Рекомендательная библиография для детей: традиции и инновации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 10:38, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования – рассмотреть теоретические и практические вопросы, связанные с созданием и использованием рекомендательных библиографических пособий для детей. Задачи исследования: 1. Выявить издания и публикации, посвящённые данной теме. 2. Определить теоретический и прикладной аспект рассматриваемого вопроса. 3. Установить круг проблем системы рекомендательных библиографических пособий на современном этапе. 4. Систематизировать полученные данные в виде текста и приложений.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2 1. Система рекомендательных библиографических пособий для детей в России…………………………………………………………….………....4 1.1. Определение основных теоретических понятий………..………....4 1.2. Информационно-библиографические пособия: виды, формы.…..6 1.3. Библиографические ресурсы и Интернет-ресурсы по детской литературе…………………………………………...……17 1.4. Библиографические игрушки для детей в системе пособий рекомендательной библиографии…………………………….…..22 2. Потребители рекомендательной библиографической информации о книгах для детей…………………………………………32 2.1. Потребители библиографической информации для детей: теоретический аспект………………………………………32 2.2. Потребители рекомендательной библиографической информации: по итогам социологического исследования……..34 Заключение…………………………………………………………………...…..43 Список использованных источников………………………………………..….45 Приложения………………………………………………………………...……49 Приложение 1. Анкета для детей………………………………………….……49 Приложение 2. Библиографические игрушки для детей………………...……52 Приложение 3. «Мы читаем о войне» (рекомендательный список произведений о Великой Отечественной войне)………………………………58
Ты бы рекомендовал своему другу
или однокласснику пользоваться при выборе
книг рекомендательными пособиями?
Да
9
30
11
37
Нет
2
7
2
7
Затрудняюсь ответить
4
13
2
7
Подводя итоги опроса респондентов-детей
можно сказать, что библиотекой достигнуты
некоторые результаты в пропаганде рекомендательных
пособия - создана положительная установка
на их использование. Целесообразным является
проводить исследования эффективности
готовых указателей, выяснение их недостатков,
создание новых рекомендательных пособий
по интересующих читателей темам. Кроме
этого, перед библиотечными работниками
стоит задача - повысить информационную
культуру (библиографическую грамотность)
подростков, чтобы облегчить в дальнейшем
рекомендательно-библиографическое их
обслуживание. В идеале такое обучение
должно привести к библиографическому
самообслуживанию подростков.
Заключение
Рекомендательные библиографические
пособия являются первыми библиографическими
пособиями, с которыми сталкивается человек
в своей жизни, они способны создать положительную
установку на использование библиографической
информации. В связи с этим важное значение
приобретает проблема создания оптимальной
и сбалансированной системы рекомендательных
библиографических пособий конкретной
библиотеки. Однако в настоящее время,
когда распалась общегосударственная
система пособий рекомендательной библиографии,
этот вопрос требует дополнительного
изучения, что подчёркивает актуальности
темы исследования.
Опыт работы библиотек показывает,
что система рекомендательных библиографических
пособий не всегда отражает не только
потребности читателей, но и потребности
библиотеки. Следует обратить внимание
на расширение тематики пособий, составляемых
непосредственно в библиотеке. Это позволит
облегчить массовую работу с читателями-детьми.
Целесообразно было бы провести наблюдение
за использованием рекомендательных пособий
детьми для выбора книг. Это дало бы полную
картину по нашей проблеме, позволило
выявить недостатки конкретных библиографических
пособий, чтобы в дальнейшем избежать
ошибок при составлении новых. Подводя
итоги вышесказанного, можно сказать следующее:
система рекомендательных пособий библиотеки
требует совершенствования, для чего необходимо
проведение более серьезного исследования
информационных потребностей читателей,
наблюдение за использованием рекомендательных
пособий читателями-детьми. Следует отметить
положительные тенденции в развитии системы
рекомендательной библиографии для детей:
развитие электронных источников рекомендательной
библиографии, отражение рекомендательной
библиографической информации на сайтах
детских библиотек. Библиотеки активно
используют игровые формы библиографии.
Результаты исследования позволиляют
убедиться в том, что библиографические
указатели, включенные в информационную
среду младшего абонемента, востребованы
дошкольниками и младшими школьниками,
вызывают их интерес. Были сделаны выводы
об особенностях восприятия каждой формы
указателя читателями определенного возраста,
выявлены факторы, способствующие повышению
эффективности использования библиографических
пособий. Так, важным средством ориентации
в мире книг для самых маленьких пользователей
являются пособия-игрушки, поскольку игра
– основной вид их деятельности, в ней
пробуждаются фантазия и воображение
детей. Поэтому пособия в форме игрушек
дают возможность привлечь малышей к использованию
библиографической информации без принуждения,
а как бы исподволь, в естественном для
них процессе. Такие пособия должны быть
яркими, необычными по форме, с упрощенной
формой библиографического описания документов.
