Средневековая культура Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 13:35, контрольная работа

Краткое описание

Нам знакомы сочетания «История России», «История Средневековья», «История Востока», «История науки и техники», «История искусства» и т.д. Но что такое «история культуры»? Говоря сегодня об истории обычно имеют в виду те или иные научные реконструкции истории.

Содержание

1. История становления культуры.
2. Формирование Средневековой культуры.
3. Технические приспособления Средневековья.
4. Средневековая культура западноевропейского общества.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная культурология.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

 

Пензенский государственный  университет 

 

Заочный факультет 

 

Кафедра: «Коммуникационный  менеджмент»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине «Культурология»

 

на тему: «Средневековая культура Западной Европы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                  Выполнил:

    студент гр. 09зэи31                                                                                           

Сергеева Светлана Валерьевна

 

Проверил:

 доцент Глебов Геннадий  Иванович

 

 

 

 

План.

 

  1. История становления культуры.
  2. Формирование Средневековой культуры.
  3. Технические приспособления Средневековья.
  4. Средневековая культура западноевропейского общества.

 

 

 

 

1.История становления культуры.

 

Нам знакомы сочетания  «История России», «История Средневековья», «История Востока», «История науки  и техники», «История искусства» и  т.д. Но что такое «история культуры»? Говоря сегодня об истории обычно имеют в виду те или иные научные  реконструкции истории. Для таких реконструкций характерны следующие моменты:

а) опоры на исторические факты и исторический материал,

б) своеобразные принципы «непрерывности»  и «полноты» исторического объяснения,

в) использования для исторического  объяснения понятий и средств определенных наук. (3; 220)

Например, один автор создает свои реконструкции истории точных наук на основе представлений социологии и психологии, другой- на основе идей психологического творчества,  еще  один - основе понятий философии  науки. Таким образом, один и тот же исторический материал допускает не одно а множество теоретических осмыслений, в результате чего разные историки воссоздают несовпадающие истории.

С точки зрения культурологи история  рассматривается в форме процессов  изменения, протекающих и сменяющих друг друга.(3; 221)

Для человека история- это не только место социальных событий, но ценностное пространство его собственной жизни. И здесь на новом уровне происходит возврат к темам, которые давно  обсуждаются в философии культуры. Одна из них – соотношение культуры и цивилизации.(3; 224) Цивилизация есть завершение, становление за культурой как конечная точка событий. Существует множество различных культур и цивилизаций, но давайте остановимся на средневековой культуре.

 

 

2. Формирование Средневековой культуры.

 

Средневековая культура – первая самостоятельная культура по отношению к Западной Европе. Она развивалась более тысячи лет и сформировала культуру  современной Западной Европы. Термин «Средние века» начал употребляться в XV веке для обозначения периода времени от гибели западной Римской империи до эпохи Возрождения. Стало обычным вкладывать в этот термин некий ценностный смысл: «отсталое», «нецивилизованное», «темное» и т.д. Эта идея восходит к гуманистам просветителям. Другая крайность в оценке средневековья – романтизировать его, искать в нем утраченные впоследствии доблести и красочную экзотику: рыцарские подвиги и прекрасных дам. (4; 107- 108)

Средневековую культуру отличала глубокая контрастность, которая  проступала  в мировоззрении, искусстве, истории. В средние века возникло большинство современных государств, наций и национальностей, появились первые парламенты и конституции, были изобретены часы и ножницы, книгопечатание и огнестрельное оружие, сделаны выдающиеся географические открытия и технические изобретения. (5; 58) 

Хронологические рамки  средневековья точно не определены. В основном принято считать, что  средние века охватывают период времени с конца 5 века до середины XVII века. По существу Средневековье длилось до XVIII века, постепенно изживая себя перед лицом французской революции, промышленного переворота XIX века и великих перемен XX века. Однако Средние века не столько – понятие не сколько хронологическое сколько содержательное. Для этого периода характерно рождение, развитие и разложение феодализма в Западной Европе. В раннем средневековье (VI-X века) еще сильны элементы античной культуры и социальных отношений. Лишь постепенно вырисовываются собственно средневековые формы социокультурной жизни, делающие Средневековье особой культурной  эпохой. Этот период охватывает XI- XIV века и именуется зрелым или развитым Средневековьем. Средневековая западноевропейская культура сформировалась в результате сложного синтеза трех культурных элементов: наследия античной культуры (прежде всего латинской), христианских ценностей и варварской культуры. (4; 107-108)

 

3.Технические приспособления  Средневековья.

 

Период раннего  и зрелого средневековья (до XV в.) в Западной Европе отмечен распространением орудий труда и технических приспособлений, известных с античности: новых изобретений тогда было крайне мало. Техника была рутинной (особенно в сельском хозяйстве).

Верхнебойное  водяное колесо нашло применение не только на мельницах, но и в горном деле (водоподъемные и другие устройства), в производстве сукна, металлургии и металлообработке. В XIV в. появились доменные печи, позволившие выплавлять чугун. Использовались токарный и механический ткацкий станки (с XVI в.), различные передачи (ременная, зубчатая, цепная, кривошипная), землечерпалки. При строительстве мостов, набережных стали применять водолазные аппараты, один из которых сконструировал Леонардо да Винчи. В эпоху средневековья развивалось гончарное производство. В Италии, в г.Фаэнцы, в XIII в. началось производство посуды из фаянса, который был изобретен еще в древности. Получила распространение оловянная посуда, хотя простолюдины пользовались обычно деревянной.

