Роль музыкального фольклора Кубани в становлении песенной традиции Сибирских казаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение роли кубанского музыкального фольклора в становлении песенных традиций сибирских казаков.
Объектом исследования является музыкальный фольклор кубанского и сибирского казачества.
Предметом исследования является песенное творчество сибирских казаков.
В соответствии с целью определены задачи исследования:
1.Охарактеризовать музыкальную культуру и фольклор Кубани;
2.Осветить особенности песенной традиции сибирских казаков;
3.Изучить и описать роли и факторы повлиявшие на становление песенного фольклора казаков Сибири.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

ГЛАВА I История развития культуры и общая характеристика музыкального фольклора Кубани.

1.1. Развитие культуры Кубани.............................................................................6

1.2. Музыкальный фольклор кубанского казачества........................................16

ГЛАВА II Роль музыкального фольклора Кубани в становлении песенной традиции сибирских казаков.

2.1.Характеристика и жанровое разнообразие песенного фольклора сибирских казаков.....................................................................................................................21

2.2.Формирование песенных традиций сибирских казаков и их взаимосвязь с музыкальным фольклором кубанских казаков....................................................37

Заключение………………………………………………………………………..42

Список использованной литературы…………………………………………….44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая нов.док.2.docx

— 72.88 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37

2.2. Формирование  песенных традиций сибирских  казаков и их взаимосвязь с  музыкальным фольклором кубанских  казаков.

 

Среди казачьих региональных формирований совершенно самобытное явление представляет собой музыкальная культура сибирских казаков, сложившаяся в особых исторических условиях освоения русскими сибирских земель, длительное время обладала отличительными качествами хозяйственного и бытового уклада, имела свои специальные военные задачи по охране рубежей сибирских российских владений.

  Все это отразилось как на поэтическом содержании народных песен сибирских казаков, так и на их жанровом составе, музыкально-поэтической стилистике, характере исполнения.

            С самого начала освоения Сибири Российским государством встала первостепенная задача защиты русских селений на этой огромной территории от посягательств воинственных и коварных соседей. Первые сибирские города были крепостями с большими военными гарнизонами. Вдоль южной границы сибирской территории России была возведена линия казачьих укреплений, протянувшаяся от Кузнецка через Бийск к Усть-Каменогорску. Она получила название Колывано-Кузнецкой оборонительной линии и была возведена в основном в конце ХVII – первой половине ХVIII столетия. К этому времени, очевидно, следует отнести и начальный период формирования местной казачьей песенной традиции. Материалы фольклорных экспедиций позволяют  выделить некоторые специфические особенности бытования казачьей песенной традиции на территории Сибири.

Прежде всего, наблюдается ансамблевое и сольное песенное исполнительство. По своему составу, ансамблевые делятся на мужские и смешанные. Мужские ансамбли, голоса которых образуют в основном две основные партии: нижнюю («грубый голос») и верхнюю («подголосок»). За ними, как правило, закреплялось исполнение протяжных и строевых песен. Смешанные ансамбли, чаще всего исполняют жанры «внутреннего быта»,

38

однако в последнее время стало привычным участие женщин в пении не только «домашних», но и воинских «мужицких» песен. В таких ансамблях, как правило: допускают свободное варьирование в партиях.

Сибирские казачьи песни излагаются в развитой хоровой фактуре и имеют обычно трехголосную основу при сочетании полифонических 
приемов с гармоническими элементами. Следует также отметить, что многоголосие организовано двумя способами: без подголоска и реже с подголоском. В первом случае нижняя голосовая партия излагается несколькими певцами в унисон либо в терцию, а верхнюю ведет один исполнитель. 
           В песнях без подголоска две голосовые партии песенной фактуры находятся в ином функциональном соотношении: значение главного мелодического голоса приобретает верхний, нижний голос выступает в роли басового фундамента.  
           Большинство сибирских казачьих песен ритмичны, их отличает большой волевой накал, но звучат они мягче, сдержаннее по настроению, нежели более экспрессивные, энергичные песни донских или уральских казаков. Все это, очевидно, послужило первоосновой для формирования самобытной сибирской казачьей песенной традиции в связи с кубанским музыкальным фольклором.

            В искусстве кубанских и сибирских казаков заметно проступают некоторые общие местные черты, что проявляется и в особенностях песенного репертуара (наличие протяжных песен, в иных районах не встречающихся), и в своеобразии музыкального стиля  (поддержка верхним подголоском нижнего ведущего голоса, имеющего относительно закругленную структуру), и в характере исполнения, более мягком, нежели, например, у донских станичников.

           У сибирских казаков так же как у  кубанских, встречается сольное исполнение песен различных жанров. Надо отметить, что сольное исполнение отличается наибольшей выразительностью. 3апевы очень ритмичны и темпово

39

свободные, зачастую даже декламационные, что указывает на «скороговорочный» тип исполнения. Часто запевы имеют волнообразное строение, образуемое чередованием мелодического подъема, не редко скачкообразного. Нередко во внутрислоговых мелодических оборотах происходит игра гласными звуками - это привносит в напевы орнаментальность.

