Роль музыкального фольклора Кубани в становлении песенной традиции Сибирских казаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение роли кубанского музыкального фольклора в становлении песенных традиций сибирских казаков.
Объектом исследования является музыкальный фольклор кубанского и сибирского казачества.
Предметом исследования является песенное творчество сибирских казаков.
В соответствии с целью определены задачи исследования:
1.Охарактеризовать музыкальную культуру и фольклор Кубани;
2.Осветить особенности песенной традиции сибирских казаков;
3.Изучить и описать роли и факторы повлиявшие на становление песенного фольклора казаков Сибири.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

ГЛАВА I История развития культуры и общая характеристика музыкального фольклора Кубани.

1.1. Развитие культуры Кубани.............................................................................6

1.2. Музыкальный фольклор кубанского казачества........................................16

ГЛАВА II Роль музыкального фольклора Кубани в становлении песенной традиции сибирских казаков.

2.1.Характеристика и жанровое разнообразие песенного фольклора сибирских казаков.....................................................................................................................21

2.2.Формирование песенных традиций сибирских казаков и их взаимосвязь с музыкальным фольклором кубанских казаков....................................................37

Заключение………………………………………………………………………..42

Список использованной литературы…………………………………………….44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая нов.док.2.docx

— 72.88 Кб (Скачать файл)

На улицах можно было увидеть ряженных в медведя, журавля, кобылу, козу с "дедами-поводырями". Заканчивались зимние святки Крещением (5,6 января). Глава семьи приглашал к столу Мороза: "Морозэ, Морозэ! Иды до нас вэчэряты! Ты не позаморозь наших тыляточок, лошадочок, ягняточок, поросяточок, куряточок!". После ужина все выбегали во двор, колотить по изгороди лопатами и мётлами, стрелять из ружья, провожая тем самым Кутью. 
Главной частью Крещения было водосвятие на рассвете. Во льду прорубали в форме креста прорубь, воду в которой святил батюшка. В проруби купались те, кто болел хроническими заболеваниями, поскольку крещенская вода считалась испытанным лечебным средством. На протяжении всех Святок, особенно в ночь на Рождество, Новый год и Крещение,  устраивались гадания на погоду, на урожай, о замужестве.

 На период святок вводился запрет на любые виды работ, кроме необходимых по хозяйству… Время это предназначалось для отдыха и

11

развлечений, взаимных визитов, катание на коньках и санках, игра в снежки, гуляний. Особенной популярностью пользовались кулачные бои, когда на льду в определённом месте станицы сходился край на край. В поединках было задействовано всё мужское население, начиная с семилетних мальчиков, которые принимали участие в зачине боя, и заканчивая стариками. Единоборство происходили по правилам, которые строго соблюдались.

Одежда казаков во многом сохраняла традиции мест их прежнего проживания, однако испытало на себе влияние местных народов. Особенно это касается мужского костюма, казачьей формы. В летнее и весеннее время мужчины носили лёгкий бешмет, на ногах башмаки, на голове шапку; в зимнее время прибавляли бурку и башлык. В праздничное время казаки надевали атласные бешметы, оправленные серебром, опойковые со скрипом

сапог, суконные форменные штаны, перепоясывались ременным поясом с серебряным набором и кинжалом. Летом казаки редко надевали черкески, ходили в бешметах. Зимней одеждой у них служили шубы-кожухи с глубоким запахом, с небольшим воротником из дублённых белых и чёрных овчин и стёганные на вате бешметы.  
          Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX века. Он состоял из юбки и кофты (так называемая парочка). Шился костюм из фабричных тканей - шёлка, шерсти, бархата, ситца. Кофты были разнообразных фасонов: приталенные по бёдрам, с оборкой-басочкой; рукав длинный, у плеча гладкий и сильно присборенный с пухлями, на высоких или узких манжетах; воротник - стойка или вырезанный по объёму шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчкам, гарусом, бисером. Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса, из четырех-семи полос, каждая ширина до метра. Юбка внизу украшалась кружевом. оборками, шнуром, мелкими складками. Обязательной принадлежностью женского костюма была нижняя юбка — "спидница".

Устная разговорная кубанская речь - ценный и интересный элемент

12

народной традиционной культуры.

Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов - русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.

Все население кубанских станиц, говорившее на двух близкородственных славянских языках - русском и украинском, легко усваивало языковые особенности обоих языков, и без труда многие кубанцы переходили в разговоре с одного языка на другой с учетом ситуации. Черноморцы в разговоре с русскими, особенно с городским человеком, стали использовать русский язык. В общении со станичниками, с соседями, знакомыми, родными «балакали», т.е. говорили на местном кубанском диалекте. В то же время язык линейцев пестрел украинскими словами и выражениями. На вопрос, на каком языке говорят кубанские казаки, на русском или украинском, многие отвечали: «На нашем, казачьем! На кубанском». Речь кубанских казаков пересыпалась поговорками, пословицами, фразеологизмами.

