Скоморошество в средневековой руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Характеристика, которую давали скоморохам первые русские христиане, интересна для нас тем, что это было свидетельство непосредственных очевидцев. Содержание древнерусского скоморошества в церковной доктрине целенаправленно и сознательно искажалось, извращалось, и, наконец, русские скоморохи были уничтожены православной церковью, своими посланиями подготовившей появление противоскоморошеского указа царя Алексея Михайловича 1648г. Это была точка зрения русской православной церкви по поводу вопроса о тайне происхождения скоморохов.

Содержание

Введение

Глава 1. Зарождение скоморошества на Руси
1.1. Кто такие скоморохи?
1.2. Первые упоминания о скоморохах на Руси

Глава 2. Скоморохи – универсальные артисты
2.1. Скоморохи - музыканты
2.2. Скоморохи - плясуны
2.3. Скоморохи – сказители
2.4. Скоморохи – дрессировщики зверей
2.5. Скоморохи – кудесники и знахари

Глава 3. Расцвет скоморошества в XVI – XVII веках
3.1. Разделение скоморохов на оседлых и походных
3.2. Балаганные представления

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

скоморошество.docx

— 83.85 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 

 

Глава 1. Зарождение скоморошества на Руси

1.1. Кто такие  скоморохи?

1.2. Первые  упоминания о скоморохах на  Руси

 

Глава 2. Скоморохи  – универсальные артисты

2.1. Скоморохи  - музыканты

2.2. Скоморохи  - плясуны

2.3. Скоморохи  – сказители

2.4. Скоморохи  – дрессировщики зверей

2.5. Скоморохи  – кудесники и знахари

 

Глава 3. Расцвет  скоморошества в XVI – XVII веках

3.1. Разделение  скоморохов на оседлых и походных

3.2. Балаганные  представления

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

Введение

 

Данная  курсовая работа посвящена изучению феномена скоморошества в культуре средневековой Руси. Смеховая культура, частью которой является творчество скоморохов, впервые стала предметом серьёзного научного изучения в работах М.М. Бахтина. На отечественном материале исследование в этом направлении предприняли Д.С. Лихачев,  А.Н. Панченко в работе «Смеховой мир» Древней Руси. Она открыла новое направление в изучении русской средневековой культуры, воспринимавшейся до этого времени по преимуществу серьезной, религиозной. На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о том, что наряду с официальной, сакральной культурой, зафиксированной в текстах,  существовала народная, смеховая культура, восходившая к язычеству и оставшаяся по преимуществу не зафиксированной, так как она бытовала в повседневности.

К теме скоморошества  отечественные ученые обращались под  разными углами зрения. (Обзор литературы: перечислить основные работы и дать им краткую характеристику).

Цель  данной работы заключается в объединении  сведений, содержащихся в различных  источниках и построении более целостного взгляда на явление  скоморошества  в русской средневековой культуре.

Задачи  работы заключаются в следующем:

    1. Выявить происхождение слова «скоморох» и время его включения в язык древней Руси.
    2. Определить роль, которая отводилась скоморохам в русском средневековом обществе.
    3. Охарактеризовать специфику творчества скоморохов как универсальных артистов.
    4. Проследить эволюцию скоморошества в культуре средневековой Руси.

Предмет исследования – феномен скоморошества  в  средневековой Руси. В роли объекта изучения выступают разнообразные  источники: памятники древнерусской  литературы, содержащие упоминания о  скоморохах, фольклорные тексты, исторические документы, статьи и монографии, посвященные  этой теме.

Новизна работы заключается в объединении  разрозненных сведений и целостном  представлении феномена скоморошества  в средневековой Руси в рамках культурологического исследования.

Методология работы основана на использовании историко-типологических, сравнительных методов, а также  приемов анализа и синтеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Зарождение скоморошества  на Руси

 

    1. Кто такие «скоморохи»?

Что мы знаем  о скоморохах в первые века после  принятия христианства? Оговорка –  после принятия христианства – отнюдь не случайна, так как узнать что-либо о скоморохах в языческий период при отсутствии источников нет никакой  возможности. Документы эти, вообще малочисленные, ничего не говорят о  скоморохах. Но мы вовсе не лишены возможности  иметь представление о скоморохах при язычестве, ведь и о самом  язычестве современные документы  говорят очень мало, все же изучено  оно основательно.

