Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 20:50, реферат
Под массовым обществом обычно понимают социальную структуру, в которой человек становится обезличенной единицей массы людей, нивелируется, выступает безликим элементом социальной машины. Потребности человека подгоняются под нормы этой машины. «Массовым в философии культуры называется такое общество, - пишет П.С. Гуревич, - в котором производство и потребление приобретают стандартизированный характер, политика определяется стихийными реакциями населения, а культура утрачивает уникальность и тиражируется для всех» [1, c.315].
Введение
1.Элитарная и массовая культура
2.Информационная культура как часть современной культуры
Заключение
Список использованной литературы
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Культурология»
по теме: «Типология культуры»
Оглавление
Введение
1.Элитарная и массовая культура
2.Информационная культура как часть современной культуры
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Под массовым обществом обычно
понимают социальную структуру, в которой
человек становится обезличенной единицей
массы людей, нивелируется, выступает
безликим элементом социальной машины.
Потребности человека подгоняются
под нормы этой машины. «Массовым
в философии культуры называется
такое общество, - пишет П.С. Гуревич,
- в котором производство и потребление
приобретают
Актуальность избранной мною темы определяется тем, что я не согласен с критической трактовкой массовой культуры, широко применяемой сейчас меньшинством, избравшим своей специальностью исследование или потребление элитарной культуры. По моему мнению, зачастую трудно разделить принадлежность культурного феномена к той или иной культуре.
Целью настоящей работы выявление существующих типов культуры и принципа, положенного в основу их типологии.
В связи с поставленной
целью можно формулировать
· рассмотреть традиционно выделяемые типы, виды и формы культуры, их значение в современной культурной среде, роль в эволюции культуры;
· определить особенности информационной культуры как нового и прогрессивного вида культуры.
Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются основные типологические разновидности культуры, в третьем дается обзор особенностей информационной культуры, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны первоисточники по теме работы.
1.Элитарная и массовая культура
Процессы, происходящие в обществе, вызывают коренные преобразования в структуре и содержании современной культуры. Структура культуры эпохи информатизации усложняется. Она, с одной стороны, включает в себя элементы предшествующей культуры, а с другой, порождает ее новые области.
Что касается элитарной и народной культур, то они возникли еще в давние времена, когда умственный труд отделялся от физического и культура распространялась среди индивидов, находящихся на различных социальных ступенях, имеющих неодинаковый уровень образования и культурного развития.
Носителями элитарной культуры являются такие социальные группы, которые обладают некоторым уникальным социально-значимым ресурсом (властью, определенным интеллектуальным потенциалом). Более того, эти социальные группы, получившие название элит, способны реализовать свой потенциал и обеспечить не только хранение, но и воспроизводство своего ресурса из поколения в поколение. Любая элита обладает определенными специфическими признаками: поведением, внешней атрибутикой и даже своеобразием языка. При этом элита обладает определенным социальным статусом. Так, от нее в большей степени, чем от остальной части населения зависит настоящее и будущее общества. По мере существенных изменений в обществе сменяются и элиты, старые элиты заменяются новыми. Элиты поддерживают определенный духовный климат.
Предметом забот элит являются
не только наука и религия, но и
идеология. Для других слоев общества
элита является образцом для подражания,
выполняя в обществе символическую
роль, роль флага или гимна. Обладая
коллективным комплексом превосходства,
элита воспринимает культуру как
нечто свойственное только ей, как
результат отдельных взглядов творческой
деятельности своих членов. Именно
поэтому в прошлое время
Изменяется и традиционная народная культура. Ее содержание обновляется, пополняется новыми элементами. Традиционное содержание народной культуры испытывает веяния времени. Рождаются новые народные песни, а старые песни поются по-новому, в новой аранжировке, новыми исполнителями, в новом оформлении и в ином темпе.
Постепенно возникают новые сегменты культуры эпохи информатизации, получившие название субкультур. Приставка суб- обозначает противостояние этих сегментов культуры ценностям нормативной (элитарной и народной) культур. Под субкультурами понимают те социальные преобразования, которые отличаются от преобладающей и нормативной культуры по некоторым культурным признакам: обычаям, нормам, ценностным ориентациям, стилю поведения. Формирование субкультур, их наличие в обществе, как правило, вызвано возникшими в обществе потребностями в дифференциации духовной жизни, в выработке новых форм поведения и деятельности, которые адекватны новым социальным условиям.