           Женское сольное пение казачек отличается мягкостью, однако в смешанном составе при исполнении мужских песен женщины подражают исполнительской манере мужчин, т.е. используют более четкое послоговое пение. Говор у сибирских казаков мягкий, «щекающий»: вместо звука «ч» произносят «ш» или «щ» - («милощька»,«казащий»). 

 

Таким образом, суммируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. К моменту миграции в Сибирь казачество владело довольно значительным и своеобразным фольклорным богатством, в котором нашли свое отражение, как конкретные исторические факты, так и региональные особенности. В частности,  немаловажную роль в становлении песенных традиций сибирского казачества сыграл музыкальный фольклор Кубани. Однако сибирские природные условия, а также повсеместное проживание в окружении коренного населения наложили отпечаток на песенную культуру сибирского казачества.

Естественно, казачество, контактировавшее с другими этносами, переселенными из различных регионов европейской части России, усваивало и создавало новые образцы песенного творчества, опираясь на знакомую им традицию. Непрерывно шел живой процесс взаимовлияния и взаимопроникновения песенных традиций.

          Материалы полевых исследований позволяют выявить степень сохранности ряда жанров  бытовавших и бытующих в настоящее время на территории Омской Кемеровской областях и Алтайского края, а так же

40

засвидетельствовать определенные изменения в песенном творчестве сибирских казаков. 
Прежде всего, это выражается:  
          - в частичной трансформации старинных песен, в частности в тенденции к сокращению поэтических текстов;  
           - исчезновении, из памяти казаков былевого эпоса, лиро-эпических песен, с также забываются календарные, обрядовые песни, требующие конкретной приуроченности: трудовые, покосные, жнивные, а также песни весеннего периода: заклички, веснянки (эти жанры в современной жанровой системе сибирских казаков, занимают периферийное место).  
            - взаимовлиянии разных культурных традиций отразившееся на тематике, фактуре изложения, диалекте и характере исполнения.

Кроме того, выделяются исполнительские особенности сибирских казачьих песен:  
1) различный диалект (пришедший из различных областей России, в том числе привнесенные с кубанского музыкального фольклора и сохранившийся до настоящего  времени); 
2) ритмичность песен, их волевой накал;  
3) более мягкое звучание;  
4) сдержаннее по настроению, нежели более экспрессивные, энергичные песни донских или уральских  казаков. 
Все это послужило первоосновой при формировании самобытной сибирской казачьей песенной традицией.  
 Вышеизложенное позволяет сказать, что в результате влияния фольклора Кубани, как и многих других региональных культур, песенная традиция сибирских казаков постепенно видоизменилась, но при этом сохранила свои специфические исполнительские особенности.  
           Песенный фольклор сибирских казаков выступает одним из основных связующих компонентов этноса и является важнейшим средством передачи и

41

  сохранения традиционной духовной культуры. Его можно рассматривать как источник, в котором нашли свое отражение, как конкретные исторические факты, так и различные региональные музыкальные традиции. Тем самым взаимовлияние различных певческих традиций отразилось на тематике казачьих песен, фактуре хорового изложения, диалекте, характере исполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42

Заключение.

Музыкальная культура сибирских казаков определяется его этнической неоднородностью и участием в его формировании соседних кочевых этносов, что и определило во многом  ее своеобразие. Музыкальный фольклор Сибири, где наиболее важное место занимает песенный жанр, также отличается самобытностью, что проявляется, прежде всего, в тематике, отразившей своеобразные условия исторической, социально-экономической жизни, сформировавшей нравственно-бытовые устои, казачье мировоззрение, мироощущение и их духовную культуру. 

Песни казаков исполнены красоты, силы, благородства и подчёркнутого ритма. Традиционно хоровое пение казаков - преимущественно без музыкального сопровождения, ибо использование музыкального сопровождения снижает интонационную выразительность мелодии. Так сибирские казаки  создали свой неповторимый фольклор, свои особенные, только ей свойственные песенные традиции, и их специфичность, своеобразие определенно во многом влиянием музыкальных культур различных казачеств, которые так или иначе были исторически связанны между собой.

Песенный фольклор сибирских казаков выступает одним из основных связующих компонентов этноса, являясь важнейшим средством передачи и сохранения традиционной духовной культуры. Его можно рассматривать как источник, в котором нашли свое отражение конкретные исторические факты  и   музыкальные традиции других казацких культур, связанных между собой по различным причинам.

Исследуя многоуровневый характер объекта исследования, культурофилософского и этнографического рассмотрения музыкального фольклора казаков, применив комплекс исследовательских подходов и анализ фольклора в плане объединения этнографического и эстетического подходов, делаем вывод о роли музыкального фольклора Кубани в становлении    песенных традиций сибирских казаков.

43

В процессе формирования песенной традиции казаков Сибири музыкальная культура Кубани сыграла немаловажную роль, что определяет ее значимость в становлении этих традиций. Влияние  певческих традиций Кубани отразилось на тематике сибирских казачьих песен, фактуре хорового изложения, диалекте, характере исполнения.  К моменту миграции в Сибирь, казачество владело довольно значительным и своеобразным фольклорным богатством, которое можно рассматривать как источник, в котором нашли свое отражение установившиеся песенные традиции.

