфере художественной, исторической, духовно-нравственной, экологической и политической культуры.
Дети с особыми нуждами (дети со специальными потребностями в обучении) — дети, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности -
это полная или частичная утрата лицом
вследствие заболевания, травмы или врожденных
пороков способности или возможности
самообслуживания, самостоятельного передвижения,
общения, ориентации, контролю своего
поведения. [2]
Ограничение жизнедеятельности - отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья. Ограничение жизнедеятельности характеризуется ограничением способностей осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность. [3]
В 23 статье Конвенции ООН по правам инвалидов (2006 г.) утверждается право на особый уход, образование и подготовку детей с особыми потребностями в развитии. В статье отмечается также, что эти дети не должны быть изолированными от общества из-за отрицательных социальных установок. Усилия по борьбе с детской инвалидностью должны концентрироваться на профилактике заболеваний (улучшение качества услуг здравоохранения и образования), раннем выявлении, развитии ребенка и реабилитации [6].
В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К ним относят: детей с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднеоглохшие); с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи (логопаты); с нарушением интеллектуального развития (умственно отсталые, дети с задержкой психического развития); с комплексным нарушением психического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые дети и др.); с нарушением функций опорно-двигательного аппарата; детей с психопатическими формами поведения и другие [4, стр.5].
К числу детей с проблемами в развитии относят также и тех, у кого нарушены функции в познавательной сфере (внимание, память); детей с заторможенными, замедленными реакциями; детей с теми или иными физическими дефектами, которые не вызывают стойких нарушений психических функций [4, стр.5].
Согласно Международной номенклатуре нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (МНН), «под ограничением жизнедеятельности понимается любое ограничение или отсутствие способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста». Ограничения жизнедеятельности различаются по степени их проявления, что определяется с помощью разработанной МНН так называемой «шкалы тяжести» (в виде количественного показателя)[4, стр.5].
Большинство детей, имеющих стойкие функциональные нарушения, это дети-инвалиды. Инвалидность, в соответствии с принятой классификацией, трактуется как социальная недостаточность, происходящая вследствие нарушения здоровья, сопровождающегося стойким расстройством функций организма и приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты [4, стр.6]
Искусство и культура являются прекрасными образовательными и реабилитационными средствами, обеспечивающими: развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков; повышение уровня самооценки личности; творческое самовыражение; развитие навыков общения; формирование активной жизненной позиции.
Искусство способно сделать жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья богатой и содержательной.
Мероприятия по социально-культурной реабилитации должны осуществляться культорганизатором. К организации крупных мероприятий (фестивалей, концертов, конкурсов, театрализованных представлений, вечеров отдыха и др.) могут привлекаться любые другие специалисты (социальные работники, врачи, патологи и др.).
Мероприятия по социально-культурной реабилитации детей с особыми нуждами могут включать:
-концерты
художественной
В социокультурную реабилитацию входит также рекреации. Социокультурная реабилитация должна проводиться таким образом, чтобы стимулировать детей с ограниченными возможностями здоровья к активным формам рекреации, что будет способствовать их социализации. Культорганизатор может использовать традиционные формы рекреации (посещение театров, кинотеатров, музеев, концертных залов, участие в массовых досуговых мероприятиях и др.). При этом обязательно должно учитываться доступное здание для детей с ограниченными возможностями здоровья. Возможны специфичные для детей с ограниченными возможностями здоровья развивающие рекреационные формы (арттерапия, хореографическое искусство для лиц с нарушением слуха, театрально-кукольное искусство для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, искусство скульптуры для лиц с нарушаем зрения, живопись, графика, музыка для лиц с нарушением слуха, с поражением опорно-двигательной системы). Приемлемая и привлеки тельная досуговая деятельность, должны обеспечить детям с ограниченными возможностями здоровья возможность справиться с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.
Рекреация должна обеспечивать интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в oбщую социокультурную среду, для чего культорганизатор и специалист по социальной реабилитации должны взаимодействовать с имеющимися в районе проживания детей с ограниченными возможностями здоровья специальными учреждениями культуры (клубами, библиотеками, театрами и др), общественными организациями инвалидов, благотворительными обществами и др [10]
Основными принципами творческой работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются:
-
раскрытие творческого
- индивидуальный подход;
-
внимание к желаниям и
- внимание к особенностям его развития, забота о сохранности его здоровья, хорошего самочувствия и настроения;
- любовь, забота, понимание, поощрение и поддержка.
Выбор различных видов пластического, кукольного, музыкального театрального искусства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья также неслучаен. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют проблемы с речью либо запоминанием текста, будучи при этом очень музыкальными, обладая хорошей двигательной памятью, музыкальным слухом и чувством ритма. Помимо этого, нужно отметить и психотерапевтический эффект хорошей музыки, сопровождающей пластические номера.
В спектаклях-сказках, которые требуют развитой речи у ребенка можно использовать следующие технические приемы: запись звука либо единовременное озвучивание сценического действия человеком, исполняющим роль «рассказчика».
Для детей с особыми нуждами проблема реабилитации средствами культуры и искусства является особенно актуальной. Отсутствие полноценного контакта с окружающим миром, недостаточное участие в общественной жизни порождают серьезные эмоциональные проблемы. В настоящее время выдвигают новые принципы и решения качественного изменения образа жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В прежних формах и методах работы с больными детьми и детьми с особыми нуждами недооценивалась реабилитационно адаптационная роль социально-культурной деятельности – ставка делалась лишь на улучшение физического состояния. Такая позиция отнюдь не способствовала социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. По этой же причине отсутствовали специально подготовленные кадры, компетентные в вопросах социально-культурной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время культурно-бытовой деятельности детей с ограниченными возможностями в их реабилитации придается особое значение. Она стала предпосылкой к реальной интеграции, самоопределению и самореализации личности, социализации и познавательной самостоятельности. Сегодня социокультурная реабилитация является надежным способом приобщения детей с особыми нуждами к активной жизни общества, а также весьма убедительным аргументом для гуманизации общества в целом. Направления социокультурной реабилитации активно используются в процессе комплексного лечения и восстановления нарушенных функций организма больных и инвалидов. Положительный эффект от применения данных методов реабилитации отмечен многими специалистами различного профиля – медицинскими работниками, психологами и др.
Информация о работе Особенности социокультурной работы с детьми с ОВЗ