Младшие школьники тоже с удовольствием
ими пользуются, но их внимание привлекают
и более серьезные формы пособий, такие
как книжечки, брошюры, с чуть большим
количеством библиографической информации.
В числе элементов, помогающих усвоению
содержания указателей, детьми были названы
иллюстрации и аннотация на книгу. Полученные
в ходе исследований данные свидетельствуют
также о том, что эффективность использования
рекомендательных указателей значительно
повышается благодаря включению их в структуру
других форм работы с читателями, особенно
игровых и диалоговых: книжных выставок,
викторин, тематических полок. Библиотеке
еще предстоит многое сделать для того,
чтобы оптимизировать работу по созданию
сбалансированной системы рекомендательных
библиографических пособий, рассчитанных
на детскую аудиторию.
Список использованных источников.
Арзамасцева, О.Л. Среди кубиков и матрешек [Текст] / О.Л. Арзамасцева // Мир библиографии. - 1998 г. - № 2. - С. 60-61.
Бабичева, М.Е. Рекомендательно-библиографическая деятельность как функция библиотеки [Текст] / М.Е. Бабичева // Библиография. - 2007. - № 5. - С. 15-23.
Бавин, С.П. К проблеме построения системы жанров в литературной рекомендательной библиографии [Текст] // Тез. докл. и сообщений конф. по итогам научно-исслед. работы Гос. б - ки им. В.И. Ленина за 1983. - Москва: 1984. - С. 53-55.
Бавин С.П. Популярная литературная библиография и информационная культура личности [Текст]: монография/ РГБ. - Москва: 1996.
- С. 92.
Баркова, И.В. Мы талантливы! [Текст] / И.В. Баркова // Мир библиографии. - 2007. - № 4. - С. 27-29.
Беспалова, Э.К. Проблемы советской рекомендательной
библиографии: учеб. пособие [Текст] / Э.К. Беспалова. - Москва: Книга, 1983.
- 80 с.
Бондаренко, Я. Кто сказал, что библиография
- это скучно? Электронная рекомендательная
библиография для детей [Электронный ресурс]
/ Я. Бондаренко, Т. Сафонова // http://www.chl.kiev.ua/UKR/magazin
/Svit_ n15/22.htm
Ганзикова, Г.С. Библиографический указатель «О детских книгах»: урок мастерства [Текст] / Г.С. Ганзикова // Библиография. - 2006. - № 2. - С. 66-78.
Ганзикова, Г. «Библиографы» Всемирной Паутины советуют [Текст] / Г.Ганзикова // Библио-поле. - 2007. - № 6. - С. 7-10.
Ганзикова, Г.С. Рекомендательно-библиографическая деятельность детских библиотек в Интернете (направления и педагогические принципы) [Текст] / Г.С. Ганзикова // Библиотековедение. - 2008. - № 3. - С. 46-50.
Голубева, Е.И. Пути развития детской библиотеки [Текст] / Е.И. // Библиотековедение. - 1995. - № 3. - С. 10-15.
Голубева, Н.Л. Средство организации семейного чтения [Текст] / Н.Л. Голубева // Библиография. - 2001. - № 4. - С. 46-49.
Грузинова, Л.Б. Рекомендательные информационно-библиографические ресурсы для детей и юношества [Текст] / Л.Б.Грузинова, А.В. Митрофанова // Библиография. - 2005. - № 5. - С. 48-62.
Давыдова М.И. Рекомендательная литературная
библиография как средство формирования
художественной культуры личности [Текст]:
учеб. пособ. / М.И. Давыдова. - Москва: Изд-во МГУК, 1993.
Добрынина, Н.Е. Рекомендательно-библиографическая
деятельность: миссия, предназначение
и роль [Текст] / Н.Е.Добрынина // Библиография.
- 2007. - № 1. С. 28-37.
Добрынина, Н.Е. Рекомендовать - значит
просвещать! [Текст] / Н.Е. Добрынина // Мир
библиографии. - 1998. - № 1. - С. 19-22.
Духанова, Е.Г. «Палитра профессионального мастерства» [Текст] / Е.Г. Духанова, Ю.В. Нечепоренко // Мир библиографии. - 2008. - № 3. - С. 22-24.
Знаменщикова, О.Ю. Руководство в дружеской манере. Опыт создания рекомендательной библиографии [Текст] / О.Ю. Знаменщикова // Библиотечное дело. - 2007. - № 9. - С. 19-20.
