Положение женщины в исламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 17:20, реферат

Краткое описание

Многие мусульмане сравнивают положение женщины в Исламе с униженным положением женщины на Западе. Они отмечают, что на Западе женщины трудятся в течение многих часов, ибо испытывают нужду в деньгах. Кроме того, на их плечи ложатся многие заботы по дому, воспитанию детей. И вот западные идеологи утверждают: "От этих работ их трудно освободить!". И добавляют: "Недостойно мусульманкам быть только домохозяйками. Общество нуждается в женщинах - женщинах-лекторах, журналистках, врачах.
Мусульманка - специалист по гинекологии может получать очень солидный заработок". Одной из самых характерных черт Ислама является нерешенность вопроса равенства двух полов в правах политических, социальных и экономических. Но есть принцип "братства", в соответствии с которым женщины, принявшие Ислам, получают большую помощь и поддержку со стороны других женщин- мусульманок, - что отражает социальные ценности Ислама.

Вложенные файлы: 1 файл

женщина.docx

— 93.01 Кб (Скачать файл)

молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно

особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются

только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Раннему исламу и

шариату были присущи нормы, восходящие еще к общинному строю, содержащие

элементы коллективизма, милосердие, заботы о калеках. Но в шариате нашли

свое отражение и представлении о бессилии человека перед богом, о

вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно

подчеркивалась необходимость для мусульманина проявлять терпение и

смирение: "Терпение, ведь Аллах с терпеливыми".3 Таким же образом в

шариате закреплялась обязанность мусульманина подчиняться халифу и

государственной власти: "Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и

обладателям власти среди вас".4

Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была

его целостность. Вместе с представлением о едином боге - Аллахе -

утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный

порядок. мусульманское право на первый план выдвигало не

территориальный, а конфессиальный принцип. Мусульманин, находясь в любой

другой стране, должен был соблюдать шариат, сохранить верность исламу.

Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из

основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права.

Как конфиссеональное право шариат отличался от канонического права в

странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные

сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве

всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в

целом ряде стран Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко

за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на

Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, частично Восточную и

Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и

широкое распространение ислама и шариата повлекло за собой и все больше

проявление в нем местных особенностей и различий при толковании

отдельных правовых институтов. Так, со временем с утверждением двух

главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в

шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм5) возникло и

другое

направление – шиизм6.

Предписания и запреты ислама.

К числу предписании шариата относятся нормы, касающиеся прав и

положения женщины. Официальная процессуальная норма шариата приравнивает

двух женщин к одному мужчине (в частности, при свидетельствовании).

Правоверные, по Корану, имеют право брать две, три, даже четыре жены

(если имеют средства  содержать их), не считая прислужниц, количество

которых практически не ограничено. Кроме того, муж всегда имеет право на

развод и тем самым—на замену жен. Жена обязана соглашаться с любым

решением мужа, в том числе и в случае развода. Жена и прислужница должны

соблюдать верность своему господину, прелюбодеяние жестоко карается.

Правда, практика побивания неверной жены камнями — это более норма

адата, чем официально канонизированного шариата. Однако в случае, если

неверность жены доказана, подтверждена свидетелями, законы шариата столь

же суровы и беспощадны к провинившейся.

Вместе с тем в Коране и нормах шариата зафиксированы и определенные

права женщины—как гражданские, так и имущественные. Так, женщину, в том

числе и рабыню, нельзя лишить ее ребенка (в случае развода с женой),

если последний нуждается в ее уходе. Практически это означает, что до

семи лет ребенок при любых условиях остается с матерью, в дальнейшем он

может быть взят отцом, но не безоговорочно, не при любых

обстоятельствах. За женщиной признаются определенные права при разделе

имущества, наследовании, разводе. Жена у мусульман не приносит с собой

приданого, но, хотя плата за жену, калым1 — это тоже более практика

адата, чем каноническая норма шариата - женщин, в том числе и малолетних

девочек, их родственники часто продавали, дарили.

Нормы шариата и особенно адата предусматривают обязательные

затворничество женщин, особенно замужних, обязывает их закрывать лицо на

людях. Женщинам практически всегда был закрыт путь к образованию, к

какой-либо ответственной деятельности.

