Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 23:17, курсовая работа
На сегодняшний день все большее количество детей в России имеют ограниченные возможности здоровья и, к сожалению, эта цифра неуклонно увеличивается. Дети с особыми нуждами, несомненно, требуют применения несколько иных моделей их воспитания и обучения.
В нашей стране до недавнего времени образованию детей с ограниченными возможностями здоровья уделялось очень мало внимания. Однако, сейчас одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации становится обеспечение доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено и в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН по правам инвалидов (2006 г.), и в первых же Указах Президента РФ В.В. Путина (№ 597 и № 599).
Введение 3
1 Теоретические аспекты социально-культурной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья 5
1.1 Определение понятий «социально-культурная работа», «ребенок с особыми нуждами», «ограничение жизнедеятельности» 5
1.2 Социально-защитные и реабилитационны терапии 9
1.3 Методы искусствотерапии в социально-культурной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья 12
1.4 Особенности организации досуга с детьми с ОВЗ
2. Разработка программы
2.1. Цель программы
2.2.
Заключение 29
Список литературы 30
Социокультурная реабилитация может оказать существенное положительное влияние на детей всех возрастных и социальных групп, но особое значение она имеет именно для детей с особыми нуждами. Главная ее задача – приобщение молодежи к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничному развитию.
Основные направления социокультурной реабилитации:
Формы и методы социокультурной реабилитации многообразны. Однако для социокультурной реабилитации больных и инвалидов используют только общеизвестные, рекомендованные к практическому применению, апробированные и внедренные в процесс культурно-досуговой деятельности методики. Наибольшее распространение получили следующие: арттерапия, библиотекотерапия, глинотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, гарденотерапия, иппотерапия, компьютерные технологии, анимационная терапия, туротерапия, игровая терапия, изотерапия, реабилитация средствами физической культуры и др.
Существует три модели работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
Медицинская модель (сегрегация) предполагающая лечение и уход в закрытых специальных учреждениях. Изолированность обитателей этих учреждений от мира, отсутствие условий, стимулирующих развитие, отсутствие любви и жесткое обращение были свидетельствами грубейшего нарушения прав человека.
Модель нормализации (интеграции). Ребенок с особенностями развития начал восприниматься как человек развивающийся, способный освоить различные виды деятельности. Однако внедрение модели нормализации приводит к давлению на общество в целях изменения его отношения. Кроме того, требовалось серьез но подготовить ребенка к принятию его школой и обществом.
Модель включения (инклюзии). Человек не обязан быть «готовым», в центре внимания его автономность, участие в общественной деятельности, создание системы социальных связей.
Программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному детскому саду и школе. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в образовательном пространстве. В инклюзивных школах дети получают знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), и это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различия [9, стр.224].
В широком понимании, форма социально-культурной работы - это запланированная информационно-просветительная, социально-педагогическая и культурно-воспитательная акция, направленная на какую-либо аудиторию и ставящая цель — донесение определенной информации до заранее предусмотренного объекта [7, стр.23].
Формы социально-культурной работы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей.
Формы социально-культурной работы делятся на массовую, групповую и индивидуальную.
1.2.1 Массовая форма работы
К массовым формам социально-культурной работы относят мероприятия с аудиторией от 100 человек.
Примером массовых форм являются концерт, бал, парад, церемония, праздничный обряд, вечера и другие. Массовые формы рассчитаны на широкую аудиторию без индивидуализации интересов тех или иных участников.
Массовая форма характеризуется сложностью ее организации, так она требует сценарно-режиссерской разработки, обеспечение мер безопасности при проведении, необходимую вместимость помещения.
1.2.2 Групповая форма работы
К групповой форме работы относят работу с количеством аудитории от 5-7 и до 50 человек.
К групповым формам относят кружковую работу, клубы по интересам, вечера отдыха, экскурсии, беседы, коллективы художественного и технического творчества и т.д.
Такая организация работы носит преимущественно камерный характер, и позволяет создать особую доверительную обстановку для межличностного общения, обеспечивает возможность обратной связи.
Методика групповых форм имеет структуру, которая, соединяя общественные и личные интересы, создает оптимальный микроклимат, способствует воспитанию участников коллективов, позволяет обеспечить общую направленность содержания деятельности участников коллектива.
Методика групповой деятельности строится на:
• планировании и прогнозировании деятельности участников;
• развитии их познавательной активности и интереса к определенному виду предметной деятельности;
• удовлетворении потребности в общении;
• привитии навыков самоуправления;
• формировании умений и навыков в подготовке и проведении групповых программ.
