Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 11:56, курсовая работа
Целью работы является определение роли кубанского музыкального фольклора в становлении песенных традиций сибирских казаков.
Объектом исследования является музыкальный фольклор кубанского и сибирского казачества.
Предметом исследования является песенное творчество сибирских казаков.
В соответствии с целью определены задачи исследования:
1.Охарактеризовать музыкальную культуру и фольклор Кубани;
2.Осветить особенности песенной традиции сибирских казаков;
3.Изучить и описать роли и факторы повлиявшие на становление песенного фольклора казаков Сибири.
Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I История развития культуры и общая характеристика музыкального фольклора Кубани.
1.1. Развитие культуры Кубани.............................................................................6
1.2. Музыкальный фольклор кубанского казачества........................................16
ГЛАВА II Роль музыкального фольклора Кубани в становлении песенной традиции сибирских казаков.
2.1.Характеристика и жанровое разнообразие песенного фольклора сибирских казаков.....................................................................................................................21
2.2.Формирование песенных традиций сибирских казаков и их взаимосвязь с музыкальным фольклором кубанских казаков....................................................37
Заключение………………………………………………………………………..42
Список использованной литературы…………………………………………….44
Лирическая песня жила в служивой казачьей среде полнокровной жизнью, эти песни у казаков были очень популярны. Особенно те, в которых пелось о разлуке с любимым человеком. Песни на данную тему занимают большое место
28
в
лирической поэзии казаков. Эта особенность
легко объяснима: продолжительная военная
служба отрывала казаков от гражданской
жизни, от родных и близких им людей, от
родных мест. Все это не могло не отразиться
на репертуаре лирических песен.
Лирическая
поэзия составляет основу современного
фольклора сибирских казаков, являясь
своего рода жизненным ядром. Лирика наиболее
полно передает их чувства и переживания,
отражает все основные явления их жизни.
Название каждой лирической песни ярко
характеризует её содержание. В этих песнях
раскрывается картина прощания казаков
с родной станицей «Подымалися туманы»,
«Вы поля, вы поля».
Лирическая песня выразила бесконечный
в своей самоуглубленности и торжествующей
красоте мир чувствований человека. Она
показала устойчивость духовных ценностей,
выработанных народом. Лирическая песня
выявляла типичность нетерпимых житейских
ситуаций. Офицерская верхушка старалась
не допускать лирическую поэзию в солдатскую
среду, так как по её мнению, эта поэзия
могла расшатать воинскую дисциплину,
но, несмотря на это, все же она не могла
быть вытравленной, потому что своими
корнями уходила в толщу народных масс казачества.
В современном
репертуаре сибирского казачества можно
встретить балладный жанр, хотя сами исполнители
считают эти песни частью исторической
или лирической поэзии. Баллада определяется
в науке как «низшая» эпическая песня
повествовательного характера, с четко
выраженным повествовательным содержанием,
лишенная ряда типических качеств, присущих
былине и исторической песне. Однако практика
показывает, что разграничить балладу
с лирической песней довольно трудно.
Баллада ставит в центр внимания индивидуальную
человеческую судьбу. События в балладах
воспроизводится сквозь призму личных
человеческих отношений и судеб.
Художественная
ценность баллады определяется её драматизмом.
29
сжатость,
прерывистость изложения, обилие диалогов,
повторения с нарастанием драматизма.
Действие баллады сведено к одному конфликту,
к одному центральному эпизоду, а все события,
предваряющие конфликт, или излагаются
предельно кратко, или совсем отсутствуют.
Поэтика баллады не терпит многоконфликтности,
тогда как былинный текст обычно тяготеет
к развитию, к монументальности.
Другая важная особенность композиции
баллады — прерывистость. Балладный рассказ
как бы перескакивает через спокойные,
повествовательные моменты действия,
останавливаясь на узловых драматических
событиях. Очень часто в ткань баллады
стремительно, без вводных слов включается
диалог. Повторение в балладе обычно троекратное:
дублирующимся частям фразы с каждым разом
прибавляется новая подробность, она не
только усугубляет напряженность, но и
приближает драматическую развязку действия.
Чаще всего этот тип повторения встречается
в диалоге или сопровождается диалогом.
В балладе герой принципиально обыкновенен.
Героями баллад могут быть как крупные
исторические личности (Разин, Скопин,
Грозный), так и простые служилые казаки.
