в том случае, если чувства мужа
к жене остыли или он не любит ее.
Подводя итог, следует сказать,
что Ислам предлагает супружеским
парам, испытывающим трудности
и напряжение в браке, наиболее
практические советы для сохранения
брака. Если один из партнеров
подрывает брак, то другому рекомендуется
в соответствии с Кораном делать
все возможное, чтобы сохранить
священные узы. Если ни один из способов
не приводит к результату, то,
по Исламу, супругам рекомендуется
расстаться дружески и мирно.
Многоженство.
По сей день, многоженство остается
довольно эффективным средством
решения многих социальных проблем
современного обществе. Ответственность
общества, упоминаемая в Коране
наряду с разрешением многоженства, чаще
оказывается востребованной
даже не в Африке, а в некоторых западных
странах.
Проблема количественного дисбаланса
мужчин и женщин особенно остро
проявляется в период войн и
катаклизмов. Так, например, после второй
мировой войны в Германии на
100 мужчин в возрасте от 20 до 30 лет
приходилось 167 женщин того же
возраста1. Многие из этих женщин
нуждались в мужчине не только
как в спутнике жизни, но и как кормильце
и
опоре в домашнем хозяйстве
в период беспрецедентных тягот и лишений.
В большинстве человеческих
обществ женщины численно преобладают
над
мужчинами. Как может общество
сбалансировать эту разницу? Решения могут
быть самыми разными - одни предпочитают
целибат (безбрачие), другие -
умертвление новорожденных
девочек (существующее в некоторых обществах
по
сей день). Некоторые полагают,
что единственным выходом из этого
положения является принятие
всех видов сексуальной свободы -
проституции, внебрачных половых
связей, гомосексуализма и т.д.
Для других же, например для
многих современных африканских обществ,
наиболее достойным решением
представляется полигамный брак как
признанный и одобряемый обществом
институт. На Западе часто не находит
понимания тот факт, что во многих
других культурах женщины не
рассматривают полигамию как
проявление дискриминации и унижения.
Например, многие молодые девушки
мусульманки предпочли бы выйти замуж
за
женатого человека, уже успевшего
проявить себя ответственным и надежным
мужем.
Многоженство не запрещено специальным
запретом Господа ни в одной из
религий; и ни в одной из религий,
за исключением Ислама, не
оговаривается число жен. Ислам
разрешает многоженство, однако
ограничивает их число до четырех,
при этом строго обуславливая равно
справедливое отношение ко всем
женам. Справедливое отношение к женам,
если их более одной, означает
равно доброе отношение к ним в вопросах
обхождения, обеспечения и товарищества,
иначе говоря, в подобных
вопросах не следует выделять
ни одной в ущерб остальным. Равенство
не
предписывается, однако, в тех
вопросах жизни, над которыми человек
не
властен, к примеру, в вопросах
эмоциональной привязанности или
склонности. Правда состоит
в том, что многоженство, как оно определено
и
ограничено Исламом, - это жизнеустройство
на началах божественной
мудрости, направленное к укреплению
нравственных ценностей и сохранению
целомудренности обоих полов.
Оно может быть определено как
благодетельное, нравственное
и культурное, охранное устройство сродное
клапану, регулирующему давление.
Общества, в которых не предусмотрен
такой клапан, были вынуждены
ввести принудительную моногамию и как
следствие пали жертвой широко
распространенной беспорядочности связей,
гомосексуализма и разврата.
Полная сексуальная вседозволенность
стала в
этих обществах нормой бытия,
абсолютно свободной от нравственного
осуждения.
Моральная граница должна быть
проведена не между моногамией и
полигамией, а между обусловленностью
и вседозволенностью. При отсутствии
нравственных пределов и моногамия,
и полигамия могут быть равно обращены
во зло. Возвышает либо принижает
их только характер взаимоотношений.
Среди Мусульман ничто не препятствует
возможности полигамии, она
столь же уважаема, как и моногамия,
и исключает любую дискриминацию в
отношении жен и детей от такого
брака.
