своего мнения ни по какому поводу
и не имела права даже навещать своих
родных и поддерживать кровные
связи с ними, а обязана была забыть и них.
Нередко её уделом было сожжение
на костре, если она осталась вдовой.
Таков 'гуманизм' человеческих
законов во все эпохи. Сколько ни старались
люди исправить законы и сочинить
новые своим разумением, они не могут
предоставить женщине её права.
Наоборот, они только узурпируют
их.
Нынешнее же положение женщины
на Западе и в тех странах исламского
мира, которые любят подражать
всему западному, не лучше, чем в
доисламскую эпоху. Несмотря
на утверждения о том, что женщины там
освободились от оков, на самом
деле они попали в ещё более крепкие
кандалы. Женщина вновь стала
товаром, в основном для удовлетворения
сексуальных потребностей. Женщины
путём аборта убивают своих ещё не
родившихся детей, чтобы быть
подальше от детских проблем.
Ислам справедливо относится
к женщине, определив её права и
обязанности и разработав необходимые
нормы согласно Корану.
Ислам утвердил добрые нравы
и отверг противоречащие им дурные
джахилийские обычаи, которые
узурпировали права и попирали достоинства
людей.
Религия вернула женщине её
достоинство и обелил её лицо после эпохи
всевозможных унижений. Она
стала пользоваться уважением и вниманием
в
доме своего отца, и мы видим,
что ей оказывают честь и достойно в доме
мужа. Она имеет возможность
высказывать своё мнение, навещать своих
родных и поддерживать с ними
связи. Когда же она становится матерью,
то
превращается в оберегательницу
детей и в источник, бьющий счастьем и
любовью.
Ислам повелевает мужчинам не
из числа ближайших родственников
отводить от неё свои взоры в
знак уважения и оказания ей чести.
Забота Ислама о женщине доходит
до жалости к ней. Посланник Аллаха,
Mухамед, сказал в Прощальной
проповеди: „Обходитесь с женщинами по-
доброму, ведь они у вас как заложницы,
ничего своего не имеют. Вы взяли
их в жёны как дар Аллаха, и они
стали доступными вам по слову Аллаха”.4
В исламской истории есть замечательные
примеры из жизни
мусульманских женщин, права
которых Ислам гарантировал и обеспечил
им
достойную жизнь. Честь и почёт,
которые были им оказаны, иногда
невозможно описать пером. Абу
Дауд5 в своей книге 'Ас-Сунан'
('Предания') рассказал, что
Умм Хани, дочь Абу Талиба, защитила одного
мужчину из многобожников в
день взятия Мекки. Она пришла к Пророку
и
рассказала ему об этом. И Пророк
сказал: „Мы защищаем того, кого
защитила ты, и даём безопасность
тому, кого ты обезопасила”.
Слово 'мааруф' (в данном случае
означает 'доброе дело') несколько
раз повторяется в Коране в контексте
брака и развода. Ибо женщина - это
создание, которое зависит от
мужчины, и мужчина должен заботиться
о ней,
творить добро для неё и не создавать
трудностей.
В этой связи Всевышний Аллах
говорит:
'И когда вы дали развод
жёнам, и они достигли своего
предела, то
удерживайте их согласно принятому
или отпускайте их согласно
принятому'.6
А также Всевышний сказал:
'И не препятствуйте
им уносить часть того, что
вы им даровали, разве
что они совершат мерзость очевидную.
Обходитесь с ними достойно. Если же
вы чувствуете к ним отвращение,
то, может быть, вам не нравится что-
либо, а Аллах устроил в этом
великое благо'.7
Таких аятов, побуждающих творить
доброе женщинам и беречь их, много.
Это показывает заботу Ислама
о женщине и стремление защитить её от
угнетения, которому она подвергалась
в доисламские времена.
Ислам - это религия, призывающая
к исправлению общества и семьи. Для
женщины он - надёжная крепость
и защита от бед и соблазнов.
Социальная сфера жизни мусульманки.
Брак
Семейная жизнь - одна из наиболее
важных областей, которой в
исламской системе жизни придается
огромное значение, что однозначно
осознается подавляющим большинством
мусульман во всем мире.
Выбор спутника жизни в мусульманском
мире резко отличается от
принятого на Западе. Поскольку
Ислам придает столь большое значение
целомудрию и скромности, в большей
части мусульманского мира юноша и
девушка общаются друг с другом
очень мало. Средние школы в подавляющем
большинстве раздельные, и, за
исключением тех, которые особо прониклись
духом западных влияний. Мальчики
и девочки не общаются друг с другом, не
устраивают свиданий и ни в коем
случае не допускают никакой добрачной
близости. И хотя любовь, несомненно,
считается в мусульманском браке
весьма важной, к мусульманским
парам она, как правило, приходит после
заключения брака, а не до того.