Персонажи баллады, как правило, не имеют
ни внешнего, ни психологического описания
«от автора». Поэтому действия балладного
персонажа зачастую неожиданны для слушателя.
Герой баллады действует в обстоятельствах,
типически отражающих реальные конфликты
своего времени.
Основываясь
на вышеуказанных принципах, классификации
баллады как жанра, из общего казачьего
репертуара можно выделить сравнительно
небольшое количество произведений, являющихся
балладами. Обычные мотивы - печальное
возвращение казака с войны домой, где-либо
его никто не узнает, либо его ждут одиночество,
горькие вести о смерти родных, об измене
жены. Характерен мотив смерти на поле
боя, вдали от родины, тоски служилого
казака по дому, любимой.
Кроме того, балладный характер имеют
многие фольклорные обработки (переделки)
книжных песен и стихов.
Известная популярность и устойчивость
баллады в казачьем репертуаре объясняется
любовью народа к песням с острым драматическим
сюжетом, с показом человеческих переживаний
на фоне действия.
К третьей
музыкально-стилевой группе песен «внешнего
быта» с позднейшим, связанным с «моторными»
(прообразами и поздней инструментальной
музыкой), относятся строевые и военные
песни, что позволяет объединить в одну
группу исторические, походные, маршевые
и бивуачные песни.
Песенный солдатский фольклор такого направления богат и разнообразен по тематике. Со времен существования русской регулярной армии в полках имелись свои песельники, солдаты запевалы. Умение петь в строю считалось обязательным. Весь этот песенный материал содержался в полковых сборниках песен и хранился в устной форме. Многие из этих песен имеют тексты литературного происхождения. Надо отметить, что военные и походные песни были наиболее любимы казаками. По своему содержанию они весьма богаты, поскольку всесторонне отражали многогранные стороны военной жизни казаков. В батальных эпизодах, в сюжетах песен основным художественным пространством является поле, куда выходят герои, чтобы сразиться с врагом. Наряду с прямым назначением поля быть местом сражения, где «построили редут», оно ещё и «сырая земля», в которую уходят тела павших воинов. По мнению современного мифолога Е.Г. Рабиновича, «геоцентрическая концепция, господствовавшая в архаических культурах, является, видимо, источником повсеместных представлений о том, что умерший должен быть похоронен в родной земле...».
Патриотические песни воспевают священную землю своей Родины, неприкосновенность её границ, отвагу и храбрость, верность воинскому долгу, восхищение своими полководцами. Большое место в военных и походных песнях занимают мотивы, воспевающие свободолюбие казаков. Многие песни рассказывают о Петре I, под водительством которого защищалась честь и
31
независимость
Родины, о полководческом таланте Суворова,
Кутузова, Платова и других русских военачальников.
Казаки — это прежде всего русские, которым
дорога родная земля, честь своего оружия.
Ради победы над врагом они не жалели своей
жизни, мужественно переносили все тяготы
её. В простых людях, других иноземных
народах рядовой казак не видел своих
врагов. Он готов был с чужим солдатом
поделиться последним куском хлеба, побрататься
с ним. Об этом хорошо сказано в песне «Ты,
Россия, ты, Россия». Русские казаки пели
песни, содержание которых было пронизано
враждой к турецким султанам и пашам, которые
гнали своих солдат на верную смерть —
на войну против русских солдат. Казаки
не любили немецкого кайзера, одного из
главных виновников развязывания Первой
мировой войны. Во всех строевых, походных
и военных песнях говорится о том, что
война ненавистна всем, потому что она
уносит огромное количество жизней, разрушает
города, памятники культуры и другие материальные
ценности.
Каждая
такая казачья песня - это печальная история
как отдельного казака, так и всего казачества.
В тревожные для России дни казаки служили
верой и правдой, оберегая страну от иноземных
врагов. В тяжелые для Родины дни испытаний
казак не жаловался на свою судьбу. Его
песни были полны оптимизма. Они воспевали
силу русского человека, его веру в победу
над врагом.
Патриотические песни, которые усиленно
насаждались в казачьей среде, бытовали
недолго: они не выдерживали испытания
временем. Это
песни, прославлявшие царей, их «отеческую»
заботу о рядовых казаках, слащавые и приторные
по своему содержанию.