Однако почему полигамия считается
допустимой? Ответ прост: в
определенных конкретно-исторических
условиях могут быть объективные
социальные и нравственные причины
для существования полигамии. Как
явствует из приведенных выше
стихов Корана, проблема многоженства
в
Исламе не может быть рассмотрена
без учета обязательств общины по
отношению к сиротам и вдовам.
Ислам как универсальная религия,
адекватная любым странам и
эпохам, не может игнорировать эти неизбежные
обязательства.
Коран ограничивает максимальное
количество жен четырьмя при строгом
условии справедливого отношения
к женам и равноправия между ними. Не
следует понимать это так, что
Коран поощряет многоженство или
рассматривает его как идеал.
Иными словами, Коран допускает или
позволяет многоженство, не
более того.
"Если опасаетесь вы,
что не сможете быть справедливыми
с сиротами
находящимися на иждивении вашем,
то женитесь на других женщинах, которые
нравятся вам, - на двух, трех,
четырех. Если же опасаетесь вы, что не
сможете заботиться о них (т.
е. о женах) одинаково, то женитесь на
одной".2
По сей день, многоженство остается
довольно эффективным средством
решения многих социальных проблем
современного общества. Ответственность
общества, упоминаемая в Коране
наряду с разрешением многоженства, чаще
оказывается востребованной
даже не в Африке, а в некоторых западных
странах.
Необходимо отметить, что многоженство
в Исламе требует взаимного
согласия. Никто не имеет права
принудить женщину выйти замуж за женатого
мужчину. Более того, женщина
может поставить своему мужу условие не
брать себе вторую жену.
Следует также отметить, что
в большинстве мусульманских стран
многоженство представляет
собой довольно редкое явление, а
количественная разница между
мужчинами и женщинами не столь велика.
Общая характеристика мусульманского
права.
Природа мусульманского права
Мусульманское право, не являясь
самостоятельной отраслью науки,
выступает как одна из сторон
религии ислама. Оно имеет две характерные
и
взаимообусловленные особенности-
религиозное происхождение ("божественную
природу") и тесную связь юридических
предписаний с мусульманской догматикой
(богословием), нравственными
нормами, правилами культа, религиозными
нормами ислама в целом. Говоря
об универсальном характере ислама и его
нормативных предписаний, приходим
к выводу, что ислам - это одновременно
"вера в государство",
а мусульманское право (фикх) выступает
как
собственным правом, так и религией.
Правовая система ислама основывается
на концепциях, отличающихся от
тех, которые доминируют в западных
сранах.
Мусульманское право - сложное
социальное явление, оказавшее глубокое
влияние на историю развития
государства и права целого ряда стран
Востока. Ислам, являясь одной
из трех (наряду с буддизмом и
христианством) мировых религий,
имеющей своих приверженцев практически
на всех континентах и в большинстве
стран мира, пожалуй, наиболее близко
соприкасается с государством
и правом. Связующим звеном здесь выступают
мусульманское право и исламская
правовая идеология, оказывающие
значительное влияние на международную
политику. Выделяя государственный
характер ислама, мусульманское
право всегда находилось в центре его
учения и будучи системой норм
воспринималось еще и как универсальная
политико-правовая доктрина.
Мусульманское право возникло
в период разложения родо-племенного
строя и становления раннефеодального
государтства на западе Аравийского
полуострова, и как система юридических
норм образовалось не сразу. В
начальный период развития ислама
и мусульманской общины, когда процесс
создания государства и классового
общества еще не завершился,
практически не различались
юридические и иные правила поведения
в едином
мусульманском социально-регулятивном
комплексе. К тому же в это время
тесно переплетались мусульманская
догматика, богословие и правоведение,
не составляя самостоятельных
направлений мусульманской идеологии.
Ситуация изменилась в середине
X века, когда правоведение отделилось
от
мусульманской догматической
теологии и сформировались мусульманско-
правовые школы. К концу первого
тысячелетия процесс складывания
феодального мусульманского
государства в основном завершился.
Одновременно произошло и становление
мусульманского права как системы
юридических правил поведения,
выражавших в основном волю
господствовавшей верхушки
феодального теократического общества
и в той
или иной форме защищавшихся
государством.
Характерной чертой мусульманского
права является то, что государство
непосредственно не участвовало
в формировании большинства его норм.