Изобретение пороха и огнестрельного оружия произвело  подлинный переворот в военном деле. Рецепт изготовления пороха можно встретить в рукописях еще середины XIII в. В следующем столетии появились металлические пушки, сначала, по-видимому, в Италии, потом и в других странах. Развитие огнестрельного оружия привело к коренным изменениям в военно-морском флоте, а также фортификационных укреплениях -вместо высоких и прямых крепостных стен стали строить низкие наклонные земляные укрепления, лишь в некоторых местах облицованные камнем, с многоугольными бастионами.

В течение  всего средневековья в Западной Европе в городах и селах преобладали деревянные и глинобитные постройки. Однако с XI в. начался мощный подъем каменного строительства, что можно считать наиболее важным явлением экономического развития в средние века. (1; 208- 209)

 

4.Средневековая культура западноевропейского общества.

 

В средние века, как  и в другие эпохи, на европейском  континенте имели место сложные  и противоречивые процессы, одним  из главных результатов которых  стало возникновение европейских  и всего Запада в его современном  виде. Наиболее трудным и бурным оказался этап раннего Средневековья, когда рождался новый западный мир. Его возникновение было обусловлено распадом Римской империи (5 век), что в свою очередь было вызвано ее глубоким внутренним кризисом, а также великим переселением народов, или нашествием варварских племен. С IV по IX век произошел переход от «римского мира» к «христианскому», вместе с которым и возникла Западная Европа. Западный «христианский» мир появился в результате слияния римского и варварского миров, хотя он и сопровождался разрушениями, насилиями, жестокостью и утратой многих достижений античной культуры. На ранней стадии Средневековья заметно упал уровень развития многих ремесел, произошла аграризация всей экономики, в которой преобладал натуральный тип хозяйства. Определенный застой наблюдался в развитии науки и философии. В то же время в некоторых областях жизни наблюдались прогрессивные изменения – в  социальном развитии главным стало упразднение рабства. Также Средневековье открыло простор для широкого применения машин и технических изобретений. В античном мире главным источником силы были рабы, а когда этот источник исчез встал вопрос о поиске новой энергии. Поэтому уже в 6 веке начинает использоваться энергия воды, а в XII веке появляется ветряная мельница, использующая энергию ветра. Изобретение рулевого колеса ускорило прогресс водного транспорта , что в свою очередь привело к революции в торговле. Развитию торговли также способствовали строительство каналов и использование шлюзов  с воротами. Положительные сдвиги происходили и в других областях культуры . Большинство из них так или иначе было связано с христианством, которое составляло фундамент всего уклада средневековой жизни. (2; 116-118)

Христианство возникает в Палестине в I веке нашей эры и получает законченную форму как вторая мировая религия в начале 4 века, став государственной религией Римской империи. Христианство противопоставило разложению и распаду римской духовной культуры свои простые принципы: человек- высшая ценность  в этом мире, все люди равны независимо от происхождения или социального положения и подотчетны только Богу, любовь к человеку- основной принцип взаимоотношений между людьми.(4; 108-109)

Христианский образец  человека — человек глубоко религиозный и потому нравственный. Но был ли реализован христианский образец в жизни средневекового человека? Ближе всего к христианскому идеалу человека был образец, складывающийся в среде духовенства и особенно монашества, которое уходило от мирской жизни, посвящая себя аскетическим подвигам во имя Бога.

Монашество зарождается с IV в. на востоке Римской империи. Отдельные отшельники уходили из городов и раньше, скрываясь от гонений в «пустынных местах». Многие христиане и в городах вели жизнь замкнутую и отрешенную.

Первоначально монахи не имели каких-либо установленных правил. Принципиальное обоснование правил монастырской жизни было дано Василием Великим знаменитым богословом и организатором христианской церкви в IX в. Василианский устав оказал решающее влияние на формирование общежитийного монастыря как «образа жизни по Евангелию». Василий считал, что отшельнический идеал обособленного спасения неполон. В общежитии духовные достижения одного монаха помогают другим, и все вместе они служат Богу.Так складывался монашеский идеал как идеал духовного становления, совершенства духовной жизни, где последняя понималась не как собственно нравственная, но именно как религиозная.