  Песенный жанр, как и сама песня — это  явление свободного творчества, естественное отражение жизни и быта вольного народа, в частности отражении взаимосвязи музыкальных культур казацких народов. Тем самым, современный песенный фольклор сибирских казаков, в силу своей специфичности и своеобразия, синтезирует в себе черты и элементы песенной культуры Кубани, которая сыграла, конечно же,  важную роль в ее становлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44

Список использованной литературы

 

1. Бондарь  Н.И. Формирование и развитие традиционной  духовной культуры кубанского  казачества. Диссертация на соискание  ученой степени кандидата исторических  наук. Л.. 1988г.

2. Листопадов A.M. Песни донских казаков / Под  ред. Г. Сердюченко. -В 4 т. -Мм 1949г. Т. 1.

3. Песни сибирских казаков / Сост. А.Н.Куропаткин, В.О. Бедрин, Г.И. Иванов, Я.О. Бурков. В.1. Петроград: Изд. Сибирского казачьего войска. 1916 г.

4. Русский  календарно-обрядовый фольклор Сибири  и Дальнего Востока: Песни и  заговоры / Составитель Н.И. Болонев, М.Н. Мельников, Н.В. Леонова. Новосибирск: Наука, 1997г.

5. Жигунова  М.А., Золотова Т.Н. Характерные черты  праздничной культуры сибирских  казаков // Русский вопрос: история  и современность: Сб. науч. тр. / Под  ред. В.М. Бельдиян - Омск: ОмГПУ, 2000г.

6. Аркин Е.Я. Запевает казак песнь: Песни казачьих  станиц Омской области. - Омск: Изд. - «Наследие. Диалог - Сибирь», 1999г.

7. Фольклор  казаков Сибири: Сб. / Сост. Л.Е. Элиасов, И.З. Ярневский Под ред. Л.Е. Элиасова - Улан Удэ, 1969г.

8.  Ануфриев А.В. История  Сибирского казачества. - Иркутск, 1995г.

9. Арефьев B.C. К вопросу о сибирской народной песне. // Русский фольклор Восточной Сибири: Сб.: В 2-х ч. / Под ред. Л.Е. Лосева. Улан -Удэ, 1958.-Ч. 1.

10. Буцинский  П.Н. Заселение Сибири и быт  её первых насельников. -Харьков, 1889г.

11.Дацышен  В.Г. Красноярские казаки // Сибирский  субэтнос: культура, традиции, менталитет. Красноярск, 2005г.

 

 

 

Приложение 1.

 
(Кубанская народная песня)

 

«За Кубанью рекой жил казак молодой»

 

 
За Кубанью рекой жил казак молодой. 
Он не пил, не гулял, камыш травушку жал. 
 
Камыш травушку жал, перекашивал, 
Свои раны больны перевязывал. 
 
Ой вы раны мои, вы кровавые, 
Как вы кровью сошли, мне до сердца дошли. 
 
Стал казак умирать и с конем размовлять: 
Ой, ты конь, ты мой конь, ты товарищ мой. 
 
И беги, ты мой конь, у Россию домой 
И скажи, ты мой конь, шо я вбитый лежу. 
 
За Кубанью-рекой жил казак молодой 
Он не пил не гулял, камыш травушку жал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

(Песня сибирских казаков)


«Люблю я казаченька»

 
Люблю я казаченька, Пробудилась Настенька 
Люблю молодого,  На дворе-то светло 
Дарю я казаченьке  На дворе-то светло 
Коня вороного.  Мово дружка нету 
 
 
Недавно казачек  Нет мово милого 
Из полка приехал,  Коня вороного 
Недавно приехал,  «Что ж ты, любезная 
Опять уезжает.  Теперь натворила 
 
Его любезная   Теперь натворила 
Все плачет, рыдает.  Рано не взбудила 
"Ночуй, мой миленький, Потеряла дареного 
Хоть одну ты ночку!" Коня вороного 
 
- "Рад бы я, Настенька, Было на конечке 
Не две ночевати,  Седло дорогое 
Не станут, милая,  Были все подруги 
Товарищи ждати.  Шелка зеленого? 
 
Вороны кони   Зеленого шелка  
Не будут стояти...  Сибирского полка». 
Если заночую, 
Разбуди пораньше, 
 
Рано, ранешенько, 
Чтобы не светало, 
Что трубачи-то 
В трубы не трубили, 
 
Молоды казаченьки 
Коней не седлали, 
Коней не седлали 
С двора не съезжали". 
 
- "Не бойся, миленький, 
Рано разбужу я, 
Раным рано, утром 
Рано на зореньке, 
 
Чтобы трубаченьки 
К зоре не играли, 
Млады казаченьки 
Коней не седлали". 

Приложение 3.

(Песня сибирских казаков)

«Во лесах дремучих»

Информация о работе Роль музыкального фольклора Кубани в становлении песенной традиции Сибирских казаков