Большая часть документов, дающих нам сведения о скоморохах, в том числе подавляющее  большинство ранних, указывает на них как на участников различного рода празднеств, но не называет их при  описании обрядов типа поминальных  и похоронных. В «Поучении о  казнях божиих» - одном из самых ранних документов с упоминанием о скоморохах – проповедник упрекает тех, кто  вместо смирения и посещения церквей  собирается на игрища. Вот интересующее нас место в переводе Б. А. Романова: «Но этими и другими способами  вводит в обман дьявол, всякими  хитростями отвращая нас от бога, трубами  и скоморохами, гуслями и русалиями. Видим ведь игрища утоптанные, с  такими толпами людей на них, что  они давят друг друга, являя зрелище  бесом задуманного действа, - а  церкви стоят пусты; когда же приходит время молитвы, мало людей оказывается  в церкви». В «Житии Феодосия Печерского»  летописца Нестора говорится  о веселье  в княжеском дворце, участниками которого были певцы  и музыканты – безусловно, скоморохи. Нестор, кроме того, дает основания  считать, что подобные «игрища» были делом довольно распространенным, обычным.

Из другого  отрывка того же жития, где рассказывается о стараниях бесов совратить  Феодосия, мы видим, что смыл действий бесов заключается в том, чтобы заставить старца плясать под музыку в бубны бьющих и в сопели сопущих, т.е. опять же скоморохов. О том, что случилось бы, поддайся Феодосий соблазну, можно судить по рассказу о монахе Исакии из «Повести временных лет» под 1074 г. К этому Исакию подошли однажды два прекрасных юноши с сияющими, как солнце, ликами и сказали ему: «Исакий, мы ангелы, а там идет к тебе Христос, став на колени, поклонись ему». Он же не поняв, что это бесовское дело, и забыв перекреститься, встал и поклонился… Бесы же завопили: «Наш ты, Исакий, уже!» И сказал один из бесов, которого называли Христом: «Возьмите сопели, бубны и гусли и играйте, пусть наш Исакий спляшет». И грянули бесы в сопели и в гусли и в бубны, и стали Исакием играть. И, утомив его, оставили его едва живого и ушли, надругавшись над ним».

Характеристика, которую давали скоморохам первые русские  христиане, интересна для нас  тем, что это было свидетельство  непосредственных очевидцев. Содержание древнерусского скоморошества в  церковной доктрине целенаправленно  и сознательно искажалось, извращалось, и, наконец, русские скоморохи были уничтожены православной церковью, своими посланиями подготовившей появление  противоскоморошеского указа царя Алексея Михайловича 1648г. Это была точка зрения русской православной церкви по поводу вопроса о тайне  происхождения скоморохов.

Во второй половине XIX века возникает новая трактовка скоморошества: «теория захожести» академика А.Н. Веселовского. Она утверждала, что скоморошество явление в основе своей не русское, что скоморохи в процессе своей профессиональной миграции «зашли» на Русь с запада, что они продукт греческой цивилизации. В этой теории мы имеем дело с представлением о скоморохах, прямо противоположным христианскому: оно отрицает его прямую принадлежность народной культуре Древней Руси.

Наверное, не сознававшаяся самим А. Веселовским  церковность этой концепции сейчас достаточно очевидна: история древнерусского скоморошества едва ли не буквально  воспроизводит историю утверждения  христианства на Руси. Явившись извне, христианство впоследствии ассимилировалось на русской почве, вобрав в себя часть прежних русских языческих обрядов. Одним из аргументов этой теории были знаменитые фрески на стене храма святой Софии в Киеве, изображающие якобы русских скоморохов, а на самом деле греческих бродячих актеров. Появившись в Киеве вместе с одним из византийских посольств – они многих вводили в заблуждение, пока это обстоятельство не стало известно.

Истолкование  самого слова «скоморох» также стало  аргументом в этой дискуссии. Все  обозначенное этим словом воспринималось еще недавно как что-то совершенно несерьезное, примитивное, малодостойное, совсем не то, что обозначалось словом «фольклор».

Когда возникло более пристальное изучение явления, то у слова «скоморох» определилось несколько значений, причем их спектр достаточно велик: от итальянского «певучего  вора» до греческого «начальника  шуток».

Последующая гипотеза ищет причину появления  на Руси скоморохов не вовне, а изнутри. Выдающаяся заслуга ее создания принадлежит  профессору И.Д. Беляеву. В середине XIX века он исследовал феномен скоморошества и пришел к выводу о язычески-религиозном значении скоморошьих игр. В XI столетии обряды с их участием носили «более степенный характер». В XI столетии скоморохи были носителями возвышенного, прекрасного искусства, но когда «сознание о серьезном значении язычества утратилось, то и скоморохи образовались в личности комические, стали «глумцами».

Эта концепция  оказала сильное влияние на последующих  историков. А.А. Морозов также связывает  появление скоморохов на Руси с принятием  христианства, с возникновением условий, при которых язычество как  культ было подорвано, но языческая  обрядность продолжала существовать на началах двоеверия. Но куда делись языческое  жречество и накопленные им профессиональные знания и приемы? Оно не исчезло, как не исчезло и язычество. Отправление  прежних обрядов становится уже  делом не святым, а бесовским, и  сами волхвы превращаются в «бесов видимых», в скоморохов.

