Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:41, курсовая работа
Характеристика, которую давали скоморохам первые русские христиане, интересна для нас тем, что это было свидетельство непосредственных очевидцев. Содержание древнерусского скоморошества в церковной доктрине целенаправленно и сознательно искажалось, извращалось, и, наконец, русские скоморохи были уничтожены православной церковью, своими посланиями подготовившей появление противоскоморошеского указа царя Алексея Михайловича 1648г. Это была точка зрения русской православной церкви по поводу вопроса о тайне происхождения скоморохов.
Введение
Глава 1. Зарождение скоморошества на Руси
1.1. Кто такие скоморохи?
1.2. Первые упоминания о скоморохах на Руси
Глава 2. Скоморохи – универсальные артисты
2.1. Скоморохи - музыканты
2.2. Скоморохи - плясуны
2.3. Скоморохи – сказители
2.4. Скоморохи – дрессировщики зверей
2.5. Скоморохи – кудесники и знахари
Глава 3. Расцвет скоморошества в XVI – XVII веках
3.1. Разделение скоморохов на оседлых и походных
3.2. Балаганные представления
Заключение
Список литературы
Протопоп Аввакум рассказывает о встреченных им «плясовых медведяхъ съ бубнами и домрами и харяхъ» (масках); Олеарий упоминает о комедиантах-кукольниках, сопровождающих вожаков медведей; в царской грамоте 1648 г. порицаются те, кто «медведи водять», а другая грамота царя Алексея Михайловича того же года ополчается против игрецов бесовских скоморохов, ходящих «съ домрами и съ медведи». В старинной рукописи 1656 г. говорится о веселых гуляющих людях и их медведе. Автор описания Московии (в конце XVII в.) сравнивает смешные, по его выражению, пляски русских с пляскою ученых русских медведей и отдает предпочтение последним. Русские медведчики заходили уже в XVI веке (если не раньше) на западе в Германию, а может быть и далее.
Мы рассмотрели
главнейшие из разнообразных потешных
действий, входивших в репертуар
скоморошеских игр и позоров.
Все поименованные виды скоморошества,
смотря по большей или меньшей
разносторонности дарования, могли
в большей или меньшей степени
сосредоточиваться и в одном
лице. И в этом отношении, вероятно,
скоморохи сходствовали с близко
родственными им западноевропейскими
жонглёрами, деятельность которых отличалась
замечательною
Понятие о скоморохах, искусниках на все руки, представителях бесовских потех, сатанинских игр, играющих на бесовских музыкальных орудиях, о скоморохах-слугах или исчадиях дьявола, обреченных в будущей жизни на вечный плач и вечные страдания в аду, сближается с понятием о бесовской же силе колдовства, чарования, знахарства. Святочные ряженые, стоящие в ближайшей связи со скоморошеством, называются в Новгородской губернии не только окрутниками, но и кудесниками, а в Кирилловском Уезде — кудесами. На церковнославянском языке коудес, коудесьник значит magus, чаровник, волхв; древнерусское кудъ = очарование, волшебство; русское окуда, окудник (Рязанской губ.) = колдун, волхв, проказник; кудесить = колдовать, ворожить; кудесы = чары.
Сближение скомороха-гусельника и певца с волхвом, кудесником или знахарем могло произойти в народном представлении под влиянием воспоминания о древнейшей связи понятий о поэзии, знании, колдовстве: Боян-гусельник называется в «Слове о полку Игореве» вещим, т. е. ведуном, знающим мудрым, знахарем, чародеем. В связи с таким представлением о гуслярах, у поляков gusla значит колдовство и скоморошество, guslarstwo = колдовство и фиглярство, guslic = колдовать и фиглярить (скоморошничать). Ведун, знахарь, чародей, владея мудростью, знанием, чарами, по народному представлению, властен и изгонять, т. е. излечивать недуги, уговаривать болезни. Взгляд народа на скоморохов, как на волшебников или знахарей, отражается в некоторых пересказах былины о Госте Терентьище. Герой былины обращается к встретившимся ему «веселымъ молодцамъ» (скоморохам) за помощью против женина тяжкого недуга, т. е. как к знахарям:
У меня есть молодая жена
Авдотья Ивановна.
Она съ вечера трудна, больна,
Съ полуночи недужна вся, —
Расходился недугъ въ голове,
Разыгрался утинъ въ хребте.
Пустился недугъ къ сердцу...
А кто бы-де недугамъ пособилъ,
Кто недуги бы прочь отгонилъ,
Отъ моей молодой жены
Оть Авдотьи Ивановны,
Тому дамъ денегь сто рублевъ
Ьезъ единыя денежки.
«Веселые» берутся вылечить Авдотью, и Терентьище дает им сто рублей. В другом пересказе той же былины Терентьище прямо приветствует скоморохов как ухаживателей, уговаривателей недугов, знатоков скорбим, болезням — словом, как знахарей.
Вы много по земле ходоки.
Вы много всемъ скорбямъ знатоки,
Вы скорби ухаживаете,
А недуги уговариваете.
С другой
стороны естественно
Чудодейственная
сила, которую народное представление
приписывало скоморохам, обнаруживается
и в непременном, постоянном участии
их в старину в свадебных
Глава 3. Расцвет скоморошества в XVI – XVII вв.