Словарь фразеологизмов говоров Кубани издал Армавирский педагогический институт. В нем собрано более тысячи фразеологических единиц типа: бай дуже (все равно), спит и курей бачит (чутко спит), бисова нивира (ничему не верящий), бить байдыки (бездельничать) и др. Они отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии - устойчивом словосочетании, запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное, уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность и меткость.

Народные промысли и ремесла - важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом

13

назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавались истинные произведения искусства.

Гончарное производство - типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду.

Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Умение ковать своих коней, брички, оружие и, прежде всего, всякую домашнюю утварь, считалось таким же естественным, как возделывать землю. К концу XIX века образовались центры кузнечного дела. В станице Старощербиновской, например, кузнецы изготавливали плуги, веялки и бороны. Они пользовались большим спросом в Ставрополье и в Донской области. В станице Имеретинской тоже изготавливали сельскохозяйственные орудия труда, а в мелких станичных кузницах ковали, что могли: топоры, подковы, вилы, лопаты. Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. На Кубани она так и называлась - «ковань». Это тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решеток, козырьков, оград, ворот, для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей. Шедевры кузнечного ремесла того времени встречаются на зданиях XIX - начала XX века в станицах и городах Кубани.

Очевидцы и бытописатели из всех народных промыслов выделяли ткацкое производство. Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольники, рубахи.

14

Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.

Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы «ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки - бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.

Предки кубанских казаков умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения в славянском стиле. Плели из камыша, тальника, тростника колыбели, столы и стулья, корзины, лукошки, дворовые ограды - плетень. В станице Марьянской этот промысел сохранялся до сих пор. На рынках Краснодара можно увидеть изделия на любой вкус хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.

Российское общество в ходе преобразований столкнулось со сложными нравственными, политическими, экономическими проблемами, которые не могут быть решены без помощи гуманитарной науки. Людей волнуют заботы о будущем, но при этом у них никогда не иссякнет интерес к прошлому, к своей истории. Углубление в историю возвращает людям утраченные некогда ценности. Без исторических знаний не может быть подлинно духовного роста.

Человечество за свою историю накопило несметные богатства духовных ценностей, среди которых одной из приоритетных выступает культура. Культурные ценности обладают поистине чудесным даром - они направлены на идейное и духовное возвышение человека.

Развитие культуры определялось традициями литературной и духовной жизни народов. Это проявлялось в развитии системы образования, культурно-просветительских учреждений, издательской деятельности, появления кубанской литературы, науки, искусства. Определенное воздействие на нее оказывала политика правительства войсковой администрации и церкви. Прежде всего, это касалось казачьего населения Кубани.

15 
            Значительную роль в культурной жизни региона играли города. Екатеринодар оставался центром общественно-политической, культурной жизни. Большую роль играли местные культурные центры: Новороссийск, Майкоп, Ейск, Армавир. В них вырастали просветительские и общественные

  учреждения, складывались группы людей, стремящихся к культурному общению.

Получило развитие музыкальная и театральная жизнь, издавались новые газеты и журналы. С 1860 года, после окончания Кавказской войны, была сформирована сеть учебных заведений, в результате общественной инициативы появились библиотеки, начали выходить местные газеты, свои труды публиковали кубанские историки, географы. 
         Очень важно отметить, что Кубань на протяжении долгих столетий была многонациональным регионом, в котором сочетались культурные традиции различных народов. 
          Особое влияние на развитие региона оказала казачья колонизация. С первых лет переселения на Кубань казаков начинали складываться торговые связи, происходил культурный обмен с местными народами. Кавказская война существенно затормозила и осложнила процесс развития дружеских отношений, единого ментального поля, но не могла его остановить. По окончании военных действий межкультурный диалог развивался более интенсивно. Весомым фактором в формировании прорусски ориентированной прослойке в среде горцев стала система городских школ, предоставление возможности для горцев получить высшее и среднее образование в учебных заведениях России. Несмотря на некоторые негативные факты, культурное взаимодействие в дореволюционный период привело к формированию начал духовной общности кубанского казачества.

 

 

 

16

1.2. Музыкальный  фольклор  кубанского казачества.

 
          Разнообразием и богатством отличается традиционная народная культура Кубани, что не могло не отразиться  на  фольклоре. Её своеобразие проявилось в устройстве поселений и жилищ, семейном и общественном быту, песнях и преданиях, календарных праздниках и обрядах и во многом другом. Духовное наследие кубанского казачества является весьма самобытным и оригинальным.  
Здесь, на Кубани, рождалась новая региональная историко-культурная традиция, вбиравшая в себя элементы демократической культуры запорожского, донского, курского, воронежского, харьковского и полтавского регионов, ограниченно включавшая наиболее рациональные элементы культуры местных народностей и активно влиявшая на развитие их хозяйства, быта и самосознания.

Воплощением развития демократического самосознания был фольклор- один из связующих компонентов этноса, важнейшее средство сохранения и передачи традиционно- бытовой культуры в различных формах. Фольклор славяноязычного населения Кубани - явление, сложное во всех отношениях- историческом, жанровом, этническом.

  Наиболее развитым и полуфункциональным был в регионе песенный (песенно-музыкальный) фольклор (детский, обрядовый, бытовой, военно- бытовой, строевой, плясовой, хороводный, исторический).Он представлен практически всеми своими разновидностями за исключением былин, ставших к 18 веку анахронизмом, и частушек, распространившихся на Кубани позже, уже во второй половине 19 века. Танцевальное народное искусство по сравнению с песенно-музыкальным было развито слабее. Песенно-музыкальная традиция на Кубани складывалась на основе смешения разных начал. Среди черноморцев сильнее чувствовались малороссийские влияния. Они проявились в распространении чумацких песен и дум, в популярности лириков и кобзарей, странствовавших по Кубани вплоть до начала 20-го века.

17

В линейных станицах сказывались южнорусские традиции, особенно влияние донского фольклора с его развитым жанром исторических песен.

Песни на Кубани обычно пелись без музыкального сопровождения, хотя музыкальные инструменты здесь были хорошо известны. Наиболее популярны были гармошка (иногда с колокольчиками), дудочка, пищики, бубен (таламбас) и трещотки. В случае необходимости в музыкальные превращались и предметы  далекие от искусства – рубэль (приспособление для глажения белья), лучина, ложки, ваганы (корыто), гребенки и другие обиходные вещи. В песенном фольклоре преобладали трудовые песни - «полильни» или «стэпови» - коротенькие припевки шуточного или сатирического содержания, исполнявшиеся во время полевых работ. Они отвлекали от тяжелой монотонной работы, и их мелодия обладала своеобразным ритмом.

Существовала на Кубани и масса обрядовых песен: игровые, плясовые и хороводные. Исполнялись обрядовые песни обычно без музыкального сопровождения. Среди служилого казачества особой популярностью пользовались строевые, военно-бытовые и исторические песни. Исторические песни пелись как беседные или похоронные. Они всегда были связаны с конкретными событиями, их персонажи имели реальных прототипов. К песням, певшимся еще на родине переселенцев, добавлялись новые исторические песни. В них нашли отражение важнейшие местные и  общероссийские события, в которых доводилось участвовать кубанским казакам. Военным походам 1812 года обязаны появлением своим такие произведения, как « С гор подули витры», «Словно соколы крылаты», « Под Лейпцигом занимались». События кубанской истории легли в основу песен о генералах Бескровном и Бабыче, переселении в Закубанье « Зажурылись черноморци» и многие другие. Такие песни помогали народу осмысливать события собственной истории, определять свое место в важнейших исторических процессах.

  В 1810-1811 годах по инициативе протоиерея К.В. Россинского был создан войсковой певческий хор. Он состоял из восьми человек (по два баса,

18

тенора, альта, дисканта). Вначале пели на церковных богослужениях. К.В. Россинский просил Черноморскую войсковую канцелярию взять хор на содержание войсковой казны из-за незначительности церковных доходов.                Увеличенный в августе 1811 года на восемь штатных единиц « для безостановочного и вполне пристойного пения», певческий хор получил возможность расширить свой репертуар и пополниться народными песнями. 

           Особенно богат и разнообразен казачий фольклор, и прежде всего песенно-музыкальный. Все основные его жанры - исторические, бытовые, календарные песни, исключая былины- были известны на Кубани. Различна историческая глубина их сюжетов и образов, различны и судьбы. Возможно, один из наиболее древних мотивов сохранился в песне (« Как за речкою, за Каялою»), записанный в станице Тбилисской, - он рассказывает о татарском полоне во времена монголо-татарского ига.

  Многие произведения посвящены более поздним историческим или легендарным личностям, событиям. ( «Ой, да кому ж из нас, казаченьки», « Сон Стеньки Разина», песни о байде, Голоте, Платове и другие). До наших дней дошли и исполняются на Кубани многие шуточные, плясовые песни. А в памяти старшего поколения сохранились хороводные и игровые. Шуточные, плясовые песни исполнялись обычно в сопровождении гармошки, иногда с колокольчиками, пищиков, сопилок, а из ударных и плясовых инструментов - игрой на бубне (таланбасе) и трещеток. В танцевальном фольклоре преобладали синкретичные формы, где песня и игра, танец или подтанцовка дополняли друг друга, как, например, в игровых песнях « я со цветом ухожу», « Сейчас еду, сейчас еду у Кытай- город гуляты», « А мы просо сеяли» и т.д. Из прозаических и малых жанров фольклора и в настоящее время известны былички о ведьмах, нечистой силе, загадки, пословицы, поговорки.

Информация о работе Роль музыкального фольклора Кубани в становлении песенной традиции Сибирских казаков