Поэтому выбор брачного партнера
производится чаще всего (но не
обязательно) родителями, особенно
если речь идет о девушке. Молодым
людям позволительно выразить
свое предпочтение, они могут сказать,
чего
бы им более всего хотелось,
они могут принимать активное участие
в самом
выборе, но обычно они не отправляются
на самостоятельные поиски будущего
супруга. Согласно Исламу предложение
может исходить как от семьи юноши,
так и от семьи девушки, но обычно
предложение делает юноша. Это
происходит благодаря контактам
его родителей, других родственников или
близких друзей с родителями
девушки; брак не может состояться без
согласия и одобрения ее отца
или опекуна, выдающего девушку замуж.
В
зависимости от традиций общества,
в котором живут будущие супруги, они
могут или не могут видеть друг
друга до брака, хотя Ислам дает им это
право. Однако, если они встречаются
до брака, это должно происходить в
присутствии других людей, поскольку
Ислам запрещает мусульманину и
мусульманке, не состоящим в
браке или в махраме1 находиться друг с
другом наедине.
Брак в Исламе является как священным,
так и правовым договором между
мужчиной и женщиной, устанавливающим
законность, нерушимость и взаимную
ответственность их родственных
отношений, принятие друг друга в качестве
супругов но обоюдному решению
для совместной жизни согласно учениям
Ислама. Оба должны сознавать
свой долг перед Богом и ответственность
друг перед другом во всех аспектах
их взаимоотношений.
Ислам отводит руководящую роль
в семье мужчине, поскольку он в
большинстве случаев обладает
несколько большей физической и
эмоциональной силой и стойкостью,
чем женщина. По этой причине на
мужчину возложена ответственность
за поддержку и содержание женщин - не
только жен и дочерей, но также
всех родственниц, которые нуждаются в
помощи и поддержке.
Жена является другом и помощником
своего мужа, будучи вместе с ним
ответственной за дела семьи,
физическое и эмоциональное благосостояние
ее членов и воспитание детей.
Она должна подчиняться мужу, если только
он не требует от нее непокорности
Богу, в этом случае она не должна ему
подчиняться, он же со своей
стороны должен быть внимательным и
заботиться об ее благополучии.
Она также отвечает за должное состояние
дел в хозяйстве своего мужа,
за соблюдение своей чести, достоинства
и
порядочности, она обязана хранить
свою красоту только для того мужчины,
с которым состоит в браке.
В Исламе женщина, замужняя или
нет, считается человеком со своими
собственными правами, а не просто
приложением к мужу. Так, например, она
имеет полное право владеть
и распоряжаться своими имуществом и
заработком даже после вступления
в брак, а, вступив в него, она имеет
право сохранить свою фамилию,
не принимая фамилию мужа. Но если она
сама
пожелает взять фамилию мужа
- это ее право. Западный стереотип
относительно мусульманской
женщины как о всего лишь домашней рабыне,
с
утра до ночи занятой приготовлением
пищи, стиркой и присмотром за
детьми, лишенной духовности,
интересов, не имеющей право на собственную
жизнь, а также возможности конструктивно
участвовать в жизни общества, в
исламских учениях, не имеет
под собой оснований. Ибо Ислам считает
мужчину и женщину равными в
смысле их ответственности перед Богом
и
собственной индивидуальности.
В Исламе ответственность за
содержание женщины ложится на мужчину.
Заработок, имущество или наследство
женщины полностью принадлежат ей, и
она может использовать их по
собственному усмотрению; даже если у
нее
есть деньги, она не обязана
тратить их на содержание себя, своих детей
и
мужа. Отсюда явствует, что, поскольку
мужчина полностью несет бремя по
содержанию женщины, он вправе
получить большую долю наследства, чем
женщина, которая вольна тратить
свои средства как пожелает.
В то же время Ислам признает,
что женщины обладают более тонкой,
чувствительной и эмоциональной
натурой, чем мужчины, и мужчины должны
обходиться с ними соответственно.
Существует множество прекрасных
Хадисов Пророка, предписывающих
доброту и заботливость по отношению к
женщинам, советующих мужьям
относиться к своим женам с уважением,
почитанием и со всеми чувствами,
соответствующими их тонкой женской
природе.