Конечно, субкультуры существовали
и раньше. С началом разделения
труда, социальной стратификации в
человеческих коллективах, появлением
первых городских поселений возникла
и соответствующая
В процессе информатизации общества
все эти субкультуры
В современных обществах
элитарное, традиционное и массовое
составляющие пересекаются между собой,
представляют собой взаимопроникающие
элементы культуры, которые зачастую
не могут существовать друг без друга.
Образчики высокой культуры подчас
преподносятся в форме
В эпоху информатизации исчезает былое различие между материальной и духовной культурами. Это особенно характерно для компьютерной культуры, где материальные и духовные компоненты настолько органически слиты воедино, что это даже находит отражение в терминологии. Так, к примеру, «информатика» - термин, обозначающий и информационную технику, и науку об информации.
Все эти процессы, происходящие
в структуре современной
Многообразие структуры современной культуры еще не исчерпывается выделением элитарной, народной и субкультур. Возможны и другие «структурные срезы» культуры. Так, правомерно выделение области культуры, которая состоит из ценностей и идей, регулирующих жизнедеятельность людей. Она характеризует культуру как систему критериев общественного поведения людей. Другая область культуры объединяет социальные институты, которые обеспечивают функционирование этих ценностей и идей в обществе. Она характеризует культуру как систему социального контроля над ними. Последняя область культуры включает в себя не только систему образования, но и средства массовой коммуникации и информации.
Наконец, в структуре современной культуры возможно выделение обыденной культуры, которая осваивается человеком в процессе его общей социологизации в сфере переживания, и специализированной культуры, освоение которой требует специального (профессионального) образования. К этой специализированной культуре можно с известным основанием отнести принципиально новую, которая формируется в процессе информатизации общества и приобретает все большую значимость в жизнедеятельности индивидов и общества в целом - так называемую информационную культуру. Эта культура зарождается еще в индустриальном обществе, однако она является существенной частью культуры эпохи информатизации и вместе с тем важнейшим феноменом информатизации общества.
Вывод:
Так называемая массовая культура занимает промежуточное положение между народной и элитарной культурами. Начало ее формирования совпадает с появлением массового общества в эпоху индустриализма. Дальнейшее свое развитие она получает в процессе перехода к информационному обществу.
2.Информационная культура как часть современной культуры
Прежде всего, следует сказать, что в культуре эпохи информатизации можно выделить три уровня. Один их них выражается в обычаях и традициях. Он представляет собой как бы «осколок» прошлых культур. Второй уровень определяют сегменты культуры, которые обеспечивают возможности воспроизводства существующих в эпоху информатизации форм жизнедеятельности. Наконец, выделяется третий уровень культуры, который задает программу будущих форм деятельности людей. Именно этот последний уровень культуры в условиях современности получает мощный стимул своего развития, поскольку люди все чаще задумываются о будущем и их деятельность приобретает прогностический характер. Это обстоятельство связано с появлением новых наукоемких технологий, новых форм деятельности и усилением их творческого характера, изменениями в профессиональной и социальной структурах общества, с ускорением темпов общественного и научно-технического развития. В этих условиях резкое разграничение между «высокой» (элитарной) и традиционной (народной) культурой исчезает, чему в немалой степени способствует формирование массовой культуры.
Информационная культура - это важный элемент культуры эпохи информатизации. Это название не только соответствует названию формирующегося нового общества, но оно, как мы покажем далее, в большей степени, чем другие, выражает сущность и содержание этой новой культуры.
Представляя собой, важнейший сегмент культуры эпохи информатизации, информационная культура вместе с тем как бы пронизывает все остальные культурные фрагменты, функционирование которых в наше время невозможно вне зависимости от информационной культуры. Этим и определяется важность анализа информационной культуры. Что же представляет собой информационная культура?
Информационную культуру
следует понимать, прежде всего, как
часть общей культуры, один из важнейших
аспектов культурной деятельности вообще.
Она имеет черты, общие для
всей культуры: находится в неразрывной
связи с социальной природой человека,
является продуктом человеческой деятельности,
результатом активного