Оно
выполняло свою правотворческую
роль косвенно - путем санкционирования
выводов мусульманско-правовых
толков (масхабов).
Шариат.
Шариат (мусульманское право)
органически связан с исламом, его
учением. Согласно юридической
энциклопедии "Шариат - свод религиозных
и
правовых норм, составленный
на основе Корана и Сунны (мусульманских
священных преданий), содержащий
нормы государственного, наследственного,
уголовного и брачно-семейного
права".
Другими словами, шариат - это
правовые предписания, неотъемлемые от
теологии ислама, тесно связанные
с его религиозно-мистическими
представлениями. Ислам рассматривает
правовые установления, как частицу
единого божественного закона
и порядка. Отсюда велениям и запрещениям,
составляющим нормы шариата,
также приписывается божественное значение.
Мусульманское право едино:
оно не подразделяется на гражданское,
уголовное, религиозное. Тесно
связанное с религией и определяемое в
своих основных принципах авторитетами
калама1, это право прежде всего
религиозное, учитывающие и
нормы обычного права, адата2. Шариат
("намеченный", "предписанный"
путь) опирается на Коран и
Сунну, своего
рода своды и кодексы исламского
законодательства.
Основная тенденция шариата
— оценка различных жизненных обстоятельств
с
точки зрения религии. Законы
шариата — это правовая систематизация
поведения равоверных, их обязательств
перед людьми, обществом и Аллахом.
Авторизованный догматическими
нормами ислама, кодекс шариата
подразделяется на три основные
части— ибадат (обязанности, относящиеся
к
религиозному культу), муамалят
(чисто юридические нормы) и укубат
(система наказаний).
Предписания шариата многочисленны
и строги. Они определяют все нормы
взаимоотношений человека в
семье и обществе, регламентируют почти
все
детали его быта и вместе с обычным
правом (адатом) создают столь густую
сеть обязательных предписаний,
что это уже само по себе гарантирует
конформность поведения правоверных.
Разумеется, не все и не всегда
соблюдают нормы шариата. В мусульманском
мире, как иповсюду, случаются
нарушения и преступления. Однако
строгость уголовного законодательства
и
особенно наказаний шариата
не только впечатляет, но оказывает заметное
дисциплинирующее воздействие.
Так, например, суровые наказания в случае
хищений чужой собственности,
даже мелкого воровства, достаточно
эффективно способствуют как
снижению уровня преступности, так и
неприкосновенности собственности.
Менее жестоко преследуется убийство
—
здесь многое решалось по законам
адата с его традиционными институтами
кровной мести (как сказано в
Коране, правоверным разрешается мстить,
но
в пределах эквивалента: свободного
за свободного, раба за раба, женщину
за женщину).-Решительно осуждается
самоубийство. В Коране среди прочих
есть специальный аят, запрещающий
убивать новорожденных девочек (обычай,
существовавший в Аравии до
ислама).
Шариат регулирует гражданские
взаимоотношения, порядок решения
имущественных споров, взысканий
и наказаний в случае нарушения
религиозных предписаний, нормы
поведения, отправления культа, ритуала
и
т. п. Согласно шариату, действия
людей подразделяются на шесть основных
категорий:
. обязательные (за невыполнение
которых следует наказание);
. рекомендуемые (т. е. желательные,
но не обязательные);
. дозволенные;
. предосудительные, (т. е. осуждаемые,
но не наказуемые);
. запрещенные;
. наказуемые.
Очень важно при оценке того
или иного действия намерение: подчас
совершенное действие оценивают
не столько с точки зрения свершившегося
факта, сколько с точки зрения
цели, намерения совершавшего действие.
Признание божественного предопределения
в шариате с неизбежностью
породила и большую значимость
вопроса о свободе воли мусульманина и
ее
пределах. Столкнувшиеся по
этому поводу религиозно-философские
школы
заняли разную позицию. Так,
одна из этих школ (джабариты) вообще
отрицала свободу воли человека.
Для шариата важно присмотреться
не к правам мусульманина, а к его
обязанностям по отношению к
Аллаху. Нормы, содержащие также обязанности,
определили всю жизнь правоверного
мусульманина (ежедневное совершение