В фольклорном
репертуаре казаков старые военные и походно-строевые
песни занимали большое место еще и потому,
что это была их своеобразная неписаная
история. В них отражено участие казаков
в войне со шведами еще при Петре I, в Отечественной
войне 1812 года, в Русско-турецкой войне
1877 –
32
1878
гг., в Русско-японской войне и в Первой
мировой войне. В песнях встречаются мотивы
удальства: например: «Мы походу не боимся,
братцы, не боимся, Только больше, братцы,
радываемся».
Сама служба
в песнях изображается с большой реалистичностью.
Военные тяготы казака - один из главных
мотивов песен. Встречаются песни, повествующие
о «веселой службе» казака с некоторой
иронией. Особая тема военных песен - печальные
думы казаков, заброшенных на «чужу-дальню
сторонушку», о доме, о родной стороне.
Глубокой
грустью полны песни, в которых повествуется
о событиях, происходящих в отсутствие
казака, а также песни о возвращении казаков
со службы. Особенно эмоциональны песни,
посвященные теме гибели казака. Наиболее
значительны и популярны песни о молодце,
умирающем в чистом поле и посылающем
с конем прощальный привет домой. Очень
часто встречаются песни о казаке, которого
смерть застает на скале, о молодце, перед
которым во сне проходит видение смерти,
и т.д.
Песням
«внутреннего быта» свойственно значительное
жанровое многообразие. Большой популярностью
в казачьих поселениях пользовалась лирическая
песня. В художественном отношении казачьи
лирические песни могут быть поставлены
в один ряд с лучшими образцами русской
лирической поэзии. Именно в них рисуется
красота не только женщины - казачки, но
и образ казака. У казачки брови черные,
как у соболя; лицо белое, как снег; щечки
алые, будто алый мак; идет девушка, как
лебедушка плывет. Такими же прекрасными
чертами одарены и казаки: «очи ясные,
как у сокола; голова
буйная; если перстень на нём, то золотой;
если плетка у него, то шелковая; если едет,
то во карете золотой; на двор попадает
широкий, на крыльцо дубовое; коли на коне,
то только на добром».
В песнях встречается много сказочных
мотивов, образных выражений: выше дерева
стоячего; скатерти браные, яства сахарные,
питье медовое; лето тёплое, слезы горючие.
Огромный
интерес представляют собой свадебные
песни сибирских казаков. Они по существу,
ничем не отличаются от песен, бытовавших
у крестьян неказаков. Главная характерная
черта свадебных казачьих песен -это прославление
удалого доброго молодца. Гораздо меньше
встречается песен, в которых поется о
злопамятной свекрови, свёкре, теще или
нерадивом зяте.
Очень часто встречаются
свадебные песни, приуроченные к различным
периодам свадебного действа, начиная
со сватовства. Так, например, после рукобитья
свахи пели: «Черна ягода смородина», «Во
саду ли виноград поспел». В некоторых
местах эту величальную песню исполняли
во время девишника. А невеста-сирота,
выходившая за ворота «на зорю» голосить,
пела причет «Подымитеся, ветры буйные».
Существовали песни, которые
пелись гостям - «боярам» при встрече свадебного
поезда: величальные дружке, крёстной
невесты, величальные жениху и невесте,
песни во время одевания невесты к венцу,
а также песни, исполнявшиеся во время
свадебного пира.
Величальные
в паре с причитаниями в системе ритуала
образуют противоположные полюса: «оплакивание
- прославление». Своими корнями уходящие
в глубокую древность, величальные песни
выполняли магическую роль и были связаны
в земледельческих культах с задабриванием
божеств плодородия. В системе свадебной
обрядности магическая функция песни
была направлена на обеспечение здоровья,
красивого и сильного потомства, а также
благополучия семейной жизни. С течением
времени в результате утраты мифологических
представлений о магической силе песни.
Последние
приобрели поздравительно-игровой характер
благопожеланий новобрачным и всем участникам
свадьбы.
Величальные
песни, как и лирические свадебные песни,
часто не имеют обрядовой закрепленности
в свадьбе. Они могли исполняться на «пропое»,
во время завершения сватовства, на сводах
жениха с невестой после сговора, на предсвадебных
вечерках, на приезд за невестой жениха
с поезжанами, на
34
встрече молодых от венца, но чаще всего они звучали на свадебных пирах сначала в доме невесты, потом у жениха. Объектами величаний являются все свадебные чины, в первую очередь новобрачные, их родители и близкие родственники, крестные родители, сваха, дружка, поезжане и гости, а также священник и многие другие. Величания в свадебном ритуале удостоверяют статус каждого из этих действующих лиц и чинов.