Кроме запретов, обращённых к женщине, Коран и шариат налагают ряд

ограничений на всех правоверных. Так, мусульманам запрещается

употреблять вино, и в этом запрете есть своя логика: пьяный не может

совершать намаз2, ибо молитву нельзя начинать нечистым, к числу которых

всегда относились и пьяные. Хоть этот запрет соблюдался не очень строго,

он всё же оказывал своё воздействие и являлся регулирующей нормой и по

сей день. Существуют и пищевые запреты. Как и иудеи, мусульмане не

должны есть свинину, употреблять в пищу кровь и падаль. Запрещены так же

азартные игры: азарт ломает человека, отвлекает его от обязанностей, в

том числе и от обязательной молитвы.

Экономическое положение женщины

Из всех великих религий Ислам сделал наибольшее для обеспечения

экономической независимости женщины. Хорошо известно, что в

Великобритании до 1882 года, когда Акт о Собственности Замужних Женщин

был принят Парламентом, замужняя женщина не имела прав обладания

собственностью, независимо от мужа. Любая собственность, которой

обладала femme sole (незамужняя женщина), автоматически переходила в

право собственности мужа. Ныне, более века спустя, следы этого все еще

обнаруживаются в определенных актах Британского законодательства, что

иллюстрирует зависимое по отношению к мужу положение замужней женщины.

Экономическая независимость женщин была с самого начала

законодательно установлена Исламом. Была отмечена обязанность мужа

составить с женой экономический брачный договор пропорционально его

материальным средствам. Этим договором обуславливается приданое жене со

стороны мужа (мехр). Если ко времени смерти мужа мехр еще не выплачен,

эта сумма считается долгом, вычитаемым из наследуемого имущества и

должна быть выплачена прежде всех остальных долгов. В добавление к

этому, вдова имеет право на причитающуюся ей по закону часть наследства.

Любая собственность, которую женщина приобретает самостоятельно, будь то

часть полагающего ей наследства, подарок или результат ее деловых

качеств, принадлежит ей независимо от мужа. Она может доверить мужу

распоряжение ее собственностью, однако если она предпочитает

распоряжаться или управлять своей собственностью самостоятельно, муж не

имеет права вмешиваться в ее дела.

Замужняя женщина, обладающая своей собственностью, может, и в

большинстве случаев вкладывает часть или всю ее в общее хозяйство

супругов, но она вовсе не обязана поступать так. Ведение общего

хозяйства находится в полной ответственности мужа, даже если жена

является в собственных правах экономически более состоятельной, чем ее

муж.

Это хорошо показывает следующий случай: Святой Пророк однажды при

некоторых обстоятельствах распорядился, чтобы женщины оказывали

благотворительность также и из собственных средств. После этого две

женщины, обе по имени Зейнаб, одна из которых была женой хорошо

известного товарища Пророка Абдуллах бин Масууда, пришли к Святому

Пророку и сказали ему, что их досточтимые мужья являются людьми,

стесненными в средствах, тогда как они сами сравнительно более богаты.

Будет ли для них духовной заслугой, спросили они, если они помогут

мужьям из собственных средств? Святой Пророк уверил их, что их трата на

помощь мужьям будет двойной заслугой, так как это будет считаться и

благотворительностью, и милосердностью по отношению к близким. Священный

Коран наставляет:

"И не завидуйте тому, чем Аллах возвысил одних из  вас перед другими.

Получат мужчины долю из заслуженного ими, и женщины долю из заслуженного

ими. И молите Аллаха о щедростях Его. Истинно, Аллах ведает все в

совершенстве.”

"И каждому назначили  Мы наследников тому, что оставят  родители и

родственники, (а также) те, с которыми вы заключили клятвенное

соглашение. Итак, дайте им долю их. Истинно, все видит Аллах".

Право женщин на наследство.

Исламская система старшинства и наследования нацелена на возможно

более широкое распределение собственности. Если человек умирает,

оставляя его или ее живых родителей, мужа и жену, сыновней и дочерей,

они все получают долю наследства при том главном условии, что мужская

доля вдвое превышает женскую при равной степени родства. Здесь нет

никакого неравенства, если учесть, что мужчина ответственен за

содержание семьи, в то время как женщина освобождена от этой

ответственности.