3.1. Разделение скоморохов на оседлых и походных
В описании
языческнх игрищ неизменно
В этих условиях общинное скоморошество, оставаясь по своему происхождению коллективной культурой, становится профессиональным занятием особой группы одаренных людей — скоморохов.
Таким образом,
скоморохи — это
Воссоздавая в общих чертах картину истории древнерусского скоморошества, следует отметить, что гигантский пласт патриархального скоморошества отличается в целом исторической стабильностью, истории же профессионального скоморошества изобилует драматическими событиями, крутыми поворотами и поистине трагическими изменениями.
Социальный
смысл становления
Следующая особенность, которую необходимо отметить, заключается в том, что профессиональное искусство — ярко выраженная городская культура, в противоположность патриархальному фольклору, функционировавшему преимущественно среди землепашцев.
Архаичный скоморох-былинник как носитель официальной культуры раннефеодальной Руси выполняет важные общественно-политические задачи. «Певцы, скоморохи воссылали мольбы и заговоры, делали предсказания. От того-то Боя — внук Велесов, назван вещим, смысленным»,— писал Афанасьев, определенно подразумевая, что Боян был именно скоморохом.
Однако
полноправными и единственными
представителями официальной
Православие вытеснило скоморохов с княжеского двора, но они обосновались на дворе боярском и удерживались там до XVI века. То есть до конца боярских «кормлений».
С сокращением
размеров «корма» наместники предпочитают,
чтобы их челядинцы «кормились»
сами путем прямого грабежа
И. Д. Беляев в первой половине XIX века записал от старожилов деревни Ликово Московской губернии рассказ о том, как ватага бродячих воров-музыкантов однажды расположилась близ деревни и потешала жителей песней. Воротившись домой с этого спектакля, крестьяне не нашли большей части своих овец.
Многовековая традиция «сильной игры» нашла отражение в некоторых старинных русских песнях, например «Усишша», «Скоморохи по улице похаживали», «О госте Терентьище» и другие. Именно о таких наместничьих скоморохах говорит нам «Стоглав» (гл. 41, вопрос 19): «Да по дальним странам ходят скоморохи совокупясь ватагами многими до 60 и до 70 о до ста человек и по деревням у хрестиан силно едят и пьют и не клетей животы грабят и по дорогам людей разбивают». Скоморохи служили боярским попрошатаям, конюхам и псарям прикрытием, маскируя своим пением, музыкой и плясками их воровские дела.
Нам кажется проблематичным, чтобы скоморохи принуждали зрителей смотреть их выступление, как это представлял себе, например, А. И. Кирпичников: «Скоморохи добывали себе хлеб своим, хотя бы и не замысловатым искусством; но находя слишком мало добровольных его ценителей, не прочь были прибегнуть и к принуждению».
Полностью
исключать такую возможность
мы не можем, и, скорее всего, это имело
место. Нам, однако, важно выявить
не случайное, а существенное в этом
явлении. Тут мы встречаем столь
непосредственное отражение жизни
в формах искусства, что искусство
почти отождествляется с
В 1555 году Иван Грозный ликвидировал систему боярских кормлении, и форма социального бытия скоморохов как боярских наместничьих на этом формально закончилась, однако «сильная игра» как форма репрессивной культуры, созданная наместничьими скоморохами, не исчезла бесследно, более того, она получила свое новое развитие. Многое в затеях Ивана Грозного, даже казни неугодных, носило характер театрализованного зрелища. Академик Д. С. Лихачев делает вывод о том, что смех Древней Руси «порождал даже такие апокалиптические явления, как кромешный мир опричнины... затеянная Грозным опричнина имела игровой, скомороший характер».
Однако необходимо обратить внимание и на то, что в опричнине, в противоположность скоморошеству, отсутствует элемент искусства, за исключением разве что частных внешних атрибутов, усиливающих эффект царского террора.
С изгнанием скоморохов с боярского двора они переходят на положение бродячих, или «походных», скоморохов, зарабатывающих средства к существованию исключительно своим искусством. Веселый скоморох часто оборачивается былинным богатырем. Многие богатыри оказываются певцамн-гусолышками. От музыки их гудочков — «звончатых переладцев» загорелось «иннишое царство» царя Собаки. В былине искусство приравнено к грозному оружию, а скоморохи являются нам могучими былинными богатырями, защитниками родной земли («Вавило и скоморохи»). Нельзя пройти мимо еще одной особенности скоморошества – в нем все сводится к непосредственному исполнительству, находит свое осуществление в живом драматическом действе. Это признак древности культуры, се первоначальности. Все другие виды искусства, как, например, скоморошество в живописи, в скульптуре, в зодчестве, поэзии и т. д., в своем становлении и развитии обусловлены этим изначальным драматизмом скоморошества.
Все сказанное дает основание предположить, что существовало несколько категорий русских скоморохов: одни постоянно жили в деревне, это оседлые непрофессиональные скоморохи; другие постоянно жили в городе и, надо думать, были профессионалами; третьи – скоморохи «походные», или бродячие, странствующие, не имеющие хозяйства, безусловно профессионалы.