Рекомендательная библиография для детей: традиции и инновации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 10:38, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования – рассмотреть теоретические и практические вопросы, связанные с созданием и использованием рекомендательных библиографических пособий для детей. Задачи исследования: 1. Выявить издания и публикации, посвящённые данной теме. 2. Определить теоретический и прикладной аспект рассматриваемого вопроса. 3. Установить круг проблем системы рекомендательных библиографических пособий на современном этапе. 4. Систематизировать полученные данные в виде текста и приложений.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2 1. Система рекомендательных библиографических пособий для детей в России…………………………………………………………….………....4 1.1. Определение основных теоретических понятий………..………....4 1.2. Информационно-библиографические пособия: виды, формы.…..6 1.3. Библиографические ресурсы и Интернет-ресурсы по детской литературе…………………………………………...……17 1.4. Библиографические игрушки для детей в системе пособий рекомендательной библиографии…………………………….…..22 2. Потребители рекомендательной библиографической информации о книгах для детей…………………………………………32 2.1. Потребители библиографической информации для детей: теоретический аспект………………………………………32 2.2. Потребители рекомендательной библиографической информации: по итогам социологического исследования……..34 Заключение…………………………………………………………………...…..43 Список использованных источников………………………………………..….45 Приложения………………………………………………………………...……49 Приложение 1. Анкета для детей………………………………………….……49 Приложение 2. Библиографические игрушки для детей………………...……52 Приложение 3. «Мы читаем о войне» (рекомендательный список произведений о Великой Отечественной войне)………………………………58
Библиотека № 6 представила яркий и красочный
путеводитель по книгам для подростков "На
край света за тайной". Представьте себе,
перед вами корабль-макет парусника "Витязь",
на котором путешествовал знаменитый
Миклухо-Маклай. На первом парусе — название
путеводителя. Второй большой парус собственно
и представляет указатель, который оформлен
в виде книжечки, скрепленной по верхнему краю.
Ее можно легко снять. На макете корабля
можно было прочитать: "Немного сохранилось
имен тех, кто открывал новые земли... Сколько
трагических судеб... Сколько жизней отдано
ради того, чтобы открыть новые земли
родной планеты... Человек боролся с бурями,
сражался с ветрами, проходил через пугающие
дали пространств. Только отважные, сильные
духом могли оставить свой дом и поднять парус.
На это надо решиться". Не правда ли
интригующе? После такого вступления хочется
непременно заглянуть внутрь книжечки.
А там — паруса-странички и на каждой название
книги с обязательной аннотацией.
Филиал № 12 ЦБС уже не первый
год разрабатывает направление,
связанное с экологическим воспитанием
детей и подростков. Теме экологии была посвящена
их конкурсная работа: "Мир вокруг нас".
В изготовлении пособия совместно с библиотекарями
принимали участие ребята из кружка "Родничок".
Они принесли из леса веточки березы, ели,
осины, мох, камешки. Библиотекари вместе
с ребятами изготовили из бумаги, шишек
и ткани паука с паутинкой и мух. На их
крыльях была указана литература о насекомых.
Из пластилина сделали грибы, ягоды,
из бумаги — бабочек. О каждом виде, представленном
в пособии, была собрана литература.
Очаровательно выглядел
маленький лохматый домовенок Кузька
со своим ярким волшебным сундучком (библиотека №
7). Помните, как в сказке, откроешь
волшебный сундучок, положишь туда картинку
и услышишь чудесную сказку. А тут
— лежат в сундучке листочки с описанием сказок,
на каждом еще и иллюстрация. Ребенок поднимет
крышку, выберет понравившуюся книгу,
откроет и... вот она зазвучала, ожила сказка.
В Тяжинской ЦБС
Кузбасса проводился конкурс. Первое место
было присуждено заведующей Георгиевской библиотекой
Е. Н. Нестерович за работу «Семейка ежей».
Это библиографическая «игрушка» представляет
лесную поляну с семейкой ежей, каждый
из которых несет на себе листочек или грибочек,
на которых написаны аннотации книг и статей из журнала
«Свирель». Ежи сделаны из пластилина,
деревья из бумаги, гномик из ткани, а основа
поляны - картон.
В Интернете мы нашли сведения
о прошедшей во Владивостоке ассамблее
специализированных библиотек “Дальневосточные
встречи-2001”. Творческая мастерская детских
библиотек оказалась неподдельным открытием
вышеназванной ассамблеи. Не секрет, что
многих представителей “компьютерного”
поколения бывает трудно приобщить к миру
книг, подчас уже и первоклассники не хотят
читать даже замечательные волшебные
сказки. Поэтому библиотекари прилагают
все свои таланты и фантазию, чтобы увлечь
детей, собственноручно мастеря, например,
библиографические указатели-игрушки.
Вот стоит в читальном зале симпатичный
домик для куклы Барби. Открывают девчонки
дверцу в комнату, а там – книжный шкаф.