Поскольку природа мужчины и
женщины неодинакова, каждому доверена
особая роль в обществе. Эти
роли дополняют друг друга, и каждая из
них
является равно основополагающей
и необходимой для функционирования
общества. Внутри этой структуры
как мужчина, так и женщина свободны в
стремлении к тому, что для них
важно, они вольны вносить свой вклад в
общество соответственно собственным
навыкам и интересам, но при условии,
что они не пренебрегают своими
домашними обязанностями и их деятельность
не таит угрозы их достоинству
и скромности. Женщины могут занимать
в
обществе многие должности,
с которыми они справятся лучше или, по
крайней мере, не хуже мужчин,
например, в некоторых областях медицины,
ухода за больными и т.п., образования,
общественной работы и других.
Дух брака в Исламе - это дух
взаимного уважения, доброты, любви,
сотрудничества и гармоничных
взаимоотношений. В лице своего мужа жена
имеет друга и партнера, разделяющего
с ней ее жизнь и заботы, лелеящего,
и оберегающего ее, помогающего
ей выполнять обязанности, которые ей
было
бы трудно, а то и невозможно
выполнять одной; а мужчина имеет в лице
своей жены товарища и помощника,
обеспечивающего ему покой, комфорт и
отдых от борьбы с превратностями
жизни этого мира.
Хотя женщины чаще всего выполняют
работу по дому, поскольку для них
такая забота более естественна,
Ислам не принуждает их к этому. Муж
должен помогать жене в работе
по дому, чинить свою одежду и принимать
участие в домашнем труде. И
хотя мать, прежде всего, занимается
воспитанием своих детей, Ислам
не требует от нее заниматься этим весьма
важным делом одной. Должное
воспитание детей - обоюдная обязанность
мужа
и жены, и, несмотря на то, что
большая часть ежедневных занятий с детьми
чаще всего выпадает на долю
жены, муж - это человек, наделенный в семье
высшей властью, отвечающий
не только за благосостояние, но и за
поведение всех членов семьи.
Муж и жена должны вместе создавать в доме
исламскую атмосферу и находить
нужный подход к воспитанию детей,
поддерживая в этом друг друга.
Рассматривая исламскую семью,
женщина, в первую очередь, это
праведная жена своего супруга
и хранительница домашнего очага.
Супружество - это особая сфера
человеческих взаимоотношений,
включающая четкие предписания
обязанностей и прав мужа и жены, где муж
-
это глава семейства, а жена
хозяйка дома.
Однако, не следует делать выводы,
что роль женщины ограничивается ее
домом, семьей и домашним хозяйством.
Просто это естественная стихия
приложения ее врожденных способностей
и проявления женской натуры.
Ислам повелевает, чтобы семья
основывалась на взаимной любви,
уважении и согласии, чтобы её
члены совместно делили хорошее и плохое
в
жизни, чтобы муж и жена были
тесно связаны узами верности.
Аллах сделал брак честной отдушиной
или выходом. Мужчина и женщина
живут в браке счастливой жизнью,
вдали от опасных ловушек разврата и
блуда - источника несчастья.
Этим самым Ислам поставил преграду
чувственной похоти, ибо Аллах
разрешил законную связь между Своими
рабами. Ислам разрешил и многожёнство
ради сбережения как мужчины, так и
женщины. Даже противники Ислама
свидетельствовали благотворное
воздействие его положений,
легализующих многожёнство. Эти положения
сохранили исламский мир от
эпидемии проституции. Как было отмечено
в
одном статистическом сборнике
ООН2, исламские страны в меньшей степени
затронуты волной проституции
благодаря допущению многожёнства.
Ислам разрешил многожёнство
при условии справедливого отношения
к
жёнам. Он не предписывает женщине
разрывать связи со своими родными, как
это делалось в прошлом у многих
народов. Наоборот, он повелевает ей
поддерживать с ними связь и
не прерывать её. Аллах здесь связал
недобродеяние к родителям с
многобожием, причислив и то и другое к
недозволенным вещам. Такова
картина милосердия и доброты Ислама.
Женщина
имеет право навещать своих
родственников и ближних, узнавать, как
они
живут, ибо они воспитывали её
до замужества.
Ислам повелел женщине сторониться
нескромности и быть целомудренной.
Здесь невозможно перечислить
все положения Ислама, касающиеся
сохранения семьи, одной из опор
которой является женщина. Один поэт
сказал: 'Мать - это школа, которая
готовит к жизни благородный народ'.