Трудно выйти  из круга этой несомненно интересной и красивой концепции. Однако факты  говорят о том, что ко времени  принятия христианства скоморохи уже  были явлениями вполне сложившимся, вполне развитым и в творческом, и в организационном отношении. В «Житии Феодосия» есть такой  эпизод. Однажды Феодосий – игумен Киево-Печерского монастыря пришел в терем князя Святослава в  то время, когда там шло веселье: «И се видит многих играющих перед  ним. Кто гусельные гласы испускает, другой органные голоса, а иной и  замарные писки творит и так все  играют и веселятся, т.к. обычай такой  есть перед князем». Феодосий стал ускорять князя, и тот, будто бы умилившись словам старца, велел каждый раз  с его приходом прекращать забавы.

В этой связи  коснемся слова «скоморох» - прежде всего его роли в именованиях. Слово «скоморох» является названием  профессии и в то же время названием  специализации (эти случаи мы различаем). Если это так, то проблем не должно возникать: человека, в именование которого введено слово «скоморох», и относим  к скоморохам. А если мы имеем  дело с прозвищем Скоморох? Безусловно, в некоторых именованиях такое содержание присутствует (выявлению его может способствовать лишь подсказка автора того или иного документа, и в одном случае она имеется: «Бориско Васильев сын, прозвище Скоморох» - Казань, 1646 г.). Во всех остальных случаях такого рода оговорок нет.

Допустим, однако, что перед нами прозвища, по неизвестным причинам не подчеркнутые в документах как таковые. Но и  в этих случаях мы вправе отнести  носителей подобных прозвищ к  скоморохам, поскольку перед нами прозвания по профессии. В те времена на Руси сплошь и рядом кузнец слыл Кузнецом, мельник - Мельником, скоморох - Скоморохом и т.д. То же самое наблюдалось в Европе. И в XVI в., и ранее там были в ходу такие профессиональные прозвища, как Пфайфер (по отношению к дуднику, свирельнику), Лаутеншлагер (применительно к лютнисту) и другие. В Швеции данная традиция существовала вплоть до наших дней. Так, некоего шпильмана звали Юхан Арфа (конец ХIХ века). Это прозвище он получил от названия инструмента (никель-арфа), на котором играл; другой шпильман - Клас Юхан Арфист - жил во второй половине XIX в.; еще чаще шпильманов звали просто Шпильман Густав, Шпильман Оскар, Шпильман Пеле.

Как бы то ни было, вряд ли можно точно сказать, являлось слово «скоморох» прямым указанием  на профессию человека или только прозвищем по профессии: ведь в рукописях  ХV-ХVII веков все имена собственные пишутся со строчных букв. Эту особенность необходимо учитывать, встречаясь с написанием интересующего нас слова с заглавной буквы в публикациях писцовой и актовой документации. Итак, причисляя то или иное именование к числу скоморошьих, мы всякий раз руководствуемся общей логикой, а также косвенными свидетельствами. Они согласно говорят, что люди, профессионально занимавшиеся скоморошеством, издревле существовали на Руси наряду с кожевниками, рукавичниками, бочечниками. Ведь никому и в голову не приходит считать названия этих профессий только прозвищами. Думается, что скоморохи не должны быть исключением из данного правила. Профессия «скоморох» соединяла в себе ряд как мужских, так и женских (точного разграничения пока нет) специализаций, которые, в свою очередь, дробились на разновидности: к настоящему времени мы располагаем сведениями о 20 специализациях.

Таким образом, родовая профессия и специализация  внутри нее соотносились между собой  как целое с частью. Аналогичной  зависимостью были связаны специализация и ее разновидности. Названия специализаций произведены от названий древнерусских музыкальных инструментов и обозначают либо музыкально-инструментальные скоморошьи (и нескоморошьи) специализации, либо специализации, имевшие опосредованное отношение к музыкальным инструментам.

Любая из скоморошьих специализаций могла  принадлежать не только

музыканту, но и изготовителю инструментов, наряду с этим - тому и

другому одновременно. В принципе так должно было происходить, но

веских доказательств  на этот счет у нас нет. Известно лишь, например, что

москвич, некий  стрелец Прохор Еремеев, упомянутый в документах 1673 и 1675 гг. в связи  с изготовлением барабанов, набата и ремонта литавр, назван «барабанным  мастером», «мастером», «барабанщиком».

По некоторым  версиям, слово «скоморох» связано  этимологически с Востоком. И скоморохов, как видим, иногда называли соответствующим  образом: «сурначей», «домрачей», «нефирь». Перечень продолжают «накрачей» и «трубачей» (это роднит их со скоморохами). И  неудивительно, поскольку сурна, домра, накры, нефирь - музыкальные инструменты  восточного происхождения.

Теперь  обратимся к тем свидетельствам скоморохов о себе и своей профессии, которые содержатся в «Расспросных речах» и «Кабальных записях» ХVI-ХVII вв.

Информация о работе Скоморошество в средневековой руси