И названия собранных в нем малюсеньких
книжек – это как раз то, что может быть
интересно девочкам младшего школьного
возраста…
Новые модели указателей-игрушек
разработаны студентами Пермского Государственного
Института Искусств и Культуры. Уже в течение
ряда лет в институте студенты занимаются
разработкой концепции рекомендательной
библиографии для дошкольников и учащихся
младших классов методом моделирования.
Экспериментально-опытная работа, в которую
вовлечены студенты, показывает, что для
малышей самое подходящее – пособия-игрушки.
В основе самой идеи пособий-игрушек лежит
стремление активизировать библиографическое
творчество в детских библиотеках, ориентировать
библиотекарей на развитие творческих
способностей маленьких читателей.
Обобщая рассказ о данном опыте
работы, можно сказать, что библиографические
указатели-игрушки играют важную роль
в формировании информационной культуры
наших пользователей.
Это обусловлено самой формой
работы: общение пользователя с таким
указателем строится на основе интереса
и желания поиграть, потрогать руками,
носит индивидуальный характер, и не ограничено
рамками времени. Таким образом, пособия-игрушки
помимо своего основного назначения быть
средством ориентации в мире литературы
способны реализовать и не менее важную
задачу: игры – это наилучшее средство
активизации воображения и фантазии детей,
развития ассоциативного аппарата. Игра
основывается на непроизвольном внимании
ребенка, на особом предрасположении к
конкретно-образному мышлению. Эти психологические
особенности детей в значительной мере
совпадают с замыслом библиографических
пособий-игрушек, которые сразу привлекают
ребенка яркостью, необычностью конструкций.
Если все это есть, у ребенка пробуждается
интерес не только к занимательной для
него библиоигрушке. Параллельно создаются
предпосылки для читательского развития:
появляются представления о назначении
библиоигрушек, а затем — живой интерес
к самостоятельному выбору книг, о которых
дети узнают в процессе игры.
Среди важнейших элементов
информационной среды нашей библиотеки
– система нетрадиционных рекомендательных
библиографических пособий-игрушек. Она
не только раскрывает перед детьми информационные
ресурсы библиотеки, но и помогает развивать
их читательские интересы, формировать
мотивацию к чтению. Умение пользоваться
библиографическими пособиями является
важной составляющей информационной культуры
читателя. Для нас – пособие-игрушка –
это возможность приучить к мысли о важности
и пользе библиографической информации
без принуждения, а как бы исподволь. Такие
пособия – яркие, необычные по форме, с
минимумом информации. Их восприятие не
вызывает излишнего интеллектуального
напряжения, не пугает малопонятным малышу
словом «библиография».
Становится очевидным, что рекомендательная
библиография для детей дошкольного и
младшего школьного возраста должна воплощаться
в малых издательских формах, стать основной,
средством читательского проекта, «проникать»
в читателя путем невербального общения.
2.Потребители рекомендательной
библиографической информации о книгах
для детей.
2.1.Потребители библиографической
информации для детей: теоретический аспект.
Библиографическое пособие
как важное средство воспитания читательской
активности оказывает влияние на все основные
стадии читательской деятельности: на
стадию конкретизации темы, уточнения
мотивов чтения, возникновения и углубления
читательского интереса; на стадию выбора
литературы, когда с помощью БП у читателей
формируется ценностный подход к произведениям
печати, личностное отношение к ним, установка
на восприятие, определяется программа
чтения, на стадию организации чтения,
когда БП помогает определить последовательность
и выбрать рациональную систему чтения,
узнать о дополнительных источниках информации
по теме. Активизация чтения, по мнению
Е.Ф. Рыбиной и Е.Н. Томашевой, во многом
обеспечивается рекомендательными библиографическими
указателями . Рекомендательные библиографические
пособия для детей и руководителей детского
чтения, по утверждению Е.Н. Томашовой
помогают осуществлять и поддерживать
высокий уровень читательской активности,
так как призваны обеспечить основные
показатели чтения: его направленность,
избирательность, систематичность [41]. Влияние
рекомендательных библиографических
пособий на направленность чтения прослеживается
российскими исследователями в социальном
и психологических аспектах. В социальном
аспекте направленность чтения проявляется
в ориентации читателей на такие ценностные
установки, темы, проблемы, которые являются
социально значимыми и первостепенно
важными в обществе. В психологическом
аспекте направленность
чтения предполагает учет таких существенных
факторов, как влияние среды, особенности
развития в разные периоды детства, подготовленность
читателей разного возраста с учетом усвоенных
ими знаний. Читателю предлагаются развернутые
рекомендательные характеристики, позволяющие
выбрать важные для чтения темы, проблемы,
а также дополнительные тексты, ориентирующие
в социальной и общественной значимости
материала, облегчающие его выбор, помогающие
читателю найти свою тему (книгу) для чтения. Как
отмечает Голубева Е.И. в статье «Средство
организации семейного чтения», потребителями
рекомендательной библиографической
информации о книгах для детей являются:
- читатели-дети - деление
производится по возрастному
признаку (в детских библиотеках
принято выделять дошкольников,
учащихся начальной школы, подростков
- каждая из названных групп
может делиться на подгруппы);
- руководители детского
чтения (родители, учителя, воспитатели
детских садов, руководители кружков
по интересам - среди этих лиц
также возможно дальнейшее деление
на подгруппы) [14]
Библиографическая информация
имеет двойственную сущность, так как
с одной стороны нацелена на документ,
с другой - на потребителя информации.