Художественный мир величальных
песен предстает в празднично-идеализированном
изображении, а человек - образцом совершенства
(красивым, нарядным, умным, богатым, щедрым).
Из общефольклорного арсенала поэтических
средств величания используют украшающие
эпитеты, сравнения и метафоры, гиперболы
богатства и знатности, символику счастья
(небесные светила, фрукты и ягоды). Кроме
развлекательно-эстетического назначения
величальные песни имели и утилитарно-практический
смысл. Требования вознаграждения откровенно
звучали в некоторых величаниях: сваты
должны не скупиться «золотой казной».
У игриц
всегда был готов набор корильных песен
завершающих свод свадебных песенных
текстов, чтобы наверняка раскошелить
величаемых. Обычай обрядового корения,
как и величания, тянется из глубины веков
и имеет древние архаические корни. Смех,
брань и издевки выполняли в текстах этих
песен сугубо магическую функцию. Строгой
обрядовой закрепленности многие из корильных
песен не знали и могли звучать в разные
моменты свадебного действия: на сватовстве,
пропое, сговоре, девишнике, при встрече
свадебного поезда, у дома невесты, во
время его отъезда к венцу, по прибытии
новобрачной в дом жениха. Хор девушек
с помощью издевок, насмешек, юмористических
проклятий нападал на жениха «чужа - чуженина»,
навсегда разлучающего их с подругой-невестой.
В корильных песнях проявляется интерес к будничной жизни, представленной в подчеркнуто негативном, утрированном виде, чтобы более рельефно обозначить тяготы и противоречия обыденной жизни.
Из обрядовых календарных песен чаще
всего исполняются песни из святочного
цикла. Также встречаются славления и
молитвы, например«Христос рождается»,
«Рождество Твое, Христе - Боже наш», «Бог-создатель
всего мира», «Да воскреснет Бог».
Наиболее
обширна и популярна группа хороводных,
плясовых, шуточных и игровых песен, составляющих
яркий жанрово-стилистический пласт бытового
фольклора сибирских казаков. В казачьих
селах в хороводном кругу можно было услышать
песни «Ты лети-ка, стрела», «Со вьюном
я хожу», «Посеяли девки лен», «Ты заря
наша вечерняя».
Многие игровые песни в казачьих селах
было принято петь в пору зимних святок,
на вечеринках в период между Рождеством
и Крещением. К игровым вечерошным принадлежат
песни «Я по горнице ходила», «Мы поедем,
жена, во Китай-город гулять» (с ней парами
ходили по горнице).
Шуточные и плясовые песни казаков состоят
преимущественно из песен, в которых чаще
всего поется об удалом добром молодце.
Эти песенные жанры насыщены социальными
мотивами, в них много неподдельного юмора
и сатиры, тонко высказанных обид, острых
замечаний: «Говорят что у Еремы», «На
деревне суета».
Не менее популярным жанром песенного
фольклора сибирских казаков является
частушка. Частушки как и по своим функциям,
так и по содержанию довольно разнообразны.
Однако любовная тематика является преобладающей.
Нельзя не отметить бытование детского
фольклора. К ним относятся колыбельные,
прибаутки.
Очень популярны среди детского казачьего песенного репертуара игровые песни (игра сопровождалась песней). К сожалению, периферийное место занимают календарные и обрядовые песни. Такие жанры требуют конкретной приуроченности, к ним относятся: трудовые, покосные, жнивные, а также песни весеннего периода (заклички, веснянки). Мало кто помнит
36
колыбельные песни, предназначение которых было успокоить, убаюкать малыша.
Среди
казаков бытовало много песен литературного
происхождения. Широкое распространение
получили переделки песен А.Ф. Мерзлякова
«Среди долины ровныя», Д.А. Садовникова
«Из-за острова на стрежень», К.Ф. Рылеева
«Смерть Ермака» и других поэтов. В фольклорный
репертуар песни литературного происхождения
вошли потому, что казаки внесли в них
свои поправки, по-своему их отредактировали.