Кабачек, О.Л. Проблемы взаимодействия библиотекарей и родителей [Текст] / О.Л. Кабачек // Сов. библиотековедение. - 1989. - № 1. - С. 44 - 50.
Каленова, О.В. Наши читатели - взрослые
и дети [Текст] / О.В. Каленова // Мир библиографии.
- 2008. - № 3. - С. 18-21.
Калинникова, Н.А. Инновационный культурный центр [Текст] / Н.А. Калинникова // Мир библиографии. - 2008. - № 5. - С. 18-20.
Комиссарова, Л.Д. Рекомендательная библиография
нужна и сегодня [Текст] / Л.Д. Комиссарова
// Библиография. - 2002. - № 1. - С. 43-45.
Корнаухова, Л.Ф. От прошлого к настоящему: Рекомендательные пособия для детей [Текст] / Л.Ф. Корнаухова// Мир библиографии. - 2002. - № 2. - С. 45-46.
Кулагина, Н.В. Необъятный мир Интернет-ресурсов
для детей и о детях [Текст] / Н.В. Кулагина
// Мир библиографии. - 2003. - № 2. - С. 29-40.
Кулагина, Н.В. Web-страницы детских и юношеских
библиотек как составная часть Интернет-ресурсов
для детей [Текст] / Н.В.Кулагина // Мир библиографии.
- 2003. - № 4. - С. 33-37.
Лапшов, Б.А. Дайджест-конспект - новое дитя древней библиографии [Текст] / Б.А. Лапшов // Библиография. - 1995. - С. 25-29.
Лебедева, А.И. О повышении эффективности
массовых форм руководства детским чтением
в библиотеках [Текст] / А.И. Лебедева //
Актуальные вопросы библиотечной работы: сборник. - Москва: Книга, 1985.
- С. 90 - 98.
Племнек, А.И. глосарий современных библиотечных терминов: понятие, определение, источники [Текст] / А.И. Племнек, Н.В. Соколова, С.О. Шапошников. - Москва: Логос, 2005.- 176 с.
Рыбина, Е.Ф. Библиография литературы
для детей [Текст]: учебник / Е.Ф. Рыбина,
Е.Н. Томашева; под ред. С.А. Трубникова. - Москва: Книга, 1984. - 256 с.
Рыбина, Е.Ф. Библиография литературы для детей и юношества [Текст] / Е.Ф. Рыбина. - Москва: Изд-во МГУК, 1984. - 239 с.
Савельева, Н.П. Действенная помощь в
выборе профессии [Текст] / Н.П. Савельева
// Мир библиографии. - 2007. - № 6. - С. 29-31.
Социологические исследования в библиотеках
[Текст]: практическое пособие / И.Г. Васильев.
– Санкт-Петербург, Профессия, 2002. - 176 с.
Такмакова, Л.Т. Многообразие рекомендаций в помощь семейному чтению [Текст] / Л.Т. Такмакова // Мир библиографии. - 2008. - № 5. - С. 9-13.
Томашова, Е. Библиографическая модель
детского чтения: новый формат [Текст]
/ Е. Томашева // Библиотечное дело. - 2007. - № 13. - С.14-19.
Томашева, Е.Н. Библиография как экспертная система и организатор чтения детей [Электронный ресурс] / Е.Н. Томашева // http://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=312
Томашева, Е.Н. Трибуна исследователей детской литературы [Текст] / Е.Н. Томашева // Библиография. - 2008. - № 5. - С. 52-57.
Чернецкая, О.В. Библиографические пособия по краеведению для работы с детьми [Текст] / О.В. Чернецкая, А.И. Олейникова // Библиография. - 2007. - № 5. - С. 50-57.
Шапошников, А.Е. О биобиблиографических
пособиях в области тифлологии [Текст] / А.Е. Шапошников // Мир библиографии. - 2003. - № 2. - С. 28-30.
Приложение 1. Анкета для детей
Уважаемый читатель!
В современном, стремительно
развивающемся мире, где постоянно появляются
новые технические устройства, меняются
законы, очень важно уметь находить нужную
информацию и пользоваться ею, постоянно
приобретать новые знания. От этого зависит
благополучие человека. Но ему нелегко
разобраться в огромном количестве документов.
Даже в одной библиотеке легко растеряться
перед рядом стеллажей.
Работники нашей библиотеки
всегда готовы прийти на помощь читателям.
Чтобы облегчить поиск нужной книги, библиотекари
составляют рекомендательные списки,
памятки, дайджесты... Для того чтобы делать
это хорошо и интересно, мы проводим опрос
читателей. Нам важно знать твое мнение
о том, насколько полезна наша работа,
интересно ли представлена информация
о документах в рекомендательных указателях.