Таким образом, групповые формы значительно отличаются от массовых, так как они связаны непосредственно с предметной деятельностью группы, что позволяет осуществлять подготовку специфических социально-культурных программ, ориентированных на развитие и адаптацию отдельных участников [8, стр. 52].
1.2.3 Индивидуальная форма работы
Основным назначением индивидуальных форм является сознательное и целенаправленное воздействие на каждого индивида с целью раскрытия его внутреннего мира, выявления духовных потребностей и развития способностей. Отсюда следует, что при воздействии на сознание личности необходим обязательный учет социальных и национальных особенностей, психологических и эмоциональных черт, возрастных и демографических данных, образовательных и психологических качеств.
Методика индивидуального воздействия на сознание индивида приносит наибольшую результативность тогда, когда она опирается на дифференцированный подход к различным типам личности. Начальный этап этой работы состоит в том, чтобы глубже узнать человека и, не задевая его человеческого достоинства, учитывая личные особенности, оказывать на него опосредованное влияние.
Методика индивидуального воздействия состоит из следующих элементов: всестороннее изучение личности, определение основных форм, где можно на деле осуществлять индивидуальную работу.
Особенности: дойти до каждого, выстроить диалог, взаимопонимание, помочь в решении проблем, ответить на вопросы, воздействовать на чувства и мысли.
Формы индивидуальной работы: беседа, консультация, индивидульное занятие.
В конечном итоге, выбор формы социально-культурной деятельности зависит от цели мероприятия, аудитории, характера нарушения и т.д.
Формы и методы социокультурной реабилитации многообразны. Методами социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья могут служить: игротерапия, куклотерапия, арт-терапия, музыкотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, терапия природными материалами.
Конкретные задачи арттерапии:
1. Дать
социально приемлемый выход
2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образом, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.
3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и ученик не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о ребенке, который может помогать в интерпретации своих произведений.
4. Проработать мысли и чувства, которые ученик привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
5. Наладить отношения между психологом и ребенком. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочение цвета и форм.
7. Сконцентрировать
внимание на ощущениях и
8. Развить художественные
Использование образов в игре имеет ряд психологических преимуществ. Создаются наиболее благополучные условия для личностного роста ребенка, изменяется отношение к своему "Я", повышается уровень самопринятия. Этому способствуют ограничения переноса эмоциональных переживаний ребенка, связанных с низкой самооценкой, неуверенностью в себе, беспокойством о себе, уменьшается напряженность, купируется острота переживаний. Игра служит для раскрытия и лечения искажений в развитии ребенка. Игротерапия ценна тем, что отбрасывает тень на подсознание и позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется у ребенка травма, проблема, опыт прошлого, что мешает ему нормально жить.
Метод построен на использовании искусства как символической деятельности. Применение этого метода имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструрирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение.
Отдельным видом психологической помощи может быть специально организованная работа с использованием музыкальных произведений и инструментов. Слушание классической и духовной музыки поможет ребенку поупражняться в навыках социальной компетенции: умении считаться с чувствами других, не мешать другим, уважать чувства других детей, сопереживать вместе с другими под музыку и т. д. Использование музыкотерапии в работе способствует созданию условий для самовыражения детей, умению реагировать на собственные эмоциональные состояния.
Метод воздействия на ребенка, вызывающий его переживания, чувства при помощи чтения книг. Библиотерапия может применяться в индивидуальной и групповой форме. При индивидуальной библиотерапией чтение пациентом книг осуществляется по составленному плану с последующим разбором прочитанного. При групповой библиотерапии необходим еще подбор членов группы по степени начитанности и читательским интересам. Наиболее приемлемым является проведение библиотерапии в группе из 5 - 8 пациентов. Подбираются небольшие по объему произведения, которые читаются во время группового занятия.
Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру. Сказкотерапия - это способ передачи ребёнку необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия и творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.
Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Искусство и культура являются прекрасными образовательными и реабилитационными средствами, обеспечивающими: развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков; повышение уровня самооценки личности; творческое самовыражение; развитие навыков общения; формирование активной жизненной позиции.
Искусство способно сделать жизнь многих детей с ограниченными возможностями богатой и содержательной.
К организации крупных мероприятий (фестивалей, концертов, конкурсов, театрализованных представлений, вечеров отдыха и др.) могут привлекаться любые другие специалисты (социальные работники, врачи, психологи и др.).
Информация о работе Особенности социокультурной работы с детьми с ОВЗ