Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 16:29, доклад
Смысл многих слов определяется только в контексте конкретного высказывания; так, например, когда кто-то говорит "человек", он может подразумевать и отдельного индивида, и некоего человека вообще, и все человечество в целом. Понять, какое именно содержание вкладывается им в это слово, можно по фрагменту речи, в который оно включено, однако, бывает, что даже контекст не подсказывает нам, в каком значении употребляется то или иное многозначное слово, и в результате возникает путаница1. Это замечание относится и к слову "культура". В разных контекстах оно может относиться к различным феноменам, областям и сторонам социально-исторической реальности.
Смысл многих слов определяется только в контексте конкретного высказывания; так, например, когда кто-то говорит "человек", он может подразумевать и отдельного индивида, и некоего человека вообще, и все человечество в целом. Понять, какое именно содержание вкладывается им в это слово, можно по фрагменту речи, в который оно включено, однако, бывает, что даже контекст не подсказывает нам, в каком значении употребляется то или иное многозначное слово, и в результате возникает путаница1. Это замечание относится и к слову "культура". В разных контекстах оно может относиться к различным феноменам, областям и сторонам социально-исторической реальности.
Прежде всего слово "культура" может обозначать общечеловеческую, мировую культуру в целом. Таков, например, его смысл в выражениях "развитие человеческой культуры", "вклад в мировую культуру". Культура в этом глобальном смысле - одна, о ней можно говорить только в единственном числе.
Под словом "культура" можно также понимать локальную культуру, т.е. культуру некоторого конкретного, исторически определенного общества. Каждая такая система обладает своими специфическими чертами и особенностями. Это объясняется различиями в географических и социально-исторических условиях существования стран и народов и их относительной обособленностью друг от друга (последняя по мере совершенствования средств передвижения и коммуникации преодолевается, что приводит к сближению культур).
Особое место среди локальных культур
занимают этнические и национал
Понятие культуры применяется также для обозначения отдельныхкультурных, сфер и компонентов. Употребляя его в этом смысле, говорят о культуре труда, быта, поведения, о художественной, музыкальной, нравственной, правовой, политической культуре и т.д.
Культурами называются и культурные образования, охватывающие целые исторические эпохи и включающие в себя культуры различных стран и народов, например виды культур, которые складываются на разных этапах человеческой истории (первобытная, средневековая, современная), или надэтнические культурные общности (европейская, христианская, арабская, советская (социалистическая), восточная и западная). Для обозначения образований такого рода используются также термины "культурный мир", "метакультура", "цивилизация".
Чтобы разобраться в многообразии культур, существовавших и существующих в составе мировой культуры, с одной стороны, необходимо их феноменологическое описание, т.е. описание реальных, конкретных культур как особых социально-исторических феноменов, с другой - типологическое описание, которое предполагает выяснение сходства и различия между культурами и создание их типологии, т.е. разделение их на различные типы. Если феноменологическое описание характеризует конкретные культуры, то типологическое - типы культур. К определенному типу могут относиться и много культур, и всего одна. Но и в этом случае типологическое описание есть описание не одной этой культуры, а общих черт, которые были бы и у других культур данного типа, если бы они существовали.
Определение и исследование типов культур наталкивается на немалые трудности. Тип - это идеальная, абстрактная конструкция, которая в обобщенном, схематизированном виде выражает некоторые существенные ("типичные") черты культур, отвлекаясь от их специфических особенностей. Однако каждая реальная культура уникальна, и отнести ее к тому или иному типу удается лишь с какими-то упрощениями и оговорками. Исторически существовавшие конкретные культуры лишь приблизительно соответствуют тому или иному типу. Они могут в чем-то отходить от его типичных черт и включать в себя черты других типов.
Характеристики, свойственные культурам одного типа и отличающие их от культур другого типа, можно выделять по-разному. Взяв те или иные из них в качестве критерия, культурологи строят различные типологии1. Существуют варианты типологии культуры, в основе которых лежат географический принцип (локализация в пространстве), хронологический принцип (локализация во времени), особенности религии, языка, экономики и т.д. Одна из самых важных проблем состоит в выборе основной типологической "единицы", т.е. исходной формы культурных образований, которые подразделяются на различные типы. За такую типологическую "единицу" целесообразно принять культуру как целостную и автономную систему, представляющую собой продукт исторического развития какого-либо народа, - культуру этноса или нации. Тогда типы будут представлять собой классы или группы этнических и национальных культур (метакультуры), а также разновидности культурных форм внутри этнических и национальных культур(субкультуры).