Заполни, пожалуйста, анкету,
отметив один из вариантов ответов на
каждый вопрос или высказав свое собственное
мнение (поставь рядом с ним галочку).
1. Кто ты?
А) Мальчик
Б) Девочка
2. Сколько тебе лет?
3. Как давно ты записан
в нашу библиотеку?
А) Неделя
Б) Месяц
В) Более года
4. Как часто ты приходишь
в библиотеку?
А) Каждый день
Б) Один раз в неделю
В) Один раз в месяц
5. Чье мнение для тебя
более важно при выборе книг
для чтения?
А) Друзей
Б) Родителей
В) Библиотекаря
Г) Выбираю сам
6. Обращаешь ли ты внимание
при выборе литературы на книги,
которые стоят на книжных выставках?
А) Да
Б) Нет
В) Не всегда
7. Знаешь ли ты что
такое «рекомендательное библиографическое
пособие»?
А) да
Б) нет
8. Как бы ты объяснил
своим друзьям, что это такое
«рекомендательное библиографическое
пособие»?
9. Приходилось ли тебе
пользоваться рекомендательными
библиографическими пособиями при
выборе книг?
А) Да
Б) Нет
10. Какие рекомендательные
библиографические пособия нашей
библиотеки ты использовал при
выборе книг?
А) «Пусть поколения знают»;
Б) «Наука выживания для подростков»
В) «Дело - табак!»
Г) «Какой у Вас темперамент?»
Д) «День Святого Валентина»
Е) «Память бессмертна»
Ж) «Моя будущая профессия»
12. Удобно ли было пользоваться
рекомендательным указателем? Легко
ли было выбрать интересную
книгу?
А) Легко
Б) Были трудности
В) Пришлось обратиться за помощью
к библиотекарю
13. Рекомендательные библиографические
пособия по каким темам ты бы хотел видеть
в библиотеке?
14. Ты бы рекомендовал
своему другу или однокласснику
пользоваться при выборе книг
рекомендательными пособиями?
А) Да
Б) Нет
В) Затрудняюсь ответить
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Библиографические
указатели-игрушки для детей.
Елка с загадками
Это пособие для умных ребят
6—7 лет. Можно использовать искусственную
небольшую елку или изготовить ее из бумаги.
На елке разноцветные шары, гирлянды, бусы,
флажки, конфеты, орехи. Лучше, если будут
настоящие и ненастоящие, но с секретом:
развернешь большую конфету и к полной
неожиданности, обнаружишь в ней поздравление
в стихах, пожелание приготовить к новогоднему
столу что-нибудь вкусненькое и информацию
о книге, где можно найти рецепты этих
блюд. Флажки тоже сообщают о книгах, которые
помогут узнать, как отмечается Новый
год в разных странах, как самим сделать
новогодние игрушки-сюрпризы. На двух
шарах одного цвета загадка (первый шар)
и отгадка (второй шар). Ребенок (или взрослый)
читает загадку с одного шарика, пытается
разгадать ее. Если же не знает ответа
или говорит неверно, следует найти на
елке (с другой стороны) шар точно такого
же цвета и прочитать ответ. А лучше всего
указать на нем книгу, в которой есть такая
загадка. Все загадки в стихотворной форме,
что развивает у ребенка чувство ритма,
рифмы и слова. Предлагается также сделать
несколько пустых шаров для того, чтобы
дети сами (или с помощью взрослых) написали
свои загадки и повесили их на елку. Если
ребята не знают загадок на новогоднюю
(зимнюю тему), то предлагается им их найти
в лежащих рядом с елкой книгах. Можно
положить рядом с елкой бумагу, карандаши
для того, чтобы ребята нарисовали елку,
героев новогоднего хоровода (Деда Мороза,
Снегурочку и др.). Разноцветная бумага,
клей, ножницы помогут детям смастерить
различные елочные украшения. А что и как
можно сделать, подскажет книга. Также
рядом с елкой можно положить пластилин
для лепки героев новогоднего хоровода.
Кузькин сундучок
Внешний вид — книга-фигура,
действительно похожая на сундучок. Открываем
"сундучок" и читаем:
"Здравствуйте! Я —
домовенок Кузька, но домовенок необыкновенный,
а литературный. Путешествую по книжкам.
Эти книги являются моими любимыми. Загляните
в сундучок. Мы познакомимся с уральскими
умельцами и озорными сестренками-кикиморками,
послушаем народные сказки и потешки,
побываем в гостях у Александра Сергеевича
Пушкина, поотгадываем загадки Старика-годовика".