В связи с последним обстоятельством,
при составлении библиографических пособий
библиографу необходимо ориентироваться
на потребности тех, для кого они создаются.
Учителям указатели нужны для подготовки
к урокам, поэтому в тематическом разделе
для учителя желательно наряду с детской
литературой видеть и материалы по методике
преподавания, об опыте других учителей,
получить информацию об учебниках и учебных
пособиях, авторских программах и учебниках.
Если же учитель - еще и классный руководитель,
тогда ему также нужны книги и рекомендации,
связанные с внеклассной воспитательной
работой Родители - особый контингент
читателей, со своими особыми подходами
к чтению и учебе детей, с разной степенью
образованности, осведомленности в стране
«детская литература и детская книга»,
поэтому для них должен составляться дополнительный
указатель, особым свойством которого
должна стать не полнота сведений о книгах,
а отбор лучшего, что должно входить в
круг чтения детей разного возраста, разного
уровня развития детей, с продуманными
советами по индивидуализации чтения,
с доверительным разговором о трудных
педагогических ситуациях, связанных
с чтением. Возможно, родителям нужно помочь
не только в ознакомлении с содержанием
рекомендуемых детских книг и способами
привлечения внимания детей к этим книгам,
но и в своего рода «ликбезе» в области
педагогики, литературоведения, книговедения,
знакомства с интересными биографиями
писателей, историями отдельных книг и
другими материалами. Родители должны
овладеть приемами работы с книгой, поиска
информации, поскольку этим должен владеть
их ребенок. По мнению Грузиновой Л.Б.,
экспертная функция библиографии детской
литературы должна развиваться, основываясь
на учете всего того, что издается, имея
конечной целью предоставление читателям
выборочной информации о лучших изданиях,
в идеальном варианте - с комментариями
и советами [15], Иными словами - школьному,
а нередко и детскому библиотекарю, нужны
не столько исчерпывающие сведения о микропотоке
издаваемой литературы, сколько оценочная
информация, с этим потоком связанная,
рекомендации и советы по использованию
лучших материалов в работе с детьми разного
возраста. Наиболее приближен сегодня
к этой модели и, пожалуй, самый интересный
источник информации для детских и школьных
библиотек - сайт «Библиогид» (http: //bibliogid.ru),
разработанный отделом рекомендательной
библиографии Российской государственной
детской библиотеки, которым могут пользоваться
родители, педагоги и сами дети - начинание,
грандиозное по замыслу, оригинальное
по исполнению. Следует признать, однако,
что изучению потребителей рекомендательной
библиографической информации для детей
уделяется в настоящее время недостаточное
внимание. На наш взгляд, именно это является
главной причиной недостаточно высокой
популярности рекомендательных библиографических
пособий среди детской аудитории.
Потребители рекомендательной библиографической
информации: по итогам социологического исследования.
Рекомендательные библиографические
пособия являются первыми библиографическими
пособиями, с которыми сталкиваются дети.
В связи с этим к их качеству предъявляются
повышенные требования: включение сведений
о лучших изданиях, живая подача информации
о них с применением разнообразных методов
(цитирование, ранжирование, коллаж и т.п.)
ценностной ориентации, красочное оформление,
удобная для понимания школьников группировка
материала (от простого к сложному) и т.п.
Для того, чтобы соблюсти все необходимые
условия для создания действующего рекомендательного
указателя, необходимо знать информационные
потребности и учитывать пожелания пользователей-детей.
С этой целью в в ЦБ им. А.С. Пушкина ЦСДБ
г. Волгограда было проведено социологическое
исследование читателей в возрасте от
10 до 14 лет. В результате было проанкетировано
30 человек (15 мальчиков и 15 девочек).
По возрастному критерию респонденты
распределились следующим образом:
Таблица 1
Вопрос
Мальчики
Девочки
А.ц.
%
А.ц.
%
Сколько тебе лет?
10 лет
1 лет
4
13
2
7
12 лет
3
10
2
7
13 лет
3
10
4
13
14 лет
3
10
3
10
Таким образом, в исследовании
принимали участие представители всех
возрастных групп читателей-детей, однако
ребят в возрасте 13 лет несколько больше
- 23%, а детей в возрасте 12 чуть меньше -
17 %. Остальные возрастные группы составляют
по 20 %.
Читательский стаж респондентов,
судя по их ответам, был следующим: