Роль музыкального фольклора Кубани в становлении песенной традиции Сибирских казаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение роли кубанского музыкального фольклора в становлении песенных традиций сибирских казаков.
Объектом исследования является музыкальный фольклор кубанского и сибирского казачества.
Предметом исследования является песенное творчество сибирских казаков.
В соответствии с целью определены задачи исследования:
1.Охарактеризовать музыкальную культуру и фольклор Кубани;
2.Осветить особенности песенной традиции сибирских казаков;
3.Изучить и описать роли и факторы повлиявшие на становление песенного фольклора казаков Сибири.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

ГЛАВА I История развития культуры и общая характеристика музыкального фольклора Кубани.

1.1. Развитие культуры Кубани.............................................................................6

1.2. Музыкальный фольклор кубанского казачества........................................16

ГЛАВА II Роль музыкального фольклора Кубани в становлении песенной традиции сибирских казаков.

2.1.Характеристика и жанровое разнообразие песенного фольклора сибирских казаков.....................................................................................................................21

2.2.Формирование песенных традиций сибирских казаков и их взаимосвязь с музыкальным фольклором кубанских казаков....................................................37

Заключение………………………………………………………………………..42

Список использованной литературы…………………………………………….44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая нов.док.2.docx

— 72.88 Кб (Скачать файл)

Поражает устойчивость во времени заговоров и заклинательных формул. Они существовали практически на все случаи жизни: от укуса змеи и от пули, от воров и болезней, от несчастной любви и от ведьм. В песнях есть лирический

19

образ гармони, баяна, например, задумчивая песня: « Какая песня без баяна? Какая зорька без росы? Какая Марья без Ивана? Какая волга без Руси?». Тема любви в песенном фольклоре занимает видное место. Есть песни на тему «производственной любви», то есть любви, происходящей в производственной обстановке.

Если литературные произведения относят обычно к слабым в художественном отношении, то в фольклере наблюдается положительное отношение к произведениям на эту тему.

Можно привести пример такой песни: «Рано-рано девушка встала, торопилась на ферму поутру... узнавали рыжие телята девичий певучий голосок», а вечером у нее свидание с парнем. Другой пример: «По полям колхозным едет агроном. Он же встречает на тропинке девчонку молодую».

Кубань в силу специфики своего исторического развития является уникальным регионом, где на протяжении двухсотлетнего периода элементы традиционной восточноукраинской культуры взаимодействует с элементами южнорусской культуры. 

Таким образом, становится видно, что музыкальная культура региона, основанная, в принципе, на народном творчестве,  формировалась не через механическое заимствование, смешение разнообразных черт культуры народов, населяющих этот регион, а через осознание, отбор, переосмысление всего богатства культурного наследия, доставшегося казакам Кубани от их предков. Музыкальный фольклор, в данном случае является неотъемлемой составляющей формирующегося культурного пространства региона и органично входит в процесс формирования его культурогенеза.

Тем самым она обобщила итоги совместного существования людей на протяжении всей предшествующей истории, впитала и переработала на основе взаимовлияния и взаимодействия их творчества духовную культуру народов, проживающих на культурном пространстве исследуемого региона.

20

Таким образом можно выделить основные компоненты ее структуры, как подсистемы конкретного социокультурного пространства, а именно: народное и профессиональное музыкальное творчество, исполнительские формы распространения этого вида искусства, менталитет слушателей, формирующийся у народов, населяющих регион, система музыкального образования и воспитания различных категорий населения.

 Культурное наследие кубанского казачества как специфическая форма отражения истории, мировоззрения, художественного сознания и быта народа, представляет собой значительный интерес для науки и является актуальной темой для этномузыковедческих исследований.

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

ГЛАВА II. Роль музыкального фольклора Кубани в становлении песенной традиции Сибирских казаков.

2.1. Характеристика  и жанровое разнообразие песенного  фольклора Сибирских казаков.

 

Важной составной частью традиционной духовной культуры сибирского казачества является фольклор. Вместе с тем фольклор и сам, составляя сферу традиционного народного быта, до эпохи урбанизации выступал одним из основных связующих компонентов этноса, был важнейшим средством передачи и сохранения традиционной духовной культуры.  
         Фольклор сибирского казачества - явление достаточно сложное во всех его проявлениях: историческом, жанровом, этническом. По сравнению с праздниками и обрядами, фольклор претерпел в XIX - XX веках значительные и существенные изменения.  
          Сибирский казачий фольклор мало изучен и практически не записывался, так как в прошлые времена интерес собирателей сосредотачивался в первую очередь на фольклоре коренных сибирских народов. За время существования казачьего населения в Сибири, начиная со времен её завоевания и кончая нашими днями (больше чем за четыреста лет), сохранились лишь небольшие публикации песен, в основу которых положены только литературные тексты. 
          Начало изучению фольклора сибирских казаков было положено в конце XIX нач. XX веков. Главное внимание исследователей было обращено фонозаписям. Фольклорные экспедиции охватили многие районы Бурятской АССР, Красноярского края, Омской области, Алтайского края, Читинской области, Хабаровского края. Однако подробных сведений, позволяющих исчерпывающе судить о характере песенного творчества сибирского казачества, до сих пор крайне недостаточно.  
           Тем не менее, обобщение и анализ имеющихся архивных материалов, фонозаписей, результатов полевых исследований дают возможность выявить

22

основные тенденции развития и современное состояние казачьего песенного фольклора, который, при всем его своеобразии, является составным элементом общерусского фольклора.  
           Песенная культура Сибирского казачества уходит своими корнями в далекое прошлое. В течение нескольких столетий она любовно хранилась и развивалась. Непреходящую жизненность казачьей песни определили её внутренние качества. Это, во-первых, богатство содержания. Песенный фольклор сибирского казачества был насыщен картинами освоения Сибири и Дальнего Востока и отражает историю защиты восточных рубежей России, что свидетельствует о силе духа и высоком патриотизме казаков. В песнях широко отразилась такая существенная сторона дореволюционной казачьей жизни, как военная служба со всеми её последствиями: походами, войнами, героизмом казаков, разлукой с семьей, гибелью вдали от родной земли. В песнях запечатлены социальные и бытовые моменты жизненной действительности (семейные отношения, нравы, обычаи).  
            Сибирским казакам присуще остро-эмоциональное восприятие песни, способность тонко чувствовать её содержание и связывать непосредственно с собственным настроением. В песне казаки находят наиболее полное и точное поэтическое выражение своих чувств и переживаний, всего комплекса душевных эмоций, радостей и горестей, которыми живет человек. 
Сила песни состоит в том, что она эмоционально, поэтически обогащает взгляд казака на жизнь, облекает в слова и мелодию и мысли и переживания, которые казак выразить сам подчас не в состоянии. В песне закрепился определенный жизненный опыт казачества, отстоялась народная мудрость, в ней мы находим полное выражение народных  идеалов. 
             Каждая группа казаков, где бы она ни находилась, развивала свои песенные традиции, создавала на местах поселения свой богатый репертуар.

Однако сибирские казаки, многими нитями связанные с другими казачьими группами Сибири и различными районами России, не были в стороне от

23

развития русского народного творчества. Они усваивали и то новое, что создавалось в устной музыкальной поэзии всего народа. Это вело к глубоким внутренним изменениям в песенном репертуаре казаков и параллельному развитию, обогащению традиционной манеры исполнения. 
           Основной массы казачества, несмотря на старые привилегии, на сословные преимущества, всегда была неразрывно связана со всем русским населением. Казачья верхушка старалась разобщить трудовой народ казаков и неказаков, но казачество было верно своим традициям добрососедства. 
На разных этапах истории сибирского казачества степень и характер влияний соседних народов на его песенную культуру изменялись. Этнической и социальной неоднородностью сибирская казачья община особо отличалась в период своего формирования (VII — VIII вв.), для которого были характерны смешанные браки казаков с женщинами-инородками, а также активное усвоение иноэтнических элементов в разных областях культуры. Но (начиная с конца VIII века) этот процесс протекал менее интенсивно, отчасти под влиянием старообрядчества, обусловившего конфессиональную и социальную замкнутость сообщества казаков и его ориентацию преимущественно на восточнославянские культурные традиции.  
            Песенные жанры сибирского казачества принято дифференцировать на две группы соответственно их жизненному назначению:  
1. Жанры «внешнего быта», условия исполнения и содержания поэтических текстов связаны с воинской службой казаков и представляют область мужского песнетворчества.

2. Жанры «внутреннего быта»: в них отражаются особенности мирной 
жизни и деятельности казачьей общины. Эти песни могут исполняться мужчинами и женщинами отдельно, а также «гуртом» - смешанными ансамблями. 
          Соотношение песен «внешнего» и «внутреннего» быта в жанровой системе казаков исторически изменялось. Однако при всех модификациях

24

вплоть до наших дней носителями традиции осознается функциональная разграниченность двух сфер музыкально-поэтического творчества, определяемая двумя составляющими жизненного уклада казаков - «войной» и «миром».

          В связи с этим справедливым по отношению к казачьему песнетворчеству представляется вывод Т.С. Рудиченко, касающийся своеобразия донского песнетворчества: «В противоположность принятой для русской и других родственных культур на приуроченные и не приуроченные. В казачьей культуре также сложились две системы жанров, в принципе функционировавших отдельно, в каждой из которых были свои приуроченные и не приуроченные жанры. Между ними не было непроходимой грани - из «службы» песни перемещались в домашний быт, из мужского репертуара нередко попадали в женский...».  
 Однако в некоторых казачьих поселениях центральное место в системе песенных жанров занимали жанры «внешнего быта». По содержанию поэтических текстов это мужские исторические, лирические, военно-бытовые песни, былины, баллады, а также песни с текстами литературного происхождения. В соответствии со своими структурными признаками названные жанры можно разделить на три музыкально-стилевых слоя: 
1. Ранний музыкально-стилевой слой являющийся художественно-совершенным воплощением стиля традиционной протяжной песни;  
2. Поздний, восходящий к стилю городской песенности;  
3. Позднейший, связанный с разного рода «моторными» прообразами и поздней инструментальной музыкой.

Казачьи песни раннего музыкально стилевого слоя являются художественно совершенным воплощением стиля традиционной протяжной песни. Помимо лиро-эпических, исторических и лирических песен «внешнего быта», к стилевой группе протяжных песен принадлежат также былины (в прошлом былины пелись мужчинами, а с течением времени стали исполняться

                                                                                                                           25

и женщинами на свадебных пирах и беседах). Протяжные песни в местной терминологии «долгие», «старинные» помнят сейчас немногие, казаки старшего поколения.  
           Былины из своих «древнейших очагов» проникли в Сибирь вместе со своими носителями, главным образом донскими и уральскими казаками, несшими службу в новых поселениях. Исследователями фольклористами от сибирских и алтайских сказителей было записано около 30 былинных текстов об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче, Михаиле Казарине, Дунае Ивановиче и т.д. Эти записи свидетельствовали о широком распространении и бытовании эпической поэзии в Сибири, имевшей кровную связь с древнерусским былевым эпосом. Хранителями и исполнителями былин были в основном казаки мужчины. Эпическое произведение исполнялось певцом-сказителем (или группой) не для себя. Живой эпос был нужен народу как средоточие его исторических знаний, как наиболее яркое и полное поэтическое выражение его исторических, патриотических, свободолюбивых устремлений. Вместе с тем он заключал в себе поэтическое отображение и осмысление народной жизни. 
          Былины - жанр русской монументальной народной поэмы; сюжеты их отличаются масштабностью, величавостью изложения, тщательностью поэтической разработки. С течением времени они подвергались объединению и упрощению, т.е. происходила структурная трансформация как стиха, так и напева. 
           В фольклоре сибирского казачества богато представлен жанр исторической песни. Основным важнейшим отличием исторической песни является то, что её сюжетной основой служит конкретное историческое событие, а героями -действительные исторические лица. Наиболее полно этот жанр представлен в сборнике «Песни сибирских казаков» вышедшем в издательстве Сибирского казачьего войска в 1916 г., куда вошли преимущественно песни военные, военно-исторические и военно-бытовые.

26

          Военно-исторические песни пользовались особой популярностью. Это вполне закономерно: русское казачество, начиная со второй половины XVI века, принимало активное участие во всех важных исторических событиях государственного масштаба. Естественно, что богатейшие впечатления непосредственных участников русской военной истории и социальных движений в России поэтически осмыслялись и претворялись в песнях. Именно казаки, в том числе и сибирские, создали огромное количество исторических песен.

          В Сибирь исторические песни из Центральной России попадали различными путями. Их приносили в станицы служилые казаки, возвращаясь из военных походов, а также новые поселенцы - казаки с Дона и Волги. Таким образом, непрерывно шел процесс усвоения исторических песен сибирскими казаками, в результате чего накопился обширный и разнообразный материал. Именно казаки стали подлинными хранителями жанра исторической песни в России. 
          Историческая песня стремится отобразить событие во всей его конкретности, и развитие жизненного события превращается в песенный сюжет. Поэтизация не чужда этому жанру, но и она принципиально отлична: историческая песня может приукрасить факты, «додумать» их, «присочинить», но все это - в пределах реального. И лишь изредка в песню входит фантастический элемент, который, кстати сказать, выполняет всегда лишь второстепенные функции. Историческая песня отличается своеобразными композиционными принципами. Если для былины типичны устойчивые, выработанные традицией композиционные схемы, то в исторической песне композиционные формы определяются, прежде всего, данным жизненным 
материалом. Этот жанр песни следует за событием, как бы фотографируя его отдельные этапы, часто вовсе не отбирая фактов. В этом смысле исторической песне свойственен некоторый прагматизм, который сочетается со стремлением осмыслить событие и сделать из него определенные выводы.

                                                                                                                                     27 
 В исторических казачьих песнях органически соединялись свойственные именно этому жанру принципы изображения людей и конкретных событий, была своя шкала нравственных характеристики идейных оценок, воплощаемых посредством устойчивых художественных норм и традиций. Именно это единство создает своеобразный художественный мир исторической песни.  
Большинство персонажей пришло в песни из реальной истории и имеет свои прототипы.

Наряду с царями, известными государственными деятелями, полководцами, вождями народных движений нередко встречаются люди малоизвестные - военачальники невысокого ранга, участники событий местного масштаба, простые воины. Вместе с ними в песнях действуют или упоминаются герои явно вымышленные. Иногда реальных лиц замещают безымянные персонажи. Но главное место во многих исторических песнях занимает казачья вольница. 
 Хотелось бы отметить внутреннее состояние жанра. С течением времени исторические песни подверглись изменениям, что вполне закономерно. Исторические события даны в них предельно сжато. Песня сосредотачивается на раскрытии исторического факта. Однако сконцентрированность содержания и формы сохраняет сюжет.  
          В отличие от исторических песен лиро-эпические песни претерпели гораздо большие перемены. Такие песни создавались по горячим следам определенных событий. В эту песню входила масса подробностей, имен. Она представляла своего рода поэтический документ. Ко второй стилевой группе мужских песен (поздним, восходящим к стилю городской песенности) «внешнего быта» относятся поздние лирические песни, баллады, образцы с текстами литературного происхождения.

Информация о работе Роль музыкального фольклора Кубани в становлении песенной традиции Сибирских казаков