На этой же странице можно увидеть обложки
книг с загадками, пословицами, поговорками,
народными и литературными сказками. А
на следующей странице перед библиографическим
описанием и аннотацией поясняется: "В
волшебном сундучке о книгах рассказано
самое главное: кто ее написал — это автор
книги, как она называется — заглавие,
о чем говорится в книге — аннотация".
Завершает эту яркую книжку о книжках
обращение к детям: "Вы хотите встретиться
еще раз с домовенком Кузькой и его друзьями?
Тогда скорее берите цветные карандаши,
фломастеры и рисуйте сказку. Рисунки
оставляйте в волшебном сундучке. Заглянет
Кузька в сундучок, а там — новые сказки!"
Проаннотированы книги: "Домовенок
Кузька" Т. И. Александровой, "Старик-годовик"
В. И. Даля, "Кикиморские сказки" кировского
писателя Н. В. Русиновой, сборник "Русские
волшебные сказки" издательства "Детская
литература" и другие. На каждой странице
пособия можно увидеть замечательные
портретные и сюжетные рисунки-аппликации,
связанные с содержанием рекомендуемой
книги и аннотацией к ней.
Волшебная опушка
Это тоже книга-фигура и одновременно
книжка-затея. Она советует читать рассказы
о лесных зверушках, помогает узнать, кто
чем питается, знакомит с загадками о животных.
Только книги надо поискать в рисунках.
Что еще любит заяц, можно узнать в книге,
название которой спрятано в капусте.
Отгибают дети половинку капустного листа
и видят подсказку: Сладков Н. И. "Лесные
сказки". Загадки о ежике можно найти
в книге, название которой находится в
алом яблочке, разместившемся на спинке
ежа. А лесной орех, который держит в своих
лапках красавица-белочка, скрывает интересное
задание. Отгибают дети пол-листочка с
рисунком, "приоткрывается" орех,
и вот оно — задание: "Придумай сам сказку
о белочке". А еще есть в пособии свободные
странички без рисунков, и ребенку предлагаются
самому нарисовать зверей, которые живут
в лесу, и найти о них книги в библиотеке.
Бабочки-красавицы
Второе возможное название
"Летающие цветы". Книги, рекомендуемые
этой библиогрушкой, дадут малышам много
интересной информации о бабочках крылатых
и легких, танцующих над цветами, о бабочках
зубатых и ядовитых, о том, как выглядят
бабочки махаон, адмирал, дневной павлиний
глаз и другие. Каждая страница повторяет
форму отдельной бабочки, передает все
оттенки ее узоров и изгибы линий крылышек.
Обычно задания даются в конце пособия
или на каждой странице. Так предусмотрено
и в этом пособии. Чтобы развивать внимательность
ребенка, учить его сосредоточенно рассматривать
картинки, ему предлагается найти спрятавшихся
в рисунках книжки 13 зеленых и желтых гусениц,
из которых появляются бабочки. А чтобы
не менее внимательно читать или слушать
чтение вслух, запомнить больше полезной
информации, на одном из разворотов пособия
предложены контурные рисунки разных
видов бабочек с подписями их названий.
Здесь же, вверху, приклеен кармашек, в
него вложены маленькие, вырезанные из
бумаги, разноцветные бабочки. И дается
задание: "Помогите нашим бабочкам-красавицам
надеть свои наряды. Только не ошибитесь,
иначе они могут погибнуть". Если ребенок
был внимательным читателем или слушателем,
то он без ошибок положит каждую бабочку
на нужное место. Можно подвесить это пособие
на леске у выставки книг, рассказывающих
о бабочках. Тогда ребенку будет еще легче
уловить связь между книгами и рассказами
о них в пособии.
Книжный фотоаппарат
В объективе фотоаппарата, изготовленного
из картона, цветные карточки, на которых
написаны фамилия автора, название книги
и помещены веселые рисунки. На обороте
карточек даны занимательные характеристики
содержания книг. Как и в других пособиях,
здесь использован прием олицетворения
(одушевления неодушевленного). Фотоаппарат
волшебный, он "разговаривает" сообщая
о себе маленькому читателю: "Я умею
фотографировать книги, которые любят
взрослые и дети. У тебя тоже есть любимые
книжки. Нарисуй их обложки и сфотографируй
для твоих друзей". Таким образом, карточки
можно менять. Дети вовлекаются в сотворчество,
продолжая пособие, придуманное для них
взрослыми. Есть место в пособии и для
фотопортретов ребят. Все могут увидеть,
кто же они — книгочеи, «фотографирующие
книги» для себя и других.