По обычаям джахилийи женщина была лишена права наследовать,

поскольку она, якобы, не участвовала в создании наследства. Это было

явной несправедливостью.

Ислам же предоставил права женщине, пояснив при этом, что её доля в

наследстве всё же не равна доле мужчины. Право женщины на долю

наследства не давал никто из людей, оно исходит от Всевышнего Аллаха,

который ниспослал людям обязательные правила. Аллах не сделал эти

правила объектом распоряжения людей, которые могут поступать под

влиянием своих чувств.

Женщина наследует также часть выкупа за своего убитого мужа. Если же

женщина получает половину доли наследника мужского пола, то в этом

случае она не имеет права на алименты.

Этими божественными законоустановлениями Ислам обеспечил права и

достоинства женщины и защитил её от похотливых глаз, от потери чести в

пучине порока и извращений, которые рекламируются сейчас на Западе. И

поскольку женщина есть опора семьи, она должна сознавать, что исламская

религия облагодетельствовала её и защитила от несправедливости.

Мусульманин имеет право завещательно распределить только одну треть

своей собственности. То, что он хочет оставить на благотворительность

или тем, кто не является наследником по закону, не должно превышать

одной трети того, чем он владеет; он не властен исключить из

наследования или уменьшить долю наследства законных наследников.

Исламская система не оставляет места для несправедливостей в

распределении наследства, таких, как право первородства или исключения

женщины из права наследования.

Гражданские обязанности.

Указание, данное с целью гарантировать свидетельства при гражданских

сделках, и гласящее, что эти сделки должны быть обязательно оформлены

письменно, иногда ошибочно приводится в доказательство дискриминрования

женской половины Исламского общества. Это указание таково:

"И призовите двух  свидетелей из ваших ближних: но если не (найдется)

двух мужчин, то мужчину и двух женщин из тех, кого вам угодно взять в

свидетели, так что если одной (из женщин) изменит (память), другая

напомнит ей" (2:283).

Здесь нет и малейшего следа дискриминации. Нормальным правилом

является то, что женщина должна быть вообще ограждена от случайной

повинности выступать в качестве качестве свидетеля при юридических

процедурах. Таким образом, обыкновенно женщина не должна быть

призываема, чтобы засвидетельствовать документ при свершениях

гражданских сделок. Это правило может нарушаться, если дело -спешное. Но

тогда может возникнуть иная трудность. В случае свидетелей - мужчин их

память о сделке, которую они призваны засвидетельствовать, освежается во

время их социального общения, когда по разным причинам событие сделки

вспоминается. В случае же свидетеля мужчины и одной свидетельницы

женщины их общение согласно правилам Ислама, которые еще будут по

достоинству оценены, обыкновенно происходит не настолько часто, чтобы

постоянно держать в памяти совместное свидетельство.

С целью обойти этот недостаток возможностей для освежения совместной

памяти, мудро предложено, чтобы в случае отсутствия двух свидетелей-

мужчин сделку засвидетельствовали один мужчина и две женщины, так как

они имеют возможность общения и тем самым гарантированно держат в памяти

каждое слово документа.

Это указание имеет в виду лишь сохранность свидетельства, а вовсе не

относительную весомость мужских и женских свидетельств. Следующая

иллюстрация окончательно проясняет существо дела. Представим себе, что

сделка, засвидетельствованная одним мужчиной и двумя женщинами, стала

предметом спора и требует юридического разбирательства. Теперь,

обнаруживается, что со времени совершения сделки одна из свидетельниц

умерла. Свидетель - мужчина и свидетельница - женщина дали показания в

суде, но судья находит, что их свидетельства не во всем гармонируют друг

с другом; при этом он сильнее склоняется к тому, что, беря во внимание

все привходящие факторы, показания свидетельницы более правдоподобны.

Тогда простой обязанностью судьи будет предпочесть женское свидетельство

- мужскому. В таком случае  не будет и речи о дискриминации  в пользу или

во вред женщине.

Духовный мир мусульманки.

Внутренний и внешний хиджаб

А. Внешний хиджаб

Чаще всего мы используем в своей речи слово "хиджаб" для, того,

чтобы указать на стиль одежды мусульманки или на сам её наряд. Но если

Информация о работе Положение женщины в исламе