На Западе монашество возникло несколько позже, и его подлинным основателем стал Бенедикт Нурсийский, который в VI в. основал Бенедиктинский орден - централизованное объединение монастырей с единым уставом. Монастырской братии предписывалась строгая дисциплина по воинскому образцу («воины Господни»), а их служение Богу, в отличие от восточной традиции, было более обращено в мир. Возрождалась раннехристианская высокая оценка физического труда и бедности.(4;109- 110)

В VI в. по образцу Бенедиктинского ордена была создана обитель Флавия Кассиодора, которая сыграла важную роль в становлении средневековой книжной культуры. Кассиодор на первое место ставил труд не физический, а интеллектуальный, который монахи считали важным соединить с «чистой», христианской жизнью. Именно в обители Касснодира впервые сложилась трехчастная структура монастыря как просветительского центра, которая стала традиционной для всего средневековья: библиотека (книгохранилище), книжная мастерская, где делались новые списки книг не только для себя, но и на продажу, и школа. Средневековая духовность начиналась с полного отторжения Античности. Христианство отвергло все изобразительные приемы античности, отказалось от системы античного знания и образования. Но вопреки этому неприятию античная культура не была утрачена безвозвратно. Благодаря монастырям она была частично переработана в соответствии с потребностями христианского богословия, а частично сохранена и спасена от исчезновения, хотя и признавалась «богопротивной». С другой стороны, в Средние века античное наследие было бережно сохранено арабо-мусульманской культурой, а от арабов воспринято Средневековой Европой. В результате Европа вышла из средневековья не только христианизированной, но и подготовленной к дальнейшему движению разума. В Средние века существовало несколько типов школ. Церковно-монастырские школы готовили священнослужителей. С развитием городской культуры произошли принципиальные изменения в образе жизни и культуре средневековой Европы. Появилось светское образование. В школах при епископских кафедрах получали широкое образование. В них изучались традиционные, сформировавшиеся еще в период эллинизма, «семь свободных искусств»: формальные искусства грамматика, логика, риторика, и практические искусства - арифметика, геометрия, астрономия и музыка. При наличии крупных профессоров богословии, философии, медицины и римского права на базе этих школ создавали университеты. В 1200 г. был основан Парижский университет. В XIII в. возникли Оксфордский и Кембриджский университеты в Англии, Саламанкский- в Испании, Неаполитанский — в Италии. В XIV в. были основаны университеты в Чехии, Польше и Германии. В конце XV.в. в Европе насчитывалось 65 университетов. Преподавание в них велось на латинском языке. Основой средневекового знания было овладение системой понятий. Опыт как путь познания отрицался. Ключом к знанию считалось слово, поэтому главной средневековой наукой была схоластика (от греч.- школьный, ученый). Она представляла собой религиозную философию, соединявшую богословие и рационалистические, формально-логические проблемы. Усилия ученых-схоластов были направлены на осмысление Священного Писания для рационального обоснования христианской веры. Самым авторитетным у схоластов считалось учение Аристотеля. Важной в схоластике была и проблема универсалий, т.е. общих понятий. Выводимость из одного понятия другой стала основой схоластической философии, а схоластические диспуты рассматривались как основной вид обучения. Схоластика стала школой мышления для средневековой Европы и подготовила европейцев к восприятию идей рационализма Нового времени.

Характерной особенностью средневековых знаний являлась их рецептурность, т.е. набор знаний и практических рекомендаций в разных областях. Она предопределила формы книжной культуры Средневековья. Основой книжного образования служили трактаты и суммы как своды всех знаний в какой-либо отрасли; энциклопедии, которые дополнялись глоссариями (словарями) и комментариями. Для каждого слоя людей были свои комментарии и своя интерпретация, которые соответствовали сложившимся в средневековье трем уровням знания.

Первый, или нижний, уровень знания предназначался, главным образом, для неграмотных простолюдинов и нес в себе устную информацию, имеющую практическое значение. Эта информация дополнялась изобразительными средствами (церковная живопись, скульптура), призванными раскрыть необразованным крестьянам содержание Священного Писания.(4; 110-112)

Второй уровень знания связан с рыцарством и феодалами. Они также получали практические знания из начал медицины, юриспруденции и философии, но основой их образования была музыка, игравшая очень важную роль в системе рыцарского обучения и воспитания. Высший, третий уровень знания, получали немногие. Это книжная система образования, осуществлявшаяся в церковных и светских школах, университетах и ставившая цель - подготовить будущих профессионалов: теологов, врачей, юристов.

Кроме названных уровней  знания, в Средневековье сложилось закрытое образование ремесленнических корпораций. Оно было практическим, ограничивалось лишь своей корпорацией и усваивалось только через 15 лет обучения. Эти знания носили мистический характер. Так как все может создавать лишь Бог, то ремесленник, создающий свои произведения, выступает как бы демиургом, магом, волшебником.

Ремесленник обладал  способностью создавать новое, он мог  переводить вещество из одного состояния в другое, т.е. был хранителем алхимических знаний- знаний о вечном превращении веществ. Символом алхимических превращений был «философский камень» - средство для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получения эликсира молодости, универсального растворителя и т. д. Главной ипостасью алхимии становится любого вида кристалл, отсюда развивается символика драгоценных камней и зеркал. Создаются специальные своды знаний о минералах и их отношении к человеческим судьбам - лапидарии. Очень часто алхимия включала и медицинские знания. Так, например, знаменитый врач Средневековья Парацельс был одновременно и крупнейшим алхимиком. Многие зодчие и художники Средневековья тоже увлекались алхимией, и в художественном оформлении храмов часто зашифрованы алхимические знания.(4; 112-113)

Информация о работе Средневековая культура Западной Европы